ФанК (Фанклуб Моисея Бельфермана "Мудрое слово Моисея") Признаюсь откровенно: не понимаю значительной части современного сленга. Не достиг уровня технического. Поясните на простом русском языке: что обозначает "урбанистический андеграунд"? С урбанизмом несколько знаком - не полный профан. Но Ваше словосочетание. Ю.Т. (Юрий Тубольцев) Так назвал мои рассказы Алексис Шнайдер. Вот как он раскрывает этот термин на примере моего творчества: «Юрий Тубольцев – певец современной городской жизни. Клубы, дискотеки, ди-джеи (… сейчас каждый второй ди-джей…), девочки-«тамагочи», мальчики «ванька-встанька». Нехватка денег, любви и понимания. Все это замешано в одном флаконе и настояно. У Ю.Т. отмечены декадентские мотивы в творчестве, типа, «Мир, остановись - я хочу сойти!», и особенно проявляется это в «СМС- мобильной зависимости» и диалогах по «аьске», когда живое общение заменяется суррогатом электронно-эпистолярного вида – mail, icq, sms. И действительно, мне тоже порой проще послать девушке СМС, чем лишний раз позвонить – так, кажется, недолго и до «секса по переписке».... Вольный полет мыслей, безусловно, популярен у многих, в основном, у тех, кто понимает и знает то, о чем пишет Ю.Т., а именно - о современной молодёжной субкультуре ночных клубов, дискотек и, вообще, просто о жизни…“ В рецензии сайта стихи.ру мою «городскую лирику» назвали «хокку в техно-футуристичском стиле». ФанК Что обозначает " нереальная виртуальность?" Оба термина мне известны - по отдельности. Не могу понять сочетание. Ю.Т. Вопрос относительно простой. Например, герой рассказа «Кандидат виртуальных наук» спрашивает, «есть ли рaзницa между нереaльнoй виртуaльнoстью реaльнoсти виртуaльнoй нереaльнoсти в реaле и нереaльнoй виртуaльнoстью реaльнoсти виртуaльнoй нереaльнoсти в виртуaле?». В постиндустриальном урбанистическом обществе, где “спектакль”, отводящий людям роль зрителей, подменяет реальность, виртуальность тоже утратила адекватность самой себе и приобрела новые смыслы, ее атрибуты стали знаками дегуманизированной культуры, которая постепенно подменяется симулякром, идеей культуры, знаковой прорвой. Для городской культуры новейшего времени технические способы передачи информации становятся равноправным (даже преобладающим) коммуникативным типом. «- освоил Аську? - еще нет - а чат? - уже да - в форуме тусуешься? - еще да - и книги читаешь? - уже нет». В работах «Диалоги в ICQ», «Как не познакомиться виртуaльнo», «Любимый ник (на конкурс Ляписа- Трубецкого)», «Кандидат виртуальных наук», «Смс-мобильная зависимость» рисуется образ поколения, «зависающего» в интернете «- Всю неделю тебя не было в он-лайне, почему? Как ты жил без виртуала, не пойму?» прослеживается урезанная реальность, «- давай встретимся - я редко перевожу своих знакомых в реал» отредактированная возможностями технических средств, «- обменяемся фотками - я не отправляю фото ..... прости .....» представлен современный сетевой фольклор с его коллективностью, «-ты в каком чате тусуешься? -в кроватке -скинь мне на него ссылочку -ладно, только никому не давай, там просто левака и так много заходит» анонимностью, «- пора нам развиртуализировать наши отношения - ты имеешь ввиду - заменить аську на чат?» вариативностью «Не настаивай, а то я исчезну. В данном случае "нет" - означает - "нет")) Уж не обижайся. У меня есть два правила: 1. Не ходить на свидание по инету. 2. Не присылать фото первые пару лет.» и стереотипностью, «- Давай поболтаем по телефону – у меня нет слишком дорогой. - По телефону не могу – я абсолютно виртуальная.» затрагиваются вопросы соотношения интернет-сообществ с действительностью, «-у меня жизнь постоянно перетекает из реала в виртуал и обратно -а у меня все чаще и чаще возникает желание на всех обидеться, со всеми поругаться и уйти из виртуальной жизни в реальную» исследуется самосознание виртуалов, «- ты еще не превратилась в виртуальное красноглазое существо, вросшее пальцами в клавиатуру и живущее сеткой единой? - ты, как я погляжу, (инфо)умен :)))))» опыт жизни в абсурде он-лайна, «- я смело бы в реале плюнула бы на это, но здесь...» мнимая реальность, «- ну как, встретился с кем-нибудь из виртуальных фрэндов? - да, все-таки в сети люди другие, нежели эти - вне сети» образцы без-личного, группового письма, обусловленные спецификой информационных каналов интернет-сообществ, «- я ему контакт даю, а он – не добавляет… - нужно было: постить – активно, комментировать – офф и он-лайн как можно реже - комментить самого себя и никогда – не «комментить анонимусом» изучается семиотика урбанистического фольклора, «- весь день вишу в он-лайне – никто мне в аську не стучит - добавь себе кого-нибудь по интересам - нет, сама я никого не фрэндю – меня один уже под кат послал, заявил, что сразу спамеров вычисляет» его связь с внетекстовой действительностью, «- ты что, не можешь с первого раза девушку в приват затащить? - не знаю, как с тобой, но мои собеседницы пока так не пообщаются, в приват идти не хотят» описываются типологические особенности носителей пока еще переферийных, маргинальных форм словесной культуры, «- сколько девушек с 8 марта поздравил? - весь контакт-лист» прослеживается стилистическая клишированность сетевых текстов, «- опять до тебя мессага не дошла? - да ты уже 3 раза одно и тоже присылаешь - и тем не менее… кажися опять не дошло» их “общие места”, «- что Вы так набиваетесь в мой контакт лист? - хочу с тобой пообщаться - так в инфо же есть мой мобильный и домашний телефоны» исследуется язык сетевой культуры, «- ТТРIВЕт – у ttебя латинница или кириllица?» его основные мотивы, «- зафрендившим меня взаимного френдования не oбещaю, отфрендивших меня все-рaвнo читaю - «сэконд фрэнды – это фрэнды, которых не добавляют, а читают посредством дружеских фрэндлент» - «когда один жж-юзер забанен в жж другого жжюзера, то приходится ему таким образом забанатом» показывается их тематическая (содержательная) устойчивость. «- давай познакомимся - зачем знакомиться с человеком, если всё можно прочитать в инфе». ФанК Что обозначают "культурные коды"? И почему написано "кодофф"? Ю.Т. Возьмем, например, лексию «мальчиш-кибальчиш» (лексия – единица чтения, представляет собой оптимальное пространство, позволяющее выделять смыслы). Лексия принадлежит культурному коду (по Барту культурный код – это цитация, то есть извлечение из какой-либо области знания) и указывает на определенный тип знания (в данном случае литературный и истрико-социологический). Мальчиш Кибальчиш отсылает нас к А. Гайдару, от него – к социализму и его идеалам, воплощенном в герое с рядом узнаваемых признаков. То, что отличает одну культурную общность от другой, воспринимается как культурно значимый признак, элемент культурного кода, а такие конструкции, как «кодофф» (офф вместо ов), подчеркивают специфику слова как элемента определенной субкультуры. «- как же ты не понимаешь, есть некоторые способы самовыражения... выделиться, показать, что я – это я...» «- ты просто не общаешься с неформалами...» «- цивилы – это все вы, дорогие – от слова цивилизация...» ФанК Что обозначает слово или термин "тупняк"? От тупости? Ю.Т. В данном случае изменение слова выступает характерным средством культурной маркировки («тупак тупака видит издалека»), данная лексема является знаком определенного языкового кода, подчеркивает особый цинизм (миниатюра «Дороги и тупаки»). Бывает и нарочитая тупость, как свобода самовыражения, как явление, свойственное исключительно подросткам, как состояние души. «Мы опять колбасим, зажигаем и тусим, Спать мы вовсе нехотим Нас прет, плющит, пурыщит, тапорщит, таращит, Мы угараем...». ФанК Для чего Вы и друзья изобретаете новый язык? Для общения - с людьми? с машинами? для общения роботов-компьютеров между собой? Ю.Т. Одновременно с экспансией культурных кодов в язык идет также и обратное воздействие словесного языка на культуру. Если бы я придумывал слова, мне бы хотелось привить молодежи те культурные коды, на которых я был воспитан. Но время не вернешь, и вместо Мальчишей Кибальчишей приходят такие понятия, как «девочки-«тамагочи» и мальчики «ванька-встанька», в мозгах которых уже произошла «рейволюция», «колбас мировоззрения». «- Друзья затащили, но я по-любому отсюда попозже сорвусь. - Да ты прям настоящий клубень, чтоб срываться. - Сама ты – овощ, постоянно отрываешься. Опять значит клубиться начала?» Новые слова я с удовольствием сочиняю для сказок («Сказка-урок про ципробушка»). Выброс в общее пользование маргинальных жаргонов, заимствования, неправильное произношение, коверкание слов, компьютерное обновление родной речи - одна из особенностей нашего времени. Я стараюсь транслировать только те слова, которые мне нравятся, хотя в объективном исследовании такого быть не должно. ФанК Поясните: "Нормальный человек не может не быть не тусующим?" и "Как можно отдохнуть от выходных?" Ю.Т. «- А что ты обычно делаешь в свободное время? - У меня мало свободного времени. - А почему ты так часто ходишь в клубы? - А больше делать нечего.» Изучая жизненный стиль «- Ты почему поссорилась со своей подружкой? - Я не хочу, чтобы те, с кем я везде лазию, скрывали что-то от меня.» и обычаи «- Можно я приглашу вашу девушку? - Ты меня лучше пригласи.», особенности символики, норм поведения «- Девушка, а можно с тобой познакомиться? - Знакомься.», коммуникативные стратегии клубящейся молодежи «- Дай мне свой телефон. - Не дам. – Ты все равно не позвонишь. - Нет, я позвоню. - Я уже одному дала, а он так и не позвонил.», я постоянно наталкиваюсь на подобные парадоксальные и абсурдные умозаключения. «Ты хочешь понять клубную культуру? Так она для клубных людей». ФанК Как понять? "А нам - хомякам - на все наплевать в полете". Ю.Т. Хамяками называют ники оставляющих сообщения на сайте падонки.орг (это объединение контркультурных писателей, для которых не существует никаких ценностей и норм). ФанК Вы описываете "клубную танцевальную культуру". Это действительно культура? Ю.Т. Один из возможных ответов на этот вопрос: «- Если ты считаешь, что выступление в клубе стриптизеров, танцоров, артистов различных жанров, работа организаторов и дизайнеров по декору помещения, диджеев - не есть клубная культура, то ты совсем зажрался и потерялся. - Все абсолютно правильно, только есть еще такой вариант "..если дело сантехников, ассенизаторов, слесарей, работа трубоукладчиков и ремонтников по укладке бетонной канализации, работа прорабов - не есть канализационная культура, то ты зажрался и потерялся".» ФанК К какому жанру относите часть своих произведений? Это - пародия, сатира? Или: "просто жизнь"? Ю.Т. Скорее всего это фрагменты полевого антропологического исследования. ФанК Катание в лифте: это поиск приключений или форма жизни? Или такова САМА СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ? Ю.Т. Пустопорожний настрой главного героя «Бравых похождений барчонка» поражает невписываемостью в полуреальные-полувоображаемые настроения окружающего социума накануне исчерпания феодальных отношений, грядущего перевооружения лифтов в канатные фуникулеры для развлечений золотой молодежи, прорыва из плена геометрических пропорций, арифметических чисел, физических законов и догм морали. Развернутый парадокс приключений и перипетий наивно-простодушных барчонков, находящихся в состоянии растерянности, сумятицы, запутанности и нерасшифрованности действительности, ищущих точки соприкосновения со средой, миром и эпохой, прихотливая игра фантазии которых постоянно обманывается в поисках идеалов, боящихся разобщенности и непонимания, живущих в абсолютно иной, переосмысленной до неузнаваемости среде удивляют манерой своего существования то ли вопреки, то ли благодаря атмосфере времени. ФанК Наличие лифта в доме действительно может поменять направление мыслей, образ жизни, взгляд на вещи? Это саркастичесий юмор? Ю.Т. Оказалось, что внесение в корпус истины в качестве главной идеологемы категории «лифт» рушит стереотипы массового пользователя многоэтажек. «- Вы опять - философы, как всегда - в своем репертуаре, - возмутилась Вика.» В жанре лифтовых миниатюр (Бравые похождения барчонка, Лифт (на конкурс Лифтера) нет ни малейшего нарушения читательских ожиданий - случаются именно те события, которые получаются «как всегда», все дихотомии абсолютно смещены к архитипике лифтов, беднообразием типов которых эти рассказы перенасыщены. С таким же успехом могло бы воспеваться и закручивание гаек. Прошедший на сайте проза.ру постмодернстский конкурс лифтера показал несостоятельность возведения лифта в знаковый символ нашего времени. ФанК Ваша жизнь аспиранта как-то соответствует образу "поджигателей полов" танцбаров? Ю.Т.Мне уже несколько раз писали в рецензиях, что информация моего резюме и моя афтобиография никак не увязываются в сознании читателей с тем, что они находят в моих рассказах. Но ведь и ученый, изучающий культуру эскимосов, совсем не обязательно должен жить, как они. «- Когда я первый раз пришла в этот клуб, меня подцепили тусовщики и я стала ходить туда каждые выходные. Я стала другим человеком, может, виновата марочка, может, еще что-нибудь. Нет, я не стала наркоманкой, последнее время я вообще не употребляю наркотики. Но все говорят, что я и моя подружка – люди безбашенные, иногда мы выкидываем такие вещи.» Не скрою, у меня с моими героями много общего, любой автор всегда пишет про себя. Особенно близок мне герой рассказа «Как не познакомиться с девушкой». ФанК Вы описываете чудной мир молодежи. В этой среде наличествует хоть доля духовности, идеалов? Ю.Т. В рассказах цикла «Ночная жизнь и ее мироощущение» (Как не познакомиться с девушкой, Клубный вечер, Очередной ночедень, Танцы до утра, Клубный разговор, Отдохнуть от выходных, Скитания по социуму ночи, Дебри ночных тусовок, Культура в атмосфере техноугарa, Ночь безбашенной тусни, Парниковая танцплощадка) на самом «однообразном материале» «- ну и ди-джей! чувствуешь заколбас? - у меня очередной переколбас мировоззрения - меня колбаса берет применительно к субъекту заколбаса, а ты о чем?» предпринята попытка репрезентации клабкультуры, «- А вы нам не купите что-нибудь попить? - Нет, у меня нет денег. - Извини, мы пойдем, друзей встретили.» культуры повседневности тусовщиков, «- Дай мне свой телефон. - Я дам тебе неправильный телефон. - Тогда давай, я дам тебе свой телефон. - Не надо, я все-равно не позвоню. - Да я вообще не собираюсь тебе звонить. - Ладно, записывай.» анализируются психологические установки, «- Как ты обычно ведешь себя в клубах? - У меня три основных принципа: 1. Самой не знакомиться. 2. Самой не приглашать мужчин на танец. 3. Первой не целоваться.» стереотипы, символы и роли в молодежной субкультуре, «- А с тобой часто знакомятся, когда ты ходишь в клубы? - Почти каждый раз, но обычно всегда на одну ночь. - Ты на одну ночь знакомишься или с тобой на одну ночь знакомятся? - Я на одну ночь знакомлюсь.» описываются различные модели поведения клубной молодежи, «- Ты наверняка дала мне телефон какой-нибудь тупой, заторможенной подружки. - Да нет, это мобильный моего мужа.» культура «светского клубного трепа», «- У Вас в этом клубе много знакомых? - Очень, но почему-то обычно никогда нас не узнают, если мы сами с ними не здороваемся.» представления о «норме» в клубной культуре, «- Хочешь коктейль? - Давай. - Хочешь еще коктейль? - Хочу. - Давай еще куплю? - Давай. - Поедем по городу покатаемся? - Ой, я сейчас отойду на минутку. (проходит 10 минут) - Дайте, пожалуйста, мне стакан водки. - Дайте, пожалуйста, мне еще стакан водки…» сексуализация сознания клубной молодежи, «- Это что, проститутки? - Нет, это просто маленькие девочки, которые охотятся за теми, кто охотится за ними. Они просто ищут любви.» исследуются границы обычного, «- Я всегда с мятой жвачки жую, - ответила она. - А что ты еще делаешь всегда?» само собой разумеющегося для любителей клубной жизни. «- А ты из тех людей, которые живут в клубах? - Нет, я хожу только в клубные дни. В четверг, пятницу, субботу, воскресенье. Ну, иногда бывает чаще. Вообще я тусоваться в клубах не люблю, мне мой молодой человек запрещает в них ходить.» Но есть ли в этой среде место для духовности и идеалов? Вопрос остается открытым. ФанК Конечно, для серьезного творчества - прозаик должен накопить жизненный опыт. Лет так с 35- ти... Ю.Т.Для изучении антропологии города совсем не обязательно быть писателем. Мне больше подходит квалификация «культуролог». Рецензия Белолисa Валерия нa "Как не познакомиться с девушкой" "Не так все просто, как кажется на первый взгляд. Сплошной "тарантинизм", только спокойнее и добрее. Показалось, что по этому рассказу вполне можно снять фильм. Даже видеоряд показался, изысканно насыщенный клубной закадровой музыкой и закадровым специально упрощенным, и в тоже время, глубоким по угадываемому смыслу, текстом... слепящий свет свет, съемка камерой "с руки", близкие лица, руки, движения. Иногда хотелось смеяться, иногда - думать. Каждая отдельно взятая "зарисовка с натуры" претендует на констатацию смысловой наполненностью. Даже, если это пару строк. Даже такое: - Ну, в общем, если хочешь. - Хочу, - сказала мне Лора. Смотря где это размещено и какие акценты оставлены до и и будут после. Иногда удивляешься или таланту, или дикой наивности с случайно обнаруженной глубиной. Девушка, которая еще вчера казалась симпатичной, теперь тебе совершенно не нравится. Одно из двух: либо ты на дискотеке был не в здравом уме, либо девушку подменили. На самом деле все гораздо проще. Просто в клубе ты видел эту девушку в темноте, теперь же тебе, наконец, довелось увидеть ее при дневном свете. И выход из такой ситуации прост: вместо того, чтобы, как договорились, пойти с девушкой в кино или погулять с ней на улице, нужно уговорить девушку опять пойти на дискотеку. Там будет темно и девушка вам опять, скорее всего, покажется достаточно симпатичной. А благодаря громкой музыке у вас будет возможность с ней почти не общаться. Что тут делать? Смеяться? Думать? Переживать? Сличать с существующим в реальности? Или...)) Бывает, доставая с надеждой и с чувством глубокого удовлетворения из кармана телефон, который с огромным трудом, но все-таки удалось получить у девушки в клубе, неожиданно обнаруживаешь вместо телефона обыкновенную, чаще всего возрастающую, типа 123-45-67, но иногда и убывающую 765-43-21 арифметическую прогрессию. И вывод тут прост: нельзя не глядя брать у девушки телефон. Что тут скажешь? Мудрость! Яркая! Житейская...) Ну и фраза в завершении... - Как ты относишься к лесбиянкам? - Я к ним отношусь, - гордо ответила девушка. Опять же, если задуматься, что это? Просто "прикол" или... жуть от смысловой нагрузки, если попробуешь сассоциировать! Жаль только, что встречаются откровенные ляпы, ошибки, неточности. Недавно мне очень понравился рассказ "Голубь" Патрика Зюскинда. - Недавно я прочитал и мне очень...? И только потом, уже днем, когда я проснулся, я понял, что парень у нее еще не появился, то есть, парня у нее пока еще нет, а я просто не понял, в каком смысле она употребила это слово. - очень сложноподчиненное предложение. Особенно, если прочесть весь абзац, где оно находится. И только один раз девушка назвала Кафку, но, вдобавок, оказалось, что эта девушка раньше торговала наркотиками, была наркоманкой, но теперь бросила и собирается поступать на социологический факультет в МГУ. - хорошее слияние в один ком: Кафка, наркотики, наркоманка, соцфакультет МГУ. Видно, как то это все связано. На тонком уровне. мне с каждым днем все отчетливее и отчетливее приходится осознавать, что девушки, с которой, как мне казалось, я могу или просто так поболтать, или пригласить ее к себе домой, или куда-нибудь с ней пойти, той девушки, которая уже все-таки вошла в мою жизнь, на самом деле больше не существует. - БОЛЬШЕ не существует. Больше? Она была? Или... она была гораздно раньше? Вымерла? Если так, то - ПЯТЬ С ПЛЮСОМ. А если нет? "Нет уж, - сказала Ира, когда я ей посоветовал в пятницу не идти на дискотеку на всю ночь. - Я итак всю неделю сижу, скучаю, учу уроки, жду, когда наступит пятница" - Слово "итак" ставится паразитом. Несколько раз встречается. НУжно заменять, а лучше убирать совсем. Я познакомился с очень хорошей девушкой. Я знал, что она каждую пятницу ходит в "Галактику". Я знаю, что ее увижу, но зачем. - Познакомился, знал... м потом знаю? Время должно быть одно в этом смысловом варианте. - А что ты обычно делаешь в свободное время? - поинтересовался я. Читаешь, ходишь в театры, в кино или еще чем-нибудь занимаешься. - Пунктуация и орфография. Нужно исправить: прямая речь, вопросительный знак. У двух девчонок много знакомых, но их обычно никогда не узнают, если только они сами первые подходят. - что-то совсем несуразное. В целом, впечатление... двоякое. Написанное может стать... чем-то. В том числе, фильмом. Конечно, важно ТАК доработать, чтобы скрытое или то, что пробегает по касательной к восприятию читающим, стало более заметным, выпуклым. Если автор стилизовал свой текст таким образом под простоту, снимаю шляпу! Если же по другому... ничего страшного. Важно, что видит читатель в написанном. Уверен, что разные читающие этот текст, по разному будут воспринимать не только его в целом, но даже отдельные "находки" и "проколы" автора. В любом случае, автору - удачи!" Фанк ПРИЗНАЮСЬ ОТКРОВЕННО: МНОГОЕ УЗНАЛ ВПЕРВЫЕ. ПИСАТЕЛИ ВСЕХ ВРЕМЕН и ПОКОЛЕНИЙ ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ МОЛОДЕЖЬЮ. НАПИСАНО ДЛЯ НАС! ЮРИЮ! ЖЕЛАЕМ РАЗВИВАТЬСЯ, УСВАИВАТЬ и НЕ ЗАБЫВАТЬ ДЕЛИТЬСЯ. ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! |