Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: 9616 [ символов ]
С Родиной в сердце! (Интервью с П.П.Плотниковым)
Здравствуйте, дорогой Павел Павлович. Костомукшская городская общественная историко-патриотическая организация «СТЕРХ» сердечно поздравляет Вас с замечательным событием в Вашей жизни – 90-летием. Костомукшские поисковики гордятся знакомством с Вами и рады видеть Вас, старого солдата, морского пехотинца, гвардии полковника в отставке и донского казака, учителя истории и писателя, в полном здравии с прекрасной памятью. Мы знаем о постигшей Вас тяжелой болезни – полной слепоте. Но Вы совершенно не изменились! Мы восхищаемся Вашим мужеством и духом воина, не раскисшего от отчаяния. Символично, что Вы назвали Вашу последнюю книгу «С Родиной в сердце».
Пал Палыч, Вы упомянули, что в течение 2-х военных лет служили «спецпропагандистом». Что такое спецпропаганда, на кого она направлена?
- Спецпропаганда явилась важнейшим средством ведения борьбы на идеологическом фронте. Моим оружием было слово. Я бил врага простым словом для достижения одной цели – давить на них психически, нагнетать и усиливать чувство пессимизма, неуверенности, развивать пораженческие настроения, заставлять их задумываться над последствиями дальнейшего сопротивления.
- Из кого формировались кадры спецпропагадистов? Когда Вы приступили к этой работе?
- Кадры спецпропагандистов подбирались из офицеров, имевших высшее или незаконченное высшее образование, политически надежных, с обязательным знанием немецкого языка. В феврале 1943 г. меня, переводчика разведотделения штаба, назначили спецпропагадистом 154-й отдельной морской стрелковой бригады на Сталинградском фронте. С осени 1943 г. я служил старшим инструктором по пропаганде среди войск противника 119 гв.див. 3-й уд.армии 2-го Прибалтийского фронта.
- Какими средствами и в каких формах приходилось вести пропагандистскую работу?
- Устную пропаганду я начинал вещанием на немецком языке с помощью обычного жестяного рупора. Он усиливал человеческий голос до 150-200 м. Летом 1943 г. поступила окопная звуковещательная станция (ОСЗ), состоящая из двух аккумуляторов, усилителя, патефона, динамика. Эта установка позволяла усиливать человеческий голос до 500 м. Перевозилось все это устройство в зачехленном виде на гужевой повозке. Мы её называли «звуковкой».
Обычно передачи проводились ночью, с воцарением тишины на передовой. Солдатам обоих сторон нужно было хоть немножко отдохнуть, придти в себя. Передачи велись из различных укрытий: из траншей и ячеек, блиндажей, из воронок от снарядов или авиабомб. Накрывался плащ-палаткой и начинал передачи.
- Для каких целей использовался патефон?
- Я освоил такую тактику: начинал передачи музыкальным вступлением. Иногда, по своему усмотрению, делал музыкальную паузу. Что это было? Немецкий солдат был стойким противником, но очень сентиментальным, что, на мой взгляд, нормально. У меня было несколько пластинок с записями немецких песен. Представляете, немецкий солдат, сидящий в окопе полного профиля, уже 3 года не слыхавший никаких мирных звуков, кроме голоса войны и смерти, вдруг замирал под звуками модной тогда игривой песенки «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта на немецком языке. Особая тишина воцарялась на передовой, когда я ставил пластинку «Колыбельная» Моцарта. Как рассказывали пленные, звуки мирных песен возвращали их домой, в Германию, к семьям и горьким мыслям о затягивании войны на Восточном фронте. Иногда пластинки с записями немецких песен, как бы в награду за то, что не открывали огонь во время передачи текстов, я ставил в конце передачи. Применялись также получаемые из штаба фронта патефонные пластинники с диалогами пленных немецких солдат.
- Помните ли Вы свою первую передачу?
- Прекрасно помню. Свою первую передачу в мае 1943 г., которую в проводил на части 48-го пехотного полка авиапехотной дивизии я закончил словами – Кто развязал эту войну? Гитлер – а из немецких окопов раздалось – Сталин. И сразу после этого начался сильный пулеметный огонь.
- Кто готовил тексты передач?
- Основу текстов составляли сводки Совинформбюро. Остальную программу я формировал сам. Особенно тщательно готовились передачи о наших победах, таких как, например, провал немецкого наступления на Курской дуге, поражение гитлеровцев у стен Сталинграда, снятие блокады и последующий разгром разгром немецко-фашистких у Ленинграда, мощных наступательных операциях красно Армии. В 1944-м г. аргументов о возрастании мощи Красной Армии и неизбежном поражении Фашистской Германии было предостаточно. Мы давили на психику каждого гитлеровского солдата тем, что поражение их неотвратимо, и единственным средством спасти свою жизнь и после войны вернуться к своим семьям является сдача в русский плен. Сильно потрясло немцев и расстроило их твердый боевой дух известие Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда. Очередной психологический удар мы нанесли противнику передачей важнейшего события: 17 июня 1944 г. по Садовому кольцу Москвы были проконвоированы 57 тысяч немецких военнопленных, пленных в Белоруссии. Этот факт явился сильнейшим моральным ударом по настроениям немецких солдат, т.к. геббельсовская пропагандистская машина не сообщила своему народу правду.
- Как еще удавалось влиять на настроения противника?
- С помощью листовок велась печатная пропаганда. Они поступали в большом количестве из 7-го отдела Главпура. Листовки были иллюстрированными, на хорошей бумаге производства издательства «Фронт иллю-стрирте», которое издавало газеты и брошюры специально для агитации и пропаганды в среде военнопленных. Иногда удавалось распространять листовки через войсковых разведчиков, которые уходили за линию фронта за «языком» и разбрасывали в немецких траншеях листовки. Помню, на реке Локия, притоке реки Ловать, мы освоили переправку листовок немцам ниже по течению на плотах. Листовки я нередко дополнял свежей информацией, допечатывая текст на машинке с немецким шрифтом.
- Вы как-то упомянули об агитминах. Что такое?
- Производство агитмин наладили во фронтовых мастерских. В деревянный корпус такой мины закладывались листовки. Запускали агитмины из 82-мм миномета. Летела она примерно километр, а потом в ней срабатывал специальный взрыватель, который выталкивал листовки из оболочки, и они разлетались над позициями врага.
- Расскажите об участии военнопленных в устной пропаганде? Что это были за люди?
- В основном, это были немецкие солдаты, добровольно сдавшиеся в плен, а также поляки, румыны, венгры, итальянцы, и др. Мы их назвали антифашистами, хотя не все они были таковыми. Наиболее надежными дикторами были немцы-антифашисты, которые передавали тексты на чистейшем немецком языке. Это поднимало уровень передач и силу воздействия устной пропаганды. Военнопленные проходили специальные курсы в течение 4-6 недель, и направлялись в распоряжение дивизионных спецпропагандистов. У меня за всю войну было 4 таких немца-антифашиста. Хорошо помню Вилли Рушкевица из города Иена (Тюрингия), уполномоченного Нац.комитета «Свободная Германия». Вили в начале войны с СССР осудили на 6 лет за распространение антифашистских настроений. Он шесть месяцев провел концлагере Дахау, а затем его направили на Восточный фронт в штрафной батальон. Летом 1942 г. он добровольно сдался в плен. Виллли рассказывал, что уже на второй день он выступил с обращением к немецким солдатам последовать его примеру и охотно согласился быть помощником в спецпропаганде. После войны, когда я служил в советской военной администрации в Германии (сначала в Тюрингии, а затем в Берлине), я встречался с Вили Рушкевицем,
- Пал Палыч, насколько опасное это дело – вести спецпередачи на противника?
- В ответ на наши передачи немцы часто отвечали огнем. Это было обычным делом. Но иногда слушали с интересом, и даже просили повторить. Лично мне повезло. За всю войну был всего два раза контужен.
- Как Вам удалось в течение всей войны сохранить в тайне свои дневниковые записи от СМЕРШа?
- По образованию я историк и отличался любознательностью. Все 975 дней, что я провел на фронте, я вел дневниковые записи. Да, мне повезло, в мой вещмешок не заглянул ни один смершевец, иначе не сносить мне головы.
- Пал Палыч, Вас по праву можно назвать бойцом невидимого фронта. Можно ли так сказать: - Вы воевали Словом? Согласны?
- Фронт-то был видимый, страшный и тяжелый, а мы для врага были невидимы. Враг нас только слышал или со страхом читал наши листовки. А вот результаты нашего фронта были видимы – подрывался моральный дух гитлеровского солдата. Слово - сильное оружие. В условиях войны слово в устах русского солдата, причем на немецком языке, было сильным и эффективным оружием, спасшим от верной гибели многих немцев.
- Павел Павлович, позвольте задать завершающий вопрос. Это правда, что в таком солидном возрасте, с ограничением по зрению, Вы продолжаете посещать школы города, проводить встречи со школьниками на уроках военной истории нашего Отечества?
- Да, это так. Когда позволяет здоровье, никогда не отказываю от приглашения посетить школу для встречи с учениками. Я прекрасно ориентируюсь во всех школах. Вы спросите как? Очень просто – я прекрасно помню количество ступенек, ведущих в каждую школу.
- Пал Палыч! Сердечно благодарю Вас за воспоминания о Вашей войне. Это очень интересно и важно, тем более, услышать настоящую правду о войне от человека такой редкой профессии и такой нелегкой судьбы. Берегите себя, Вы нам очень нужны, Человек с Родиной в сердце!
 
Вопросы задавал координатор КГОИПО «Стерх» Карен Агамирзоев
Дата публикации: 13.09.2008 22:55
Предыдущее: Первая мировая. Сибирь. Плен (главы 5, 6, 8 из исторического романа «БЕЛОМОРЬЕ»)Следующее: Толло и Корпи

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта