Произведение |
|
Объем: 6398 [ символов ]
|
|
|
|
Лицом - в прошлое... |
Посвящаю Павлу Отставнову - с душевной благодарностью за его творческую чистоту, подвижничество и силу духа в отстаивании и поддержке самобытного Авторства. Критическое эссе о Поэзии и не только... Вы когда-нибудь пытались идти спиной вперед?.. Вот-вот – и я о том же – неестественно и неудобно. Вертишь головой, чтоб не навернуться, и лишь боковым зрением улавливаешь что-то там впереди, потому что капитально приложиться о земную твердь еще никому не доставляло удовольствия. А между тем, подобное «хожение» весьма характерно для многочисленной армии наших критиканствующих авторов и литераторо-филологов. Десятилетиями двигаются они в этакой манере, множась и мельчая до молекулярного уровня, вглядываясь до рези в очах в отливающие настоящим золотом разновеликие отечественные вершины Поэзии: Пушкина, Тютчева, Цветаеву, Есенина, Маяковского, Ахматову, Мандельштама... Двигаются они так и все никак не могут понять, откуда же вырастают новые горы, совсем не соответствующие канонам прошлого: Рубцова, Губанова, Бродского, Прасолова, Елагина, Высоцкого?.. Только что был какой-то невзрачный пригорок и вот – на тебе – уже почти вершина... И откуда «оне» и когда так быстро произросли?.. Это ж – опять – надо сверяться, а эти новые вершины какие-то существенно иные... Ну, так ли, эдак, но раз выросли и уже в поле зрения, приходится включать их в свой реестр, а то еще сочтут ретроградами. Сверились, почитали, подвели базис и... опять в путь-дорожку – лопатками вперед... Я ни в коей мере не умаляю Величие Классиков. Они незыблемы. Но, граждане критиканствующие, хотя бы ради разнообразия ощущений иногда пытайтесь все же идти естественным образом – лицом вперед! Вы даже не представляете, сколько удивительных находок высветится перед вами! Нет, не желают. Желают, чтоб все шло по прежним правилам оценки новых имен – с точки зрения соответствия законам установленных вершин. Ремарка в скобках. ((Те самые Классики, которые при жизни еще ими не были, только тем и занимались, что ниспровергали существующие каноны и двигались, глядя во все глаза вперед, своим уникально индивидуальным путем. И сверялись они с вершинами тех времен настолько, насколько это соответствовало их представлению о том, что в местных вершинах действительно соответствует уровню Поэзии настоящего и будущего - не более)). Но это не является критерием для наших критиканов, они этого замечать не соизволяют. По каким же законам они оценивают уровень нынешних авторов? Закон, говоря прямо, один – щепетильно придерживаться апробированных приемов. Вот – пример позитивно одобренного ими стихотворения, признанного образцовым. Автор за 1-2 месяца-года освоил навыки стихосложения и набрал тот уровень, что их удовлетворил. Читаем... Так – размер, ритм, рифмы, идея, концовка, благородные эмоции и праведные чувства, историческая достоверность, содержательный сюжет, шлифованный слог, правильные образы, пристойные метафоры, даже есть попытка обозначения оригинальности... Действительно, вроде хороший стих. Как будто все есть. Читаешь еще раз. Почему-то становится менее интересно. Еще раз... Что-то улетучивается. Почему? Отвлечемся. Пример. Знаете, иногда по магазинам ищешь-ищешь для себя интересную вещь, и вдруг – вот она: броская, необычная, фасонистая... Сейчас будешь мерить. Случайно переводишь взгляд и вновь смотришь на нее. Снова отвлекаешься... И очарование куда-то исчезает. А эта поначалу привлекательная вещь при последующем осмотре оказывается совсем зауряднейшей. И думаешь потом - что ты в ней нашел ранее, что тебя так привлекло?.. Однако, вернемся к стиху. Ситуация схожа с покупкой. Смотришь на него после третьего прочтения и НЕ ПОНИМАЕШЬ – что могло тебя привлечь в этом грамотно сооруженном тексте? Почему оно привлекло? Пытаешься заглубиться в собственное первоначальное впечатление... и не можешь. Почему? – не дает покоя вопрос. Снова смотришь в текст. Он читается легко, автор увлекательно ведет за собой, ты почти согласен с ним и после точки благодушно пытаешься задуматься. Какое-то шевеление возникает в районе переносицы... И внезапно понимаешь, что НЕТ здесь Поэзии! Есть только ее внешние