Май дежурство сдал, июнь дежурство принял. Только плохой был из мая постовой на этот раз. А может, дождливый июнь подвел. Петюня заболел. Он проснулся, едва рассвело. И сразу понял – что-то не так. Потолок в перекрестьях деревянных балок отодвинулся страшно далеко. В горле будто поселился паук и бегает, щекочет. Твердый воздух вдыхается с трудом, в нем миллион иголок. Правда, если дышать осторожно и неглубоко, они не так царапают. И лицо болит. Мальчик осторожно оглянулся. Все в палате пионерлагеря «Орленок» спали. В серое окно уныло царапался дождь. По стеклу шуршала ветка липы, сосны уходили в тусклое мокрое небо и там пропадали. «Хочу домой». – Петя, казалось, не сам это подумал, а кто-то внутри головы подумал за него. Очень громко подумал. Грохочуще подумал, больно. Слова заметались в ушах по кругу, усиливаясь, как эхо. Глаза увлажнились, и он перестал видеть... Днем засверкало солнце, белый потолок изолятора слепил. Раздражали звуки и голоса: «Ангина. И температура высокая. Что с ним делать?» – «Звонить родителям, пусть забирают. Не хватало еще отвечать за него». За окном лупили по мячу, визжали и вовсю отдыхали. Густо, приторно пахло клубникой. Вся Мотовиловка варила клубничное варенье. – Петруччио, к тебе невеста пришла! – радостно завопили под окном. Стукнуло по подоконнику блюдце. Петя повернул голову, увидел огромные глаза и острый любопытный носик. А, Юлька из третьего отряда... Он закашлялся, боль вцепилась в горло, и всё опять пропало... Ночью пришла к нему девушка, похожая на пионервожатую Наташу. Склонилась, присмотрелась к варенью на блюдце. – Наталья Николаевна, это вы? – просипел Петюня. Девушка покачала головой. – Тебе поможет только свежее малиновое варенье, – сказала она так тихо, что он еле услышал. – Но малина еще не созрела. Клубника созрела, земляника тоже... А малина зеленая... Напиши стихи, мальчик. «Зачем?» – подумал Петя. – Затем, что Чудо происходит только тогда, когда рождается Поэт. «Я не умею. Там же рифмы», – хотел сказать Петенька. Но голоса не было. – Это нетрудно. Нужно только понять, что с чем рифмуется. Город рифмуется с улицами. Улицы – с домами. Деревья – с аллеями. «Как варенье со стихотвореньем?» – Примерно. Но не так просто... Напиши стихи, – повторила девушка. И ушла. Странно, подумал Петька. Почему она просвечивала? От этой мысли он сразу устал. На него теперь всё время накатывала внезапная слабость, будто отключается питание. И нужно было работать на каком-то аварийном, а оно быстро иссякало. Он провалился в сон, но чьи-то голоса веревочками подхватили его и вытащили обратно. – Что же с ним теперь будет? – Да ничего не будет. Умрет, и всё. – Ужас. Что-то надо делать. Заварить ему липового чаю? – Молчи, Липа. Слышала, что сказала Фея Ягодного Варенья? Нужно только малиновое. Да ты ведь и не зацвела еще. – А смородиновое поможет, Смородина? – Какие вы все тупые, деревья! Ты, Сосна, ничего не понимаешь. – Можно подумать, вы, кусты, светочи разума... А почему Фея Ягодного Варенья оказалась здесь? – Она всегда появляется там, где варят варенье. У кого она стоит за спиной, у того и пенки немного, и ягода не разварится, и варенье в банках не забродит. Голоса шептались, кусты шелестели, сосна поскрипывала. Петюня с трудом сел, взял с тумбочки листик и карандаш. Ничего, кроме «Пошла Муха на базар и купила самовар» в голову не лезло. Рифмуется? А если вместо самовара был бы самосвал – это рифмуется? Ему было то жарко, то холодно, дышать было трудно. Лицо набрякло и горело. Неужели он умрет? Как это, когда тебя нет? Совсем, нигде. А как же тогда я? Кто это – Я? Имя? Четыре буквы «Петя» оторвались от него, поплыли влево и вверх, стукнулись о потолок и рассыпались. Раз так, надо срифмовать что-то грустное. Как ночной дождь. Петр изо всех сил старался вспомнить стихи Пушкина, которого они проходили по русской литературе. Но закашливался и всё больше слабел. Пауков в горле было уже несколько, они терзали его и не давали воздуху пройти в грудь. Петя уже не помнил, что написалось карандашом, что-то про краски, кажется... Он уснул. Во сне его кормили с ложечки малиновым вареньем. Деревья и кусты с любопытством заглядывали в окно изолятора. Там около тумбочки стояла Фея Ягодного Варенья и читала: На ночи холст ложатся капли Сырой и серой, черной краской. И длинноногая как цапля Чернеет тень глазастой маской. Танцуют капли в черных лужах И в гулкой тишине клекочут, И черно-серый, и ненужный Дождь дальше уходить не хочет. Унылым эхом рассыпаясь, Он ждет рассвета, чтоб согреться. А струи капель, выгибаясь, Никак не могут навертеться. Они, соленые как слезы По кирпичам стекают бурым. Ручьи дороги в грязь развозят... А на душе всё так же хмуро. – М-да, – говорила Фея учительским голосом. – На троечку с плюсом. «В грязь развозят» и «дождь дальше» – неуклюже. С союза «И» строка начинается – примитив. А «на душе хмуро» – это вообще декаданс. Но образ есть. Ничего из сказанного Петюня не понял, кроме троечки с плюсом... А наутро за ним приехали перепуганные родители и двоюродный брат. Они вели Петю через лес к станции, он дышал сосновым воздухом, и ему становилось всё легче. Рифмовались сосны с облаками. В вагоне рифмовались колеса и рельсы. Они с братом дурачились, бросаясь бумажными шариками друг друга и в окно поезда. «Ты симулянт, Педро!» – орал Генка. Родители ничего не понимали. А у Петьки теперь будет рифмоваться всё и всегда. Даже когда он станет писать прозу. |