«Мир ловил и не поймал их…» Григорий Сковорода, украинский философ XVIII века Как-то мне пришлось работать в библиотеке Киево-Могилянской академии, в ее старом академическом корпусе. Уникальная библиотека, основанная еще во времена Братской школы (ХУ11в.), собиралась беспрерывно на протяжении четырех веков. Из-за давней традиции дарить библиотеке книги, сегодня есть возможность работать с уникальными изданиями - хрониками, летописями, инкунабулами, палеотипами, воспоминаниями, лекциями знаменитостей и огромным массивом рукописных документов. Углубившись в чтение, в окружении толстых пятиметровых стен и старинных фолиантов, ощутила истинный аромат времен. Не слышно шума улицы, вроде и не существуют информационные технологии и прочие «достижения» цивилизации, студиозусы приходят на занятия в особом облачении, а в отдалении мелькает фигура ректора Киево-Могилянской академии... Вопрошающе смотрит прямо мне в глаза со стены библиотеки. В окладистой черной бороде таится усмешка, он как будто вопрошает, а что ты сделала для своей страны? Как прославила ее, дщерь? Чем пригодилась Державе? Ректор не без основания считал, что человек должен быть полезен своей Державе и только личные заслуги пред нею делают человека достойным всяческого уважения. Эти идеи не вписывались тогда и не впишутся сегодня в критерии оценки человека обществом, но как нельзя лучше характеризуют Ректора, Владыку, душепастыря, и связаны с его церковной и общественной деятельностью. Мало того, стали краеугольным камнем реформ Великого Петра. Неужели тот, кто строго смотрит на меня пронзительным взглядом черных глаз сам Феофан Прокопович? Неужели сам великий Феофан, которого нарекли «общим наследием великих славян», персона столь значительная, что его даже собираются канонизировать, следит за мною? И эта фигура до сих пор находится в тени, замалчиваются его заслуги, ибо связаны неразрывно с историей государства Российского? Обрел ли вечный покой потомственный киевлянин, ректор Киево-Могилянской академии, один из основателей Российской академии наук в Санкт - Петербурге, ученый, писатель, иерарх Московской церкви, советник Петра Великого - один из наиболее ярких деятелей в истории Украины-Руси? Владыка Феофан считал, что человек прекрасен не только духовным естеством, но и телесным. Мало того, человек может быть счастлив и в стяжании земных благ, и сам эти блага разделяет на внешние и внутренние. Внешнее благо зависит от того, что делает жизнь комфортной и приятной, а внутреннее – это сам человек, его культура, воспитание, моральность. Учение Феофана не осуждает стремления человека к богатству в том случае, если сам человек умело распоряжается этим богатством. Состоятельный человек обязан думать о благополучии государства, вкладывая средства в развитие торговли, науки, строительство. Вот она, главная мысль Феофана – человек должен быть полезен государству. Добросовестная деятельность на своем поприще, является стержнем человека-гражданина. Такие воззрения, воспринимались неоднозначно. Принадлежность к боярским родам, почиталась тогда самой большой добродетелью, и сие утверждалось в официальном документе - «Табели о рангах». Интерес к этой персоне был у меня давно. Я уточнила у библиотекарши, действительно ли предо мною портрет Феофана Прокоповича, личности легендарной и до конца неразгаданной, противоречивого и умного исторического персонажа, о котором при жизни ходили легенды? Кто же вы, Владыка Феофан? Какой путь прошли, прежде чем стали доверенным лицом Государя-реформатора Петра Великого? И каково это, пройти путь ошибок и потрясений, необычайных взлетов и падений? Углубившись в чтение, я узнала, что жизнь великого реформатора отчетливо делится на два периода – киевский, период формирования блестящего философа, ученого, оратора, и петербургский – когда Феофан Прокопович выходит на подмостки истории в роли реформатора, политического деятеля. Вся биография великого деятеля загадочна, полна неожиданностей и недомолвок. Он родился в семье киевского купца, а при крещении получил имя – Елизар. Дата рождения точно не известна, где-то между 1670 и 1680 годом. В метрике мальчика записали на фамилию матери, что свидетельствовало о незаконном его рождении. Елизар рано осиротел и попал под опеку дяди - Феофана Прокоповича, ректора Киево-Могилянской академии. Большая часть жизни Елизара была неразрывно связана с этим передовым европейским учебным заведением, так как дядя направил мальчика с семи лет учиться в школу при Киевском Братском монастыре, где Елизару удалось стать лучшим учеником. Он получает прекрасное по тем временам образование. Церковнославянский и греческий языки, латынь и активное участие в диспутах, изучение передовых европейских философов и многое другое – все это стало базой мощного интеллекта. Именно образованность – главный козырь молодого Прокоповича, привлекала к нему внимание «сильных мира сего». Особая тяга к знаниям будет сопровождать Прокоповича всю жизнь. То ли врожденная склонность к авантюризму, то ли стечение обстоятельств, заставляют юношу стремиться к новым знаниям совсем не традиционным путем. После окончания Киево-Могилянского коллегиума, Елизар Прокопович поступает во Владимиро-Волынский униатский коллегиум, где принимает монашество и унию с новым именем Елисей. В униатском коллегиуме на Елисея обратили особое внимание (как и везде!), и направили в Римскую католическую академию св. Афанасия, где готовили богословов для пропаганды католичества среди сторонников православия. Нужно отметить, что в те времена благодаря открытости Киевской церкви, подобная практика давала такую возможность. И вот долгожданный Рим, вечный город с возможностью пользоваться знаменитой Ватиканской библиотекой, где, кроме богословских наук, Елисей три года изучал произведения древних латинских и греческих философов и историков, основы веры и становления католичества, а также произведения Кампанеллы, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника и прочих просветителей того времени. О выдающихся успехах и прилежании свидетельствует запись в документах коллегии «студент-философ больших способностей и наивысшего успеха». Однако же в октябре 1701 года будущий Владыка покидает великий Рим, не закончив полного курса академии, со скандалом, по неизвестной нам причине: «монах русинский сбежал из коллегии без какого бы то ни было предлога». Путь Феофана лежит через Францию, Швейцарию, Германию в город Галле, где происходит знакомство с идеями реформаторства. А после, добравшись до Почаевской Лавры, снова возвращается в православие и следует в Киев, где в 1704 году постригается в монахи, взяв себе имя дяди Феофан. Через год Феофан уже самый молодой профессор Киево-Могилянской академии. В Киеве жизнь Феофана наполнена чтением лекций на нескольких языках, написанием произведений, подвергающих резкой критике религиозный фанатизм, проповедями с призывом к разуму и необходимости образования для каждого, независимо от общественного положения. Такая независимая и оригинальная по тем временам деятельность привлекает к себе внимание Царя Петра Первого, пребывающего в Киеве и обратившего внимание на молодого профессора Киево-Могилянской академии. Царь приблизил Феофана к своей особе. /В настоящее время, можно сказать – взял его в свою «команду»/. Феофан Прокопович принял сторону Царя в конфликте с Иваном Мазепой и Петр Первый приглашает его переехать в столицу России Санкт-Петербург. Феофан не в восторге от такого предложения, ведь столица в то время лишь строилась, а научная и общественная жизнь в Киеве бурлила. В 1712 он становится ректором Киево-Могилянской академии с преподаванием многих дисциплин, в том числе теологии и арифметики. Современники отмечали необычайную увлеченность Феофана Прокоповича философией. Знаток неоплатоников, западноевропейских философов проповедовал много таких идей, которые никак не совпадали с общепринятым учением церкви. Церковники прозвали Феофана протестантом. Однако все изменилось в 1716 году, когда Царь Высочайшим Указом вызывает Феофана Прокоповича в Санкт-Петербург. Начинается новый этап жизни великого деятеля. Феофан становится ближайшим советником Царя по вопросам образования и церкви. Особая миссия Феофана состояла в том, чтобы составлять обоснования для реформ, предпринимаемых Петром Первым. В наше время, многие бы отметили, что Феофан был отличным пиарщиком. Активно участвуя в политических проектах, проповедуя при всяком удобном случае, он осуществляет театральные постановки, прекрасно сознавая влияния театра на элитную публику. Трагикомедия «Владимир» пользовалась особой популярностью. В аллегорической форме, с намеком на то, что святой Владимир – это сам Петр Первый, а под «поганскими» жрецами подразумевая бояр, которые всячески противятся реформам, Владыка нажил себе множество врагов. Бояре весьма негативно воспринимали постановку, а Петр был от них в восторге. Феофан обзаводится новыми друзьями, по сути, это элита России - Татищев, Кантемир, художник Матвеев и многие другие. Подобные знакомства способствовали появлению группы просвещенных людей «Ученой дружины», которая послужила зарождению множества передовых идей. Феофан Прокопович как ректор Киево-Могилянской академии способствует организации Санкт-Петербургской Академии наук: основывая кафедры философии, математики и естествознания. И опять он покоряет всех своей эрудицией! Об этих его талантах историк Татищев напишет: «Наш архиепископ Прокопович был в науке новой философии и в богословии настолько ученым, что на Руси равного ему не было». Всячески печется Феофан о молодежи: опека талантливых молодых людей становится неотъемлемой частью его жизни. В Петербурге он открывает школу для сирот, из которой впоследствии выйдет много выдающихся российских ученых. Наиболее талантливые отправятся учиться заграницу или в Академию. Таким образом, под патронатом Прокоповича, 160 мальчиков получили блестящее образование, изучив риторику, математику, философию и живопись. Феофан Прокопович преподает, а его «Букварь» и «Первое учение отроков» становятся настольной книгой для славянских народов, а также молдаван, греков, грузин. Не так все благополучно в жизни Феофана, как кажется на первый взгляд. Пристально следит за ним не только столичная знать, церковь, но и Тайная канцелярия. Еще в Киеве делами Феофана заинтересовались церковники, и даже завели на него дело. В чем только не обвиняли Феофана, и в протестантизме, и в ереси, и в презрении к наследию православия - в свое время Феофан де непочтительно отзывался о киевских мощах, сообщил об этом в канцелярию некий аноним, но... Дальше – больше: Феофан берется за реформирование Православной церкви Российской империи. Разработка «духовного регламента» привела к тому, что в 1721 году Петр Первый упразднил патриаршую кафедру, да и само патриаршество. И получилось так, что Русская православная церковь стала полностью подчиненной светскому государству по воле монарха, повторяя историю Византийской империи. Трудно представить, каким ударом стало это для церкви. Немаловажным фактом является и то, что имущество церкви перешло в подчинение светской власти! А это не шутки! И только в 1917 году это положение было отменено! Считается, что данная реформа привела к расцерковлению науки, искусства и литературы. Деятельность Феофана подвергалась столь жесточайшей критике, что трудно себе представить. Доносы, анонимки – все шло в ход, чтобы опорочить его перед Царем. Но и в интригах Феофан преуспевал потому, что широко использовал свои таланты, а вести противоборческую деятельность ему довелось еще целых девять лет, до смерти Петра Первого. В анналах истории запечатлена знаменитая речь Феофана Прокоповича у гроба Царя в Петропавловском соборе, которая начиналась словами: «Что это? Россияне, что мы видим, что мы делаем? Петра Великого погребаем!» Смерть Петра не нанесла урона блестящей карьере Феофана. Поддержка жены Петра Первого - Марты Скавронской, затем поддержка Анны Иоанновны, позволяли ему «держаться на плаву». Правда, приходилось иметь дело с доносами и дискредитацией своего главного врага - архиепископа Великоновгородского Феодосия (Яновского). После устранения Яновского Прокопович занял Новгородскую кафедру и стал главой Святейшего Синода, т.е. самым высоким иерархом в российской церкви. Еще один примечательный штрих – Феофану Прокоповичу при жизни удалось нажить столько врагов, что трудно себе представить. Стремление к власти подогревает в нем желание быть повсюду первым. Блестящие выступления, возвышенная риторика сочетались, странным образом, с одновременным сочинительством доносов. Неугодных бросали в остроги, ссылали в отдаленные монастыри по навету… высокообразованнейшего Владыки Феофана Прокоповича. Многочисленные обвинения в адрес последнего бесследно растворялись в коридорах Тайной канцелярии, ну а сам Владыка в очередной раз становился победителем. Быстро вертится колесо истории, перемалывая в жерновах судьбы талантливейших людей. В сущности, трудно назвать человека, который бы нажил себе за жизнь столько личных врагов, как Феофан Прокопович. Амбиции и беспрерывное стремление к власти не покидали его ни днем, ни ночью. Следует отдать ему должное, что он произнес немало блестящих речей, шедевров возвышенного ума. Однако еще больше на его счету мерзких доносов, из-за которых людей бросали в казематы, ссылали в самые отдаленные монастыри или остроги. Богословская полемика с Феофаном иногда воспринималась как политическая крамола, и Прокопович не стеснялся выносить ее на рассмотрение Тайной канцелярии, где лично появлялся едва ли не чаще, чем на заседаниях Святейшего Синода. Жертвами его наветов стали иерархи церкви того времени: Феодосий Яновский, Гедеон Дашков, Феофилакт Лопатинский, Маркел Родышевский и многие другие, кто был обеспокоен его позицией и поведением. Прокоповичу случалось быть обвиненным по, казалось, неопровержимым пунктам, тем не менее, он всегда выходил сухим из воды, в отличие от своих оппонентов. После смерти всех покровителей царской фамилии, Феофана постепенно начинают доставать враги так, что даже у него возникают мысли об эмиграции. Однако природная изворотливость и ум позволяю ему выходить «сухим из воды». Феофан уцелел, но влияние на русский трон утратил. Умер Феофан Прокопович в 1736 году в Новгороде, будучи архиепископом Великоновгородским и последними словами его были: «О, голово, голово, ума напившись, куда ся приклонишь?». За окном ХХ1 век, многое изменилось, однако горечь, оттого, что мы по-прежнему не ценим свое национальное достояние, осталась. Новые герои, точно так же, как и прежние – сегодня расшибают свои гениальные лбы о стену бездушия и безразличия к таланту у нас, а талантливые дети снова разбросаны по всему миру. Где вы, современные гении - философы и общественные деятели, врачи и архитекторы, инженеры и ученые - «камо грядеши» мы без вас? |