Отзыв на книгу Елены Кабардиной «Над садом» > Нет музыки без музыканта > и, значит, это - музыкант. > (Б. Ахмадулина) > Прочитав эту книжку Елены Кабардиной, удивилась я на самое себя: мне ни разу не было скучно! > Не раз взгрустнулось, улыбнулось, рассмеялось, > раззавидовалось (ну почему не я так написала?), несколько раз опешилось и ошарашилось от открытий, которые мне преподнеслись-подарились. > Ещё: множество раз просмаковались авторские находки и шедевринки, порой даже вздрогнулось от пойманной из стиха тревоги и сострадания к нашему недолгому и > очень ранимому сущему, и, главное, много- много раз спелось от врождённой певучести этой книжки… Только вот не заскучалось ни разика! > Если честно, со мной так бывает не часто. Всё-таки в моно-сборниках одного автора, особенно если он охватывает недлинный период творчества, некоторая > монотонность, оправданная стилистикой и определённым установившимся к данному времени личностным статусом поэта, имеет-таки место быть. > Читать стихи Лены легко. Но вовсе не потому легко, что они примитивны до примативности. Как раз, нет! Удивляет и радует в них, что они доступны не > только высоколобому, витающему в высших культурных ноосферах очкарику , но даже и самый > ортодоксальный троечник найдёт здесь свою "песТню о главном". И найдёт , и даже сыграет её на три аккорда и споёт хоть бы и в пентатонике(на пять нот). А я > вот просто сходу «удочерила» > некоторые из стишаток, то есть прибились они к моей памяти так же легко и "ненарочно", как щенок на улице, да так и остались жить в там- вот поди их > теперь прогони: бормочутся , поются и смеются! > Особенностью стихов Лены, очень редкой и завИдной особенностью, является то, что они не "высокомерны", если можно так сказать о стихах, но и не так > просты, как на первый взгляд-слух кажутся. Поскольку они мудры. А мудрость всегда проста и не спесива. А мудрость худоственного творения всегда многомерна. И мерой является культурность Читателя. От того, насколько культурен Читатель, зависит и глубина его погружения в стихи Елены Кабардиной. Есть первая глубина-смысл: он на виду и на слуху, и радует самого невзыскательного потребителя стихотворной продукции своей гармоничностью и незамутнённостью стихотворного полотна "изощрёнными" многослойными тропами. Но за эти незатейливым первым смыслом открываются для Талантливого Читателя Марианские впадины тонких психологических нюансов, над- и под-смыслов, целая философия бытия Авторовой души. > Не так давно мне довелось прочесть одну мысль, согласно которой "подтекстом вновь появившегося художественного текста является вся культура "*. То есть > художественный текст - есть пропуск через своё Я той культурологической действительности, которую автор усвоил и использовал в стихах для выражения > своей собственной сути и своего места в этом мире. Почти все стихи Лены в хорошем смысле интертекстуальны. > Несмотря на то, что тематика их близка и знакома каждому -всякому: о душе, о любви-разлуке, возрастных прозрениях -помудрениях, каждое из них > содержит своё Маленькое Открытие, подтверждающее парадокс Станислава Ежи Леца: "Обо всем уже сказано, но, к счастью, не обо всем подумано". Удивительное название у этой книжки- "Над садом". Я думаю, это и есть то самое место, где витает поэтическая субстанция, из которой являются > Ленины стихи. > Не далеко-не близко, не высоко, не низко: "НАД САДОМ": > «Вопреки напророченным хворям, обидам и стужам, > пролетая над садом, я снова поверю, возможно, > что по-прежнему сад мне садовую голову кружит, > что по-прежнему песни мои тебе сердце тревожат…» > > > Не удержусь, чтобы не привести прямо в этом отзыве парочку стихотворений Лены для иллюстрации своего к ним отношения. > Вот одно из последних, ещё горяченьких: > > Вслед ноябрю > И снова ноябрёвая пора > трёхцветной кошкой льнёт к моим ладоням, > и жёлтые глаза её бездонны, > как наше невозвратное "вчера". > > Черней чернил вороны во дворе > расставили на клёнах многоточья, > и смотрят их насмешливые очи > на то, как, словно шапка на воре, > > горит листва, слетевшая с дерев, > не гаснет под осенним снегом редким, > и с ней горят стихи одной поэтки, > которые читались нараспев… > При всей незатейливости сюжета и малом объёме творения музыка Лениного ноября прозвучала всё-таки камерным оркестриком, исполнившим не много ни > мало, а целую симфонию, в которой разными инструментами озвучено отношение Автора к себе, к миру, к поэзии…Стихи Лены обычно окрашены в цвета > доверительно - грустной, мудрой ироничности, которая спасает их от пафоса, или истеричной надрывности, нередко свойственной представительницам > женской поэзии. Я очень люблю эту Ленину ироничность - она у неё фирменная, «кабардиновая" , не обозленно-тоскливая , а мудро и тонко сопереживающая > Сопереживающая не только СЕБЕ, но и ВСЕМУ земному, которому СУЖДЕНО СГОРЕТЬ (энтропия, знаете ли...), на кострище бытия. Ноябрь, деревья, поэтка со своими стихами и своей любовью- всё канет в "невозвратное вчера", говорится в стихотворении, но это ноябрёвое откровение не передано в лоб, как в тысячах подобных осенних стихов, а "подумано" и озвучено…воронами! > Как же многозначительны эти Ленины ноябрёвые вороны! Необычен способ передачи грусти через тонкую и в то же время понятную всякому русскому читателю аллегорию. И вправду, какой русский не любит песни "Ты не вейся чёрный ворон над моею головой…" ? Вот и создаётся образом этих ворон такое настроение, что многоточие твоего сущего – пусть даже во всех своих высших ( " над- садом"!) проявлениях рано или поздно превратится в чёрную точку… Сгорят и написанные чернилами рукописи, которые не должны гореть по определению, потому что вороны небытия > всё же "черней чернил"…. Но, что мне особенно нравится, автор не оставляет Читателя в этом настроении. Он бросает ему спасательный круг мягкого юмора, который рассыпан бисером по всему строфам. Это такие словечки, как "поэтка", "очи", применительно к воронам, сравнение проговорившейся листвы с горящей шапкой "ворА"…. Собранные вместе, эти бисеринки юмора, непременно вызовут у Вас самую ноябрёвую улыбку… Женственность и бархатистость лирического голоса Лены создают в этой миниатюре и всегда мягкое, не рычащее "Р" :( РЁ-РЁ в ноябРЁвой – тРЁхцветной- воРЕ-деРЕв- РЕдким), многие ЧЕ- ЧЕ ( в словах ЧЕрней -ЧЕрнил-оЧИ ) ; волнующие вибрации , спрятанные за воспитанную сдержанность горожанки (ладоН(Н)ям -бездонННы).> > Эти оттенки индивидуально идентифицируемой, обаятельнейшей интонации, о которых я рассказала под Ноябрёвым стихотворением - только > малая толика от характеристики красок-тембров лирического голоса поэтессы Елены Кабардиной. Ещё одно стихотворение хочется привести эскизом у вышесказанному : мини -диптих "Влюбленность и любовь". Кажется, кто только не писал на эту сакральную тему. Но Лена написала –подумала особенно. Судите сами: > > > Влюблённость > > Остыла пылкая влюблённость, > и ты, мой милый дуралей, > глядишь на склон холма, где клёны > голее голых королей. > > Зима, мой друг. Похолодало… > Ни тусклый свет, ни тайный путь, > ни "ледяная рябь канала" > уже не могут обмануть, > > и ничего не повторится. > Опавший клён заледенел, > и улетают голубицы > в небесно-снежный беспредел. > > И мне - с причудами, но в белом - > твоих портьер не волновать, - > заиндевелою омелой > стою, как ты наколдовал. > > Влюблённость прежняя, похоже, > ушла в глубины чутких строф > и под корой замёрзшей кожи > перерождается в любовь… > > > Любовь > > Любить - это значит идти до конца, > не лгать, не таиться, не прятать лица, > лелеять мечту, если это поможет; > остаться одной, не дождавшись венца, > и в небо шептать у пустого крыльца: > "Помилуй, спаси, сохрани его, Боже..." > > Читая первое стихотворение диптиха слышишь «эхо того кто прошел здесь вчера"**(с). Для Читателя - гурмана- оно прелестно своими реминисценциями и в пастернаковское " в чем-то белом без причуд", и в есенистое:" клён ты мой опавший, клён заледенелый"... А ведь это и есть влюбленность, когда всё в тебе поёт и ты разговариваешь стихами- своими и чужими… Парадоксален финал: остывшая влюблённость уходит в глубины строф, и всей замерзшей кожей героиня ощущает перерождение её в другую ипостась - в цветаевскую любовь-боль, ту самую, "знакомую, как глазам- ладонь, как губам –имя собственного ребёнка"... У Лены понятие любви категорично. Как расстрельный приговор- любовь до конца, даже если венца не дождёшься, до полного самоотречения, до пушкинских высот (и дай Вам Бог любимым не мной….) Такое определение любви - самое очеловеченное с точки зрения эволюции, но и самое бесчеловечное с точки зрения человечности. Вот Вам и стихотворение на "избитую" тему.... Если заглянуть поглубже, если полетать над садом Лениных образов, то перед нами - целый трактат об эволюции отношений между людьми. Такова наполненность над- и под-смыслами этого, с первого взгляда, «тесного теремка» приведённого мной стихотворения. Герои стихов Лены-собаки, дети, алкоголики, наша с Вами жизнь и …поэзия , которую Лена бережно собрала со всего этого, как умудряется собрать ненароком уцелевшая в содоме мегаполиса бабочка пыльцу с городского цветка . Это городская поэзия городского жителя. Точнее- жительницы. По-хорошему очень женственная, потому что в ней есть нежность даже к надсадному бытию города, та самая "тонкость женских пальцев, способная разгладить смятое крыло бабочки, не повредив пыльцу"(с)...А потом подняться вместе с этой крылатой горожанкой над проталиной Александровского сада, голого, мартовского, замёрзшего и спеть: > > Я б уехала в страну ананасную, > окунулась бы в теплынь апельсинную... > Март московский хмурит брови атласные: > "Да куда ж ты без неё, без России-то"... > > «Нет музыки без музыканта, и, значит, это музыкант…» Счастливого полёта над садом желаю я каждому Читателю этой книжки. И. конечно, её Автору – поэтессе Елене Кабардиной. > > Наталья Малинина. *А. Бокарев. "Интертекст Серебряного века в поэзии Бориса Рыжего" Русский путь, №1(10)/2006 **Наталья Шиндина «Визуализируй...» |