Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Вареник Наталья
Объем: 17054 [ символов ]
АЛЕКСАНДР КАЙДАНОВ: «СЕГОДНЯ ИНТЕРНЕТ ПОБЕДИЛ ПРОСТРАНСТВО…»
Об электронных СМИ, и тем более – о чрезвычайно популярных сейчас литературных сайтах – пишут нечасто. Причину этого явления трудно разгадать…
Размышляя над этим, как журналист, я пришла к выводу, что не последнюю роль в этой проблеме играет возрастающая конкуренция между электронными и печатными СМИ.
Интересно, что эти мысли нашли некое подтверждение в размышлениях Главного редактора популярного международного литературного сайта «Литсовет», издателя Александра Кайданова: « - При всей моей любви к печатному слову, у печатных СМИ нет будущего. Это показывают продажи. Убежден, что за десять ближайших лет периодика, в первую очередь, новостная, полностью перекочует в интернет…»
Литературные сайты, как и весь интернет в целом – еще неразгаданное до конца явление.
Кто-то считает, что они – всего лишь обычные ЛИТО. Кто-то (и ваша покорная слуга в том числе) – что это своего рода второй виртуальный дом и семья…
Кое-кто из писателей утверждает, что иметь свои страницы на сайтах, – все равно, что сесть на сильнейшую наркотическую иглу.
Думается, что более верным является мнение Александра Кайданова: « - У интернета пока главная проблема – в нем есть все, но непонятно где. На сегодня это большая, точнее бесконечная, телефонная книга, абоненты которой расположены в произвольном порядке. Насущная задача Интернета – его скорейшая систематизация…»
Вполне вероятно, что в ближайшее время наиболее востребованной профессией в мире станет профессия интернет-архивариусов, которые систематизируют в интернете все полезное и важное – в том числе и литературу – чтобы сохранить ее для грядущих поколений.
А пока этим занимаются энтузиасты, люди искренне и преданно любящие литературу, в том числе Александр: - «Практический выход – изучение пользователя, создание его «портрета», в котором были бы отражены опыт, привычки, пристрастия, вкусы и т. д. В этих масштабных работах участвует и Литсовет. Подробности и детали – пока секрет…»
 
- Александр, в чем все-таки, по Вашему мнению, загадочная притягательность литературных сайтов? В заманчивой - для любого пишущего - возможности публиковать свои опусы? Или в возможности общения - недаром литературные сайты иногда называют игровыми автоматами с интеллектуальным наполнением?
 
- Я думаю, первое. Общение на данный момент не является проблемой. В сети присутствует огромное количество коммуникативных сайтов. Предложения в этой области уже опережают потребность. Поэтому, более верно первое – возможность публиковаться и быть прочитанным, что касается общения, то оно вторично, хотя тоже очень важно.
Еще очень важный вопрос: не как, а где?
 
- Существует мнение, что пик популярности электронных СМИ наблюдался 3-5 лет назад. Как по Вашим наблюдениям – падает интерес авторов к литературным сайтам или нет? Хотелось бы услышать от Вас какую-то статистику…
 
- Думаю, нет, не падает. Все больше периодики уходит в интернет.
А новостная уже полностью там. Подобное происходит и с литературой. К любителям активно присоединяются профессионалы. Если три-пять лет назад, иметь работы в сети считалось зазорным, то теперь редкий писатель обходится без личной страницы или раздела в электронной библиотеке. Еще несколько лет назад считалось, что электронная публикация может ослабить интерес читателя в реале, что может негативно отразиться на продажах книг, то теперь этот миф полностью развеян.
Напротив, успех сопутствует тем, чьи книги получили должную «раскрутку» в интернете. Аудитории и скорость распространения информации в сети и реале несопоставимы. У меня нет точной статистики. По mail.ru (я слежу за рейтингами этого ресурса), моя качественная оценка: за три года посещаемость литературных сайтов возросла в 3-4 раза. Если в 2004 году для того, чтобы оказаться на первой странице топа mail.ru по литературе достаточно было иметь 800 уникальных посетителей в день, то сегодня уже 3500-4000.
 
- Известно, что сайты бывают разные: с ограниченной регистрацией и жесткой редакторской цензурой, и открытые для любого желающего. Первые порой напоминают Гулаги с целой системой репрессий к свободомыслящим авторам. Вторые – демократичны, но представляют опасность для талантливого человека быть затеряным в океане низкосортной литературной продукции. Слышала мнение, что будущее – за первыми. А как считаете Вы?
Кстати, Литсовет трудно причислить к обеим этим категориям – регистрация здесь свободная, а талантливых авторов хоть отбавляй. В чем секрет?
 
- Трудно сказать. Вопрос в том, кто осуществляет выбор в пользу того или иного автора?
Справедливо спросить…
А кто выбирает того, кто будет выбирать?
Получается замкнутый круг. Для меня представляется очевидным, что объективными в этих вопросах могут быть только время и читатель. Конечно, должны существовать ограничения. Секрет Литсовета в том, что здесь безусловно выполняются заявленные принципы. Первый из них – человек может написать плохое, неинтересное произведение, но это не означает, что он плохой, неинтересный человек. И второй – свобода человека выражать свое мнение заканчивается там, где начинается свобода другого человека выражать свое мнение.
 
- Слышала, что у Вас за плечами опыт издательской работы. Скажите – в чем преимущества электронных СМИ по сравнению с печатными?
 
- При всей моей любви к печатному слову, у печатных СМИ нет будущего. Это показывают продажи. Убежден, что за десять ближайших лет периодика, в первую голову, новостная полностью перекочует в интернет. Туда же уйдут и актуальная проза, публицистика и беллетристика. Возможно, останется какая-то аналитика и всевозможные лакированные «Веселые картинки». В бумажном исполнении останутся дорогие, подчеркиваю дорогие издания, классика, серьезная литература, романы, и, как не парадоксально, поэзия. Покупать книги станет так же «круто» как дорогой коньяк. Это будет признаком достатка и элитарности. Про иного человека будут говорить с придыханием: у него в Остин-Мартине лежат шесть книжек...
 
- Ходят слухи, что огромные рейтинги авторов электронных СМИ, которые исчисляются тысячами читателей в месяц – не что иное, как деятельность поисковых автоматов. Это верно, или «неизвестный читатель» – все – таки живой человек?
 
- Нет, рейтинг определяется читательским интересом, который в свою очередь неизбежно привлекает роботов, которые в свою очередь привлекают читателей. Это взаимосвязанные процессы, своего рода симбиоз.
 
- Как Вы считаете – вредит ли творчеству писателя участие в работе сайтов, ведь оно отнимает много времени? Или наоборот – мобилизует к творчеству, которое востребовано интернет-читателями и кругом коллег по перу?
 
- Вы правы, главное в инретнете, как ни странно, мобилизация. Многие и многие не стали бы просто писать, не будь интернета. Это своего рода веселое соревнование – дополнительная мотивация. Подстегивает.
И что еще немаловажно – обучение. Повышается грамотность, общее развитие. Многие видят собственные ошибки только в интернете на страничках с уже опубликованными произведениями. В «Word» почему-то не видно. Речь не о функции «проверить правописание», а об ошибках сопряжения, стилистики, структуры и т.д. То есть, только в интернете начинаешь читать «по-настоящему» как посторонний человек и читатель. Интернет – отличный тренажер. Да и возможность мгновенной обратной связи трудно переоценить…
 
- Расскажите – с чего начинался Литсовет? Кто те энтузиасты, которые создали этот сайт? Когда и как это было?
 
- Литсовет начался с моей бредовой идеи улучшить Самиздат Мошкова и заодно Прозу.ру. Оба эти сайта мне казались замечательными, но чего-то все время не хватало…
Это было в конце 2002 года. 3 февраля 2003 года появился Литсовет. Поначалу по моему заказу его делали разные люди и компании – с разным успехом. Ощутимую помощь мне оказал мой друг, пока к концу 2004 –началу 2005 г. года не образовался творческий тандем Кайданов-Савичев. Нужно сказать, что самая большая трудность в создании сайтов – объяснить программисту, как должно быть. Я думал, что они такие же люди, только говорят на другом языке. Оказалось все гораздо сложнее. Они и думают «другой» головой. Казалось бы, что может быть проще просьбы: сделай мне в левом углу так, чтобы было хорошо. Эта просьба понятна любому нормальному человеку. Но только не программистам, они отказываются понимать, что ты хочешь в левом углу – чтобы тебе было хорошо.
Короче, если вспомнить, можно умереть – от разных причин, от смеха до мыслей о суициде. Но тогда случилось почти невозможное, я научился понимать Алексея Савичева, а он, что гораздо труднее, научился понимать меня. Алексей – очень талантливый человек.
 
- Многие сайты носят узкую направленность – поэзия или проза. Литсовет универсален – на его страницах авторы могут размещать кроме этого статьи, фотогалереи и многое другое. Это Ваше ноу-хау?
 
- Конечно, нет, идея не может быть ноу-хау, тем более, если она лежит на поверхности. Об этом говорит и определение объекта авторского права – на идею авторское право не распространяется, она не является его объектом. Идеи витают в воздухе – только лови и исполняй. Ноу-хау может быть только исполнением.
Ноу-хау Литсовета заключается в исполнении и еще кое в чем, но это секрет…
 
- Ваше мнение – может ли человек, если он входит в администрацию сайта, размещать на нем литературные произведения под своим собственным именем? Слышала, что у Вас есть свои творческие страницы, но Вы взяли себе псевдонимы. Приоткройте тайну – так ли это?
 
- Сначала первый вопрос – конечно, может, разве администратор не человек? Его право, как человека и автора, выбрать настоящее или вымышленное имя – псевдоним. Некрасов в своем журнале публиковался под своим именем, Твардовский и многие другие – тоже, а вот Джером, и Марк Твен в собственных изданиях – под псевдонимами. Кому как нравится. Ко второму вопросу: мое право тайну не открывать. Поэтому – я не знаю…
 
- Удивительно, но страницы Литсовета полны мистических произведений. Это общая тенденция современной литературы, или по какой-то причине авторы подобных произведений сделали Ваш сайт своим излюбленным местом публикаций? Приветствуется ли такая тематика администрацией сайта?
 
- Администрацией приветствуется хорошая литература, а к какому жанру она относится, решительно не имеет значения.
Почему многие авторы выбирают мистику? Трудно сказать. Может быть, это модно? Мистика, к тому же, предоставляет простор для множества технических приемов. Но я бы не сказал, что это тенденция. Тенденций во все времена остается классика, иначе она не была бы классикой. Разве По и Данте – не классика? Нужно сразу оговориться, что я не очень большой специалист по теории литературы. Могу оперировать только своими ощущениями. Мои ощущения таковы, что можно много говорить о новом слове в литературе, но способы восприятия человеком информации, в том числе чувственные, никто отменить не в силах. Поэтому хорошую литературу всегда будут определять: классический герой, классические чувства и их конфликт. В какой это будет подано форме, решать автору, но если не будет вышеперечисленного, то не будет ничего…
 
- Есть ли у Вас любимые авторы среди авторов Литсовета? Ваша позиция – не выказывать своих пристрастий или всячески популяризировать тех, кого считаете талантливыми? Может быть, назовете какие-то имена?
 
- Разумеется, у меня есть свои предпочтения, но я стараюсь публично ими не делиться. К тому же я всегда разделяю добрые отношения и творческую оценку. Не все, кто мне лично симпатичен, пишут хорошо. И напротив, многие, не являясь моими приятелями, пишут прекрасно – это не связанные между собой вещи. Поэтому порой странно слышать: я к тебе хорошо отношусь, почему тебе не понравился мой рассказ?
 
- Ваше отношение к внутрисайтовским конкурсам, объединениям и журналам – серьезно ли это? Или своего рода игрушки для пишущих? Какие из них Вам наиболее интересны?
 
- Нет ничего серьезнее игры. Отношение самое серьезное. Все это составные части творческого процесса. Мне интересно все, что происходит на сайте. Я счастлив, что предложения сайта в области конкурсов, объединений, журналов и т.д. находит самый широкий спрос.
 
- Существует ли жесткая конкуренция между литературными сайтами? В чем она выражается – битва за читателя, за талантливых авторов, что-то другое? Или «рынок» литературных СМИ еще далеко не насыщен?
 
- Безусловно, в любом стоящем деле должна быть конкуренция, иначе дело – нестоящее. Конкуренция выражается в совершенствовании ресурса, поддержании здоровой творческой атмосферы, а автор или читатель сам выберет, где ему удобнее и комфортнее. Рынок российских литературных сайтов, как и весь русский интернет, наполнен приблизительно на 10%. В России 130 млн. человек населения, а в интернете не более 15 млн. В США (для справки) при 300 млн. – 200 млн. давно в интернете. Непочатый край работы…
На нынешний день главная проблема интернета – в нем есть все, но непонятно где? На сегодня это большая, точнее бесконечная, телефонная книга, абоненты которой расположены в произвольном порядке. Найти что-либо становится все более невозможным. Вероятность того, что в интернете, как в хранилище бесконечного объема информации, есть что-то нужное для конкретного человека – бесконечна велика, но вероятность найти это конкретное – бесконечна мала. Поисковики не виноваты, не виноваты и ресурсы, виноват, как не парадоксально пользователь, который не может кратко сформулировать: что ему нужно, потому что зачастую не знает, что именно ему нужно. Насущная задача Интернета – скорейшая систематизация. Практический выход из тупика – изучение пользователя, создание его «портрета», в котором были бы отражены опыт, привычки, пристрастия, вкусы и т.д. В этих масштабных работах участвует и Литсовет. Подробности и детали – пока секрет…
 
- Помогают ли сайтам их авторы? Или пишущая братия к меценатству не склонна? За счет чего финансируются подобные издания, если не секрет?
 
