Экскурсовод заявил, что длина американских дорог - пять миддионов миль. Звучит красиво. В 1985 году в Барабинске проходила конференция по лигачевскому указу. До Барабинска можно добраться часа за четыре на поезде. Но июль был знойным и засушливым – и я решил рискнуть, отправился на звукопередвижке. До цели было сто километров, когда прошел дождь. Солончак стал непроезжим. Сто километров «Рафик» преодолевал сутки. На протяжении ста километров мы в кюветах видели сотни (!) машин. Наш водитель-ас удержал машину на насыпи. На коротких отрезках, где «рафик» двигался своим ходом, он также норовил попасть в кювет, скользя своевольно по желтому студню и совершенно не слушаясь ни руля ни тормозов. Но большую часть этих кошмарных суток мы со звукооператором Туханиным провели с лопатами в руках... Такое выпало мне в жизни лишь однажды, но запомнилось на всю жизнь. А каково приходится тем, кто и сегодня вынужден колесить по внутриобластным грунтовым дорогам? В 1996 году этот участок забетонировали. На его торжественном открытии начальник «Новосибирскавтодора» Булгаков сказал, что теперь эта дорога стала, «как в Америке»... В Америке... Сухопутный экскурсионный крейсер плывет, по широкой бетонной реке, окаймленной живописными Катскильскими горами. Параллельно дороге -- скрытая холмами Хадсон-ривер – река Гудзон. Многоуровневые развязки – эти великолепные инженерные сооружения, благодаря которым американские автодороги на несколько порядков безопаснее российских, уже примелькались.. Мне вздумалось перелить воду из одной бутылки в другую... Без проблем – в автобусе никакой тряски. Вспомнились поездки по сибирским «роудам», где приходилось держаться изо всех сил, чтобы тебя не полбросило до потолка, чтобы не расшибить лоб или затылок. На сером полотне дороги ни щербинки, не говоря о вспученностях и провалах, которых полно на сибирской автостраде.. Будь в России хорошие дороги, ее экономической развитие, при громадных природных ресурсах, было бы неудержимо. Великолепные дороги, гордость Америки, появились в стране в пору великой депрессии. Рузвельт организовал их строительство, решив две проблемы: улучшение инфраструктуры и ликвидацию безработицы. А что было до того, как появления автомагистралей? Когда европейцы встретились с аборигенами, они с увидели, что индейцы не имели лошадей и не знали колеса. Дороги инков были предназначены для пешеходов , поэтому на них встречались лестничные марши. Когда голландцы начали осваивать территории, где нынче США, они стали создавать водну транспортную систему. Генри Хдсон, чье имя носит река, прошел по ней до того места, куда едет автобус и где размещается столица штата – Олбани. Когда автобус попадает на Стэйтен Айленд, экскурсовод рассказывает о жизни с Корнелиуса Вандербильта. Парнишка со Стэйтен Айленда, заняв у матери двадцать пять долларов, купил лодку и организовал переправу на Манхеттен. Простой коммерческой идеи оказалось достаточно для победы над конкурентами. Он придумал расписание, которое соблюдал, чем привлек много клиентов. Потом у него уже было много лодок, а затем – и кораблей... В возрасте, когда другие бизнесмены уходят на он взялся за создание второй транспортной системы Америки – железнодорожной, чем увековечил свое имя в истории страны. Сегодня роль железнодорожного транспорта в объемах перевозок внутри страны незначительна. Автоперевозки выгоднее. Но это только на хороших и безопасных дорогах. А также здесь через каждые сто миль непременно – островок обслуживания с парковкой, гостиницей, медпунктами, ресторанами, автозаправками, станциями техобслуживания... На подъезде к Олбани автобус стал выписывать петли на железобетонном кренделе -- дух захватило. Архитектура путепровода проста, в то же время красива. Впрочем, как и весь Олбани, столица штата Нью-Йорк, давшего стране нескольких президентов. В его сегодняшнем облике ярче всего запечатлелась личность не президента, а вице-президента – Нельсона Рокфеллера. В бытность губернатором он решмл, что столица «имперского» штата достойна лучшей архитектуры, привлек архитекторов Уоллеса Харрисона и Джорджа Абрамовича... Те – рады стараться. В результате Олбани стал одним из популярнейших экскурсионных объектов Америки. И вновь наша группа в пути. На один день компания «Нью-Турс» свела нас, нью-йоркцев разных возрастов и профессий в целеустремленный коллектив, спаянный общим познавательным интересом. Едем дальше на север. В Саратогу, где на улицах бьют фонтанчики целебной минеральной воды. У Саратоги – своя история и свои истории, которые и представляют главный интерес для путешественника. Для внешнего облика Саратоги характерна эдакая милая подчеркнутая архитектурная игрушечность . Дома очень красивы и ни один не похож на другой. Большинство превращено хозяевами в небольшие семейные гостиницы.. Приезжие поселяются в них, гуляют по городу, отдыхают в парках, пьют минеральную воду прямо из источников... Я и сам заполнил бутылку естественной минеральной водой из фонтанчика и по возвращении в Нью-Йорк два дня с удовольствием попивал ее. В парке среди холмов – красивые лужайки, пруды с дикими утками, беседки, фонтанчики, скульптуры. На высоком постаменте – памятник американскому солдату-федералисту периода гражданской войны. Здесь в сто время было что-то вроде сборного пункта, куда приезжали добровольцы, прежде, чем отправиться на войну с южанами. Еще ранее под Саратогой американцы в сражении победили англичан. У входа в парк -- две красивые вазы -- шедевры работы Торвальдсена. Бросим прощальный взгляд, сядем в автобус и --- домой... В Нью-Йорк... Случится ли еще побывать в Саратоге? Бог весть. В Америке много чудесных уголков, которые хочется увидеть... Недавно мы с сыном побивали на Ниагаре, полюбовались на чудо природы – знаменитый водопад... За рулем -- сын, в эту сторону он ехал впервые, вел машину по карте... Это довольно сложно: съедешь по завитку с главной магистрали не в том месте – потратишь часы на возвращение. Правда, зеленые огромные щиты висящие поперек трассы информируют о предстоящих вперед пересечениях, ответвления, съездах и въездах. Сын не ошибся ни разу. Но вновь и вновь восхитило, насколько совершенна система американских автодорог... |