Игрушка У них был счастливый брак. Крыся и Пушок - так они называли друг друга, когда были одни. Ну, Крыся - это понятно, потому что Кристина. А вот как из Антона получился Пушок - это было загадкой. Наверное, потому, что она очень любила гладить его по затылку, а волосы были мягкие, нежные, как пушок на голове ребенка. Она всегда страшно стеснялась, когда у нее случайно вырывалось это ласковое обращение, а вокруг находились люди. Детей у них не было. По чьей вине - это выяснить так и не удалось. Они долго ходили по врачам, проходили разные сложные проверки, и в конце концов врачи развели руками заявив, что все нормально и у нее и у него. А почему нет детей ...бывает такое. Какая-то несовместимость, науке неизвестная и помочь они ничем не могут. Зато у них была любовь. Любовь... Как она рождается и почему? Почему люди видятся каждый день, ходят друг мимо друга много лет, не замечая один другого? Смотрят и даже разговаривают совершенно равнодушно. Они не знают, какого цвета у вас глаза, не обращают внимания на родинку под бровью, да и зачем? И вдруг однажды происходит какой-то щелчок, короткое замыкание и рождается нечто. Это еще только предчувствие, всего лишь радостное удивление, что знакомый и заурядный, в общем - то, человек оказывается совсем не таким. Вдруг замечаешь, что он очень красивый и глаза у него большие, серые, глубокие и голос бархатный... Каждый день приносит новое открытие. Этот процесс рождения любви похож на закипание воды в чайнике: сначала появляется один пузырек, он кружится, затем к нему присоединяется еще один и еще ... Вначале они танцуют медленный танец, но постепенно музыка становится громче. К пузырькам присоединяются новые пары, и вот уже все бурлит, кипит... Это родилась любовь. Так было и у них. Страстная и пылкая вначале, она постепенно стала более нежной, теплой и домашней. Кристина бросила работу по его просьбе, (он обеспечивал небольшую семью всем) и целыми днями заботилась о его благополучии и хорошем настроении. Она всегда провожала его поцелуем на работу и встречала также. Дома все сверкало, его одежда была выстирана и выглажена и развешена по цветам в шкафу, чтобы легче было подбирать. И Антон платил ей тем же. У нее всегда были красивые и модные вещи, косметика - он ничего не жалел для нее. Кристина отказывалась - зачем ей всё это, если она сидела дома и почти нигде не бывала. По праздникам он приносил ей цветы. Идиллия... Как любовь уходит? А вот этого не замечает никто. То есть замечает, но когда ее уже нет, когда она уже ушла. Сначала возникает обида, маленькая, которая тут же тает, как крошечная льдинка от луча выглянувшего из-за тучи солнца. Достаточно любимому улыбнуться и она исчезает бесследно. Потом таких льдинок - обид становится все больше и уже недостаточно одного луча, нужно много солнца. Льдинки тают, но не до конца, на них намерзают новые, снова тают. И вот однажды от чувства остается только одна большая глыба льда, которую даже самое яркое солнце растопить не в силах. Любовь уходит однажды ночью, когда все спят, неслышно закрыв за собой дверь, и утром ее уже нет. А у них было не так. Любовь ушла только от него, хотя не было никаких обид - ему просто стало скучно с Кристиной. Она начала его тяготить. И поговорить с ней было не о чем, и одета она была всегда по-домашнему, и новостей последних не знала. Не то, что секретарша Аллочка из соседнего отдела, которая давно положила на Антона глаз. Но изменять было не в его правилах. Антон никогда не изменял жене . Кристина почувствовала: с ним что-то происходит. Муж перестал брать ее с собой на корпоративные вечеринки, почти не разговаривал с ней, а только смотрел телевизор или сидел за компьютером. А вчера вечером они впервые крупно поругались. Вернее кричал и возмущался только он, а Крыся молча слушала и плакала беззвучно. Ведь знает же, что он терпеть не может женских слез! Он, конечно, был очень груб. Не надо было ей говорить, что она постарела и стала некрасивой, носит вышедшую из моды одежду и не пользуется косметикой. Что ему стыдно выйти с ней в люди и не о чем разговаривать. Он был, конечно, очень раздражен после того, как на работе секретарша Аллочка откровенно призналась ему в любви, и стоило большого труда не поддаться порыву и не изменить