РЕТРОСПЕКТИВА (ОБЗОР СТИХОТВОРЕНИЙ НОМИНАЦИИ «ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, СУДЬБА» КОНКУРСА «О АЛЬПЫ И РЕЙН, И ДУНАЙ ГОЛУБОЙ» ОБОЗРЕВАТЕЛЯ ИНГИ ПИДЕВИЧ ) Уважаемые читатели, конкурс «О, Альпы…» давно закончен. Итоги, суммирующие мнения всех членов жюри, редакционной коллегии и даже симпатии читателей, подведены, страсти улеглись, и я подумала, что для авторов может быть интересным заглянуть и в «кухню» предварительных обсуждений. В связи с этим привожу свой первый, ещё свободный от сторонних влияний обзор, направленный мною ведущему обозревателю Илье Савицкому 16 апреля 2007 года. Конкурс был анонимным, в момент написания обзора я не знала фамилий авторов, но сейчас они рассекречены и я дополняю ими текст. Итак: « Я прочла все 70 стихотворений. На мой взгляд, хотя хороших стихов немало, на первое место в такой серьёзной номинации, как «Жизнь, смерть, судьба», они не тянут. Очень уж глобальна и глубока тема. Я бы предпочла просить об увеличении числа вторых и третьих мест ввиду большого числа заслуживающих подобной награды произведений, и с учётом того, что номинация занимает первое место по числу поданных стихотворений… Я внесла в свой шорт-лист некоторые из понравившихся Вам произведений, другие не отметила. Иногда причиной игнорирования было несоответствие теме. Конечно, любая тема так или иначе касается жизни, но когда речь идёт о триаде жизнь- смерть – судьба, становится неуместным даже хорошо выполненное стихотворение о случайной, не судьбоносной связи («Деревенское лето» Людмилы Матвеевой); о мимолётных, не отличающихся оригинальностью мыслях при посещении Кавказа (Прощай Кавказ» Владимира Словестника) и т. д. В некоторых случаях стихотворения технически хорошо выполнены, но отношение автора к жизни столь поверхностно, неуважительно, порой кощунственное, что поощрения, на мой взгляд, не заслуживает («Мы на празднике этом не первые» Светланы Аркадьевой; «Фаустпатрон» Николая Ширяева). Привожу одиннадцать стихотворений, которые, по-моему, могут войти в шорт – лист (в порядке поступления на конкурс): 1.«Р. S.» Дианы Балыко Безусловно талантливое произведение. Очень удачные, изящные диалоги. Они написаны пятистопным анапестом. Сбоев ритма нет. В конце каждой пятой стопы диалога – рифмы. Лишь одна из них неудачная: «постскриптум» - «фотоснимки». Есть весьма неудачное выражение: «будем молчать, говоря о вчерашней погоде».Как можно «молчать, говоря»? Вряд ли уместно в изящном, рафинированном диалоге выражение «по морде». Но этим исчерпываются замечания к объёмному тексту, который заслуживает высокой оценки. 2. «Брошенный дом» Юрия Берга Стихотворение о трагедии Чернобыля. Очень удачно выбран ритм: впечатление забивания гвоздей в крышку гроба. Как недостаток я бы отметила то, что упоминание о Чернобыле не присутствует в самом стихотворении, а прозаическая преамбула слишком велика. Есть пара синтаксических ошибок. Но в целом идея и её воплощение заслуживают поощрения. 3.«В чертогах вечности», Bella Jordan Прекрасное стихотворение. Подчёркивающий грустные раздумья, неторопливый за счёт длины строки, хорей, суровые мужские рифмы. Усиливающие впечатление аллитерации. К спорному недостатку можно отнести повторы слов: «На чужой земле – чужие и ничьи». Но это – мелочь. Стихотворение удачное. 4.«И только осталось – полкрика до смерти…» Сергея Красикова. Лаконичное сильное стихотворение – мысль о жизни и смерти из окопа войны, по настрою, из какой-нибудь «горячей точки». И «за полкрика до смерти» человек думает о том, что «звереть не годится»! Горько, сильно и достойно, и дышит за строчками судьба. 5.«Вот ещё одна ночь…» (автор мне до сих пор не известен) Эмоционально сильное стихотворение. Четырёхстопный анапест. Хорошие рифмы. Жаль, что есть сбои ритма в конце стихотворения. Спорно звучит взятое в кавычки выражение «от тюрьмы к суме»: в пословице «от тюрьмы и сумы…». 6.«Нагорная проповедь. Фрагмент» Михаила Козловского Глубокое философское стихотворение. О нём будут спорить. Своеобразное чередование четырёхстиший и пяистиший, сильные рифмы. Особенно хороши строки об атеистах. Стихотворение может претендовать на высокое место. 7.«Закрылись небесные двери» Татьяны Богдановой. Технически грамотное стихотворение о метании духа, о связи с Высшими сферами. Для меня подчас звучит схоластически, но это частное мнение. К технике стихосложения претензий нет. Несколько смущает не свойственное поэзии слово «герцы», хотя найти рифму к слову «сердце» трудно. 8. «Антуаннета», Genchikmeher Marina Сюжет описан в поэзии неоднократно, каких-либо новых точек зрения в стихотворении нет. Техника стихосложения возражений не вызывает, она хороша. Несколько коробит не по звучанию, а по смыслу рифма «Христос» - «в засос». Удивляет обилие в коротком тексте грамматических и синтаксических ошибок: слова «вощёным» и «лощёным» должны писаться через одно «н»; после первой строки требуется тире; после третьего катрена – вопросительный, а не восклицательный знак. А главное: имя героини стихотворения пишется через одно «н», но с двумя «т». 9.«Моя судьба» Уваркиной Ольги. Стихотворение о глубоких трагических переживаниях. Чувствуется боль автора. Это – крик души. Здесь дополнительные выразительные средства не уместны, и их нет. К сожалению, есть грамматические (лишнее «н» в слове «гранёный» и синтаксические ошибки). Стихотворение трогает. 10.«Я одинокая песчинка» Ильина. Очень грустное стихотворение. Хороший язык, удачные образы, но есть очень слабые рифмы: «мире» - «горе»; «разберёшь» - «найдёшь»; «подальше» - «стучащем». Неудачно: «до ней». 11.«Розы» Лео Гимельзона. Лёгкий, изящный, музыкальный текст о жизни и судьбе, подходящий для романса. Безупречная техника, сильные рифмы. Единственная шероховатость: два «и» подряд в «что печали и нет» (в песенном исполнении, возможно, эта шероховатость не будет заметна). Места я распределила бы следующим образом. 1-ое место не присуждается. 2-ое место (в порядке поступления): «P.S.»; «В чертогах вечности»; «Нагорная проповедь»; «Розы». 3-е место: «Брошенный дом»; «И только осталось – полкрика до смерти»; «Закрылись небесные двери»; «Моя судьба». Специальный диплом за высокую технику стихосложения стихотворению «Антуаннета». Специальный диплом за метафоричность стихотворению «Я одинокая песчинка». За эмоциональность поэзии стихотворению «Вот ещё одна ночь…» |