Дружила Рыжикова с котом. Давно, ещё до Ваныча. Дружила и радовалась. А кот был жизнью задёрганный, часто прикладывался к пузырьку с валерьянкой, любил поколотить себя лапой в грудки´ и повыкобениваться немножко. Матёрый был кот: как заорёт благим матом, так ему все другие дворовые коты подпевать начинают. А кошечки на зов выходят из подворотен и ну хороводы вокруг него водить. А он грудочку свою тощую выпятит, приосанится – чистый жених, даром что худой и женатый. Рыжикова магнетизм его чуяла, хвостиком виляла, подходила к нему и лобиком о его горделивую головушку стукалась. А сначала издалека предварительные флюиды посылала. Харизматичный был кот. Один недостаток в нём застрял: не любил он эмоциональных проявлений. Посмотрит так строго на Рыжикову и пеняет ей: хвостом-то шибко не шевели! Горевала Рыжикова. Пыталась хвостик ленточкой привязывать, на бантик кокетливый завязывала, а он развязывался тут же, как только хвостик снова ходуном ходить начинал. Как будто Рыжикова была сама по себе, а хвостик её - сам по себе. И ничем его не удержать! А когда найдёт на неё кручина по причине котовьего непонимания, умостится она на голую земельку, лапки под себя подожмёт, хвостик под шёрстку запрячет, ушками поникнет, глазками поблёкнет, а кот снова недовольно: что за театр Шекспира?! трагедий мне ещё недоставало! Ну а когда Рыжикова вдруг даст волю своим чувствам, замяукает пронзительно, требуя объяснений от кота, а он опять за своё: мадам! Вы слишком экспрессивны! Пригорюнилась Рыжикова. Стала самообразовываться. Литературку всякую психологическую почитывать, философов древних и современных, писателей-классиков - так хотелось ей оправдание для своего живого хвостика найти. Наловила мышей и крысок, начала с ними эксперименты проводить – настоящим психологом сделалась. Результаты опытов в тетрадочку заносила. Много месяцев ушло у неё на исследования. От мышей и крыс перешла Рыжикова на исследование художественного материала. Зачитывалась поэтами. И в ту же тетрадочку цитатки выписывала. Уже и с котом она больше не дружила, но подтверждение своим эмоциональным проявлениям таки нашла. Вот некоторые моменты истины. - Просьба или требование «Паппрашу, без эмоций!» - говорит скорее о невежестве требователя, нежели о том, что эмоции – лишнее в коммуникации животных и человеков. - Эмоционировать – это не стыдно! За проявление своих эмоций не надо краснеть. Рыжикова выяснила, что потребность в эмоциональном насыщении является физиологической, несмотря на то, что сами эмоции несут в себе психологическое содержание. Обоснование: всякий орган должен функционировать, в противном случае произойдёт его инволюция, деградация. Следовательно, центры эмоций нуждаются в функционировании, т.е. в проявлении эмоций для того, чтобы сохранить свою реактивность. - Те, кто полагают, что скрывая или умерщвляя свои эмоции, поступают мужественно и разумно, непростительно ошибаются. Они бредут в бесчувственную чащу и похоронят там данные им природой сокровища (см.пункт выше). - Установлено, что человек испытывает потребность так же и в отрицательных эмоциях – в страстях и прочих жутких переживалках. Поэты дружно подтвердили это утверждение: Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог... Я праздный отдал бы покой За несколько мгновений Блаженства иль мучений. М.Ю.Лермонтов О, господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей... Ф.И.Тютчев Пошли мне бури и ненастья, Даруй мучительные дни, - Но от преступного бесстрастья, Но от покоя сохрани! И.С.Аксаков Как та чахоточная, что в ночь Стонала: ещё понравься! М.И.Цветаева - Обнаружено, что эмоции, связанные с любовными влечениями, напрягают душу, вызывают к жизни все таящиеся в ней ресурсы и уже этим порождает прилив творческой энергии. Но эти эмоции – как и посильная рефлексия по поводу них – отнюдь не всегда связаны с позитивными переживаниями. Любовные страсти вызывают радости ничуть не реже, чем страдания. И те, и другие имеют, однако, для эмоционального и нравственного становления человека сходное значение. Они обогащают человеческую душу, заставляя человека познавать новые грани жизни, пробуждают в нём потребность в неизведанных до того переживаниях и одновременно создают способность к ним. Извечные физиологические инстинкты обрастают при этом сложнейшей психофизической мотивацией. Они подвергаются социализации и превращаются в источник творческого вдохновения, интеллектуального и эмоционального роста. В этой связи может быть глубже понята и креативная нравственная роль сострадания. Иными словами, человек не способный к выражению чувств и эмоций, не в состоянии переживать жизнь, становится творчески неплодотворным, тормозится развитие его личности. Полистав заветную тетрадку, Рыжикова успокоилась. Нацарапала средним коготком правой лапки обоснования для виляния хвостиком и отправила с посыльным бывшему другу коту-ворчуну. Сама же, обнаружив под шёрсткой эмоцию глубокого удовлетворения, расположилась поудобней на диване и предалась беззастенчивому эмоционированию. Так Рыжикова заработала себе славу психолога. Рыжиковы «ассистены» в исследовании эмоций : Ю.Л.Бессмертный, Б.И.Додонов. |