Духовное развитие человека Те, кто серьезно сегодня задумывается над процессами, происходящими в России, да и во всем мире, над перспективами духовного развития человека, не могут не видеть, какую огромную роль играют нравственные начала в жизнедеятельности людей. Ответственный выбор моральных ценностей и поступков, высокий уровень нравственных качеств человека, гуманизация его жизни – это те вопросы, которые с небывалой остротой встают сегодня перед человечеством. Мораль и нравственность из сферы отвлеченной переходят в сферу реальную, и становятся действенным фактором жизни людей. Мировоззрения людей, складывающиеся десятилетиями и столетиями, видоизменяются и уступают место базовым основам, существующим тысячелетия и даже миллионы лет, всего периода жизни человечества. Нельзя сказать, что разворачивается острая борьба идей, скорее положение в духовной сфере характеризуется упадком морально-нравственных устоев и заполнением свободного пространства пошлым и низменным, появлением целой индустрии удовлетворения низменных потребностей человека. Забыты заповеди Христа. Не убивай – одна из заповедей. Так еще было сказано древними. Но даже гневаться на брата своего напрасно является грехом, указывал Христос. А сейчас убийства превратились в доходный бизнес, сведения счетов, стали весомым аргументом в решении различных проблем, особенно экономических и политических. Убить человека стало делом простым, процветают заказные убийства, когда преступников не находят и не судят. Оскорбить человека уже не считается грехом и не осуждается, ругань и бранные слова вошли в обиход. А ведь человек – высшее существо на планете Земля – микрокосм – частица божества. Человек должен быть неприкасаемым, наказания за этот грех должны быть соизмеримыми с самим грехом. Кара небесная настигнет убийцу обязательно, но и здесь на земле мы должны учиться жить по небесным законам, законам космическим. Как на небе, так и на земле. Нужно учиться у природы, учиться у высших существ, учиться у космоса, а не создавать себе тяжелую жизнь. Жизнь уже и так тяжела, нужно строить новое общество. Нужно идти к новой жизни, очистившись. Убийства, насилие над человеком различного рода, грубость и оскорбления, гнев на брата своего напрасный, должно все это подлежать не только суду суровому и справедливому, но и осуждению общественному. Каждому поступку должна быть дана оценка общественная, по этой оценке можно будет видеть зрелость общества. Но если общество не зрело, то нужно создавать обстановку нетерпимости к таким порокам и греху. Не только явные и физические убийства должны быть наказуемы, но и неявные и психические, а таких убийств много, значительно больше физических. Психическим убийствам оценка вообще не дается, наказание за них не предусмотрено, а вред от них для общества необычайный. Особую опасность человечеству несут войны, массовое истребление людей. Это вроде бы и понимают большинство на планете, но все же международное право не создано должным образом. Нет механизма сдерживающего агрессора, пока в ходу кулачное право – право сильного, как в древнейшие времена. Не прелюбодействуй – следующая заповедь. Так было сказано еще древними. Христос добавил, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Что мы видим сейчас. Газеты и журналы пестрят обнаженными и полуобнаженными женщинами – это стало фактором лучшей покупной способности изданий. Публичные дома, явный и тайный разврат, сожительство наполнили всю жизнь. Самые низменные чувства человека подогреваются вполне легальными изданиями, большую лепту в разложение и растление вносят и электронные средства массовой информации. Нарушать эту заповедь стало можно, модно и даже законно, осуждения общественного нет, да и государство если не заняло такую же позицию, то самоустранилось от решения этой проблемы вообще. Древними сказано – не преступай клятвы. Христос же сказал - не клянитесь вообще, да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого. Но люди сейчас врут постоянно, это стало вредной нормой, обыденным делом. В семье, на производстве, в повседневном общении, в быту, на бытовом уровне ложь вошла в жизнь и стала естественной для большинства людей. В закон не вошли нормы, которые даже в древние времена существовали. Клятвоотступничество каралось всегда самым строгим образом. Всегда в законе была норма, строго наказывающая за лжесвидетельство на суде. Лжесвидетельство каралось так же строго, как и убийство. Это было справедливо, ибо лжесвидетельство могло привести к казни невинного и оклеветанного человека. Сейчас осуждение невинных стало частым явлением. Одна статья в Уголовном кодексе – «Клевета» не может решить этой проблемы. Размеры вреда клеветы несоизмеримы с наказанием за это, да и доказать клевету сложно. Нарушается принцип справедливости. Клятву дают многие, губернаторы, мэры городов, главы администраций различных уровней. Но многие ли из них эту клятву соблюдают? Выборы, демократия, так плотно вошедшие в нашу жизнь, кроме положительного принесли много отрицательного. Клятвы и обещания даются, но не выполняются, спроса за это нет, ибо механизм снятия выборного лица так сложен, что практически неосуществим. Поэтому все не честные, уголовные, воровские элементы и находят убежища и защиты в выборных органах власти. А сами выборные органы власти становятся рассадниками новых нарушителей закона, морали и нравственности. Какие законы могут быть рождены от таких депутатов? Лоббирование аморальных, антиобщественных, античеловеческих законов стало нормой. Кто может поправить такое искривление? Только мораль и нравственность, возведенные в ранг высшего закона. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки. … Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете», - «От Матфея», гл.7 ст.12-14. Что можно сказать еще проще? Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и с людьми. Заповедь проста, но многими ли она выполняется. Часто советуют правильно, правильно указывают, и даже с возмущением духа, на ошибки, упущения и проблемы, но сами ни на шаг не продвигаются в этих вопросах на практике. Говорят одно, отстаивают правильно, но на деле сами не выполняют и малой доли этого. Не много стоят такие возмущения. Осуждения ближнего за глаза стали нормой быта. Осуждают так в семье, на работе в коллективе друзей. Лицемеры наполняют нашу жизнь. Много лжепророков появилось вокруг, узнать их можно по делам. Но примитивны их действия, подчерк один, в какие бы они одежды не рядились. Говорят все о скором конце света, а потом устраивают массовые убийства. Не кради – еще одна заповедь Христа. Воровство осуждается сейчас, но воров все же много. Садят в тюрьму за ведро, мешок украденного, но остаются без осуждения те, кто ворует вагонами, десятками и сотнями тысяч тонн, миллионами. Такова стала наша реальная жизнь. Сущность греха воровства проста – вор вызывает у человека, у которого крадет, низменные чувства к собственности, которой не существует. Самому вору уже готов ответный удар судьбы, которого он не минует. Сейчас не отрубают руку у вора, не лишают его смерти за воровство, как в древние времена. Так называемый цивилизованный суд осуждает лишь мелких воришек, закоренелые воры для него недосягаемы. Кроме того, такие виды воровства и кражи, как кража идей вообще никаким законом не регламентируется. Лжесвидетельство – тяжкий грех, никак нынче не осуждается. Ни законы и суды, ни общественное публичное мнение этот вопрос не затрагивают. Между тем оно процветает сплошь и рядом. Грех этот плотно вошел в жизнь. Одна из заповедей Христа не соблюдается. Почитай отца и мать – еще одна заповедь Христа. Но многие ли ее помнят. Как стали родители старенькими, как понадобилась им помощь при старости, забывают некоторые детки о почитании родителей. Родители нужны таким только тогда, когда они помогают своим детям материально. А как стали стары и немощны, так стали обузой, вот и стараются пристроить их в дома престарелых, или откупиться деньгами, пристроив сиделку. Мало осуждаются такие деятели публично, чаще всего такие дети руководители, при больших деньгах. Люби ближнего своего, как самого себя – еще одна заповедь Христа. Людям заповедано любить, а что мы видим в быту, на производстве, в жизни? Даже простого доброжелательства трудно встретить порой. Ругань, склоки, интриги наполняют нашу жизнь и на производстве, и в быту. Причем в быту порой это еще обстоит хуже. Что же стало с людьми через две тысячи лет, как Христос дал человечеству эти заветы? Забыты заповеди, не соблюдаются они. Пора о них вспомнить, нужно очистить нашу жизнь от скверны, наполнить ее любовью, добром и уважением друг к другу. Нужно очищение морально-нравственного климата в обществе. Ни умножение, ни сложение, а очищение требуется миру. Первая из всех заповедей: «…Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею», - «От Марка», гл.12 ст.29-31. Атеизм, безбожие, так усиленно вбивалось в умы людей за семьдесят лет Советской власти, что и сейчас, уже десять лет, как этой власти нет, а люди все еще не могут прийти к Богу. В истории человечества были лишь краткие периоды безбожия, и все эти периоды были отмечены кровавым следом и тяжелой жизнью. Как можно отделить себя от Высших Миров, от Космоса, ведь это единое целое? Нельзя противопоставлять себя единому Мирозданию. Сейчас в умах людей творится неразбериха, хаос. Большинство вроде бы и верит в Бога, но открыто стесняется это признать. Лишь отдельные упрямцы продолжают настаивать, что Бога нет. Государство отделилось от церкви, но зачем же оно отделилось от Бога? Нужно решительно и смело избавляться от безбожия – безбожие тяжкий грех. Никто не заставляет ходить в церковь, молиться можно и мысленно в любом месте. Только молиться нужно в духе, искренне. Нужно во всех детских дошкольных учреждениях, школах, вузах вводить обучение заповедей божьих. И первая заповедь будет – возлюби господа Бога твоего всем сердцем. Любить врагов своих и благотворить ненавидящих нас – завещал нам Христос. Но извратили заповедь эту люди. В жизни появился лозунг – ненавидеть врагов. Это неправильно, ибо Христос завещал нам любить врагов наших. Ненависть от злого, а зло может родить только зло. Только любовь и добро может одолеть зло и преобразить мир к лучшему. Но это вовсе не значит, что не надо давать отпор врагам, отпор злу. Зло активно и коварно, а коварному врагу надо уметь противопоставить смелость, решительность и мужество. Против злого врага нужны герои. Враг воспитывает в нас много полезных качеств, создавая препятствия в жизни. Но благословенны препятствия, ибо ими мы растем. Именно поэтому нужно любить врагов наших, как завещал Христос. Эту заповедь нужно понять, осознать всем сердцем и принять в жизни к действию. Почему надо благотворить ненавидящих нас? Ненависть от злого, ненавистники, сами того не понимая, привязываются к тому, кого ненавидят, и начинают невольно ему подражать. Так происходит превращение. Благотворя ненавидящих, человек несет по жизни добро, которое есть животворящее начало. Посеянное добро обязательно прорастет. Учил Христос и отношению к несуществующей собственности. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. … и взаймы давайте, не ожидая ничего…», - «От Луки», гл.6 ст.27-38. Нужно понять, что собственности не существует. Все, что у нас есть не наше. Нам это дается на сохранение и улучшение. Еще ни один человек ничего из собственности не забрал с собой в могилу. Поняв это, осознав значение собственности, можно будет понять и заповеди Христа в полном объеме, ибо даже через две тысячи лет они полностью не понимаются многими, даже теми, кто христианство считает своей религией. Христом заповедано милосердие. «Итак, будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам … ибо, какой мерой мерите, такою же отмерится и вам», - «От Луки», гл.6 ст.27-38. Так каждый человек готовит и отношение к себе. Много любителей осуждать и судить других людей, видят соринку в глазу брата своего, а бревно в своем собственном не замечают. Христос призывает нас прощать, этому надо учиться, к этому надо стремиться. Христос учит нас отдавать, ибо получает лишь отдающий. Прежде чем думать о получении, надо научиться отдавать. Закон отдачи главенствует в Космосе. Какой мерою мы мерим, такой мерою и отмеряется и нам. Закон соответствия, целесообразности и соизмеримости в действии. Во всем должна быть соблюдена соизмеримость, этой соизмеримости нужно учиться. Эти заповеди Христа были даны две тысячи лет назад. Но не может человечество гордиться тем, что их даже сейчас оно соблюдает. Наоборот, всюду мы видим их невыполнение и не соблюдение. Всюду непонимание необходимости соблюдения этих законов жизни человечества. Какие потрясения и катаклизмы еще нужны человечеству, какой еще Мессия нужен, чтобы человечество стало жить по законам морали и нравственности, по законам космическим? Заповеди Христа есть закон, на котором строится вся жизнь и должны рождаться остальные законы жизни – писанные и не писанные. Невыполнение этих законов неизбежно приведет и приводит к печальным следствиям. Ответственность наступит обязательно. Только те, кто по незнанию или по неразумению страдают, как слепые не могут определить, в чем причина их несчастий. Именно поэтому нужна современная трактовка законов морали и нравственности, их государственная поддержка, обучение и воспитание на этих законах, нужно просвещение в этом. Именно сейчас в России нужен Кодекс морально-нравственных норм, соблюдение которых давало бы возможность обществу жить по законам общечеловеческим, по законам совести и чести, по законам божественным. МОРАЛЬ [фр. morale лат. moralis нравственный]: 1) нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм культуры; 2) нравственный, поучительный вывод, напр. м. басни; 3) нравоучение, поучение, напр. читать м., прописная м. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). Мораль – это стандарты, определяющие границы хорошей и плохой жизни. Это правила, которым мы следуем, совершая тот или иной поступок. Разные люди живут по разным законам морали, в зависимости оттого, что им кажется честным и правильным. Но только те принципы, о которых говорится в Библии, являются наилучшим руководством для всех людей во все времена. Бог обладает только одним законом морали, и хочет, чтобы только этому закону следовали все люди. НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). И так, если мораль – это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, то нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Но мораль в переводе с латинского означает – нравственный (moralis). Следовательно, эти внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, и являются определяющими в его поведении, отношении к другим людям и обществу. Это так, как, правда и то, что у каждого свой индивидуальный внутренний мир, но законы морали и нравственности одни общие – это законы Божьи, законы космические. Многообразие индивидуальностей лишь делает этот мир более красивым и привлекательным, более жизнеспособным. Такое многообразие всюду встречается в природе. От этого мир только выигрывает, а общие законы ни как не могут пострадать. Универсальные законы Космоса гласят:  первый закон - «Нас много, но мы едины»;  второй закон – «Взаимозависимости, взаимопроникаемости, пересекаемости»;  третий – «Безупречного соподчинения множества Единому»;  четвертый – «Как вверху, так и внизу»;  пятый – «Сохраняя, развивай»;  шестой – «Объединяя, совершенствуй»;  седьмой – «Уходя, остаться». Эти законы и дают объяснения многим непонятным, и, казалось бы, противоречивым понятиям. Единство Космоса в его многообразии. Но как сделать, чтобы внутренние духовные качества каждого человека стали бы едиными правилами поведения? В этом искусство. Государство, как форма объединения людей в организованное сообщество, должно определять, организовывать, контролировать и добиваться выполнения этих общих правил поведения для всех людей общества. Отсутствие таких правил, самоустранение государства от управления этими процессами неминуемо приведет к деградации, развалу и падению самого государства. И напротив четкое следование этим правилам даст государству процветание. До тех пор, пока государство остается в мире основной формой существования человечества, эти нормы должны быть государственными. Деление на моральный и аморальный поступок должно быть таким же, как и деление на белое и черное, или на доброе и злое. Только вот интерпретация этих норм сильно разница. Где судьи? А судьи кто? Как сделать так, чтобы эти нормы были общепринятыми и стали бы внутренним содержанием большинства людей общества? Что делать с теми в государстве, кто эти нормы грубо попирает? Как быть, если эти нормы не выполнятся большинством людей общества, если они не вошли в быт? Что делать, если на бытовом уровне эти нормы морально-нравственного поведения не соблюдаются? На эти и многие другие вопросы мы и должны дать ответы. ГОСУДАРСТВО, -а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, североамериканские, южно-американские, африканские государства. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой далее ТСОШ). Но государство на сегодняшний день и основная форма существования человечества, поэтому и в отношении к нему должны применяться методы не разрушительные, а созидательные, направленные на упрочение государства. К сожалению, в последнее время в России в умах преобладают больше тенденции анархического плана – во всем виновато государство, во всем виновата власть. И мало кто себе представляет, к чему приводит отсутствие власти, устранение государства от управления процессами в обществе. Были времена, когда люди сами просили дать им закон, ибо жизнь без закона становилась ужасна. Из истории государства мы знаем, что оно не всегда существовало, не всегда и будет существовать. Да мало и кто выступает против государства вообще, другое дело, какое это будет государство? Какая будет власть в государстве? Сейчас время государств демократических, таких, где органы власти избираются населением страны на определенный срок. Такие государства слабые, не устойчивые. В истории человечества такие периоды демократических государств были не продолжительными, это были переходные периоды, такой переходный период переживает человечество и сейчас. Но уже и сейчас все развитые демократические государства усиливают свою роль в управлении экономикой, которая и считается рыночной. Таковы объективные законы развития. Усиление роли государства в управлении экономикой вывело из кризиса развитые страны в 30-х годах 20-го столетия, такая тенденция сохраняется и сейчас. Но неимоверно великой остается роль государства в решении других проблем общества и, прежде всего политической, социальной и морально-нравственной. Все переплетается в один клубок и одно без другого не может существовать, как это и должно быть в едином организме. Так надо создать правила – морально-нравственные нормы общества, – следуя которыми общество будет динамично развиваться, жить весело и счастливо. Десять заповедей Христа ортодоксальной церковью трактуются так (Библия для детей. Составил протоиерей Александр Соколов. Москва. 1990 год. Перепечатана с издания 1896 г. С.Петербург. Издание книгопродавца И.Л.Тузова. гостиный двор, 45): Первая заповедь – «Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня». Вторая заповедь – «Не делай себе кумира (изваяний из дерева и камня или отлитого из металла) …Смотри! не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы – не служи им». Третья заповедь – «Не произноси напрасно имени Божия». Четвертая заповедь – «Наблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои; а седьмой день посвяти Господу Богу твоему». Пятая заповедь – «Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете». Шестая заповедь – «Не убивай». Седьмая заповедь – «Не развратничай». Восьмая заповедь – «Не кради». Девятая заповедь – «Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего». Десятая заповедь – «Не смей и желать и жены ближнего твоего, или поля, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом, всего, что принадлежит ближнему твоему». Трудно современному человеку понять некоторые вопросы, трактуемые ортодоксальной религией, ибо много извращено, а много не правильно понято. Отсюда и отношение и ко всем заветам такое прохладное стало. А заветы нужно строго соблюдать, ибо это законы Божьи. Вот только нужно убрать наносное. Посмотрим же на каждый завет в отдельности взглядом человека 21-го века, попробуем вникнуть и понять в чем их существо. Первая заповедь изложена ясно и четко в гл.12 ст.29-31 «От Марка» и уже здесь приводилась – «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Нужно согласиться, что это совсем не то, что написано в детской Библии и трактуется неправильно ортодоксальной церковью. Сейчас нужно направить мысль на общность идеи религий всего мира. Вторая заповедь – не сотвори себе кумира, достаточно четко выражена. Она была направлена на изменение обычаев язычников - молиться различным богам в виде изваяний. А так как изваяния часто были терафимами, причем несли энергию, как правило, отрицательную, то и обычай язычников превратился в ужасное зрелище с негативными последствиями. Нужно было уйти от этих обычаев. Но даже и сейчас есть люди, кто преклоняется и даже молится изваяниям. Чаще всего это представители черной, самой дикой религии, несущие зло и служащие тьме. Третья заповедь – не произноси напрасно имя Бога всуе, понимается правильно, но на бытовом уровне часто не соблюдается. Между тем важно строго соблюдать эту заповедь всем. Четвертая заповедь – «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты» (Книги Ветхого Завета. Пятая книга Моисеева. Второзаконие. Гл.5 ст.12-14). Более всего недопониманий и сейчас вокруг этого завета. Как воскресенье или праздник – любой, особенно религиозный, то говорят работать нельзя. В подтверждение этого начинают рассказывать разные истории, когда кто-то работал, и с ним случались разные неприятности. Говорят грех работать в праздники. Между тем еще две тысячи лет назад сам Христос указывал на эти заблуждения. «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлеб предложения. Который не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» («От Марка» гл.2 ст.23-28). «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцати лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидел ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» («От Луки» гл.13 ст.10-17). «Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за ним. И вот предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его в субботу?» («От Луки» гл.14 ст. 1-5). Много лицемерия при трактовке и соблюдения этой заповеди. Нужно сказать всем, что позволительно работать и в воскресенье (суббота у евреев, как у нас воскресенье) и в праздничный день, если этот труд посвящать не себе а другим, на общее благо, Богу. Надо понять, что сам труд является благом, в какой бы день он не выполнялся, и сам человек должен решать делать ему что-либо или нет. Грехом является лень. Надо понять, что труд и плоды труда человеку не принадлежат, что труд не должен быть рабским, а Богу надо посвящать не только субботу или воскресенье, а каждый день. Радостный труд во благо общее принесет счастье всем, даже если он выполняется в праздничный день. Но не должно быть рабского изнурительного труда, нельзя и прерывать связи с высшими мирами, с Богом. Вот что заповедано людям. Пятая заповедь – почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете. Эта заповедь не требует много разъяснений, она понимается большинством и выполняется. Но далеко не все почитают своих стареньких отца и мать. Как только родители становятся немощными для некоторых сынов и дочерей, особенно богатеньких, они стараются от них избавиться. Прискорбно видеть таких богатеньких и нищих духом людей. Но и родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Показателен в этой связи случай с Павликом Морозовым и трактовкой его в последние годы. Этот случай в дни, когда прятали зажиточные крестьяне зерно, старались лучше уничтожить, сжечь, но не дать другим. Открыто выступил против этого сын одного из крестьян, кто хлеб не сдавал. Отца забрали и посадили, а дружки отца, подкараули подло мальчика и зверски убили. В дни Советской Власти Павлика Морозова почитали как героя, в школах был на всех стендах его портрет с описанием подвига. Но рухнула Советская Власть, изменилось отношение ко всему, что было ранее, изменилось и отношение к поступку Павлика Морозова. Причем изменилось на противоположенное. Теперь в глазах новых русских зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Павлик Морозов негодяем, так как предал отца. А дальше вроде получается, что поделом его и убили. Так можно исказить и перевернуть любой поступок. Надо уважать своих отца и мать, уважать старших, но надо и активно выступать против зла. Зло во все времена, при любых условиях должно получать должный отпор. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала. Павлик Морозов совершил геройский поступок и пострадал за это. А в какие бы одежды не рядили этих крестьян, прячущих и укрывающих зерно, чтобы не отдать другим, как бы не обеляли убийц 13-ти летнего мальчика, поступок Павлика Морозова останется ярким символом мужества и героизма, не побоявшегося сказать правду даже про отца, открыто выступившего против зла. Родители и сами должны показывать пример детям в том, как нужно вести себя. Дети же, почитая отца своего и мать, не должны брать с них дурных примеров. Никто не может оспорить то, что детям нужно слушаться родителей, учителей, старших, что нужно беречь своих родителей, помогать им, когда они станут старенькими, и будут нуждаться в помощи, ходить за ними, если они больны. Все знают, что большой грех грубить родителям, обманывать их. Эту заповедь полезно сейчас напоминать, как никогда. Шестая заповедь – не убивай – не требует пояснений. Но нужно сказать, что речь идет не только и даже не столько о физическом убийстве, сколько об убийстве духовном, психическом. А таких убийств множится несчетно. Их никто не считает, не осуждает и не преследует. За них наказание никто не несет, здесь на Земле. А пора бы уже вникнуть в сущность происходящих процессов и установить соизмеримую степень ответственности. Средства массовой информации в России сплошь и рядом напичканы боевиками, фильмами ужасов и развратом. Дети теперь играют только в игры, где убивают друг друга. Это стало нормой, но это не может быть нормальным. В законодательстве государства должно быть предусмотрено суровое наказание не только за убийство человека, но и оскорбление, даже грубость по отношению к другому. Нужно создать обстановку исключительно бережную к жизни человека, его достоинству и даже настроению. Седьмая заповедь – не развратничай – тоже не требует особых разъяснений. Однако эта заповедь особо свободно нарушается сейчас. Этому способствует атмосфера отсутствия каких-либо морально-нравственных барьеров в обществе, ни государство, ни церковь должного влияния на это не оказывают, средства массовой информации открыто и беззастенчиво культивируют все, что может этому способствовать. Нужны четкие морально-нравственные нормы, определяющие поведение мужчин и женщин в обществе, проявлений их страстей и физиологических потребностей. Эти вопросы может регулировать только мораль. Восьмая заповедь – не кради – понятна всем. Но не изжито еще в человеке жажда собственности, которая у некоторых переходит в страсть наживы за чужой счет. Само воровство приносит вред тем, что вызывает у человека, который лишился какой-то вещи, чувство собственности. Это чувство еще довлеет над людьми. Но пора понять, что в этом мире ни что никому не принадлежит. Все дается на временное пользование, а человек должен лишь его совершенствовать и улучшать. Еще ни один не забрал в мир иной свою собственность. Тот, кто украл, уже себя покарал, ибо ответный удар ему уже готов. Тот, кто лишился чего-либо, должен сказать – пришла пора покупать новые вещи. Не стоит жалеть и печалиться об украденном. Девятая заповедь – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – забыта и не выполняется. Лжесвидетельство в судах и быту стало обычным делом. Законодательство не предусматривает строго наказание за это, как было ранее. Забыта мера ответственности за ложные показания. Появились целые касты неприкасаемых, которые могут не только ложно обвинить и сфабриковать дело, но осудить и посадить невинного, и даже приговорить к смертной казне по ложным свидетельствам. Наказание за лжесвидетельство должно быть соизмеримо с причиненным вредом. Десятая заповедь – не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. И поныне есть такие соседи, что пытаются урвать клочок земли чужой, все норовят поживиться не своим. Тем они вызывают возмущение и негодование, даже гнев соседей. Делая ближнему своему плохо, вызывая у него низменные чувства, человек совершает большой грех. Это должно подлежать общественному осуждению. ЭТИКА, -и, ж. 1. Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. || прил. эти'ческий, -ая, -ое. Этические нормы (ТСОШ). Этические нормы поведения должны относиться не только к какой-либо группе людей в государстве, но и к быть для всего государства и всего человечества. ЭСТЕТИКА [тэ'], -и, ж. 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Курс эстетики. 2. Система чьих-н. взглядов на искусство. Э. Чернышевского. 3. Красота, художественность в оформлении, организации чего-н. Э. производства. Э. быта. Э. одежды. Техническая э. (дизайн). || прил. эстети'ческий, -ая, -ое. Эстетические теории (ТСОШ). Эстетика – как наука о прекрасном – не может быть не связана с этикой, но все же нельзя их и путать. Только прекрасное может быть истиной, может быть моральным, может быть нравственным и этическим. Только этическое может быть эстетическим. Этика всегда красива и прекрасна. Не может быть истинной этики безобразной. Создавая красоту, закладывая основы прекрасного, мы тем самым закладываем и основы истинной этики. Убыстряется течение общественной жизни, непрерывно изменяются условия жизни и быта многих и многих миллионов людей. Динамичность жизни предъявляет повышенные требования к нравственности человека, который в самых сложных неожиданных ситуациях должен принимать справедливые решения, совершать достойные человека поступки. Остро встает вопрос морально-нравственного воспитания людей. Но прежде воспитания государство должно создать в обществе систему морально-нравственных отношений. Разнообразные производственно-экономические, бытовые, семейные, межличностные отношения, возникающие в обществе и требующие морального выбора, должны приковывать к себе пристальное внимание общественного мнения, средств массовой информации, быть предметом обсуждения в коллективах. Борьба с аморальным должна стать неотъемлемой составляющей всей жизни общества и государства. Нужно порождать у людей обостренную нетерпимость к аморальным явлениям, отравляющий нравственный климат общества, нарушающим жизнерадостное и оптимистическое восприятие окружающего. Изменяется сам человек, возрастает богатство его внутренних моральных качеств, тонких душевных восприятий. Этот процесс идет сложно, не бесконфликтно, он полон сложных нравственно-психологических исканий, отмечается проявлением ранее не известных нравственных проблем. Представление о том, что можно создавать все более новые материальные ценности, обеспечивая потребности людей, не продвигаясь вперед в нравственном отношении, - вредное заблуждение. Нужен комплексный подход в постановке всего дела, то есть обеспечение единства нравственного воспитания с другими видами и формами воспитания, в том числе и с трудовым. Нужно создавать здоровый морально-нравственный климат в коллективах, обеспечивая единые правила поведения, и ответственности не зависимо от уровня материального обеспечения и социального положения человека. Одинаково справедливый подход создает равенство и позволяет сохранять человеку чувство собственного достоинства, которое так необходимо в свободном обществе. Важное место должна занять работа по повышению чувства личной ответственности за порученный участок, нравственное содержание поведения человека, самосовершенствование и самовоспитание. При этот неотъемлемым требованием становится отсутствие всякого формализма, непременное единство слова и дела, умение на практике организовать и сделать. Поручается дело тому, кто может лучше сделать. Деловые качества выдвигаются на первый план, но только в комплексе с требуемым высоким морально-нравственным содержанием. Нужно гармоничное единство высоких деловых и морально-нравственных качеств, прежде всего у руководителей. От стран Запада к нам пришли взгляды, трактующие реальную жизненную практику и мораль как нечто противостоящие друг другу, как несоединимые противоположенности. Там реальные нравы, действительное поведение людей и требования, нормы общественной морали привыкли видеть в мучительном постоянном разрыве, несоответствии. Много существует и мрачных теорий о нравственном распаде личности, о ее жестокости, безысходном одиночестве и потери морального контракта с другими людьми. А мораль не только тесно связана с реальной жизнью, но является основной движущей силой ее. От полного утверждения в общественных отношениях морально-нравственных ценностей прямо зависит направленность и интенсивность развития человека. Надо оптимистично смотреть на перспективы нравственного совершенствования человека. Понимание процессов нравственной жизни определяет реальные оптимальные пути духовного совершенствования человек и общества в целом. Эти пути связаны с построением нового общества, общества будущего. Этика, как учение о морали призвана занять определяющее место в реализации задач, стоящих перед нашей страной. Она составляет базу, фундамент любого построения общества, государства, а уж тем более для России, которой принадлежит по праву будущее человечества. Этика непосредственно связывает задачи стоящие перед страной с нравственной убежденностью, жизненным кредо и самочувствием каждого человека. Активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела должны стать повседневной нормой жизни. Такую позицию нужно вырабатывать, создавать. А для этого нужна в стране система морально-нравственного воспитания, которая пронизывала бы все сферы деятельности человека от повседневного быта до решения глобальных задач страны и человечества. Эта система должна охватывать каждого человека от рождения и до глубокой старости и ухода в мир иной. Система должны предусматривать права и обязанности в обществе, она должна определять ответственность. Именно ответственность за свои дела, слова и мысли должны лечь в основу ее жизнеспособности. Создание здоровых морально-нравственных отношений позволит каждому наиболее эффективно, безболезненно, с учетом опыта многих поколений борцов за социальную справедливость определять свое место в общем деле строительства нового мира. Надо понимать, что одно только изучение и знание этики не может обеспечить морального поведения и помыслов человека. Нравственный облик человека, его моральные качества выковываются в жизненной практике, прежде всего в его трудовой и общественной деятельности под воздействием различных жизненных обстоятельств. Это вовсе не означает, что этическое просвещение, познание и усвоения теории морали не нужно. Оно должно способствовать практическому совершенствованию нравственной жизни человека, ибо без просвещения, без осознания необходимости тех или иных действий не может человек жить свободно и сознательно. Этика освещает процессы нравственной жизни, исследует их тенденции и противоречия, определяет формы воздействия на эти процессы, выявляет направление их развития. Затем, этика выливается в нормативные рекомендации, в ответы на жгучие проблемы нравственной жизни, она помогает каждому человеку сориентироваться в выборе социальных ценностей, отдав предпочтение возвышенным и реальным целям жизни, учит убежденно и мудро подходить к решению самых запутанных и трудных житейских коллизий. Книга об этике призвана органически соединить теоретические выводы науки с решением конкретных проблем морального выбора, наиболее оптимальными решениями этических проблем. Книга об этике поможет разобраться в насущных проблемах нравственной жизни общества, и призвана стать опорой в решении других проблем. Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике» |