признаки. Декорации в павильоне. Пытаешься прочитать еще раз, но даже не дочитываешь. Все исчезает навсегда. Где оно, где?.. «А был ли мальчик»?.. Что же тогда есть? А есть правильный текст, выполненный где-то даже симпатично, с соблюдением всех законов жанра, НО по ЧУЖИМ установленным правилам... Ясность, понятность, четкость, осмысленность и... предсказуемость. И уже не помогает ни тема, ни живость подачи, ни крепкий материал, нашпигованный современными идеями... Холодно, скучно, мертвенно - третичная поделка. И сразу приходят на ум тысячи подобно сочиненных текстов... Пустота. Вспоминается фраза И. Анненского в его статье «Что такое поэзия», которую он начинает с обескураживающего: «Я этого не знаю», а потом признается, что «ему хочется уйти куда-то от этих банальных метафор, наивных гипербол и отделаться, наконец, от этих МЕТКИХ ОБЩИХ МЕСТ». Вот как назовем мы это стихопритворство – сооружением «метких общих мест»! Нет Поэзии там, где нет Личностного, Авторского нехоженого уникального пути, где нет своего, ни с кем не сравнимого голоса, где нет пропущенных через сердце страданий мира. Нет Поэзии там, где не происходит мучительное рождение свободного существа-Стиха-ребенка, с виду и неказистого, который имеет свои родимые пятна, шероховатости, изъяны, угловатости или иные отличительные черты. Невозможно стандартизировать и создать это Дитятко заведомо, умом, практикой или подбирая и модифицируя химические ингредиенты. Даже если в лаборатории тебе подготовят все составляющие элементы творчества, ты не сможешь схимичить их в Стих. Лишь «вывернутая наружу душа» /по мысли М. Бахтина/, способна создать произведение. Невозможно научить и научиться творить, как бы ни пыжились авторствующие критиканы и критиканствующие авторы со всей своей аптекарской рецептурой техники и профессионализма. Поэзия – НЕ профессия. Это состояние избранных людей. А уж кто избран, тот и будет идти так, как ему дано - прямо, глядя ВПЕРЕД и ощущая за спиной энергетическую поддержку Вершин. С попутным ветром. С Божьей помощью! Повернитесь лицом к Авторам! 09.03.2008г. |
|
|
Дата публикации: 13.05.2008 23:05 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Эссе-призыв, страстное и глубоко лично выстраданное… А к чему Автор призывает? «Сбросьте старых богов, водрузите на пьедесталы новых…» Так? Нет, не так всё задумано и выражено Александром. Вчитайтесь в текст эссе… А я, пока Вы читаете, немного отвлекусь и задам сам себе вопросы: «Действительно ли Пушкин – это «наше всё»? Наше – безусловно, но «всё» и больше ничего и никого не надо?» «Возможно ли не любить Достоевского?» и т.д. по Списку гениальных… Корень вероятных ответов лежит в других вопросах: «Человек – это существо стадное, или индивидуальное?» «Возможно ли духовное развитие человека?» И я сейчас говорю о людях, которым НУЖНА Литература. Уверен, что бого(естественно-природо)устроенная жизнь предполагает индивидуальное развитие каждого человека. И такой человек востребует именно то, что ему индивидуально ближе. В том числе и близких по духу Авторов-поэтов. И не одного… Это для человеческого стада достаточно одной книжки-цитатника…. Но так ли важно появление новых Авторов, может быть, уже и тех, кто написал ранее, достаточно … Классиков теперь… И они написали уже «всё», всё что надо… Само появление Новых Авторов – это объективно существующее явление. Хотим мы – не хотим, но Авторы, почувствовавшие в себе поэтическую (или другую авторскую силу) будут писать (и т.д)… А зачем Автор пишет – это чаще всего не ясно и ему самому. А, действительно, зачем пишет? Зачем в Душу родившегося закладывается талант к какому-то роду деятельности? Зачем человеку нужно развивать этот талант, воплощать его в жизнь? О, если бы благодарное человечество со слезами радости на глазах встречало каждую строку Автора, о, тогда вышеуказанные вопросы и не возникали бы… Но, увы, чаще Автор (поэт и т.д.) встречает угрюмое молчание, непонимание, зависть, злобу… И естественно задумывается Автор: «Зачем мне писать, коли это не надо никому?» Но вновь Автор возвращается к первому вопросу: «А для чего тогда мне от Бога (Природы) талант дан?» И… И продолжает писать. Потому как не писать он не может! Но, все же, зачем? А затем, что Авторство – движущая сила Жизни. А Жизнь без движения, остановка движения – это смерть! Осознанно, или нет, но Автор борется против смерти. Борется чаще в одиночку, один на один. Откуда силы берет? От Бога(Природы), от тех Авторов, кто уже сделал всё, что смог и ушел… Пока Автор – это Автор, не рвется эта Великая Связь человечества с Богом(Природой). И посредством этой связи к человечеству приходят знаки, откровения важнейшие и своевременные… Литература – это не наука. Литературными средствами выражаются не строгие, образные доказательства сути явлений, даются прогнозы, предостережения… Вот именно в этом и заключается важность появления новых, современных Авторов (нет, не только пишущих Авторов, а Авторов в любой сфере жизни). Они обеспечивают движение жизни и осуществляют связь с Богом(Природой). Вот почему эссе Александра Сухих является актуальным. Вот почему важен поиск и поддержка Авторов. Вот почему не надо Авторов разделять: на «классиков» и не классиков; на «старых» и молодых; на городских и деревенских, по национальностям и т.д и т.п по списку формального подхода… Автор – он и есть Автор, если он есть Автор. И суть его именно в авторстве. И призыв Александра нужно поддержать делом, всем тем, чем мы в силах и можем поддержать. А чем? Вниманием друг к другу, терпением, желанием понять, поддержкой взаимной… Это мы точно можем! «Повернитесь лицом к Авторам» - это призыв, обращенный к нам, Авторам-прозаикам-поэтам, Авторам-критикам (критик – это тоже авторская деятельность). Каждый росток Авторства должен быть поддержан. Авторство – это движение жизни… А жизнь без движения – это… | | Павел, искренне благодарю за ответность и глубокое вчитывание в эту важнейшую для меня работу! Знаете, я хотел ее посвятить Вам, но не нашел пока в полной мере необходимых слов. Если Вы позволите, я еще сделаю попытку и попытаюсь найти точные слова? В будущем нам бы надо провести какой-то Конкурс под каким-нибудь эдаким названием: "Дорогу его Высочеству самобытному Автору"?.. Или - по-другому?.. Как Вы полагаете, мне удастся Вас расшевелить на это? Подберем Команду с хорошим Председателем-администратором... :) А?.. Это ведь тоже есть некое локальное объединение... Ваш Отзыв можно и нужно назвать полновесной критической Статьей и Высокой публицистикой! Эта наша взаимная подпитка друг друга чистой знергией созидания помогает лучше осознать самого себя, найти новые стимулы, нюансы, ощутить надежду, что творить еще ЕСТЬ для кого... |
|
| | "Ли-ра располагается на вершине собственных развалин..." - Морис Бланшо. Вся беда, Алекс, в давно устоявшихся до банального - словах. Нас так долго учили общепринятому, нам так долго привыкалось к дословному, что однажды, образы, внущаемые раньше, пришли в несоответствие с творческим поискам пишущего. Однажды это должно произойти, иначе ты станешь заложником естественных слов. Однажды они должны стать отправной точкой к необъятному. Заходи, поперемещаемся куда нибудь можно еще поговорить)))) | | Алла, рад Вас слышать и ощущать - общеНЕпринятое в постижениии Слов и Поэзии! Куда перемещаться-то призываете?.. :) | | как куда))) к параллельным словам! Есть такое понятие - нарушение правильной логической речи, анаколуф называется. Знаете, что я читаю в последние три года? - словари. Это оказывается такой экстрим. Кто то сказал(по памяти), мол, хорошо сказанные неправильности стирают грань между "как нужно" и " разрушительная поэзия". Умные книжки...Но это чужие мысли, которые вольно или невольно отпечатываются в мозгу, мешая собственным. Так что: никогда не знай! творческим людям , как чистый лист бумаги))) | | Тут главное - не уйти ТАК ДАЛЕКО, чтоб не стать совершенно нерасшифровываемым :)) По поводу "умных книжен" отвечу словами Льва Николаевича: "Я сначала думал, что то, что способность учиться есть признак тупости, есть парадокс, в особенности не верил этому потому, что я дурно учился; но теперь я убедился, что это правда и не может быть иначе. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих. Сомнамбулы учатся лучше всех". :)) Вот эти сомнамбулы, напичканные умозрительными знаниями, бесконечно исследуют "явления материального мира... и очень удивляются тому, что чем больше они узнают из того, что им не нужно знать, тем больше остается неузнанного ими"... :) Я всегда стараюсь поддержать Авторов, которые пытаются выломиться из заклишированных слов и тоже, как Вы, вооружен всеми последними словарями! Кстати, если нужно будет чего из новых выходящих Словарей - это моя работа, у меня торговая страница на одном из Сайтов. Будет желание - дам ссылку. Цены для поэтических сестер-братьев несоизмеримы с заявленными :) |
|
| | Здравствуйте, Александр. Только сейчас заметил Ваше посвящение… Честно говоря, даже смущен… Я, как мужчина и автор, пишу не ради чего-то для меня… Нет, конечно, я не идиот и рад бы получить то, что Вы называете «Признание», но… Слишком хорошо знаю эту нашу жизнь и особых иллюзий не питаю… Но, как и Вы, говорю то, что, как мужчина и автор, должен говорить… И ваше посвящение воспринимаю как… как плечо друга. Легче мне, Александр, стало, легче! Вот за эту поддержку и спасибо Вам! Конечно же, я буду вместе с Вами делать всё возможное, чтобы помочь истинным авторам. Даже соглашусь участвовать в жюри конкурса, хотя мои «галеры» за хлеб на столе – это без выходных… Но, если надо – то помогу всем, чем смогу. Статья (основанная на моих отзывах) о Вас разрасталась, разрасталась и вылилась в 16 страниц! С сегодняшним отзывом – это уже на 17… Перечитал и понял – это, кроме меня и Вас, читать никто не будет! Эта статья останется для нашего внутреннего рассмотрения, а я засел за новую статью… Концепция сложилась – пишу. Надеюсь, будет коротко, по сути и как доброе приглашение… А мои отзывы читатели прочитают, когда придут к первоисточнику. По эссе я рад, что приходят интересные читатели. Такие, как Алла Барлинова. Тема, какую предложила Алла, это большой и нужный разговор. Очень надеюсь, что его поддержат другие читатели. Это очень важно! Мои языковые исследования начались давно. Русский язык меня давно заворожил: Чехов, Булгаков, Бунин, Зощенко, Ильф и Петров и далее по Списку гениальных… Не даром Вы, Александр, призываете своим эссе критиков и литературоведов НЕ разрывать авторскую языково-стилистическую связь времен… Почему именно критиков и литературоведов? Потому что связь то эта объективно существует, так как, наличие Классиков – это объективная данность, но и талантливые авторы появляются и появляются… Увы, новых авторов не печатают, и они пропадают не узнанные и не познанные. Беда ли это личная только этих «новых»? Нет, беда это всей литературы и общества. Критик и литературовед – это не «приватизаторы» темы, а авторские проводники того, что приносят авторы-литераторы, и… И, что очень важно, критики и литературоведы – это постановщики задач. Тех задач, какие им, как специфическим авторам, являются из… Откуда эти задачи являются – это ведомо только самому критику-литературоведу-автору… Но желательно, чтобы эти задачи шли от исследованной ими истории литературы и от Бога(природы), а не от земного горкома, а, тем более, не от Врага… Истинные критики и литературоведы – знают пути движения литературы, освещены посланиями, куда двигаться дальше… Всем ли авторам нужны критик и литературовед? Нет, конечно. Есть авторы-литераторы в полной мере охватившие связь со своей Душой. Да, такие, движимы своим пониманием Пути… Но больше тех, кому надо подсказать, что пока связи с индивидуальной Душой нет, а есть и те кому надо сказать, что талант их лежит не в сфере Литературы. Таким надо искать еще, иначе жизнь пропадет! Поиски нового языка? Я, когда начинал писать роман-«былинушку» «Обезьянинов…», засел за фразеологизмы русского языка… Это, уверяю, целая Вселенная! И каждая пословица, поговорка и т.д. дают весьма плодотворный толчок! Чем и воспользовался! Затем в поисках своеобразного жаргона (нет, свой язык – это не моя задача!) – засел за… Словарь! Ожеговские 80 тыщь слов – проштудировал с карандашом, вчитываясь в каждую букву! Именно так начинает открываться история слова: его рождение, его жизнь сегодняшняя, продолжение жизни, и, возможное, новое рождение… Эти, представьте себе какие многотрудные, поиски и позволили создать НЕ новый язык, а своеобразный и… И, это весьма важно для меня, в этом ерном романе я обошелся без единого матерного слова, а нашел адекватную замену в существующем языке и в новообразованных словах. Кстати, когда я задумал вторую книгу «Обезъянинов…», то ВТОРОЙ раз проштудировал вновь те же 80 тыщь слов и… открыл для себя еще десятки интересных слов, какие можно переставить в иные смыслы, иные значения, и… и родились еще много новых интересных слов путем перерождения (перерождения - не в смысле «извращения»!) из живущих… Это я о том, что Старик наш, Великий и Могучий, еще очень и очень по- молодому Жив, и очень и очень плодовит! Что же касается поисков Нового языка… Я писал ранее, без тени иронии, что не исключаю наличия в психушках Авторов, которых подобно Ивану Бездомному рядят в сумасшедших… И все потому, что не понимают их, этих Авторов, языка! И не важно, сами ли они создали этот язык, или говорят на языке внеземном, как переводчики… Но их не понимают, а коли не понимают, то… Далее по «нашему», «земному» списку… А между тем, по высказываниям истинных критиков и литературоведов, Иван Бездомный – «…следующее звено в цепочке героев московских глав романа "Мастер и Маргарита" с помощью которого решается проблема свободы и несвободы ...» Вот так! Посему я понимаю Александра, который говорит о: « главное - не уйти ТАК ДАЛЕКО, чтоб не стать совершенно нерасшифровываемым…» Понимаю и Аллу, если у неё есть стремление вырваться из оков языка (это стремление – есть устремление божественного порыва), надо, надо Алла дерзать, и именно, когда молодой! Надо стремиться выходить за заведомо установленные рамки. Но, я никогда не буду рассматривать человека, который вышел за рамки человека, рамки божественной установки… Приблизьтесь к Богу, станьте в человеческом проявлении божественным по силам и добру – это я принимаю и буду рассматривать с величайшим почтением и УЧАСЬ у ВАС! Учась, так как сам, конечно, еще далек от Бога! Александр, искренне рад за Вас! И за Ваше эссе! Повод все это дает для весьма вдохновенного и интересного разговора! С искренним уважением и теплом, к Вам Александр, к Вам Алла, и ко всем заинтересованным читателям! Ваш, Павел Отставнов. | | Доброго времени суток, Павел. Я не устаю удивляться Божьим знакам, этим маячкам, этим случайным неслучайностям, которые "видящий да увидит", но которые может пропустить ленивая и закрытая душа. Это я все про ту Вашу тему о Высоцком, когда мы познакомились. Меня будто что-то толкало туда! Я не хотел вступать в эту, как мне казалось - пустую полемику (как и многие болтательные темы Форумов), но неизменно возвращался, мысленно споря с участниками. И наконец - не выдержал... И теперь думаю, а если бы я не включился в тот разговор - какой бы это обернулось взаимной ПОТЕРЕЙ, взамной НЕУСЛЫШаННОСТЬЮ и обедненностью! С большой Радостью я воспринимаю Ваши трогательные, дружеские слова благодарности - они взаимны! Я по себе знаю, что это за редкостные ощущения, когда становится легче, особенно при нынешней обрыдлости жизни... В Вашем лице, понимании и глубинном погружении я уже давно видел родственную душу Друга и истиного Литератора! Мне тоже стало именно ЛЕГЧЕ, когда мы с Вами так творчески и человечески затеплились. Это сейчас редкость - взаимопонимание и внутренняя доброта. Спасибо за Я признателен Вам за согласие на будущий Конкурс на ЧХА. Думаю, это будет не ранее осени - сейчас время и ситуация - не те. Надо все обмозговать, подготовить и выстрадать тему. Предлагаю Вам на досуге тоже помараковать. Мне пришла в душу отдаленно-предположительная болванка названия - напишу ее с ящика, чтоб не высвечивать раньше времени... А Вы обдумайте на досуге варианты, ладно?.. :) Статья обо мне пусть останется между нами - Вы правильно решили. Главное то, что она дала Вам толчок и силы для новой Работы - и Слава Богу! В будущем на ее основе, может, выйдет предисловие к моей Книге. Жду от Вас письмо с Файлом на мыло: poes-arxa@mail.ru Да и вообще нам уже нужно кое-какие тонкости в общении обсудить приватно - есть подробности не интересные для Читателей и их не хочется выносить наружу. С Аллой Барлиновой мы переодчески активно общаемся. Она опытный самобытный Автор и я ей весьма благодарен - это именно она приохотила меня к форме японского сонета-рэнга. И это вылилось в венок сонетов - мой любимый цикл: "По волнам рода"! Тема Языка очень важна - именно ее я пытаюсь поставить во главу будущего нашего с Вами Конкурса. Как говорится: "Нам и карты в руки":)) Надо еще упросить Аллу пойти в Судейство! С языком у меня тоже особые отношения (столь огромную работу по освоению Словарей, как Вы, я не прошел, Вы просто - гигант!!) и я постоянно погружаюсь в эту, действительно, "вселенную". Очень много мне дало житие на малой родине, на Алтае, где язык еще корневой и не замылен искуственными правильностями. Сейчас читаю 3-х томный труд Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Потрясающая книга. Как и Вы, я сначала прочел много русской и зарубежной прозы, в поэзию начал входить позже. Русская проза для меня начинается с Достоевского, Гоголя, Чехова, Булгакова, Аверченко, Шукшина... Гениальна, неповторима публицистика у Л. Толстого!! Это - запредельно! Поэзия моя - это, во-первых, Серебряный Век. Мой любимец и первейший Наставник - И. Северянин! Далее: Цветаева, Анненский, Есенин, Мандельштам, Б. Садовской, С. Черный, Г.Иванов... Из поздних - И. Елагин, Бродский, Л. Губанов, Высоцкий... :) Из ранней классики - Шекспир, Пушкин... Очень ценю Рубцова, Тарковского, Прасолова... Из современных - Зульфикарова и Чухонцева... Языку и его энергетике нужно усиленно учится у Классиков. Это бесконечный Путь! Насчет того, кто кого ведет вперед - Литературоведы-Критики Авторов или наоборот, - это вопрос неоднозначный. Думаю, они продвигаются вперед друг за другом, но чаще впереди все-таки Автор-писатель - ОН пашет целину! Насчет "наличия в психушках Авторов"... Любимым Поэтом Цветаевой был гениалььный Т.Чурилин,который переодически сидел в дурдоме, а его выручали оттуда друзья. Почитайте, если не читали... Я хотел бы прочесть Ваш роман, но не переношу читать большие формы в виртуале. Я люблю дух живой Книги. Если Вы сможете как-то распечатать его, хоть просто на листы - буду рад при встрече или через пересылку обменять его :)) на мою единственную книгу. Согласен всей душой, что "Старик наш - Язык, Великий и Могучий, еще очень и очень по-молодому Жив, и очень и очень плодовит"! И мы еще соберем и сохраним Плоды с его деревьев"... С Божьей Помощью! С теплом, Александр Сухих. | | Очень интересный Вы, Александр, человек, писатель и читатель. Я весьма был далек от поэзии, из моих случайных «стихов» меня переживет, видимо, только «Опять насиловать березку?», но не по силе формы, а по горькой точности… Но общение с Вами, с Валентином Алексеевым постепенно раскрывает мне красоту поэзии, силу и истинную суть поэтического метода познания жизни и её отражения. Буду находить время, и читать тех авторов, каких рекомендуете Вы и Валентин. Я верю в Ваш вкус. Сегодня у меня день рождения, но работал, как всегда впрочем, в выходные, готовился к завтрашней поездке по делам в соседний город. Сейчас с вами переговорю, и сядем с домашними за обед, шампанского выпьем… Я, может быть, успею сегодня Вам письмо отправить по электронке, но на всякий случай свой адрес сообщу здесь: opn1@yandex.ru Роман «Обезьянинов в чине, и бесчинство» - это еще только первая книга в 270 тысяч знаков. О чем – о том, что надо людьми всем быть. И чиновникам в первую очередь. В 21 веке вновь возвращаться в эпоху бар и холопов? А как же инновационный путь? Роман (а кстати, я назвал его жанр: «Былинушка») написан легким языком и стилем. И читается легко! Кто уже его только не читал! В 2004 году я отправлял его на конкурс всероссийский… Так после этого узнавал некоторые линии на телеэкране. А на одном канале в новостях в сюжете о «скорой помощи» услышал свою родную фразу: «…жители прозвали их: «Скорая немощь» и «Нескорая отложка»». Диктор сказал, что так народ говорит. Что ж, если мои слова называют «народными» - это есть высшая оценка! Роман (150 страниц) у меня есть в распечатанном виде, отправьте мне на эл ящик свой почтовый адрес и я пошлю Вам мою ёрно-ироническую «былинушку». Посмеётесь! Ну, а пока буду заканчивать, и вывешивать на Литпортале статью о Вас. Лучшие пожелания, Павел Отставнов. | | Дорогой Павел! С днем Рождения!! Так мы с Вами - Овнушки?! :) Приятно. У меня тоже скоро... Радости Вам, Тепла и Света от жизни, от всех Близких людей, Друзей и Читателей! Здоровья, Силы, Творческой неуспокоенности, Удачи и... Благосостояния! - как же без него :) Присоединяюсь ко всем тостам и сегодня подниму и свою чарку за Вас и за свою сибирскую тетушку, которая тоже сеглдня именинница! Живите долго! С глубоким уважением, | | Спасибо, Александр, за доброе поздравление! Когда у Вас день рождения? Напишите, поздравлю обязательно! Не прощаюсь, а до свидания! С теплом и уважением, Павел Отставнов. |
|
| | Саш, прочитала с большим интересом. Правильную ты поднимаешь проблему: "Что же тогда есть? А есть правильный текст, выполненный где-то даже симпатично, с соблюдением всех законов жанра, НО по ЧУЖИМ установленным правилам... Ясность, понятность, четкость, осмысленность и... предсказуемость. И уже не помогает ни тема, ни живость подачи, ни крепкий материал, нашпигованный современными идеями... Холодно, скучно, мертвенно - третичная поделка. И сразу приходят на ум тысячи подобно сочиненных текстов... Пустота". ТАК этого много! Отшлифованного, "правильного"... (а «неправильного" еще больше). Нет, я не знаю, как должно быть, знаю лишь - как не должно. И глубоко ты прав, когда говоришь, что нельзя научить творить, и что "поэзия - НЕ профессия", а состояние... Именно состояние... форма ощущения действительности, ты словно сам превращаешься в некую призму, преломляющую все, что поступает извне, и отдающую вовне свой, "преломленный", свет – свет, играющий не по правилам, а по нотам твоей души. | | Сереж, привет, рада слышать! Приветствую! Кто бы спорил об "азбуке" - не зная букв, не сможешь читать. Но читать, не значить - понимать. Конечно, должен быть фундамент, но это нулевой уровень, точка отсчета, необходимое, но не достаточное условие. А вот призвание, талант, как не удивительно, может быть и достаточным условием. Это своего рода парадокс. Есть примеры и среди музыкантов, и среди художников, а о писателях я вообще молчу, когда талант существует без академических основ. Естесссно, с фундаментом лучше, надежнее, но с ним одним далеко не уедешь. Как в занятиях любовью (простите за сравнение) - есть чистая техника (что есть good и приветствуется), а есть и совсем иное... тонкое искусство любви, которое мало кому вообще дано. | | Оля, спасибо за поддержку и понимание. Полностью подписываюсь под твоими комментариями - ты ощутила главный импульс, нерв этого эссе. Да еще сравнения такие нестандартные отыскала - через любофф:) Я прям и об статье забымши :)) Но тем не менее... Я скажу больше - не только НЕЛЬЗЯ научить творить, а в большинстве случае, так называемая "учеба" только КАЛЕЧИТ молодого Автора, навязывая ему манеру, вкус и предпочтения от данного критика или педагога. Андрей Тарковский в свое время говорил, что срок овладения ремесла составляет пол-года, остальное - гены и дар. А многие Критиканы, зачастую, не могут узреть в незрелых еще, текстах СВОЮ манеру Автора и начинают хлестать его линейкой по пальцам, заставляя отрока или отроковицу ТЕРЯТЬ органику и ставить во главу опробированную технику вместо внутреннего слуха, эмоции вместо чувств, идею вместо содержания, строго ритмические каноны вместо звучания и музыки, четкость и понятность вместо полифонии, вычурность образов вместо проникновения во внутреннюю, сложно-языческую структуру Слова... Они заставляют Автора слушать Критикана, а не себя самого. А Критикан, вместо того, чтоб прежде всего искать крупицы самобытности и из этих зернышек помогать взращивать СВОЮ МАНЕРУ Автора, он распрямляет и вбивает поэтические стереотипы, которые хоть и внешне верные, но перемешивает краски Автора в сплошное монотонно серое отформованное месиво. Даже "азбуку" можно преподносить по-разному. Поэтому истиных Критиков - единицы. Настоящий Критик должен уметь вести Автора и доводить его до собственного ощущения своей манеры. Критик должен быть просто садовником и, поддерживая, не мешать расти Автору - не из правил, а из себя. Вот и вся премудрость :)) | | Да, Саш, в продолжении разговора сразу хочется сказать, что взаимодействие Критик-Автор напоминает о такой милой парочке как Родитель-Ребенок. Если Родитель (Критик) навязывает своему Ребенку (Автору) СВОЙ комплекс взглядов, норм, установившихся правил, да и вообще свою систему мировосприятия, то... имеем, что имеем - это у нас называется "воспитание". А ведь Ребенок дается Родителю на время, чтобы потом пойти своей дорогой и извлекать свои уроки - родитель лишь должен помочь своему чаду вскрыть способности или развить их по возможности, помочь показать пути-дороги и возможные последствия, т.е. дать палитру ВЫБОРА, и ребенок потом уже идет сам со всеми свими развитыми или неразвитыми талантами. Так и критик-автор, тот же механизм должен быть в идеале. |
|
| | Отличная статья! Но приложима она к Авторам, которые действительно являются Авторами в полном смысле этого слова. А как быть с теми "безумцами" многословными, которые наводняют все без исключения литературные сайты? Они что выходит, не Авторы? Да, их Дитятки имеют "свои родимые пятна, шероховатости, изъяны, угловатости или иные отличительные черты". И порой такие, что уши в трубочки заворачиваются! Но им тоже хочется быть АВТОРАМИ, ПОЭТАМИ, ПРОЗАИКАМИ. Как же определить ту грань, которая разделяет махрового графомана от человека, действительно какое-то отношение имеющего к творчеству? Вы знаете, Саша? Иногда эта грань настолько тонка... | | Ира, данное эссе приложимо ко всем Авторам, в которых есть хоть крупица живого своеобычия. Конечно, я не говорю о воинствующих граф-ах :) С ними я стараюсь не общаться. А вот "свои родимые пятна, шероховатости, изъяны, угловатости или иные отличительные черты" :)бывают как раз только у ЖИВОГО "дитятка", а жИво оно только у Авторов - у другой стороны оно рафинировано, измышленно и навязано головой, а не не энергетикой и болью или радостью души... Я не всегда могу сразу причислить литератора к графоману. Иногда Автор просто имеет недостаточный для писания способности, но он пытается и это достойно уважения и снисхождения. Он цепляется за крупиц и очень меделнно, но искренне растет. Но если человек не желает или не может избавиться от ЯВНЫХ признаков граф-а, если он годами, не воспринимает ничьи мнения, суждения, и делает одни и те же промахи, лит. штампы, над которыми веками и десятилетиями издевались Классики (от прошлых до современных) - то разговаривать с такими типажами можно только на языке пародии и памфлета или в жанре "уклончивых ответов" :)) Кстати, выше я ответил Ольге и Сергею о некоторых тонкостях в отношениях Критик-Автор. Часто после "утюжения" Автора, он может сломаться и сползти в стан граф-ов :) Кстати, Вам это не грозит - у Вас, мне кажется, симпатичная и изяШная:) лирика... Искренне, | | Спасибо за комплимент. Приятно услышать оценку от человека, который что-то в этом понимает и сам умеет. Мне кажется, что действительно есть некая грань, даже в опытах одного автора. Вот вроде серая-серая масса текстов, и вдруг, ах, вот это сукин сын, как здорово сказал, аж дух захватывает. Как озарение! Я такие моменты в стихах просто обожаю, словно внутри что-то переворачивается и сияет, когда находишь сам или у кого-то читаешь. Тогда и шероховатости разные, нестыковки, неровный ритм и прочие "родимые пятнышки" как-то не замечаешь... Хотя, конечно, стремление к совершенству - залог того, что ты его когда-нибудь все-таки достигнешь. Удачи вам, Саша! | | Мне приятно, Ира, что мы созвучы в главном - в настрое находить Поэзию, ее живые росинки и Авторские попытки оживлять словом эти росинкии, пытаться ощущать индивидуальность и самобытность пишущего... Вскоре полагаю выставить это эссе на Мастер-классе ФСНА. Поддержите там беседу далее? С улыбкой, |
|
| | Сереж, привет, рада слышать! Приветствую! Кто бы спорил об "азбуке" - не зная букв, не сможешь читать. Но читать, не значить - понимать. Конечно, должен быть фундамент, но это нулевой уровень, точка отсчета, необходимое, но не достаточное условие. А вот призвание, талант, как не удивительно, может быть и достаточным условием. Это своего рода парадокс. Есть примеры и среди музыкантов, и среди художников, а о писателях я вообще молчу, когда талант существует без академических основ. Естесссно, с фундаментом лучше, надежнее, но с ним одним далеко не уедешь. Как в занятиях любовью (простите за сравнение) - есть чистая техника (что есть good и приветствуется), а есть и совсем иное... тонкое искусство любви, которое мало кому вообще дано. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |