Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 12420 [ символов ]
Константин Карлович Данзас, "лицейский брат" Пушкина. Очерк из цикла Пушкинское время и лица"
Константин Карлович Данзас, "лицейский брат" Пушкина. Очерк из цикла Пушкинское время и лица"
 
Трудно писать биографию человека, который всю жизнь свою провел в военных походах и сражениях, никогда не имел пристанища, семьи, детей. Единственной его наследницей после смерти оказалась племянница, дочь горячо любимого брата Бориса.
 
Она-то и забрала к себе в дом и бережно сохраняла многочисленные памятные вещи из редчайшей пушкинской коллекции дядюшки: посмертную маску Пушкина работы С. И. Гальберга, бюст поэта, скульптора И. Витали, копии последнего письма Пушкина барону Геккерну, многочисленные портреты Пушкина и его друзей - И. Пущина, В. Жуковского, Е. А. Карамзиной, А. Дельвига.
 
Хранилась в этом необычном и, наверное, самом первом пушкинском музее и записка, присланная поэтом Константину Карловичу накануне дуэли. В ней содержалась просьба к лицейскому другу помочь в деле чести и сохранить все в тайне. Позже она исчезла. Возможно, была уничтожена самим адресатом. Данзас не мог поступить иначе: он был связан с Пушкиным узами лицейского и дворянского братства. И на смертном одре великий поэт вспомнил об этом, сказав В.А. Жуковскому и П. Вяземскому: "Просите за Данзаса. Он мне брат."
 
Известно о" лицейском брате" Пушкина совсем немного и повесть его дней печальна и тяжела. Странно, но даже в солидных источниках не упомянута дата его рождения, кроме года - 1801 (он был на два неполных года моложе Александра Пушкина) Нет почти и сведений о его родителях, известно только, что он происходил из старинного дворянского курляндского рода. Начальное образование получил в Москве, в университетском благородном пансионе, где давались хорошие знания литературы, каллиграфии, азов иностранного языка и всего того, что было необходимо ребенку из хорошей семьи. По ходатайству влиятельной знакомой отца, генерал-майора Карла Данзаса, графини Софьи Васильевны Строгановой, был принят в Лицей. Вступительный экзамен Данзас сдал отлично, но впоследствии своей репутации прилежного ученика не поддержал.
 
Профессор русской и латинской словесности Н. Кошанский аттестовал его так: "Константин Данзас, кажется, мало имеет способностей, или они переменчивы; он не может идти ровным шагом, прилежание его зависит совершенно от глаз надзирателей; он не имеет ни столько соревнования, чтобы сравниться с другими, ни столько рассудительности, чтобы чувствовать пользу, почему успехи его малы и слабы".
 
Гувернер М. Пилецкий высказался несколько мягче: "Нельзя сказать, чтобы не имел способностей, но свойственная ему мешковатость, вялость, неловкость, а при том, и ленивость делают их бесплодными". (Цитируется по книге В. Кунина "Друзья Пушкина" т.2. М. Изд-во "Правда "1986 г)
 
Рыжеволосый, большой, неуклюжий, с вечно вздернутыми бровями, натыкающийся на все углы, Данзас носил в Лицее прозвище "Медведь" и оправдывал это обычным будничным равнодушием ко всему, что происходило вокруг. Забивался в какой-нибудь уголок и мечтал о чем-то своем. Но когда его задирали, он вскакивал, взъерошенный, с горящими глазами и отвечал на злые шутки "сердитым окриком или кулачной расправой. И убедить его в том, что он - не прав - было невозможно!" (Дословное свидетельство Е.А. Энгельгардта - директора Лицея). Впрочем, "лицейский медведь" был "Мишка милый", за друзей стоял горою, делился с ними последним, неровности характера постепенно сглаживались в результате трудов наставников и преподавателей, хотя он по-прежнему замыкал список лицеистов по успеваемости. Впрочем, может быть, требования профессоров и гувернеров в Лицее были слишком высоки, кто знает? Учитывая блестящую когорту выпускников, вышедшую из его стен.
 
Во всяком случае, когда директору Лицея было доложено профессором Н. Кошанским о том, что лицеисты выпустили журнал "Лицейский Мудрец" (1815-1816 гг.) и в числе его "типографщиков" числится Данзас, Егор Александрович не удивился, только заметил с улыбкой: "Как ни странно, в нем довольно много склонности к искусству". (Занятиями изящными искусствами и литературой всячески поощрялись преподавателями среди лицеистов. Таков был дух времени и дух самого учебного заведения.)
 
Данзас, переписывая своим красивейшим каллиграфическим почерком стихи и статьи, представляемые "авторами" в журнал, почти полностью сам отвечал за подбор материалов в журнале и за их литературно-художественные достоинства. Сохранилось несколько книг - альбомов в сафьянном переплете вишневого цвета с золотым венком на лицевой стороне переплета и надписью: "Лицейский Мудрец 1816 г." В конце каждого номера журнала раскрашенные рисунки А. Илличевского, представляющие то воспитанников, то наставников в разных сценах, отчасти описанных в статьях журнала. Шутливые надписи "Отпечатано в типографии Данзаса" и "Печатать дозволяется. Цензор Барон Дельвиг" завершали усердно-кропотливый рукописный труд воспитанников.
 
Данзас часто выступает в журнале в роли критика и бранит своих читателей за то, что они доставляют ему мало материала. "Если так будет продолжаться, - со смехом пугает он читателей, - я подарю Вас усыпительною поэмой г. Гезеля!" (т.е. Кюхельбекера) Над последним часто звучали насмешки на страницах "Мудреца". Впрочем, совершенно беззлобные!
 
Кроме пристрастия к искусствам и горячности нрава Данзас ничем особым более не выделяется. Он из тех людей, которые проявляют свои лучшие качества на деле.
 
Данзас был выпущен из Лицея офицером в армию. С 1817 года началась его служба, полная опасностей, испытаний, частых ссор с начальством. Всё - из-за полного отсутствия житейской хитрости и пренебрежения к формальной стороне офицерских обязанностей. Да, впрочем, нужна ли житейская хитрость и вычурная парадность человеку, храброму до беззаветности, благородному, честному, не привыкшему, не умеющему жить иначе?..
 
Служебный формуляр Данзаса полон записями о наградах: "золотая полусабля за храбрость" (1828); бриллиантовый перстень - редкая высочайшая награда для офицера армии, полученная, вероятно, от императорского имени. В официальных биографиях Данзаса об этой награде упоминается редко - нетипично для офицера, приговоренного позднее императорским военным судом за участие в смертельной дуэли к повешению, замененному двумя месяцами ареста в Петропавловской крепости! В том же послужном списке упомянуто и о серьезном ранении в плечо в 1828 году под стенами крепости Браилов (Кавказ): "ранен пулею в левое плечо выше ключицы с раздроблением кости".
 
Это ранение давало о себе знать и в Петербурге, в 1836-37 годах. Данзас носил левую руку на перевязи, а досужие сплетники после дуэли уверяли, что он был ранен Дантесом.
 
Ни обилие наград, ни простреленное плечо, ни даже контузия в ноге не могли уволить храбрейшего, беззаветно преданного армии и солдатам, офицера от военной службы. Ему не раз предлагали теплые и хлебные места при штабах, но он неизменно отказывался, заранее зная, что не поладит с начальством. Кочевая жизнь была ему больше по душе.
 
Она же завела его в 1820 г в Кишинев, где он повстречался с Пушкиным. Встречались они и на праздновании Лицейских годовщин - трижды. Последний раз эта встреча произошла 19 октября 1836 года. Подполковник Данзас находился в Петербурге в ожидании нового назначения.
 
Разумеется, давая показания следственной комиссии, разбиравшей обстоятельства дуэли, в интересах чести погибшего друга, Константин Карлович не мог сказать, что знал о поединке сколько-нибудь заранее.
 
Он говорил, что случайно повстречал Пушкина 27 января 1837 года (дата ст. стиля) на улице, вместе с ним пошел в кондитерскую Вольфа, потом во французское посольство, где произошел разговор Пушкина с Д'Аршиаком - секундантом Д'Антеса. Пушкин представил Данзаса, как своего секунданта. Отказаться от участия в поединке было по всем представлениям - немыслимо!.. А в пять часов пополудни того же "генваря 27", после последних приготовлений к дуэли - покупки оружия в магазине Куракина - отправился, вместе с остальными прямиком на Черную речку, к Комендантской даче, везя с собою лист бумаги на котором были записаны условия поединка. То же самое утверждали, помня предсмертный наказ поэта, Вяземский и Жуковский, Плетнев и А.И. Тургенев. Следственной комиссии пришлось поверить им на слово. Поверим и мы, ведь возможная кучка пепла, оставшаяся от записки, в которой поэт просил друга помочь "в деле чести" - не аргумент... Суровый приговор был вынесен Данзасу, главным образом, за недонесение о дуэли властям.
 
Думается, после гибели друга, после самых мучительных, тяжелых дней в жизни, Константин Карлович не боялся уже ничего: ни петли, на шею, ни вражеской пули, ни разжалования в рядовые! Он был рад тому, что в последние дни Пушкина мог находиться при нем, облегчать, чем умел и мог, его страдания и страдания Натальи Николаевны, которой он первым принес ужасную весть. Ее, впавшую в отчаянье, друзьям порой приходилось силой уводить от умирающего... И часто это делал именно Данзас. Не случайно, больная Наталья Николаевна, в первые же дни после смерти мужа написала прошение императору о дозволении Данзасу препроводить тела друга до места последнего успокоения и не наказывать слишком строго. В первом Данзасу было отказано - император не пожелал нарушить закон, карающий дуэлянтов. Об остальном мы знаем. 19 мая 1837 года инженерный подполковник К.К. Данзас был освобожден из Петропавловской крепости. О чем он вспоминал в камере? О тех, самых страшных для него днях, о мучениях Пушкина, дошедших ночью накануне смерти до такой степени, что поэт решился покончить с жизнью. Он попросил слугу, ухаживающего за ним, принести пистолеты. Но тот, выйдя из комнаты, благоразумно предупредил Данзаса. Константин Карлович, молниеносно вернулся в кабинет и забрал пистолеты у Пушкина, который уже спрятал их под одеяло. Вся эта "молчаливая дуэль" произошла так быстро, что никто не узнал о ней до той поры, пока воспоминания о последних днях поэта не были опубликованы в 1863 году в записи близкого друга Константина Карловича А.Н. Аммосова.
 
Почему столь поздно? Возможно, Данзас щадил память и сердце вдовы поэта, которой не стало в том же 1863, осенью, а может быть были какие-то другие причины - теперь не узнать. В то время представления об этике были иные, чем теперь. Данзас был истинно человеком чести. Только ему доверил Пушкин список долгов, которые подлежало заплатить немедленно и попросил сжечь некоторые бумаги. И по прошествии многих лет Данзас не перечислил, какие именно. Тайна была сохранена. Софья Николаевна Карамзина называла П. Вяземского, В.А. Жуковского и К.К. Данзаса, "тремя ангелами-хранителями" поэта, облегчившими его последние минуты.
 
Выйдя из-под ареста, Данзас долгое время послужил в Санкт-Петербургской инженерной команде, потом опять не поладил с начальством и был отправлен по его личной просьбе, на Кавказ, командовать Тенгинским полком, где служил М.Ю. Лермонтов. По отзывам людей бывалых, в частности декабриста Николая Лорера, храбрости, подобной храбрости полковника Данзаса они не видели. Она была беспримерной. В 1839 году К.К. Данзас был назначен помощником генерала Николая Николаевича Раевского, возводившего форты Черноморской береговой линии, и встретился со Львом Пушкиным. Они сердечно подружились.
 
В отставку Константин Карлович вышел с чином генерал-майора в начале 1850-х. Он не нажил ни гроша, у него не было ничего, кроме пенсии генерала. Собственной семьи он так и не создал. В литературе глухо упомянуто о том, что он неудачно сватался к Вере Александровне Нащокиной, вдове Павла Воиновича Нащокина.
 
С ростом всенародной славы Пушкина Константин Карлович все мучительнее и острее ощущал свою роль в роковом поединке. В конце концов ему трудно стало говорить о чем-либо, кроме дуэли, он был склонен обвинять себя в том, что не сумел сохранить другу жизнь!
 
Прежде веселый, остроумный, каламбурист и весельчак, обладающий, по отзывам современников, "истинно французским складом ума", со временем, Данзас превратился в грустного, нервного, подавленного человека. Он трепетно собирал и хранил экспонаты своего маленького Пушкинского музея. Особенно берег кольцо с бирюзой, которое, умирая, Пушкин снял со своей руки и отдал ему.
 
По поверью, это был талисман от насильственной смерти.
 
Скончался генерал-майор Константин Карлович Данзас 3 февраля 1870 года, в совершенном одиночестве в Петербурге и был похоронен на казенный счет(!) на католическом кладбище Выборгской стороны. В 1936 году его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру.
Дата публикации: 11.12.2007 09:37
Предыдущее: Жак Казот. Незаметная жизнь пророка и мечтателя.Следующее: Эжен Шарль Амори граф де Монфор. "Страницы жизни гувернера". Очерк из цикла "Пушкинское время и лица".

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 12.12.2007 ]
   Дорогая Светлана! Очень интересный материал. Очень хорошо литературно обработаны исторические источники. Вы проделали большую работу.
   С уважением, Злата Рапова

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта