«умножая мудрость, умножаешь огорчение, мудрость – это разбитые желания». Коэлет (Экклезиаст). Он приучил мыслящих людей творчески думать, приводить в порядок мысли, сомнения... Со смирением и гордым достоинством переносить страдания... Оставаться людьми! Из написанного Царем Шломо (Соломоном) дошли до нас три книги. У каждой - свой стиль, форма исполнения. Поэтически звучит любовно-лирическая «Песнь песней» - произведение молодого автора об идеальных отношениях в любви и семье. Символизирует неразрывную связь народа иудейского с Всевышним. Царь и Пастух заботится о Соих стадах и чадах. В «Мишлей» (Притчах) умудренный жизнью автор вкладывает мысли в советчик воспитателя. Произведение нравоучительно, безлично. Знать и помнить: в прозаическом мире – среди людей благородных, честных – обитают лжецы и воры, насмешники и глупцы... Чрезмерные радости и удовольствия ищут легкомысленные женщины и ловеласы. Обращаение к абстрактному человеку. Завершает творческое наследие «Коэлет» (Экклезиаст). Обобщающий интеллектуально-философский труд огромного потенциала. Произведение формулирует жизненное призвание Царя и человека. Сущность бытия, цели жизни и смысл Вечности. Рукой автора водит Святой Дух. Книга жизненной правды - не достигает уровня пророческого. Откровенные признания обрамлены противоречиями диалектики бытия. Представляется кратко, скромно: «Слова Коэлета, сына Давида, Царя в Иерушалаиме». Царь Соломон – мудрый мыслитель. Царь Иерушалаима, Святого города Мудрости. Высказал мнение, вывод в результате мучительного раздумья. Вкрадывается плод сомнения – в этом противоречивость настроения автора в разные моменты. Судьба Царя Соломона – не очень простая. Время продолжительного его Царствия называют Счастливым для народа, государства и Земли Израиля. Складывалось не все легко и просто. На полгода изгнали из Иерушалаима. Книга о прошлом, настоящем и будущем каждого смертного человека. «Суета сует, - сказал Коэлет, - суета сует, все – суета». Дан не совсем точный перевод. Точнее: «Суета суетЫ, - сказал Коэлет, - суета суетЫ, все – суета». Очень авторитетные интерпретаторы указывают: суетЫ – множественное число. В этой фразе присутствуют «СЕМЬ СУЕТ». Переводчик с иврита дает в падежном варианте. Перевод меняет текст. По типу современного ему человека – Царь узнал довольно полно смысл и форму суеты во время правления. Дополнил опыт знаниями в странствиях. Коэлет осмысленно приходит к выводу: нет ничего вечного. Углубленное осознание: придет время – падет Иерусалим, столица. Перестанет служить, славить и украшать - возведенный здесь Храм. Народ иудейский останется в одиночестве запустения – без Поводыря и Его добрых напутствий. Царь Шломо: в его имени заложено – искал в жизни и мире совершенства: главное призвание. Находил – не останавливался. Продвигался – искал и искал. «Все – суета»: зачем окружать себя вещами, создавать семью, заводить детей, почести, жизненные блага? Сама жизнь теряет смысл? Много бесполезного – уходит посредством зрения, речи и слов. ... Прекрасная Галиль! Давно оставил ее без личного присмотра. Гора Туран с долиной Римон. Гора Иотапата... Обошел Шагор... Какая же эта прелесть – долины Бет-Нетофа... За ними – в пути-дороге Сахнин, Ацмон, Гиносар... Взошел на гору Мерон... Шломо обильно напился из ключей Меронских вод. Очень известные и важные для ихудеев места. Здесь Иисус Навин разбил, почти уничтожил войска северных царей. Командовал воинством царь Хацора Явин. При дележе Обетованной Господом Земли – значительную часть Галилеи получило колено Неффалима. Ниже, на зеленом плоскогорье остался Иссахар. Вдоль берега моря получили наделы Асир и Зевулон. Сверху – долину Хуле начало осваивать колено Дана. На долгое время притаился царь Арама в Дамеске. ... Шломо пришел в Глиль аГоим – здесь рядом с ихудеями мирно живут другие народы. Галиль снизу начинается долинами Эмэк Изреэль (Изреельской) и Харод – до самого моря на стороне заката. На стороне восхода ограничена водами Йордена. К реке и морю Кинерету пройдет на обратном пути. Галиль аЭлион (Верхняя Галилея) труднодоступна, покрыта лесом. Карст: выемки в меловых породах образуют пещеры. Плоскогорье между Эмэк Изреэль в сторону восхода. Две горы Тавор и Гиват аМоре величают округу. ... Невысокие холмы с покатистыми склонами и покруче. Участки покрыты лесами. Редки леса – чаще прорежены самой природой. Долины между холмами узкие, разбухают, словно тело обжоры. С рассвета до непомерно знойного полдня, с перерывом в несколько часов на еду и сон – и до заката упорно трудятся на своих кивра (участках) хаклаим (земледельцы). Почва каменистая: тяжела в обработке. Достаточно отзывчива на труд. Зимние дожди приносят достаточно влаги на год. Глаз радует зелень окраски. Летом травы ужимаются, ложатся на почу, золотятся живой искрой. Встречаются сады. Произрастают во множестве лекарственные растения. Редки змеи, почти нет хищных животных. Повернул - в сторону захода Солнца, к морю. ... Ноги странника Шломо подобны колодам. Опухли. Побагровели. Местами покрыты темными бляхами струпьев. Гноятся. Ступни уверенно ступают на острые камни - без прежней осторожности. В начале пути сосредоточил волю: заставлял себя ступать вперед. Потрескались подошвы, кровоточили... Шаги сопровождала острая боль. Привык к испытаниям и ощущениям. Отделяет чувственные ощущения от мыслей. ... Шломо шел вдоль берега моря. Долина Звулуна! Здесь он бывал неоднажды... Еще с покойным отцом, Царем Давидом. Какой простор! Благодать! Обогнул огромный округлый выступ морского берега... Взобрался на святую гору – позже названа Кармелем. В лесу заночевал. Первые лучи ударили в глаза – он пробудился. Повернулся в сторону Святого Храма в Иерушалайме – помолился. По обычаю странника, попросил у Господа прощенья. Ответного знака пока не обнаружил. Собрался в дорогу. До знойного времени пройдет большой отрезок пути. До следующего уступа в море, у хорошей гавани – может встретить знакомое лицо. Пусть заступится за низвергнутого Царя. Прежде Шломо не думал: придется просить заступничества у собственного народа. Чаще встречался вроде с непонятливыми, придурковатыми. Ну, почему в народе столько легковеров, просто наивных и глупых? Верят любому слову Верховной Власти. Так и должно быть! Но... при Справедливом Управлении! А если... Народ не знает о случившемся. Живет – своими заботами. Никого не интересует происходящее в Иерушалайме. Вот если бы война... Народ потерял боевой дух – за продолжительное время покоя и мира. К государственным делам – не проявляет интереса. Об этом – самом важном сейчас – Шломо думает в пути. ... Влажный ветер с моря противостоит знойному хамсину. Онтремительной силой несет прохладу. Пригонит облака? Еще не сезон. Дожди иногда выпадают даже в межсезонье. Редко происходят нарушения строго заведенного, но правильного хода, чередования, распорядка Господа. Исполнители строго следят на неуклонным исполнением Его Воли. Земле Израиля на весь год хватает дождевой щедрости. Хватает! На самые необходимые цели. Не роскошествовать в пользовании. Лесов и прочей зелени – хватает. Отзывчива почва на нелегкий труд. Кормит многообразием вкусных плодов и прочей пищи. Трудом человек себя кормит – должен умерить свою хозяйскую прыть, не стремиться только к выгоде. Заботиться о кормилице-природе. В делах – не избегать старания. В свои изделия вкладывать часть сердца и Душу. Облагораживать, доводить до совершенства. Понимать: нет полного рукотворного совершенства.. Только Господь Преуспел в Сотворении Совершенного Мира. Каждый земледелец, раб, даже Царь - учатся у Господа. Следуют Его Советам, Указаниям – преуспевают. Даже при лишении их свободы. Мир переменчив. Одна суета заступает за другой. А то и – несутся наперегоки. Наступают друг другу на ноги. Не всегда избавишься от подстегающей печали. Слишком много скуки. Обнажаются пороки. Выпирают наружу язвенные уродства. Слишком огромную силу обретает Сатан – мешает Господу достичь полного миролюбия, благородства, гармонии красоты и совершенства. Расплодилось много злого. Действует плохим примером. Обретает силу – по мере его поддержки и следованию по негосподним правилам. Нет у них правил: все отрицают, отвергают, оплевывают, высмеивают... Слабость собственных позиций выставляют за силу порока. Легкость достижений с помощью хитрости, доступность некоторых обретений, отсутствие противодействия - выдают за победное шествие по беспринципному пути. Все победы Зла – временны, непрочны... Помогают Господу Указывать на Истинный Путь Скромности и Безгреховности. ... Как управляют в Офели - Царским дворцом с огромным сералем? Мирятся его жены и наложницы? Зря по доброте сердечной проявлял веротерпимость: многобожие неухудеев. Дарованные права использовали - устроили капища своим богам на горе Поганой. Баламутство отдельных личностей вызвало недовольство. Переросло в мятеж. Подавил не жестоко. Позволил Иероваому бежать в Мицраим. Пощадили восставших в Дамэске. Из Мицраима натравили идумеев. Заботит сын Рехавам - не умен. Высокомерен, упрям, малосилен. Груб со старейшинами колен. Высоковозрастному нужен наставник. ... В обращении ко всем и каждому Царь Шломо сказал: «Все, что с тобой случается: болезни, голод, всякие несчастья - переведи это все в слова и с этими словами иди ко В-севышнему». Для молитвы и прямого общения с Господом он и возвел Величественный Храм. И мысль – тоже суета. Царь ищет совершенство – не суету! Одним из совершенств природы считает человека. Но... разглядывает этого человека вблизи – осознает: часто и труд, и жизнь - бесполезная суета. От безделия, для бездельников - жизнь становится в обузу. Превращается в суету. И почти бесполезные люди – возникают лентяи по причине отказа достойно платить за труд. Царь любопытствует с излишней остротой: «Задайте себе вопрос: от всей вашей работы... под Солнцем, что осталось?» Сохраняется временем вещь монолитная – стоющая. Входит в категорию совершенного. Он надеется устранить из жизни суету – жизни придать смысл и важность. В жизни любого человека – есть нечто важное: его немного! Остальное – суета. Терпение не бесконечно. На работе или службе люди сохраняют максимум терпения. Домой возвращаются обессиленными – без терпения. Часто ведут себя по-хамски, а то и по-зверски. Не следует тратить себя попусту – на пустые занятия. Но как держать себя «в руках», на уровне приличий и культуры? «Поколение уходит, поколение приходит, а Земля пребывает вовеки». Первое, точнее: предыдущее поколение «уходит» - это поколение праведников. «Приходит» - поколение злодеев». При приближении к моменту пришествия Машиаха (Мессии) - общество своими поколениями становится более испорченным. Падают нравы населяющих людей. Живая составляющая переменна, Земля Израиля остается. Пребывает во внешнем изменении - под действием человеческого фактора. Злодею не дастся возможность попользоваться обретенным в удовольствие. Царь Шломо – первый диалектик. Он видит многообразие, противоречивость, движение... Понял, пояснил: жизнь – это дорога. Человек идет по этой дороге. Ангел остается неизменным. Человек быстро и сильно меняется. Жизнь его ведет к смерти, приближает к могиле. Господь превратил Землю Израиля – в символ скромности. Скромность – в форме. Сущности аАрец остануется всегда. Скромность потребностей и желаний ведут к душевному покою, удовлетворенности наличным - с пользой сказывается на состоянии здоровья. Жизнь поколений, форма перемен, развитие цивилизации – происходят по кругу. Не обязательно круг – по форме круг. Напоминает эллипс. «Что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться. Нет ничего нового под Солнцем». Основной постулат философии неизменности. К нему приблизилось уточнение: «Искривленное - нельзя выпрямить, чего не достает - нельзя исчислить». У каждого физически полноценного человека есть шансы творческого развития – воздействовать на преобразование. Попытаться что-то исправить, изменить. Оставить свой след в памяти и природе. Хоть попытаться! Не сидеть сложа руки – считать мух! Во время долгого, успешного царствования - Царь Шломо нарушил несколько запретов Господа. Он увеличил численность лошадей – выше дозволенного уровня. Запрет заводить много жен: завел гарем – во дворце. Жены-женщины не уживаются без ссор. В моменты запала эмоций, отсутствия логического контроля – из их уст непременно вырвутся ругательства, проклинания: направлены против мужа-Царя. Поношения услышат другие жены, служанки. Дойдут до слуха Ангелов Господних, Самого Господа! Господь предупредил: нельзя Царю отходить от государственных дел – заботиться о собственном богатстве. Царь Шломо сильно возгордился. Накопил богатства. В его правление Господь строго следил. Предупреждал о греховных поступках и неправых путях. Царь Шломо не посчитался с предупреждением Господа. Самоуверенно заявил: «Со мной не случится!» Поступил своевольно. Жертва собственных заблуждений. Осознал в период мучительных странствий, неверия, насмешек... По трем прегрешениям Царь Шломо стал неугоден Господу. Пришел момент – иссякло терпение Господа. Направил Он к Царю – Своего посланца Ашмидая. Рамбан считает – написано в Торе: «Спустились ангелы и взяли в жены дочерей людей, из-за Наама, сестры Каина, она была очень красива. А другие говорят, что она была женой Шиндона и родила Ашмидая, от нее и пошли черти». Амидай – по составляющему слогу имени ясно –несовершенный, не доведен до кондиции человеческой природы. Амидай: царь чертей. Знал секрет производства алмазов. Построен без одного металлического гвоздя Храм. Для скрепления – нужен именно алмаз. Амидая напоили вином - насильно привели к Царю Шломо. Выдал секрет производства алмаза. Возненавидил Царя Шломо с момента грехопадения. Дождался удачного случая и – совершил тихий переворот: сбросил Шломо с царского трона. Сам занял освободившееся место. Проявил себя хитрецом, не очень тщеславен: не объявил о своем воцарении. Ашмидай настоящего Царя изгнал - отправил в далекую провинцию. Не заточили – лишили всего! Амидай продолжает действовать под именем «Шломо». Подчиняются: по закону и природе Верховной Власти. Никто не знал, скоро и не узнал о произошедшем тихом перевороте. Из всевластного Царя Шломо стал нищим скитальцем. Бродяга Шломо ходит по Земле Израиля... Наблюдает за людьми. Его интересуют нравы, обычаи, поведение... Он узнает нечто странное. В каждом новом месте останавливается у ворот и сообщает: «Я, Царь Шломо, Коэлет, царствовал над Израилем - в Иерушалайме». Нигде и никто его всерьез не принимает: нищий попрошайка, болтун – и только! Смеются. Дети строят рожицы, иногда в него бросают камни. Коэлет уходит и приходит. Повсюду – повторяется встреча, жуткие отношения, насмешки... «Чтобы Царь и – нищий?! Такого быть не может!» Босоногий Шломо все ходил по разным местам, говорил: «Я – Царь Шломо!» Не верят, отвечают: «Наш Царь Шломо – в Иерушалаиме! А ты – сумасшедший! Себя выдаешь за Царя!» Дети и взрослые над ним смеялись, не могли поверить: Царь – пеший и босоногий. Странствует по Земле Израиля - Царь Шломо увидел и узнал другую жизнь, других людей – не такими их представляли советники в докладах, сам обозревал - из дворца и шатров. В период странствий узнал подноготную бытия, скверную часть жизни... Вторую сторону Луны. Увиденное привело его в пессимистический трепет. Он прошел весь свой путь – с удивительным мужеством. Хватило терпения на испытания. Остался оптимистом. Через полгода простые люди УВИДЕЛИ – до этого видели, не придавали значения – Царь Шломо без обуви, без ВЛАСТИ! Призадумались: «С чего вдруг – этот нищий с рабитыми от дорог ногами – на вид, вовсе не сумасшедший... Почему это он? А что если...?» Бнаягу бен Йоад в прошлом служил у Царя Шломо – знал его в лицо. В царском дворце сыщутся всезнающие друзья. Отправили его обществом в Иерушалаим: все разузнать подробно. Встретиться с самим Царем Шломо. Он добрался до столицы. И ко дворцу пришел... Встретил знакомых придворных. Сказали: царь «Шломо» - во дворце. Давно не показывается. Никто его не видит. Посланец – не простак: пробрался во дворец. Слышит: некто находится за занавеской. Разговор ведут – не ведят лица. Голос... тот и не тот... По лицу сможет он узнать. Приходил несколько раз – за занавеску не пускают. Однажды удалось увидеть из-за занавески ноги... ноги пастуха-петуха! Сразу понял: это Ашмидай. Коэлет рвется постоянно к свободе. Он одновременно предупреждает об опасности самой свободы. Приводит к безответственности, эгоизму, порокам общественным и бытовым. Единственной возможностью свободы чаще всего пользуются – свободой выбора. При удачном выборе – человек возносится. Немногим удается по праву сказать, повторить Коэлета: «И увеличил и приумножил я мудрость». Ему повезло: еще маленьким ребенком Господь заметил, спросил: «Кем ты хочешь быть: богатым, героем?» Мальчик Шломо спокойно и уверенно ответил: «Я хочу постичь мудрость, чтобы мог управлять народом и мог его понимать». Господь оценил ответ отрока – Дал ему много ценных качеств. Отрок, юноша упорно учился. Искал смысл жизни и мудрость событий. Умение находить лучшие решение. Справедливость. Возникла Мудрость Шломо! Но в пути странствий он узнал многое, неведомое. Стал мудрее всех прежних правителей Страны Израиля. Самым мудрым в Иерушалаиме. Признанным Мудрецом современного ему Мира. В пути странствий он пополняет Мудрость. Наблюдает дополнительно за проявлениями глупости и формами безумий. Он открыл два пути: «познание дороги мудрости и дороги безумия и глупости». В знаним не осталось одного направления. Само знание поподнилось, перемешалось. И знание не всегда превосходит глупость. Знание следует отделить от глупости. Поместить его на разных сторонах. Мудрость не всегда продвигается по ровной дороге. Петляет. Мудрость с правильного пути сталкивают желания и прихоти. Разбитые желания –пройденные в пути вынужденные остановки. Желания не скоро уходят. Они томят дух, издеваются над мудростью. Разбитыми желаниями устилают свой путь глупцы и безумцы. Но путь мудрости иногда сопровождают разбитые желания. Есть разница между мудротью и глупостью. Она велика, а иногда – даже не очень... ... Солнце взгромоздилось в своей обители – стоит прямо над головой. Из своей жаровни мечет жаровые метательные снаряды: ни одна прочная стена и даже строение не устоят перед интенсивной ее мощью испепеления. Солнце у Господа единственно верное орудие Света, Очищения, Благости и Мощи Вселенной. Чрезмерная доза его тоже может убить. Без сожаления. Коэлет пытался в полдень скрыться в тени. Нет тени! Открытая площадь солнечного гнева. За время скитаний привык к настроениям Природы. Он с утра чувствует: что предстоит. Заранее готовится внутренней силой к переменам и возможным испытаниям. Не на кого надеяться, кроме как на Господа и на себя. Знает за собой силу духа и выдержку. Уже ничего не страшно! Природа – по бокам, под ногами и сверху. Даже в ярости момента: мирная союзница. Он себя ощущает составной частью природы и с Господом - в Душе и сердце. Продолжает этот бесконечный путь испытаний прочности тела и организма, выдержки характера, стойкости духа. Проверки рабской, искренне чистой верности Б-гу, вере, народу и себе самому. Солнце жалит излишним жаром. Тело его задубенело, потемнело. Еще недавно его настигали ожоги – превращались в открытые язвы. Прошло. Разукрашен пятнистыми узорами. Царь смог стать обычным путником. Станет ли возможным обратное превращение? Об этом неопределенном и болезненном будущем предпочитает не задумываться: как Господу будет угодно... Все живые плоти, включая Царя: в полном Его Распоряжении. Коэлет нутром испытал суть суетных волнений: готов к любому определению судьбы. Свершится: по Воле Господа! ... В очень сложном философском произведении помог разобраться Раввин Давид Вайс. |