- У кого как. Кто-то находит меценатов, но редко из авторов – меценат и писатель – разные профессии…
Кто-то финансируется за счет собственных средств. Литсовет, наверное, редкое исключение. Сервер, на котором базируется Литсовет, на 20% оплачен средствами авторов. Год назад, в критический момент, я обратился к авторам за помощью. Трудно переоценить поступившую тут же помощь. Она позволила в буквальном смысле выжить. Пользуясь случаем, хочу еще раз выразить авторам, которые откликнулись, глубокую благодарность. Их участие не будет забыто.
 
- Должна ли, по – Вашему, полемика авторов носить острый характер? Существуют ли какие-то «правила игры» и как часто приходится вмешиваться, чтобы они не нарушались?
 
- Полемика, которая не носит острый характер, называется общим разговором. Полемика обязана быть острой. С высказыванием и отстаиванием своей позиции. Правила определены правилами сайта. Жаль, что немногие их читали. На определенном этапе приходилось вмешиваться часто. Сейчас, к счастью, почти не приходится.
 
- Александр, какие идеи, проекты, которые получили жизнь в Литсовете, принадлежат лично Вам? Какие еще в стадии разработки?
 
- Мне принадлежит только сайт, и то, в той части, которой позволяют авторы-инвесторы, пока условные, но надеюсь, пока. Все интересное и значимое, что имеет id – исключительная заслуга и собственность авторов. Когда-то я поддержал на начальном этапе литературную рубрику газеты «Вечерний Петербург» работами авторов Литсовета. Позже газета поменяла владельцев, рубрика прекратила свое существование. Можно также вспомнить мою поддержку юбилейного конкурса журнала «Нева» в его пятидесятилетие. Четверо победителей конкурса из пяти оказалась авторами Литсовета. Сейчас в рамках Литсовета ведутся работы над очень интересным проектом, но подробности раскрывать не буду, лучше один раз увидеть.
 
- Что для Вас важнее – приход на сайт известного автора с именем, или талантливого «неоткрытого» автора? Часто ли попадаются такие «жемчужины»?
 
- Интернет стер знаки различия. «Жемчужины» определяет читательский интерес. Регалии редко имеют ценность для сетевой аудитории, и это, наверное, случилось впервые в истории человечества. Мало назваться хорошим писателем, нужно им еще стать.
Совсем свежий пример: прочитал очередную книжку Веллера. Боже, прошептал я, кто, в каком кошмарном сне сказал Веллеру, что он писатель? Тиражи? Известность? Все это можно трижды умножить, но писателем Веллер не станет, точно как и Зюскинд. В первом случае – плохо структурированные отвлеченно-безграмотные откровения в духе: Веллер - писатель, во втором – набор обесчеловеченных историй из жизни биологических масс.
Писатель – это человек, который пишет о людях, даже если он пишет о башмаках. Исключительно мое непросвещенное мнение.
 
- Уникальность литературных сайтов в том, что они объединяют русскоязычных авторов из самых отдаленных уголков планеты. Могут ли в этом плане с ними соперничать печатные издания?
 
- На мой взгляд, уже не могут. С развитием ситуации у печатных изданий практически нет шансов. Интернет победил пространство…
Дата публикации: 23.11.2007 16:00
Предыдущее: МодульСледующее: Пусть тебя в моей жизни не станет...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Тишкина Светлана[ 30.09.2008 ]
   Очень интересная информация. Во многом совпадает с моими впечатлениями, выводами. Во многом заставляет переосмыслить стереотипы понимания.
   А в целом - интересно!
   Спасибо, Света
Юрий Берг[ 30.10.2008 ]
   Хороший материал, единственное замечание: где-то в середине у вас идёт повтор - рассуждение о том, что печатная литература уходит, а ей на смену идёт И-нет - об этом уже есть в самом начале.
   Что касается риторического вопроса, "что такое литературные сайты".
   Моё мнение таково: это большущие помойки, в которых копошатся куры, выискивая жемчужные зёрна прелестной поэзии и прозы.
   С уважением
   Юрий

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта