«Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» (И. Тургенев, «Природа») «И зверьё, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове.» (С. Есенин) «Мне на плечи кидается век-волкодав, // Но не волк я по крови своей...» (О. Мандельштам) «Я не ищу гармонии в природе.» (Н. Заболоцкий) -1- И почему я «царь зверей»? Не хочу я с ними быть! Не смогут узнать и ненароком утолят голод. Естественно съестное... Так что теперь? Отречься от престола? Добровольно? Ни за что на свете! Хочу царить на ниве доброты! Со страшной силой! А где найти такое царство? На милой земле? На родных небесах? Не могу раздвоиться. Объединяю. Получаю природу. К счастью, женского пола. Да и гармония тоже. Как люблю их обеих! Треугольник вдохновения. Не беда, что любовный. Выпало счастье. Да, природа жестока. Даже к царю-человеку. Все её дети лишены бессмертья. Не боги. Нечего зазнаваться. А может, и хорошо, что жизнь коротка? Иначе не хватало бы места для молодости и красоты. И было бы печально созерцать бесконечное увядание. Да и кто бы ценил непреходящее время? Не было бы гармонии природы... А так она есть. Редко внимаю ей. Некогда. Сам виноват. Простит ли? Да и ответит ли? Это царь всегда в ответе. И не только за себя. За всё на свете. За «зверьё как братьев наших меньших». И за гармонию природы. Разрушаемую им. На каждом шагу. -2- ...Но конвейер калейдоскопических кадров оживляет сухие каркасы переплетённых киносценариев бытия. И наваливается беспощадная лавина острых вопросов. Часто риторических... А в чём проявляется гармония природы? В соразмерности её элементов? В их симфонии, опере? Но как достигается эта соразмерность? Тем, что одни объедают или даже съедают других? Тем, что голод – абсолютный монарх? Правом силы? А что было бы, если бы вся природа вдруг стала гуманной и деликатной? Без хищных санитаров? С эпидемиями, которые распространялись бы со страшной скоростью больными и слабыми особями? С ветеринарными службами для диких животных? Чьими силами? Не воцарилась ли бы гниль? Не вымерло ли бы всё на свете? Не правда ли, «благими намерениями выстлана дорога в ад»? А разве и в обществе не так? Разве возможна полная справедливость даже в природе? Разве нет своей правды как концентрированного выражения собственных интересов у каждого? Одной у помидора, другой у сорняка? Одной у травы, другой у зайца? Одной у зайца, другой у волка? А разве возможно природное государство, способное установить и поддерживать некий компромисс, баланс этих интересов? Какое хрупкое равновесие в природе, да и в обществе! «Не навреди!» -3- «И я душой, скорее, слон...» |