Коэлет (Экклезиаст). «умножая мудрость, умножаешь огорчение, мудрость – это разбитые желания». Коэлет (Экклезиаст). Это он приучил мыслящих людей творчески думать, сомневаться... Со смирением и гордым достоинством переносить страдания... Оставаться человеком! Из написанного Царем Шломо (Соломоном) дошли до нас три книги. Между ними сушествует очень большая разница в стиле, форме исполнения. Это поэтически звучащая, любовно-лирическая «Песнь песней» - произведение молодого автора об идеальных отношениях в семье. Символизирует неразрывную связь народа иудейского с Всевышним. Царь и Пастух заботится о Соих стадах. Во второй книге – умудренный жизнью автор вкладывает свои мысли в советчик воспитателя. Произведение нравоучительного направления безличного свойства – названо «Мишлей» (Притчи). Нужно знать и помнить: в реальном мире – среди людей благородных, честных – обитают лжецы и воры, насмешники и глупцы... Радости и удовольствия ищут легкомысленные женщины. Он обращается к абстрактному человеку. Завершает его творческое наследие – обобщающий труд огромного потенциала, философского направления. Произведение формулирует жизненное призвание Царя и человека, сущность бытия, цели жизни и смысл Вечности – это «Коэлет» (Экклезиаст). Рукой автора водит Святой Дух. Книга жизненной правды - не достигает уровня пророческого. Откровенные признания обрамлены противоречиями диалектики бытия. Царь представляет себя кратко, довольно скромно: «Слова Коэлета, сына Давида, Царя в Иерусалиме». Царь Соломон – мудрый мыслитель. Он Царь Иерушалаима, Святого города Мудрости. Не сразу, не просто высказал мнение: его вывод - результат длительного, мучительного раздумья. Плод сомнения вкрадывается – в этом противоречивость настроения автора в разные моменты. Судьба Царя Соломона – не очень простая. Время продолжительного его Царствия называют Счастливым для народа и государства Земли Израиля. Но не все легко и просто складывалось. Полгода провел изгнанником – вне стен Иерушалаима. Эта книга о прошлом, настоящем и будущем каждого смертного человека. «Суета сует, - сказал Коэлет, - суета сует, все – суета». Возможно, дан не совсем точный перевод. Точнее следовало сказать: «Суета суетЫ, - сказал Коэлет, - суета суетЫ, все – суета». Совсем не зря очень авторитетные интерпретаторы указывают: суетЫ – множественное число. В этой фразе присутствуют как минимум «СЕМЬ СУЕТ». Переводчик с иврита дает в падежном варианте. Это похоже - перевод меняет первоначальный текст. По типу современного ему человека – Царь узнал довольно полно смысл и форму суеты во время своего правления. Дополнил опыт знаниями – в течение странствий. Коэлет осмысленно приходит к выводу: нет ничего вечного. За этим приходит углубленное осознание: придет время – падет Иерусалим, перестанет являться столицей. Перестанет служить, славить и украшать - возведенный в этом вечном городе Храм. На какое-то время народ иудейский останется в одиночестве запустения – без Поводыря и Его добрых напутствий. Царь Шломо – это уже в его имени заложено – искал в жизни и мире совершенства: главное для себя призвание. Находил – не останавливался. Продолжал продвигаться – искать и искать. Если «все – суета» - зачем окружать себя вещами, создавать семью, заводить детей, почести, жизненные блага... Да и сама жизнь теряет смысл? Много бесполезного в жизни – уходит посредством зрения, речи и слов. В обращении ко всем и каждому Царь Шломо сказал: «Все, что с тобой случается: болезни, голод, всякие несчастья - переведи это все в слова и с этими словами иди ко В-севышнему». Для молитвы и прямого общения с Господом он и возвел Величественный Храм. И мысль – тоже суета. Царь ищет совершенство – не суету! Одним из совершенств природы считает человека. Но... разглядывает этого человека вблизи – осознает: часто и труд, и жизнь оказываются бесполезной суетой. От безделия, для бездеников - жизнь становится в обузу. Превращается в суету. И почти бесполезные люди – возникают лентяи по причине отказа достойно платить за труд. Царь любопытствует с излишней остротой: «Задайте себе вопрос: от всей вашей работы, от всего, что вы делаете под Солнцем, что осталось?» Сохраняется временем только вещь монолитная – стоющая. Входит в категорию совершенного. Он надеется устранить из жизни суету – жизни придать смысл и важность. В жизни любого человека – есть нечто важное: его немного! Остальное – суета. Терпение не бесконечно. На своей работе или службе люди сохраняют максимум терпения. Домой возвращаются обессиленными – без терпения. Часто ведут себя по-хамски, а то и по-зверски. Не следует тратить себя попусту – на пустых занятиях. Но как держать себя «в руках», на уровне приличий и культуры? «Поколение уходит, поколение приходит, а Земля пребывает вовеки». Первое, точнее: предыдущее поколение «уходит» - это поколение праведников. «Приходит» - поколение злодеев». При приближении к моменту пришествия Машиаха (Мессии) - общество своими поколениями становится более испорченным. Падают нравы населяющих людей. Живая составляющая переменна, но Земля Израиля остается. Пребывает только во внешнем изменении - под действием человеческого фактора. Но злодею не дастся возможность попользоваться обретенным в удовольствие. Царь Шломо – первый диалектик. Он видит многообразие, противоречиврсть, движение... Понял, пояснил: жизнь – это дорога. Человек идет по этой дороге. Это ангел остается неизменным. Человек быстро и сильно меняется. Жизнь его ведет к смерти, приближает к могиле. «Какова выгода человека во всяком его труде, которым он занимается под солнцем?» Выгода случается редко. Человек кормится – трудом. Заботится о благе семьи, здоровье... Иногда выпадает возможность провести приятно досуг. Внутреннее содержание мира – тяжелый, потный труд. Для получения любого изделия – попотей-потрудись! Среди людей встречаются трудяги, но и – ловкачи, хитрецы. Не знают покоя -увлеченные злым умыслом люди: идут на крайние дейтвия. «И восходит солнце и заходит солнце, и устремляется к месту, где оно восходит. Из мира природы пример возьмите». И берут пример! Иногда – даже часто – поступают вопреки требованиям природы: по эгоистическому желанию или волевому побуждению. «Все вещи утомляются, и никто не сможет рассказать, не насытятся очи тем, что видят, и не переполнятся уши тем, что слышат». Это чаще, иногда постоянно происходит с людьми с рассеянным вниманием, а также жадными, насмешниками, ненасытными и неверующими безбожниками. Жизнь не всегда наполняет постоянство действия. Закон не входит в готовое русло постепенного преобразования. Меняется, чередуется последовательность действия. Часто происходят непонятные явления. Человек или даже целое поколение людей трудятся – плодами их рук и энергией созидания пользуются другие. Эти крадут или наследуют богатства. На множестве примеров подобного свойства закрадывается сомнение: есть и какая выгода (польза) в труде? Господь превратил Землю Израиля – в символ скромности. Скромность – в форме сущности и Аарец останутся всегда. Скромность потребностей и желаний ведет к душевному покою, удовлетворенности наличным - с пользой сказывается на состоянии здоровья. Жизнь поколений, форма перемен, развитие цивилизации – происходят по кругу. Не обязательно круг – по форме круг. Он может напоминать эллипс. «Что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться. Нет ничего нового под Солнцем». Это основной постулат философии неизменности. К нему приблизилось уточнение: «Искривленное - нельзя выпрямить, чего не достает -нельзя исчислить». Почти у каждого человека физически полноценного человека имеются шансы творческого развития – воздействовать на преобразование. Попытаться что-то исправить, изменить. Оставить свой след в памяти и природе. Хоть попытаться! Не сидеть сложа руки – считать мух! «И устремляется оно (Солнце) к месту своему». Круг замыкается по определенному маршруту пути. Природа внутреннего зрения, небезраличность отношения помогает человеку углубиться, увидеть происходящее с ним внутри. Движение - признак жизни. Это много, но еще не все. Важно определить, знать, куда оно направлено? Куда ведет и приведет? «Идет к югу, поворачивает к северу... ветер Солнца». Этот «ветер Солнца» - важен, подобен энергии созидания, творения, преобразования. Он входит в Душу – созидает Жизнь. Без этого «ветра Солнца» материя истощает свои ресурсы – становится вялой. Гниет, отмирает. Под действием солнечных имаульсов - «кружится, кружится, вращается и на круги свои возвращается ветер». Живительно воздействует. Возбуждает стремление. У всех людей происходит по-разному его влияние. У одних – их меньшинство – приводит к духовному развитию и совершенствованию. В массе, у большинства - происходит развитие себялюбия, ожесточение эгоизма. Корыстное стремление поживиться – чужим! Возрадоваться! «То, что началось в грязи, в грязи и закончиться». От основы – идет любое действие. Из источника – выходит поток. Из грязного источника – грязный поток. Другое невозможно. Изредка – перемешано. Даже малая порция грязи – марает. Словно ложка дегтя в бочке меда. Выходит: грязь имеет большую силу, чем чистый раствор. «Все реки текут в море, но море не переполняется». Происходит водообмен между морями и океанами. Воды меняют места сосредоточения. Общее количество воды дает примерный баланс. И вновь возвращаемся к знакомому: «То, что было, то и будет. Нет нового под Солнцем». Новое – это хорошо забытое старое. Возникает – ошарашит. Вскоре к нему привыкают: вроде всегда имелось. Как без него обходились? Заранее себе представить не могут: и оно – временно. Уйдет... Унесет с собой – новизну и даже о нем память. О новом Коэлет говорит серьезно: «Глупости это, это не новое. Это было в веках. Давно это было, и прошло до нас». Новое – по отношению недано бывшему. Оно скоро потеряет новизну. И – кто знает: сколько времени оно просуществует? Уйдет – его заменит другое «новое»: когда-то бывшее. «Было это в веках. Это было тогда, когда нас еще не было. Как такое может быть: что-то было, а мы об этом не знаем?» Царь Шломо говорит : «Это легко объяснить...» Память человека теряет даже собственное прошлое: и недавнее! А прошлое общества? Обществ? Правительств? Государств? Многие и многие ушли – в небытие. Археологи находит: не всегда точно объясняют. Мечутся в потемках – веков, народов... Прошлое – таинственно, как и будущее. Он же утверждает: «о последующих, которые будут, не останется памяти». Верно, это так. Но часть, определенная часть – останется, сохранится... Как и в прошлом – случалось. До нас доходила часть – прошлого. В процессе долгого и успешного царствования - Царь Шломо нарушил несколько запретов Господа. Он увеличил численность лошадей – выше дозволенного уровня. Ему дан запрет заводить много жен. Он завел гарем – во дворце. А ведь жены-женщины между собой не уживаются без ссор. В моменты запала эмоций, отсутствия логического контроля – из их уст непременно вырвутся ругательства, проклинания: направлены против мужа-Царя. А эти поношения услышат другие жены и даже служанки. Поношения могут дойти до слуха Ангелов Господних и даже Самого Господа! Господь предупредил: нельзя Царю отходить от государственных дел – заботиться о собственном богатстве. И в данном смысле Царь Шломо не прислушался к совету – сильно возгордился. Накопил богатство. В продолжении всего его правления - Господь строго следит за Царем Шломо. Предупреждал о греховных поступках и неправых путях. Царь Шломо не посчитался с этим предупреждением Господа. Самоуверенно заявил: «Этого со мной не случится!» Поступил своевольно. Оказался жертвой собственных заблуждений. Осознал позже – в период мучительных странствий, неверия, насмешек... И по этим трем прегрешениям Царь Шломо стал неугоден Господу. Пришел момент – иссякло терпение Господа: направил Он к Царю – Своего посланца Ашмидая. Рамбан указывает в своих комментариях – написано в Торе: «Спустились ангелы и взяли в жены дочерей людей, из-за Наама, сестры Каина, она была очень красива. А другие говорят, что она была женой Шиндона и родила Ашмидая, от нее и пошли черти». Амидай – по составляющему слогу имени его ясно – человек несовершенный, не доведенный до кондиции человеческой природы. Но он знал секрет производства алмазов. В построенном без одного металлического гвоздя или скрепления Храме – нужен именно алмаз. Амидая напоили вином - насильно привели к Царю Шломо. Он выдал секрет производства алмаза. С момента своего грехопадения возненавидил Царя Шломо. А тот Амидай – тоже царь, но царь чертей. Дождался удачного момента и – совершил тихий переворот: сбросил Шломо с царского трона. Сам занял освободившееся место. При этом он – проявил себя хитрецом, не очень тщеславен: не объявил о своем воцарении. Изгнал Ашмидай настоящего Царя. Его отправили в далекую провинцию. Не заточили – лишили всего! Амидай продолжает действовать под именем «Шломо». И ему подчинялись – по закону и природе Верховной Власти. О произошедшем тихом перевороте никто не знал, скоро и не узнал. Из всевластного Царя стал он нищим скитальцем. Бродяга Шломо ходит по Земле Израиля... Наблюдает за людьми. Его интересуют нравы, обычаи, поведение... Всюду он узнает нечто странное. В каждом новом месте он останавливается у ворот и сообщает: «Я, Царь Шломо, Коэлет, царствовал над Израилем - в Иерусалиме». Нигде и никто его всерьез не принимает: нищий попрошака, болтун – и только! Над ним смеются. Дети строят рожицы, иногда в него бросают камни. Коэлет уходит и приходит. Повсюду – повторяется встреча, жуткие отношения, насмешки... «Чтобы Царь и – нищий?! Такого быть не может!» Босоногий Шломо ходил по разным местам, говорил: «Я – Царь Шломо!» Ему не верят, отвечают: «Наш Царь Шломо – в Иерушалаиме! А ты – сумасшедший! Себя выдаешь за Царя!» Дети и взрослые над ним смеялись, не могли поверить: Царь – пеший и босоногий. Странствует по Земле Израиля - Царь Шломо увидел и узнал другую жизнь, других людей – не такими их представляли советники в докладах, да и сам обозревал - из дворца и шатров. Увидел свой народ – другим! В этот период странствий он как бы увидел... подноготную бытия, скверную часть жизни... Как бы... вторую сторону Луны. Увиденное привело его в пессимистический трепет. Но он прошел весь свой путь – с удивительным мужеством. У него хватило терпения: пройти путь испытаний. Остался оптимистом. Только через полгода простые люди УВИДЕЛИ – до этого видели, не придавали значения – Царь Шломо без обуви, без ВЛАСТИ! Люди призадумались: «С чего вдруг – этот нищий с рабитыми от дорог ногами – на вид и по словам он вовсе не сумасшедший... Почему это он? А что если...?» Бнаягу бен Йоад в прошлом служил у Царя Шломо – знал его в лицо. У него и сейчас в царском дворце сыщутся всезнающие друзья. Отправили его обществом в Иерушалаим: д олжен все разузнать подробно. По возможности, стретиться с самим Царем Шломо. Бнаягу бен Йоад добрался до столицы. И ко дворцу пришел... Встретил знакомых придворных. Сказали: царь «Шломо» - во дворце. Давно уже не показывается. Никто его не видит, не знает о нем ничего. Посланец – не простак. Пробрался... Слышит... Некто находится за занавеской. Разговор ведут – не ведят лица. Голос... тот и не тот... Только по лицу сможет он узнать. Приходил он несколько раз – за занавеску не пускают. Только однажды удалось увидеть из-за занавески ноги... ноги пастуха-петуха! Сразу поняли: это Ашмидай. Вернулся ли Царь Шломо на трон? Царь Шломо – в роли безвестного странника – с удивительной откровенностью рассказывает о себе и сопутствующих пути мыслях. Он не украшает мир, не критикует, не высмеивает – только изучает, исследует: «И обратил я сердце свое, чтобы с мудростью изучить и исследовать все, что делается под небесами». Узнанное – его преображает. Не поучая, нас воспитывает. Откровенничает. Признает: в мире существует Зло. Разного оно свойства, размера и опасности. И от людей часто исходит зло. Вместо занятий Торой – людей увлекают низменные занятия. И эта никчемность – лучшее определение суеты. Шломо хочет понять первопричину Зла. Он понял из указания Господа: Зло – это «те злые дела, которые дал Б-г сынам человеческим, чтобы они томились в этом». Злые дела – всего лишь форма томления: не жизни! Коэлет рвется постоянно к свободе. Он одновременно предупреждает об опасности той самой свободы. Приводит к безответственности, эгоизму, прочим порокам общественным и бытовым. Единственной возможностью свободы чаще всего пользуются – свободой выбора. При удачном выборе – человек возносится. Немногим удается по праву сказать, повторить Коэлета: «И увеличил и приумножил я мудрость». Ведь так ему повезло: еще маленьким ребенком Господь заметил его, спросил: «Кем ты хочешь быть: богатым, героем?» Мальчик Шломо спокойно и уверенно ответил: «Я хочу только постичь мудрость, чтобы я мог управлять этим народом и мог его понимать». Господь оценил ответ отрока – Дал ему много ценных качеств. Этот отрок, юноша упорно учился. Искал смысл жизни и мудрость событий. Умение находить лучшие решение. Справедливость. Так возникла Мудрость Соломона! Но в пути странствий он узнал многое, ему неведомое. До него просто не существовавшее. Он стал мудрее всех прежних правителей Страны Израиля. Стал самым мудрым в Иерушалаиме. Признанным Мудрецом современного ему Мира. В пути странствий он пополняет Мудрость. Дополнительно наблюдает за проявлениями глупости и формами безумий. Он открыл два пути: «познание дороги мудрости и дороги безумия и глупости». В знаним не осталось одного направления. Само знание поподнилось, перемешалось. И знание не всегда превосходит глупость. По справедливости: знание следует отделить от глупости. Поместить его на разных сторонах. Мудрость тоже не всегда продвигается по ровной дороге. Часто петляет. Мудрость с правильного пути сталкивают желания и прихоти. Разбитые желания – это пройденные в пути выружденные остановки. Те желания не так скоро уходят. Они томят дух не меньше, чем издеваются над мудростью. Разбитыми желаниями устилают свой путь глупцы и безумцы. Но путь мудрости тоже иногда сопровождают разбитые желания. Так что – есть разница между мудротью и глупостью. Иногда она велика, а иногда – даже не очень... В очень сложном философском произведении помог разобраться Раввин Давид Вайс. |