Учиться везде и всегда Нельзя оставлять без ответа вопросы людей. Лучше кратко насколько можно ответить, чем оставить зарождение яда. Там, где нет связи зарождаются ядовитые брожения. Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны. Спор может выявить истину, но чаще он засорит пространство. Учиться можно везде и всегда. Сами возможности притекают к неудержимому стремлению. Лишь в движении заключается путь естественный. Правилен путь от малого к большому. Но часто люди принимают малое за большое. Нужно очень наблюдательно замечать, что человек может вместить. Нужно развивать в себе внимательность. Слушатели не должны скучать, ибо скука есть омертвление. При мастерстве можно видеть наличие враждебной воли. Много уже сложенных возможностей будет отринуто недоброй волей. Люди, в большинстве своем, не умеют читать книги. Нужно такое умение воспитывать. Прочитанное толкуется относительно и понимается далеко от мысли писателя. Самодеятельность должна сопровождаться согласованностью. С детства можно заметить людей, которые отличаются наблюдательностью и сильной впечатлительностью. Они не удовлетворяются посредственностью и являются одинокими среди общепринятых удовольствий. Они негодуют при грубости обращения, и сосредоточены на любимых предметах. Но их окружают завистью и недоброжелательством, как непонятные и чуждые среде люди. Не легко жить при повышенном сознании. У них есть издалека принесенная мечта. В школах нужно вести беседы о причинах и следствиях. Руководитель дает причину, а ученики придумывают следствия. При таких беседах выявляется и качество учеников. Путь насилия подобен пути наркоза. Принявший яд наркоза должен увеличить размер отравы. Так и насилие должно быть постоянно усиливаемого, доводя до безумия. Порыв насилия угрожает властью сил темных. Насилие не годно для эволюции. Сознательность противоречит насилию. А несознательность есть гибель всего построения. Каждый знает, что гостей следует принимать достойно, но нельзя их зазывать насильно. Истина одна, но каждый век и даже десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Мир живет движением. Разъединение и разложение есть удел зла. Посев семян добра не сохнет, и в сужденные дни зерна процветут. Темные пытаются вредить добру, они не только стремятся помешать Свету, но истолковывают как неудачу самые естественные следствия. Живая Этика является пробным камнем. Никто не пройдет мимо, не показав свою сущность. Кто возрадуется, кто ужаснется, кто вознегодует. Если кто не может вместить устоев нравственности и справедливости, пусть проявит свою негодность. В явной формуле меньше останется масок лицемерия. Пусть проявится дикость, ибо она не может долго пробыть под одеждою притворства. Мера понимания Живой Этики будет показателем деления человечества. Зло и добро должны разлиться. Нужна зоркость, но не нужно впадать в подозрительность. Подозрительность отличается от зоркости диаметрально. Зоркость пряма, а подозрительность крива. Подозревающий не чист и не свободен. Знание не должно быть отемнено насилием, ни внешним, ни внутренним. Люди часто сетуют на жестокость, но сами к себе бывают жестоки. Такая жестокость хуже всего. Нужно понять середину между кажущимися противоречиями. Нужно предостерегать людей, чтобы не злословили на Высшие Силы. Безумцы не понимают, что мысли их преломляются в мощные лучи и поражают самих безумцев. Если они не падают немедленно мертвыми, то это еще не значит, что организм их не начал разрушаться. Своя же стрела найдет зачаток язвы и вызовет ее наружу. Разложение организма распространяется не на одну земную жизнь. Не нужно винить лишь родителей. Можно усмотреть и свой атавизм. От совершенно здоровых родителей могут родиться больные дети. Настоящее время характеризуется потрясением нравственности. Помощь Живой Этики должна быть направлена на утверждение нравственных устоев. Нахождения науки разошлось с бытом, получился особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. Меньшинство высокопросвещенных тружеников высится редкими островками среди океана невежества. Грамотность еще не есть просвещение, потому нужно дать совет укрепить сердце, как средоточие просвещения. Врачебные и телесные указания должны помочь телесному и духовному оздоровлению. Чем непосредственнее принимаются советы, тем и действия их сильнее. Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение. Капля доброты превращается в действительное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Издевательство над Братством будет худшим видом дикарства. Люди должны найти в себе силу воздерживаться от издевательства. Издевательство не острота ума, юмор заключается в мудром отношении к происходящим явлениям. А разинутая пасть плоскоумия является позором человечества. Если человек становится игралищем безумия, это не игра. Нельзя закрывать свет, если он сияет из глубин познания. При падении нравственности неизбежны падения на все светлое. Путник не только тот, кто уже в пути, но и тот, кто уже собрался в путь. Так и мировое событие уже сформировалось, уже существует, хотя корабль еще не отчалил. Нужно уметь отличать внешнее движение от внутренней готовности. Некоторые люди не придают значения внутренней готовности. Но ведь каждый знает, что многие болезни протекают внутри, не подавая внешних признаков. Только в последней стадии они проявляются, когда лечение уже бесполезно. Не нужно считать процесс лишь по его смертельной степени. То же и в человеческих отношениях. Многие учения предписывают запрещение всякого убийства. Но остается недосказанным, как быть с убийством малейших существ невидимых. Запрещение убийства надо иметь ввиду преднамеренных, по злой воле. Иначе в каждом дыхании человека можно считать убийцей. Сознание должно подсказать, где граница. Сердце может чуять и уберечь человека от убийства. Даже ветку неразумно сломленную, нужно отнести к храму, иначе говоря, пожалеть. Нужно избегать всяких взаимных издевательства и поношений. Даже в сложных обстоятельствах можно находить положительные черты. Брань, как чертополох растет быстро, и с ней не пройти. Нередко употребляются такие слова, которые вызывают недобрые эманации. Но ведь каждое слово наносит глиф на ауре. Человек должен быть ответственен за свои порождения. Иерархия далека от всего насильственного. Она готова помочь и послать совет, а люди заподозрят даже доброе намерение. Без доверия не может быть и сотрудничества. Недоверие есть признак несовершенства. Человек, полный сомнения не будет верить и ближнему. Противно притворство улыбки, противно каждое несправедливое суждение, лицемерная личина будет показателем притворства и болезни ауры. Нужно быть добрее в сердце – это самый лучший бальзам. Люди удивляются количеству преступлений, но забывают о еще большем числе никогда не обнаруженных злодеяний. Можно ужасаться несчетными мысленными преступлениями, которые не сформулированы в законах, но они уничтожают жизни людей и всей планеты. Иногда нужно подумать, насколько плодоносность планеты уменьшается, несмотря на меры, принимаемые правительством. Можно посадить рощу деревьев и в то же время отравить и уничтожить целые леса. Люди сдирают деревянный покров планеты, а сами поражаются росту песков. Породы мало совершенствуются. Не нужны странные скрещивания, такие опыты не влияют на общее состояние планеты. Сострадание и предостережение будут нашей областью. Оставим угрозу и насилие темным. Тот, кто принимает предупреждение за угрозу, жесток по природе. Люди судят по себе, они пытаются вложить свое значение в каждое услышанное слово. Можно дать разным людям один и тот же текст для толкования, а затем послушать, насколько различно будет разъяснено содержание. Не только основные свойства характера, но и случайные настроения отразятся и извратят содержание. Злой будет видеть злое, а добрый доброе. По всем отраслям знания происходит та же истина. Только очень зоркий глаз отличает, где действительность и где мираж настроения. Нужно стремиться очистить глаз от наносного сора. Люди должны одинаково владеть парными органами, и такое обладание должно начаться с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, а на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школе бывает уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых. Взрослые же мало внимания обращают на любознательность детей. А ведь многому у них можно поучиться, как быстро они подмечают окружающее. Во всех случаях нужно понять особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Будет полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить уже заложенное в нем. Так будет легче усвоить новые предметы, но для этого нужно наблюдать. Нельзя себе присвоить Живую Этику. Истина написана в Беспредельности, и каждый день она открывает новый иероглиф своей вечности. Даже высший мудрец считает себя вестником. Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. В каждом человеке заложена склонность к звуку, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную и пение. Иногда одна гармония навсегда уже пробудит чувство прекрасного. Велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Когда мир содрогается от ненависти необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы, нельзя мыслить о музыке сфер – только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, реки или океана будет для невежды лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для неоткрытого уха. Не может народ совершать свое восхождение без песни. Некоторые люди стараются избежать ответственности, потому опасаются повыситься. Ведь с каждой ступенью ответственность возрастает. Но надо знать, что нужно проявить себя в каждодневном труде и уметь постоянно выносить натиск хаоса. Для легкомысленных это не так приятно. Люди думают – вот пройдет оно, самое трудное время, а за ним начнется сладкая жизнь. Но что они подумают, если узнают, что за трудным придет труднейшее время. Только тот почувствует сладость Амриты, кто не устрашится труднейшего. Правильный путь через естественное духовное восхождение. Насилие недопустимо. Колебания и смущения вредны не только людям, но и космически. Лишь твердость и стремление к Высшему помогут восхождению. Устремленный к любимому не считает ступени, так нужно полюбить, чтобы достигать. Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания. Можно радоваться каждому неусыпному стражу. Если человек искренне ищет, то стремление к Свету не затушить. Кто знает тайники духа, того пена жизни не остановит. Временное затемнение не означает, что человек не отошел. Надо уметь различать настоящее от наносного. Нужно ценить горения земные, выпадающие на пути. Каждое такое претерпевание есть путь ускоренный. Не может произойти обострение чувств без преодоления препятствий. Нужно с пониманием относиться ко всем путям ускоряющим. Мудрые после разлуки любят посидеть в молчании. В таком предисловии сказывается большая опытность. Излучения должны установиться, а мысленная энергия уравновеситься. Каждое употребление энергии должно быть разумно. Надо понять, что путь человечества направлен к сотрудничеству. Не будет прочно государство без утверждения сотрудничества. Одни несут весть сознательно, другие – не зная ее, третьи частично утверждают полезное, четвертые своею жизнью показывают полезное действие. Много видов приношений и утверждений. Не нужно определять какой из них наиболее полезный. Каждый в своем кругозоре может устремить людей к добру. Нужно приветствовать каждое доброе приношение. В школах нужно ввести предмет – синтез науки. Этот предмет позволит понять, как тесно связаны многие отрасли познания. Ученики увидят, как велик круг науки. Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен принимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся смогут сознательнее выбирать свою ученую деятельность. До сих пор такой выбор является весьма случайным, часто основываясь на смутных традициях семьи. Ученик беспомощно проходит разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно они ему нужны. При изучении языков обычно не указывается, какие преимущества дает каждый из них. Поэтому порой встречается такое вялое отношение к познанию. Это не леность, а просто незнание смысла и цели предмета. Если каждый предмет будет иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Такой синтез может быть воспринят не только в старшем возрасте. И в начальных классах дети легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательным. Некоторые люди ведут записи перемен их отношения к окружающему. Такие записи полезны, ибо заставляют мыслить о совершающихся эволюционных движениях. Не нужно бояться ошибиться в таких наблюдениях. Некоторые полагают, что преуспевание заключается в непрестанном познавании нового. Но такое устремление будет однобоко, к нему нужно еще добавить упорядочение старого. Кто-то читает лекции о чистоте, а сам грязен. Такое преподавание вряд ли будет убедительным. Никто не поверит ленивцу, призывающему к труду. Такими примерами полна жизнь. Кто мыслит о гармонии, тот знает, что дом не может быть нов, если в нем приютился старый сор. Самые прекрасные достижения вянут, ибо не могут расти в соре. Нельзя позволять оскорблять каждое искание, если оно искренне и имеет добрую основу. Нужна забота и бережность. Как садовник растит новые плоды и удобряет почву, так же нужно быть готовым помочь новому и упорядочить старое. Кто хочет помочь, тот должен быть готовым к помощи всякой. Только при такой готовности можно найти путь применения. Некогда люди обучались лжи и притворству и получали похвалу за неискренность, теперь эти предметы упразднены, ибо эти свойства стали врожденными. Нужно обращать внимание на трагический разлад внутреннего с внешним. Невозможно ожидать особых овладений высокой энергией при гибельной дисгармонии. Люди доходят до такой степени отупения, что и не представляют, что человек может нести в себе и врага и друга в постоянной борьбе. Нельзя владеть мощью, когда на лице маска, а в сердце кинжал. Невозможно преуспевание, если целостный организм находится в беспрерывном разъединении. Каждый должен это понять не только в отношении близких, но и о самом себе. Такое внутреннее разъединение уже есть разложение и самопожирание. Некоторые даже стали считать, что это полезно для возбуждения рассуждений. Но около истины не может быть противоречий. История разных бессмысленных ссор может послужить назиданием. Не только несоответствие старого и нового, внутреннего и внешнего, но и различное непонимание самых простых слов препятствует укреплению продвижения. Простейшие понятия истолковываются превратно, нет соединения сознаний. Люди, не смотря на прекрасные единичные взлеты, по большинству своему топчутся на одном болоте. Не могут они усвоить высшие энергии, когда сам обиход нуждается в упорядочении. Часто нельзя дать удачу, ибо она окажется опасной ингушкой в руках неразумных. Невежество пресекает пути продвижения. Нужно помнить, что и поручение несет в себе опасность. Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется приближение к Высшему Миру. Многие ученые всю жизнь томились несказуемою тоскою, ибо они отрешили себя от познавания Высшего Мира. Тоска неправильного пути есть самая жестокая, поедающая! Человек отсекает продвижение свое и мучается, не понимая своего заблуждения. Нужно помнить, что всегда можно найти молодых сотрудников. Нужно помнить, что они ждут нас, хотя и под разными одеждами. Под не совсем ясным устремлением они готовы все-таки принять слово о новом достижении. Нужно, чтобы через все области науки прозвучал призыв к правде просторной. Пусть каждый, хоть и через физическую культуру начнет мыслить о культуре духа. Пусть биология напомнит о нескончаемости жизни. Не нужно препятствовать и иностранным словам, ибо пути беспредельны. Если кто-то смущается, нужно ободрить, ибо смущение часто является знаком мысли затаенной. Если кто-то смотрит мрачно, это, очевидно, признак обманутой надежды. Если кто-то молчит, надо ободрить взглядом, возможно, он ищет выразительной слово. Есть много мостов, по которым перейдут молодые друзья. Надо помнить, что есть великая наличность молодых сил. Нужно, чтобы неиссякаемый источник молодых сил постоянно укреплял в обоюдности. Не нужно думать, что только с определенного возраста молодежь становится восприимчивой. Дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Нельзя лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Это устремление не чувствительность, а рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранять такое соприкасание. Нужно оставить все желания в прошлом, чтобы не затруднять себе путь к будущему. Ошибки прошлого не должны привязывать к себе внимание. Устремление к будущему должно быть так сильно, чтобы в устремленных назад глазах не померк свет. Можно настолько устремиться в будущее, что во всех состояниях навсегда останется такая благословенная устремленность. Ученые должны понять, как входит человеческая личность в пантеон героев. Таким же путем наслаиваются и качества водителей человечества. Если руководители не пройдут страдания земные, они не смогут отвечать на страдания людские. Если они не познают пота труда, они не смогут руководить людьми в их работе. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто отвлеченное не может слагать силу духа. Нужно встречать опасность на дозоре. Нужно упрочить качество работы радостью. По всей истории человечества можно убедиться, каким щитом была красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества, а каждая эпоха расцвета творчества осталась, как ступень достижения. Но, зная это, нужно прикладывать искусство к жизни. Из истории мы знаем, что прекрасные памятники творчества появлялись, как вехи целебные. К ним спешили в устремлении, они несли мир. Все миры на испытании, и каждая малая их частица испытывается. Этому не нужно ужасаться, ведь лишь недомыслие может препятствовать закону эволюции. Такое непрестанное движение нужно полюбить. Плохо пребывать в несметной темнице ошибок и заблуждений, лучше и радостнее чувствовать постоянное испытание, которое порождает чувство ответственности. Ответственность будет основою продвижения. Одним из труднейших испытаний будет умение не насиловать чужую волю. Насилие не дает доброго урожая. Только в духе и сердце лежит путь истинный. Каждый человек несет особое поручение. Каждый принявший земную плоть уже является вестником. Каждый может быть не покинут помощью. В обществе должно быть все основано на взаимном уважении. Свобода есть украшение мудрости, а распущенность есть рога невежества. Каждый может действовать по способностям, он не будет стеснен. Но мудрый знает, какова ответственность за пользование сокровищницей свободной воли. Как бы дан кошелек полный золота, его можно расходовать по усмотрению, но придется давать отчет. Нельзя причинять страдания – таков завет путнику. Нужно понять, насколько легче не причинять страдания, чем потом исцелять их. Если человечество откажется от причинения страдания, то жизнь немедленно преобразится. Не трудно не мучить друг друга. Не трудно подумать, как избежать нанесения страданий. Не трудно подумать, чем потом лечить. Нужно воспитывать в людях прекрасное чувство признательности. Отрекшийся от сотрудничества неминуемо попадает в рабство. А когда человек познает различные виды рабства, тогда начинает понимать, что он был не свободен, а его почетные цепи были лишь оковами. Пора понять, что при общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах. Нельзя метать жемчуг перед свиньями, а надо складывать горы горстями песку каждодневно. Добро не живет с отверганием. Добро имеет открытую дверь, ему не нужны замки. Надо приветствовать каждого школьного учителя, кто найдет время рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека, об всеначальной энергии и всенародных сокровищах. Учителя должны показать ученикам путь труда и достижений. Они должны помочь найти гармонию между приматом духа и здоровьем тела. Нужно внести книгу знания в каждое жилье. Трудна жизнь наставников. Познание сил Природы не получается среди ругательств. Надо понять, что легкомысленное шатание нарушает мысли, каждое недостойное слово будет нечто искажать, а каждая порванная нить свивается петлей. Нужно желать лучших достижений. Понятие Учителя должно быть священно. Каждый человек имеет Учителя в этой лестнице ступеней без числа. Даже стоять во главе планеты еще не есть завершение. И не может быть завершения, в этом радость. В человеческом совершенствовании важно ровное горение. После падений и взлетов можно получить ровное сияние. Каждый Учитель должен оставаться и учеником, в этом высокая соизмеримость. Учитель должен разъяснить сотрудничество между мирами. Нельзя оставлять жителей Земли в заблуждении об их изолированности. Школы должны непрестанно учить всем искусствам. Насильно насаждать ничего не нужно, но каждый начинающий должен почувствовать красоту явления искусства. Здесь не поможет механическое размножение известных трудов художников. Каждый должен попытаться послужить творчеству. Народ должен полюбить творчество. Люди не умеют разумно пользоваться своими достижениями. Людям трудно понять, как можно творить мыслью. Нужно помочь Учителям помогать нам. В жизни часто нужно чувствовать опору и помогать сопоставлять решение с Основами, уже проверенными долгим опытом. Холодно и мрачно идти одиноко между вражескими стенами. Но познавший Учителя уверен, что не будет отринут. Без словесных выражений, а только глубоким трепетом сердца достигает Учителя добрая посылка. Надо уметь хранить доверенное. Но не легко найти равновесие между доверенным и распространением. Начинающие стремятся выдать все узнанное, не задумываясь о последствиях. Много бедствий порождается такими неразумными выдачами, но опыт кует меры благоразумия. Только со временем можно найти истинные пути распространения. Путь трудный, когда следует понять, сколько собеседник может вместить. Не раз можно вспомнить, когда после длительного собеседования задается вопрос, доказывающий полное непонимание слушателя. Внешность часто препятствует правильному суждению. Кто слишком наряден, кто слишком оборван, много пустых соображений препятствует полезным встречам. Но закон свободной воли не позволяет настаивать. Древние говорили: «Поспешай медленно». Нужно не забывать свой долг перед человечеством. Тьма касается не только отдельных лиц, она воздействует широко – от дурного настроения до опасного заболевания, всюду следы ядовитых воздействий. Мудрецы говорят – не думайте о положении, а думайте о движении. Нужно взаимно любить друг друга. Нужно утверждать любовь к движению. Нельзя без любви понять необходимость движения. Невозможно применить к жизни своей начало движения без любви. Такое движение есть нерв творческой жизни, который движет сознание к совершенствованию. Нелегко внушить людям любовь к движению. Нужно настаивать на единении, ибо оно есть целительный настой. Никаким насилием не создать творческое единение. Там, где есть истинная любовь, там нет места сомнению. Даже если что-то неясно, то любящий не будет осуждать. Если зародилось осуждение, то это была неполная любовь. В дни великих потрясений не может быть полумер в чувствах. Нужно так сплотиться, чтобы не было и малейшей трещинки. Враждебные силы гнездятся в трещинках. Часто люди посылают вредные мысли, даже не замечая того. Надо приготовиться к объединению. Великое Служение должно звучать на все земные нужды, а для этого нужно знать условия жизни. нужно не обидеть несведущего, уговорить отчаявшегося, понять разные области труда, чтобы умело поощрить. Нужно принести пользу везде. Нужно найти слово значительное указать светлое будущее. Именно теперь нужно понять, что светлое будущее возможно, и лишь зло людское может препятствовать скорейшему наступлению светлой эпохи. Людям дается полная возможность вступить в счастливую эпоху великих открытий. Но если их свободная воля удержит от новых продвижений, они могут создать катастрофу любого размера. Люди не могут жаловаться, что им не предоставлен удел прекрасный. Лишь злая воля может толкнуть народы к планетным катаклизмам. Могут встречаться поддельные учителя и последователи их. Такие встречи неприятны, но нужно знать действительность. Такие проявления учат осторожности и дают познавание разных типов бытия. Когда-нибудь будет судимо покушение на настроение. Разбитие музыкального инструмента судимо, но насколько больше должно быть оберегаемо настроение человека. Нужно неуклонно заботиться о сохранении Прекрасного. Предметы искусства излучают могучие эманации. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Надо знать, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Каждое произведение живет и способствует накоплению энергии. Нужно ценить торжественность. Именно торжественность дает устойчивость стремлению ввысь. Особенно это чувство расцветает в памятные дни Великих Героев. Нужно со всем терпением сохранять зачаток прекрасного чувства торжественности. Оно ведет к дальним мирам. Оно преображает жизнь и делает героев. Служение проявляется в подвиге, и он возможен в каждом состоянии человечества. Учитель дает путь, но идти нужно ногами человеческими – таков закон. В самую опасную минуту Руководитель и охранит и предостережет, но сделает это в самую последнюю минуту. Восхождения без труда не может быть. Героев можно разделить на бессознательных и определенных. Те, кто знает, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определенными героями. Они не убоятся опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может прерваться в каждое мгновение, но это не ослабляет напряжение. Они сознают, что в любом состоянии они совершают подвиг. Различие между бессознательными и определенными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем отступить, но определенные герои не отступят и продолжат свой путь. Они сумеют превратить познания в чувство и наполнить им свое сердце. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее. Суровое знание опасностей лишь дает герою радость. Лучше знать все трудности подвига, чем воображать лишь облачное песнопение. Нужно подчеркивать трудную сторону, чтобы не скрывать истину. И потом, когда человек испытает радость подвига, он поймет, что даже наибольшие трудности ничто в сравнении с величием озарения. Дума о прекрасном приводит к Учителю. Как целебное лекарство становится мышление, направленное на что-то прекрасное. Люди должны понять, какое мощное средство им дается. Когда человек жалуется, негодует, плачет, то этим он лишь препятствует лучшим проводам. Нужно собираться, чтобы помыслить о Прекрасном. При этом не нужно задавать один образ, а пусть каждый выбирает самое прекрасное, близкое ему. Таким образом создается симфония, приближающая музыку сфер. Слышание таких звуков уже приводит сердце к радости. Среди самых тяжких столкновений нужно помнить о Прекрасном. Как панацея Прекрасное может укрепить сердце труженика. Каждый имеет свои радости и печали, но приятно осознавать, что защита едина. Тот, кто знает надлежащую меру решимости, не пожалеет ни о чем из прошлого, когда ему указан путь в будущее. Нужно не только готовность, но и решимость. Люди должны суметь превозмочь временное, которое заслоняет великую Беспредельность. Многие задания можно решить лишь высшею верою, вдохновением. Утонченная внимательность появляется как следствие великой преданности. В истории известны случаи, когда люди умели разговаривать с животными. Для этого не обязательно прибегать к их звукам. Прежде всего, необходимо отсутствие страха и гнева с обеих сторон. Нужно преисполниться истинным доброжелательством, но нельзя лгать в таких свойствах. Сейчас между мирами утеряна самая естественная связь, ибо живые существа утратили обоюдное доверие. Животные долго помнят излучения своего хозяина. Нельзя тревожить друг друга, когда кто-то углублен в молитве. Нужно уметь явить чистоту и полоскать рот после каждой пищи. Лучше не опьяняться, ибо в безумии человек хуже последнего животного. Не нужно вкушать мяса, если есть возможность к тому. Следует уберечься от дурных мыслей, ибо они осядут на ваши плечи, как омерзительная проказа. А добрые мысли вознесут вас ввысь. Не нужно жалеть, что быстро изнашивается, ибо нам уже готовы одежды прочные. Каждый, обращающийся к Учителю должен преисполниться любовью. Почитание и уважение не могут быть без любви действительными. Каждое обращение имеет основою любовь там, где стремятся к Свету. Лишь любовь может создать бесстрашие, нужно развивать такую пламенную любовь. Даже здоровье укрепится при таком высшем чувстве. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Не всем богатым Великий Путник указывал раздачу имущества. Он указывал отказ от богатства там, где видел ложное отношение к земным сокровищам. Он говорил человеку о необходимости освободиться от богатства, когда видел, что сокровища были тяжким жерновом на шее у слабого духа. Необходимо найти разумное отношение ко всему сущему. Он не стремился видеть всех в одинаковой нищете, наоборот, Он посылал советы, как даже при малом достатке иметь чистую радость без зависти к соседу. К бедным и богатым Он был одинаково добр и полон желания помочь. Надо знать, что богатые иногда больше нуждаются в помощи, чем бедные. Учитель понимал, как обратить гонимых в героев. Он понимал, что каждое Его благодеяние будет осуждено, и Сам не заботился о признательности, но в советах своих не забывал указывать на великую силу признательности. Скудны сведения о самых замечательных деятелях. Этому способствует не только несправедливость человеческая, но и нечто иное. Малые черты не вносятся в летописи специально, чтобы они не были истолкованы житейски. Но известно, что преследователи стремятся за великими Учителями, подобно пыли за всадником. Каждое великое Учение имеет предателей, за которыми торчат крылья демонов, это надо знать. Нужно любить детей, в них продвижение человечества. Относиться к ним нужно как ко взрослым. Дети никогда не забудут того, кто к ним подошел, как равный. Они сохранять такое воспоминание на всю жизнь. Нужно помнить, что младшие будут продолжителями жизни, и каждый должен сообщить им опыт свой. Нужно знать не рассудком, а сердцем. В пределах рассудка многое можно признать легко, но сердце научит. Нужно давать по сознанию. Только сознание, закаленное многими жизнями, пройдет через всякие выбоины человеческих тропинок. Один подвиг совершается в течении жизни, другой в течение нескольких лет. Даяния Истины невесомы мерами земными. Надо по восходу судить обо всем дне. И в жизни уже с детских лет можно видеть развитие человека. Можно видеть, как заложено в нем все, что обнаружится позднее. Просветительские дела подвергаются насмешкам и поношениям. Учеников нужно готовить к мужеству и принятию этих насмешек. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага. Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность за пользу всего человечества. Великие учителя во все века утверждали силу мысли, дальние миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии, Египте, Китае, Иране, Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова. Люди полагают, что они преуспели во многом, и с гордостью указывают на механические достижения, но в познании основ люди мало продвинулись. Совсем немногие заняты размышлениями о дальних мирах или думают о непрерывности жизни. Те вопросы, которые могли бы улучшить жизнь остаются в небрежении. Ускорение механических открытий не ведет к сосредоточению мысли, но сами люди хотят узнать нечто новое. Но нельзя принять новое, если самые первобытные основы не нашли места в сознании. Эти основы нужно не только изучать, но и принять их как действительность. То же говорил более двух тысячелетий назад Мыслитель. Это звучит великим укором человечеству. В способах братоубийства человек усовершенствовался, но при этом утерял способность мыслить об основах. Люди не думают об основах, ум их занят вожделениями об убийстве соседей. Нужно понимать тонкую границу, когда нечто дозволено, а рядом на толщину волоска уже недопустимо. Только расширенное сознание может понять, где проходит черта, разделяющая созидание и разрушение. Не многие понимают, что добро и зло живут по соседству. Ученики спрашивали Мыслителя – как поступить, если человек не внимает полезным совета? Мыслитель указал: «Тогда замолчите. Нет более толстой препоны, чем отрицание. Когда человек заболел отрицанием, то оставьте его, иначе он впадет в бешенство. Нельзя насильно вложить часть мозга. Предоставьте времени. Может быть, оно переродит часть явленную и зараженную отрицанием». Ученики спрашивали – как поступить, если никто не захочет знать Истину? Мыслитель отвечал: «На что вам ноги даны. Отрицатели изгонят вас, и вы получите возможность сказать слово Истины в других местах. Благодаря гонителям Истина будет произнесена во многих местах». Известно насколько негоден сад обид. Мыслитель говорил ученикам: «Кто может противиться вашему праведному пути? – только злобный или невежда. Но вы не можете обижаться на них. Обида лишь ослабит силы ваши. Обида пожирает волю и сокрушает жизнь. Когда вы пресекаете зло, вы действуете не в силу обиды, а ради восстановления добра. Также и вы не можете быть обижены невеждами, ибо нельзя признать их служение за истину. Можно сожалеть о их невежестве и не считать их совопрошателями. Мудро будет вообще не отвечать им. Так пусть в школах научат, что человек, идущий правильным путем, не будет подвержен обидам. Только неразумный может отравить себя обидами». Так же спросили ученики – где мы будем после смерти? Мыслитель отвечал: «Мы будем недалеко, и каждый при жизни успел побывать в месте нашего будущего пребывания. Во снах каждый не раз посещал сферы сужденные. Никто не должен уверять, что он лишен общения с Миром Надземным. Нужно лишь относиться разумно ко всем явлениям, дневным и ночным. Нередко люди говорят, что сон подобен смерти, но они забывают истинный смысл. Сон не похож на смерть, а подобен пребыванию в Мире Надземном. Некоторые и там могут спать без всяких ощущений, не учась и не совершенствуясь. Но другие, привыкнув к мышлению. Могут и там немедленно начать следующее восхождение». Устремленный вперед ощущает на себе особый ветер. Мыслитель говорил: «Будем весьма осторожны с людьми шаткими, иногда нужно позволить им пребывать в их заблуждениях. Многие не понимают бренность земной собственности. Им невозможно внушить смысл Бытия. Пусть они побудут в своем заблуждении. Когда они несколько раз примут плотное тело, они постепенно будут освобождаться от чар вещей. Они научатся любоваться творчеством безусловно. Не следует людей принуждать к тому, что они не могут воспринять и вместить. Нужно сказать им об Истине, но насильно нельзя приказать познать Истину. Насилие породит восстание. При этом могут быть так же противоестественные нарушения, что вместо продвижения может оказаться отступлением». Каждый школьный учитель знает, как осторожно следует обращаться с учениками в переходные годы. Неполно остаются в истории Поучения Учителей. Нередко вместо главных утверждений указываются лишь побочные, второстепенные. Завить или небрежность лишают человечество многих достижений. Трудно достижима гармония сознаний. По щедрости Вселенной равенства сознаний не существует. Но при повторяемости требуется гармония всех частей. Если дать всем равные познания, то для одних будут достаточными, для других переполнят мышление и внесут смущение до предательства. Учитель должен много раз примерить, что может вместиться без вреда. Лучше не досказать, чем переполнить до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии. Строгая дисциплина должна быть установлена, чтобы слово не проникало туда, где оно не может быть воспринято. Одни полагают, что посвящение заключается в приобретении знания, но это лишь путь. Другие думают, что преданность уже есть посвящение, но это лишь путь. Третьи утверждают, что посвящение есть несение тайны, но это лишь путь. Посвящение есть дерзание приобщиться к Лику Света и не убояться взглянуть на Него. Приобщиться в Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения будет прекрасное посвящение. Учитель может сообщить мужество превосходных знаний, но, в конце концов, он скажет: «Теперь дойди один и докажи безбоязненность». Особое напряжение сознания требуется в конце пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха. Невозможно рассказать на базаре об ощущениях Света. Посвященный не расскажет о доверенном чувстве. Никто не заставит сказать то, что несказуемо. Поэтому можно отличить посвященного от обманщика. Посланные вестники не болтливы. Обычно учитель много энергии тратит на преодоление таких препятствий, как атавизм, невежество, тупой скептицизм. Нужно превозмочь эти затруднения не только в самом спасаемом, но и во всем окружении. Нельзя оставлять людей в заблуждении. Свободная воля людей есть дар высший, и пора научиться им пользоваться. Нужно готовить себя, чтобы оценка своих поступков была самостоятельной. Только сам человек может создать источник своих действий. После наблюдений за всей последовательностью действий можно сделать вывод о причине и следствии. Так можно самостоятельно подготовиться к следующим испытаниям. Люди часто не желают заглянуть в сущность событий и довольствуются немногими показателями по окружности. Видно, как мир нападает на тех, кто несет правду. Самые мучительные катаклизмы в разложении стран. Можно видеть разложение, которое вползает во все области жизни. Так люди осуждают сами себя. Притворна бывает человеческая молитва. Такая притворная и нанятая молитва приносит вред. Люди не понимают чрезвычайный вред всего лживого. Притворство и подкуп есть высший вред лжи. Кощунственно нанимать кого-то для молитвы. Чудовищны примеры, когда люди задумывают убийство и тут же шепчут молитву. Нужно не только учить любить правду, но и развивать мышление о мироздании. Не обязательно становится всем астрономами, но можно советовать размышлять о Беспредельности. Нужно внушать людям, что стыдно лгать друг другу и самому себе. Нет такого закона, который запрещал бы внутреннюю ложь, но может расти такое состояние сознания, при котором стыдно лгать. Пусть люди мыслят о красоте мира, пусть помнят, что каждая мысль уже известна. Нужно уберегаться от постыдных притворств и поступков. Человечество нуждается в простых словах. Настало время обновить основы жизни. Мыслитель говорил: «Когда народ поймет сущность общего блага, тогда приблизится счастье». Человек знает внутри своего сознания поворотные знаки своего пути. Нужно уметь почувствовать такие признаки движения. Они могут выражаться как психически, так и физически. Одни принимают их за плохое настроение, другие за болезнь, но лишь немногие понимают, что происходит отрыв от прежнего состояния к новой ступени. Люди обычно боятся всего нового, неизвестного, но есть и такие, кто понимает, что нужно радоваться каждой ступени. Нужно прислушиваться к зову сознания. Не нужно устрашаться, лишь мужество и стремление окажутся крыльями и донесут до цели. Надо знать, что каждое познание встречается яростью невежества. Где больше свет, там чернее тьма. Ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в средствах. Часто можно видеть, как в небольшом коллективе один, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех остальных. При этом ему нужно собрать все мужество против грубых нападений. Не часто встречается, что большинство стремиться к Свету и может общими усилиями противостоять тьме. Противоборство против тьмы может усовершенствовать силы. Так и в семье. Не может быть большего бедствия, чем тьма в семье. Отсюда рождается и бедствие будущего поколения. Много кощунств и злословий изливается там, где мог бы основаться очаг добра. Нужно везде, где можно помочь семейному началу. Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике» |