жене прямо в кабинете. Впервые за все годы супружеской жизни, Антон ушел спать в гостиную на раскладушку. А утром Крыся подала ему завтрак и не поцеловала перед работой. Весь день ему было не по себе. После работы он забежал в цветочный магазин и купил большой букет ее любимых красных роз. Но дома ему никто не открыл дверь. Он долго звонил в звонок, потом открыл дверь своим ключом - Кристины дома не было. Все вещи находились на месте, наверное, она вышла куда-нибудь, в магазин или ... Хотя куда она могла пойти? Тут он вспомнил, что идти ей было некуда - родственников она не имела, подруг тоже. Он прождал ее до утра - она так и не появилась. Он впервые сильно напился. А утром стал обзванивать больницы и морги. Не найдя ее нигде, позвонил на работу и взял отпуск без содержания. Три дня он искал ее в больницах города, пытался найти в документах и письмах адреса и телефоны, куда она могла поехать. Но тщетно. К исходу третьего дня Антон подал заявление о пропаже в милицию. В милиции сухо спросили, куда бы она могла поехать и пообещали, что свяжутся, если что-то станет известно. Придя домой, Антон почувствовал острый приступ тоски по жене, взял с тумбочки плюшевую крысу и долго держал ее в руках, да так и заснул. Эту игрушку он подарил в первый год их совместной жизни юной и тогда еще страстно любимой Кристине - Крысе. Вначале это просто было забавно, но когда выяснилось, что детей у них не будет, плюшевая крыса обрела еще и другой смысл. Кристина обожала эту игрушку. Наверное, она напоминала ей их не рожденного ребенка. С этого дня когда-то подаренная жене игрушка стала необходимой. Она все время находилась в поле зрения, Антон даже поймал себя на том, что разговаривает с ней. Через две недели в доме стало катастрофически не хватать чистых рубашек и носков. Через три - у него стал болеть желудок от питания в сухомятку. А через месяц секретарша Аллочка вызвалась помочь навести в доме порядок, постирать и сготовить. Она действительно быстро и ловко навела чистоту и осталась до утра, а потом и насовсем. С Аллочкой жизнь стала легче. Снова появились чистые носки, глаженые рубашки, горячая еда. Но Аллочка была совсем другой - полной противоположностью тихой и молчаливой Крысе. Ей требовалось внимание, постоянные комплименты. Аллочкa не любила молчать, всегда что-то напевала и от этого он уставал. Хотелось покоя и тишины. А тишины не было. Ее стало еще меньше после очередного шумного выяснения отношений, когда он случайно проболтался о причине странной привязанности к забавной плюшевой игрушке. Узнав, что дурацкая желтая крыса - практически единственная память, оставшаяся от исчезнувшей жены, Аллочка возненавидела игрушку и всячески пыталась убрать её с глаз долой. Однажды "случайно" пролила на нее чернила. Но Антон настаивал на своем и никак не соглашался расстаться со старенькой жалкой крысой. Наконец, Аллочкины нервы сдали, и когда Антон был на работе, она отвезла ненавистную игрушку на городскую свалку, специально подальше от дома. После этого зашла в магазин, купила огромного плюшевого медведя и посадила его на тумбочку в спальне. Антон устроил жуткий скандал, ушел спать на раскладушку и пообещал сразу же после работы поехать на свалку и привезти крысу обратно. Всю ночь ему снились кошмары, он заснул крепко только под утро. Его разбудил настойчивый звонок в дверь. Аллочка долго с кем-то говорила на площадке, и он вышел в коридор посмотреть. - Капитан милиции Титов! - представился немолодой усталый милиционер. - У меня ордер на ваш арест. Пройдемте со мной. Антон удивленно выпучил глаза: - А что случилось? В чем меня обвиняют? - Вы подозреваетесь в убийстве своей жены, исчезнувшей два месяца назад. Сегодня утром ее труп был обнаружен на городской свалке... ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------- Третий вариант Теплая неназойливая флорентийская осень с любопытством заглядывала в слюдяное окно мастерской. Последние предзакатные лучи солнца бросили на лоб и шею натурщицы оранжевые блики. Художник поморщился. Надо было зажигать свечи, которые нещадно коптили - скоро станет совсем темно. Да и синьоре пора было дать передохнуть, размяться. А то она уже совсем окаменела. Эта ужасная привычка синьоры скрипеть сжатыми от напряжения зубами очень раздражала живописца. Стар он становится, отвлекается на мелочи. Но вообще, если честно, дело было совсем не в этом. А в его отношении к натурщице. Правда, она-то, чем виновата? Обыкновенная, не первой молодости, не блещущая красотой горожанка. Небольшие, невыразительные глаза, болезненно желтоватая кожа. Наверное, весь день проводит в лавке своего мужа - торговца шелками. На воздухе не бывает. Да и фигура. Рыхлая, полноватая. Еще пять, десять лет - расплывется и станет совсем непривлекательной, как впрочем, и большинство флорентиек ее сословия. А запах! Дамы аристократки так не пахнут. Они не забывают мыться душистым мылом, хотя бы перед визитом к живописцу. Разве такой мастер, как он согласился писать ее портрет, если бы не этот подлый шантажист синьор Франческо? Какая низость угрожать ему доносом! Якобы он, мастер, совращал и склонял к содомии юного натурщика Гильермо. Неприятные воспоминания заставили художника крепко сжать в руке кисть. Ведь даже княжне Изабелле д’Эсте он отказал. А вынужден писать эту синьору и это сейчас, когда все его мысли заняты "Битвой при Ангари". Художник отошел от мольберта и взглянул на столик у стены, на котором стояли глиняные горшочки с красками. Киноварь и жженая охра почти совсем закончились, и заодно индийского шафрана надо купить. Унций пять хватит. Надо послать Пьеро в лавку завтра. Господи, Иисусе, как же ему тяжело писать портрет этой синьоры! Лучше бы она была уродлива. Необычные черты писать интересно. Когда был помоложе, он часто бродил по Флоренции, заглядывая в лица прохожим и радовался увиденным уродцам и калекам, делая наброски в книжечку для эскизов. Но нет. Она не уродлива. Темные, редковатые волосы, смазанные для блеска маслом оливы и издающие не слишком приятный запах. Ничего, чтобы могло растревожить воображение художника. Пожалуй, только руки, тонкие, изящные с длинными пальцами, совершенно не характерные для дам ее сословия. Такие руки были у... Да, как же он сразу не заметил? - Лео! Лео! Ну-ка вернись! Ты промочишь ноги. Вода в ручье очень холодная - Катерина простоволосая и босая бежит вслед за маленьким Лео, пытаясь его догнать. Но Лео бегает быстрее. Он знает здесь каждую тропку. Склоны Монте Альбано с загадочными пещерками, виноградниками, оливковыми рощами и ручьями с ледяной прозрачной водой - это его мир. Такой родной и добрый. Глупая! Чего она боится? Он же уже совсем взрослый - ему скоро пять. Катерина запыхалась и остановилась. Ее длинные каштановые волосы растрепались, а в больших светло- карих глазах, кажется, слезы? Она машет Лео рукой, призывая вернуться. Лео со всех ног несется к матери, обнимает ее, уткнувшись в материнский передник. Катерина гладит жесткие волнистые волосы сына и улыбается. Улыбается? Не может быть… Пресвятая Дева! Синьора, получив возможность передохнуть, встала с кресла, расправила затекшие плечи и улыбнулась. Впервые за все эти почти полгода, что он пишет ее портрет. Через пятьдесят с лишним лет Лео снова видит улыбку матери. Синьор Франческо Дель Джиокондо может быть спокоен. Теперь Лео обязательно допишет портрет его жены. Непременно. *** Холодно. Начало мая в Москве, но все равно холод пробирается даже под теплую вязаную фуфайку. Фуфайка - это Софочкин подарок. Она всегда говорит: “Казя, я тебя очень прошу надевать ее, когда ты работаешь в мастерской”. Жена у него совершенный ангел. В мастерской холодно всегда, даже летом. На приличную и не такую сырую нет денег. Эта вечная нехватка денег. Даже жить приходится не в Москве, а снимать дачу в Кунцево, недалеко от любимой Немчиновки - так дешевле. И нанять детям гувернантку нет средств – Софочке всем приходится заниматься самой. Жизнь стала совсем дорогой – идет война с Германией, уже второй год. Топить мастерскую - непозволительная роскошь. Денег нет даже на холсты. Для последних своих идей он нашел прекрасный материал - старую этажерку. Ему удалось аккуратно разобрать мебель и всего-то заделать дырочки по краям, через которые крепились стояки. Почти совсем незаметно. Три полки этажерки стали картинами и очень неплохими. Особенно хороша последняя - "Корова со скрипкой" - явная его удача. Через несколько месяцев выставка, Футуристическая выставка - главное событие года. А у него и представить нечего. И зачем только люди придумали деньги? Из-за этого презренного металла и приходится Казимиру заниматься тем, к чему душа не лежит - писать портреты тщеславных людишек, желающих запечатлеть себя для истории. Художник потер замерзшие ладони. Глупый, чванливый, докторишка. Сколько времени и сил на него ушло. Сначала Казимир должен был писать статского советника Заславского. Этот заказ нашел ему тесть. Но Заславский услышав, что художник – футурист, с пренебрежением отказался от его услуг. Эта нетерпимость ко всему новому в искусстве, нежелание заглянуть чуть - чуть вперед. Увы, не желают люди понять, какое великое будущее у футуризма. Люди хотят сходства, только портретного сходства. Вот и этот... Двойной подбородок, который он пытается скрыть, высоко задирая голову, рыжая реденькая, уже начинающая седеть бородка. Тусклые глаза цвета дорожной пыли и отливающее дешевой позолотой пенсне, которое он все время поправляет, морща мясистый нос. Предел мечтаний мастера. - Это, милостивый государь, форменное издевательство - картавя, воскликнул докторишка, увидев почти законченный портрет. Вы не художник, а ремесленник! Мой младший сын рисует лучше вас! Вам бы, сударь, только фигуры чертить геометрические, попроще. Болван! И кто теперь оплатит затраты? Краски, холст? Больше всего жалко холст, не какой - нибудь второсортный, а отменного качества. Надо было задаток брать. Проклятая бедность! Казимир подошел к единственному окошку в подвальном помещении мастерской. Оно располагалось ниже уровня мостовой, и поэтому все проплывавшие мимо прохожие казались великанами, а наблюдатель ощущал себя карликом, случайно попавшим в этот чужой мир. Там наверху шли, оживленно беседуя о чем-то, две курсистки. Толстая кухарка прошлепала мимо, груженая большой сумкой с овощами. Вдруг робкий солнечный луч чудом проскользнул в тусклое, забрызганное грязью окно и преломившись в граненом стакане на столике, рассыпался маленькой радугой на стене мастерской. У кого-то жизнь как эта радуга - цветная, а в моей - только черный цвет. Художник нахмурился, снова подойдя к испорченному холсту. Фигуры? Геометрические? Извольте! Казимир вдруг кинулся за линейкой и быстро отчертил поля по краю холста. Потом, схватив палитру, стал мощными мазками густо покрывать весь холст. Только черной краской. Весь квадрат. *** - Ну-с, мой друг, теперь понятно? Я надеюсь, сумел вам объяснить разницу между гением и талантом. - О да, мастер, конечно. Очень ярко и четко. - Я просил вас не называть меня мастером, юноша. Если уж очень хочется, зовите меня просто Учитель. - О кей. Как скажете, Учитель. - Ну, так вот. Для удобства пронумеруем варианты. Итак: первый вариант - гений. Второй - талант. А вот ваш случай – это, разумеется, не первый вариант и даже не второй - оратор помахал в воздухе рукописью. Высокий молодой парень поёжился виновато и отвел взгляд немного в сторону, чтобы не смотреть в строгие глаза Учителя. - Это вариант третий... Настоящая... неплохо сделанная... ммм... Уголки губ молодого человека поползли вверх, глаза заблестели надеждой, он даже подался немного вперед, впитывая каждое слово Учителя. - Так вот... я бы сказал даже яркая ...графомания! Парень сразу поник, стал как - будто меньше ростом. Не родившаяся улыбка на его лице медленно стала втягиваться обратно под кожу щек. И когда она совсем исчезла, парень сглотнул ее. - Что вы такое мне принесли? Что за идея? Откровения больной психики. Кошмар, какой – то! А название? "Кэрри"? Это название для романа? Неужели вы думаете, что читатель захочет открыть книгу с таким названием? Это самый настоящий УЖАС! Идите юноша и мой вам совет: отправьте это в мусорную корзину сразу, как только придете домой. Молодой человек, сгорбившись и покраснев, взял протянутую ему рукопись и бочком, незаметно выскользнул из кабинета, неслышно прикрыв за собой дверь. Учитель потянулся всем телом, повертел затекшей от длительного чтения шеей и рассмеялся. - Забавный парнишка этот Стивен. Фантазия у него весьма ...Но только далеко не король в прозе, ох не король. Смешные бывают фамилии все-таки. П.С. рукопись первого романа Стивена Кинга “Кэрри”, с которого и началась известность писателя, спасла из мусорной корзины его жена Табита и она же заставила его закончить роман. |