Об электронных СМИ, и тем более – о чрезвычайно популярных сейчас литературных сайтах – пишут нечасто. Причину этого явления трудно разгадать… Размышляя над этим, как журналист, я пришла к выводу, что не последнюю роль в этой проблеме играет возрастающая конкуренция между электронными и печатными СМИ. Интересно, что эти мысли нашли некое подтверждение в размышлениях Главного редактора популярного международного литературного сайта «Литсовет», издателя Александра Кайданова: « - При всей моей любви к печатному слову, у печатных СМИ нет будущего. Это показывают продажи. Убежден, что за десять ближайших лет периодика, в первую очередь, новостная, полностью перекочует в интернет…» Литературные сайты, как и весь интернет в целом – еще неразгаданное до конца явление. Кто-то считает, что они – всего лишь обычные ЛИТО. Кто-то (и ваша покорная слуга в том числе) – что это своего рода второй виртуальный дом и семья… Кое-кто из писателей утверждает, что иметь свои страницы на сайтах, – все равно, что сесть на сильнейшую наркотическую иглу. Думается, что более верным является мнение Александра Кайданова: « - У интернета пока главная проблема – в нем есть все, но непонятно где. На сегодня это большая, точнее бесконечная, телефонная книга, абоненты которой расположены в произвольном порядке. Насущная задача Интернета – его скорейшая систематизация…» Вполне вероятно, что в ближайшее время наиболее востребованной профессией в мире станет профессия интернет-архивариусов, которые систематизируют в интернете все полезное и важное – в том числе и литературу – чтобы сохранить ее для грядущих поколений. А пока этим занимаются энтузиасты, люди искренне и преданно любящие литературу, в том числе Александр: - «Практический выход – изучение пользователя, создание его «портрета», в котором были бы отражены опыт, привычки, пристрастия, вкусы и т. д. В этих масштабных работах участвует и Литсовет. Подробности и детали – пока секрет…» - Александр, в чем все-таки, по Вашему мнению, загадочная притягательность литературных сайтов? В заманчивой - для любого пишущего - возможности публиковать свои опусы? Или в возможности общения - недаром литературные сайты иногда называют игровыми автоматами с интеллектуальным наполнением? - Я думаю, первое. Общение на данный момент не является проблемой. В сети присутствует огромное количество коммуникативных сайтов. Предложения в этой области уже опережают потребность. Поэтому, более верно первое – возможность публиковаться и быть прочитанным, что касается общения, то оно вторично, хотя тоже очень важно. Еще очень важный вопрос: не как, а где? - Существует мнение, что пик популярности электронных СМИ наблюдался 3-5 лет назад. Как по Вашим наблюдениям – падает интерес авторов к литературным сайтам или нет? Хотелось бы услышать от Вас какую-то статистику… - Думаю, нет, не падает. Все больше периодики уходит в интернет. А новостная уже полностью там. Подобное происходит и с литературой. К любителям активно присоединяются профессионалы. Если три-пять лет назад, иметь работы в сети считалось зазорным, то теперь редкий писатель обходится без личной страницы или раздела в электронной библиотеке. Еще несколько лет назад считалось, что электронная публикация может ослабить интерес читателя в реале, что может негативно отразиться на продажах книг, то теперь этот миф полностью развеян. Напротив, успех сопутствует тем, чьи книги получили должную «раскрутку» в интернете. Аудитории и скорость распространения информации в сети и реале несопоставимы. У меня нет точной статистики. По mail.ru (я слежу за рейтингами этого ресурса), моя качественная оценка: за три года посещаемость литературных сайтов возросла в 3-4 раза. Если в 2004 году для того, чтобы оказаться на первой странице топа mail.ru по литературе достаточно было иметь 800 уникальных посетителей в день, то сегодня уже 3500-4000. - Известно, что сайты бывают разные: с ограниченной регистрацией и жесткой редакторской цензурой, и открытые для любого желающего. Первые порой напоминают Гулаги с целой системой репрессий к свободомыслящим авторам. Вторые – демократичны, но представляют опасность для талантливого человека быть затеряным в океане низкосортной литературной продукции. Слышала мнение, что будущее – за первыми. А как считаете Вы? Кстати, Литсовет трудно причислить к обеим этим категориям – регистрация здесь свободная, а талантливых авторов хоть отбавляй. В чем секрет? - Трудно сказать. Вопрос в том, кто осуществляет выбор в пользу того или иного автора? Справедливо спросить… А кто выбирает того, кто будет выбирать? Получается замкнутый круг. Для меня представляется очевидным, что объективными в этих вопросах могут быть только время и читатель. Конечно, должны существовать ограничения. Секрет Литсовета в том, что здесь безусловно выполняются заявленные принципы. Первый из них – человек может написать плохое, неинтересное произведение, но это не означает, что он плохой, неинтересный человек. И второй – свобода человека выражать свое мнение заканчивается там, где начинается свобода другого человека выражать свое мнение. - Слышала, что у Вас за плечами опыт издательской работы. Скажите – в чем преимущества электронных СМИ по сравнению с печатными? - При всей моей любви к печатному слову, у печатных СМИ нет будущего. Это показывают продажи. Убежден, что за десять ближайших лет периодика, в первую голову, новостная полностью перекочует в интернет. Туда же уйдут и актуальная проза, публицистика и беллетристика. Возможно, останется какая-то аналитика и всевозможные лакированные «Веселые картинки». В бумажном исполнении останутся дорогие, подчеркиваю дорогие издания, классика, серьезная литература, романы, и, как не парадоксально, поэзия. Покупать книги станет так же «круто» как дорогой коньяк. Это будет признаком достатка и элитарности. Про иного человека будут говорить с придыханием: у него в Остин-Мартине лежат шесть книжек... - Ходят слухи, что огромные рейтинги авторов электронных СМИ, которые исчисляются тысячами читателей в месяц – не что иное, как деятельность поисковых автоматов. Это верно, или «неизвестный читатель» – все – таки живой человек? - Нет, рейтинг определяется читательским интересом, который в свою очередь неизбежно привлекает роботов, которые в свою очередь привлекают читателей. Это взаимосвязанные процессы, своего рода симбиоз. - Как Вы считаете – вредит ли творчеству писателя участие в работе сайтов, ведь оно отнимает много времени? Или наоборот – мобилизует к творчеству, которое востребовано интернет-читателями и кругом коллег по перу? - Вы правы, главное в инретнете, как ни странно, мобилизация. Многие и многие не стали бы просто писать, не будь интернета. Это своего рода веселое соревнование – дополнительная мотивация. Подстегивает. И что еще немаловажно – обучение. Повышается грамотность, общее развитие. Многие видят собственные ошибки только в интернете на страничках с уже опубликованными произведениями. В «Word» почему-то не видно. Речь не о функции «проверить правописание», а об ошибках сопряжения, стилистики, структуры и т.д. То есть, только в интернете начинаешь читать «по-настоящему» как посторонний человек и читатель. Интернет – отличный тренажер. Да и возможность мгновенной обратной связи трудно переоценить… - Расскажите – с чего начинался Литсовет? Кто те энтузиасты, которые создали этот сайт? Когда и как это было? - Литсовет начался с моей бредовой идеи улучшить Самиздат Мошкова и заодно Прозу.ру. Оба эти сайта мне казались замечательными, но чего-то все время не хватало… Это было в конце 2002 года. 3 февраля 2003 года появился Литсовет. Поначалу по моему заказу его делали разные люди и компании – с разным успехом. Ощутимую помощь мне оказал мой друг, пока к концу 2004 –началу 2005 г. года не образовался творческий тандем Кайданов-Савичев. Нужно сказать, что самая большая трудность в создании сайтов – объяснить программисту, как должно быть. Я думал, что они такие же люди, только говорят на другом языке. Оказалось все гораздо сложнее. Они и думают «другой» головой. Казалось бы, что может быть проще просьбы: сделай мне в левом углу так, чтобы было хорошо. Эта просьба понятна любому нормальному человеку. Но только не программистам, они отказываются понимать, что ты хочешь в левом углу – чтобы тебе было хорошо. Короче, если вспомнить, можно умереть – от разных причин, от смеха до мыслей о суициде. Но тогда случилось почти невозможное, я научился понимать Алексея Савичева, а он, что гораздо труднее, научился понимать меня. Алексей – очень талантливый человек. - Многие сайты носят узкую направленность – поэзия или проза. Литсовет универсален – на его страницах авторы могут размещать кроме этого статьи, фотогалереи и многое другое. Это Ваше ноу-хау? - Конечно, нет, идея не может быть ноу-хау, тем более, если она лежит на поверхности. Об этом говорит и определение объекта авторского права – на идею авторское право не распространяется, она не является его объектом. Идеи витают в воздухе – только лови и исполняй. Ноу-хау может быть только исполнением. Ноу-хау Литсовета заключается в исполнении и еще кое в чем, но это секрет… - Ваше мнение – может ли человек, если он входит в администрацию сайта, размещать на нем литературные произведения под своим собственным именем? Слышала, что у Вас есть свои творческие страницы, но Вы взяли себе псевдонимы. Приоткройте тайну – так ли это? - Сначала первый вопрос – конечно, может, разве администратор не человек? Его право, как человека и автора, выбрать настоящее или вымышленное имя – псевдоним. Некрасов в своем журнале публиковался под своим именем, Твардовский и многие другие – тоже, а вот Джером, и Марк Твен в собственных изданиях – под псевдонимами. Кому как нравится. Ко второму вопросу: мое право тайну не открывать. Поэтому – я не знаю… - Удивительно, но страницы Литсовета полны мистических произведений. Это общая тенденция современной литературы, или по какой-то причине авторы подобных произведений сделали Ваш сайт своим излюбленным местом публикаций? Приветствуется ли такая тематика администрацией сайта? - Администрацией приветствуется хорошая литература, а к какому жанру она относится, решительно не имеет значения. Почему многие авторы выбирают мистику? Трудно сказать. Может быть, это модно? Мистика, к тому же, предоставляет простор для множества технических приемов. Но я бы не сказал, что это тенденция. Тенденций во все времена остается классика, иначе она не была бы классикой. Разве По и Данте – не классика? Нужно сразу оговориться, что я не очень большой специалист по теории литературы. Могу оперировать только своими ощущениями. Мои ощущения таковы, что можно много говорить о новом слове в литературе, но способы восприятия человеком информации, в том числе чувственные, никто отменить не в силах. Поэтому хорошую литературу всегда будут определять: классический герой, классические чувства и их конфликт. В какой это будет подано форме, решать автору, но если не будет вышеперечисленного, то не будет ничего… - Есть ли у Вас любимые авторы среди авторов Литсовета? Ваша позиция – не выказывать своих пристрастий или всячески популяризировать тех, кого считаете талантливыми? Может быть, назовете какие-то имена? - Разумеется, у меня есть свои предпочтения, но я стараюсь публично ими не делиться. К тому же я всегда разделяю добрые отношения и творческую оценку. Не все, кто мне лично симпатичен, пишут хорошо. И напротив, многие, не являясь моими приятелями, пишут прекрасно – это не связанные между собой вещи. Поэтому порой странно слышать: я к тебе хорошо отношусь, почему тебе не понравился мой рассказ? - Ваше отношение к внутрисайтовским конкурсам, объединениям и журналам – серьезно ли это? Или своего рода игрушки для пишущих? Какие из них Вам наиболее интересны? - Нет ничего серьезнее игры. Отношение самое серьезное. Все это составные части творческого процесса. Мне интересно все, что происходит на сайте. Я счастлив, что предложения сайта в области конкурсов, объединений, журналов и т.д. находит самый широкий спрос. - Существует ли жесткая конкуренция между литературными сайтами? В чем она выражается – битва за читателя, за талантливых авторов, что-то другое? Или «рынок» литературных СМИ еще далеко не насыщен? - Безусловно, в любом стоящем деле должна быть конкуренция, иначе дело – нестоящее. Конкуренция выражается в совершенствовании ресурса, поддержании здоровой творческой атмосферы, а автор или читатель сам выберет, где ему удобнее и комфортнее. Рынок российских литературных сайтов, как и весь русский интернет, наполнен приблизительно на 10%. В России 130 млн. человек населения, а в интернете не более 15 млн. В США (для справки) при 300 млн. – 200 млн. давно в интернете. Непочатый край работы… На нынешний день главная проблема интернета – в нем есть все, но непонятно где? На сегодня это большая, точнее бесконечная, телефонная книга, абоненты которой расположены в произвольном порядке. Найти что-либо становится все более невозможным. Вероятность того, что в интернете, как в хранилище бесконечного объема информации, есть что-то нужное для конкретного человека – бесконечна велика, но вероятность найти это конкретное – бесконечна мала. Поисковики не виноваты, не виноваты и ресурсы, виноват, как не парадоксально пользователь, который не может кратко сформулировать: что ему нужно, потому что зачастую не знает, что именно ему нужно. Насущная задача Интернета – скорейшая систематизация. Практический выход из тупика – изучение пользователя, создание его «портрета», в котором были бы отражены опыт, привычки, пристрастия, вкусы и т.д. В этих масштабных работах участвует и Литсовет. Подробности и детали – пока секрет… - Помогают ли сайтам их авторы? Или пишущая братия к меценатству не склонна? За счет чего финансируются подобные издания, если не секрет? - У кого как. Кто-то находит меценатов, но редко из авторов – меценат и писатель – разные профессии… Кто-то финансируется за счет собственных средств. Литсовет, наверное, редкое исключение. Сервер, на котором базируется Литсовет, на 20% оплачен средствами авторов. Год назад, в критический момент, я обратился к авторам за помощью. Трудно переоценить поступившую тут же помощь. Она позволила в буквальном смысле выжить. Пользуясь случаем, хочу еще раз выразить авторам, которые откликнулись, глубокую благодарность. Их участие не будет забыто. - Должна ли, по – Вашему, полемика авторов носить острый характер? Существуют ли какие-то «правила игры» и как часто приходится вмешиваться, чтобы они не нарушались? - Полемика, которая не носит острый характер, называется общим разговором. Полемика обязана быть острой. С высказыванием и отстаиванием своей позиции. Правила определены правилами сайта. Жаль, что немногие их читали. На определенном этапе приходилось вмешиваться часто. Сейчас, к счастью, почти не приходится. - Александр, какие идеи, проекты, которые получили жизнь в Литсовете, принадлежат лично Вам? Какие еще в стадии разработки? - Мне принадлежит только сайт, и то, в той части, которой позволяют авторы-инвесторы, пока условные, но надеюсь, пока. Все интересное и значимое, что имеет id – исключительная заслуга и собственность авторов. Когда-то я поддержал на начальном этапе литературную рубрику газеты «Вечерний Петербург» работами авторов Литсовета. Позже газета поменяла владельцев, рубрика прекратила свое существование. Можно также вспомнить мою поддержку юбилейного конкурса журнала «Нева» в его пятидесятилетие. Четверо победителей конкурса из пяти оказалась авторами Литсовета. Сейчас в рамках Литсовета ведутся работы над очень интересным проектом, но подробности раскрывать не буду, лучше один раз увидеть. - Что для Вас важнее – приход на сайт известного автора с именем, или талантливого «неоткрытого» автора? Часто ли попадаются такие «жемчужины»? - Интернет стер знаки различия. «Жемчужины» определяет читательский интерес. Регалии редко имеют ценность для сетевой аудитории, и это, наверное, случилось впервые в истории человечества. Мало назваться хорошим писателем, нужно им еще стать. Совсем свежий пример: прочитал очередную книжку Веллера. Боже, прошептал я, кто, в каком кошмарном сне сказал Веллеру, что он писатель? Тиражи? Известность? Все это можно трижды умножить, но писателем Веллер не станет, точно как и Зюскинд. В первом случае – плохо структурированные отвлеченно-безграмотные откровения в духе: Веллер - писатель, во втором – набор обесчеловеченных историй из жизни биологических масс. Писатель – это человек, который пишет о людях, даже если он пишет о башмаках. Исключительно мое непросвещенное мнение. - Уникальность литературных сайтов в том, что они объединяют русскоязычных авторов из самых отдаленных уголков планеты. Могут ли в этом плане с ними соперничать печатные издания? - На мой взгляд, уже не могут. С развитием ситуации у печатных изданий практически нет шансов. Интернет победил пространство… |