Думаю, не окажется большим откровением для многих, что львиная часть наиболее выдающихся поэтов и прозаиков, запечатлевших себя в анналах мировой литературы, являлась, увы, мужчинами. Не берусь судить со стопроцентной достоверностью – почему… Может, какие-то психофизиологические преимущества, может быть – традиционное распределение социальных ролей, может – какое-то особое высшее покровительство. Бог весть! Но так или иначе – факт остается фактом. Не верите? Возьмем ориентировочную первую сотню наиболее известных представителей мирового поэтического слова. Сколько там встретим женщин? Конечно, Сафо; конечно, Эмили Дикинсон; конечно, Анна Ахматова и Марина Цветаева. Для приличия можно добавить Лесю Украинку и кого-нибудь из женщин-поэтов Юго-Восточной Азии. Маловато что-то. Пять-семь процентов получается… И с прозой в подобном случае что-то не лучше: Жорж Санд, Шарлота Бронте, Француаза Саган, Агата Кристи (???), ну, еще пару имен из недавно закончившегося двадцатого века. Опять из малоутешительных 5-7% не выходим… Перейдем далее к восточнославянской русскоязычной литературе и временной отрезок возьмем более подходящий – сто наиболее известных русских поэтов ХХ века. Разные версии списка ста лучших возможны, согласен. В конце концов, в двадцатом веке история не расставила еще все точки над «i» в этом вопросе. Но поверьте, даже самый лояльный по отношению к женскому полу литературный счетовод не насчитает здесь более 20% «серьезно» пишущих женщин. Беру с полки пару свежих поэтических антологий «молодой» русскоязычной поэзии конца ХХ – самого начала XXI века («Девять измерений. Антология новейшей русской поэзии». – М., НЛО, 2004; «Освобожденный Улисс. Современная русская поэзия за пределами России». – М., НЛО, 2004: анализировался только раздел «Украина»). Картина в обоих случаях повторяется почти идеально: около 70% задействованных авторов – мужчины, и только около 30% – женщины. Согласитесь, хоть преимущество мужчин по-прежнему очень заметное, отставание женщин в области «высокого поэтического участия» выглядит уже не так безнадежно, как это наблюдалось, по крайней мере, вплоть до века двадцатого… Продолжая наше невольное экспресс-исследование, обратимся к доступным данным, которые могут быть получены по результатам деятельности ведущих литературных Интернет-ресурсов. В частности, завершившийся не так давно на сайте poezia.ru литературный Волошинский конкурс – 2007 поделил свои награды между 19-ю литераторами мужского и 18-ю литераторами женского пола, то есть практически поровну. И хотя лауреатов оказалось все-таки больше среди мужчин (5 против 2 женщин), вряд ли можно признать за мужчинами заметное литературное лидерство. Скажем, в прозаических номинациях не стал бы однозначно утверждать, что Владимир Захаров или Вячеслав Харченко пишут намного интереснее, чем Наталья Ключарева или Юлия Шералиева. К тому же, Волошинский конкурс – 2007 короновал по итогам поэтического турнира именно Королеву поэтов Коктебеля-2007, 21-летнюю Любовь Лебедеву из Санкт-Петербурга. Подсчитывать соотношение авторов мужского и женского пола даже на самых элитных литературных сайтах – дело совсем не простое. Сайт poezia.org, которому всего год отроду и который включает пока только полторы сотни авторов (даже с участием как-то слегка сиротливо глядящихся на сайте украинских литературных классиков), в этом плане почти идеален. Легко подсчитать, что женщины на сайте составляют никак не менее вполне достойных сорока процентов. К тому же, когда речь заходит о наиболее интересных авторах сайта, невольно среди прочих вспоминаешь Татьяну Аинову, Марину Генчикмахер, Юлию Броварную, Евгению Баранову или Марину Матвееву… И это, однако, еще не все. На протяжении последних десяти лет мне приходилось частенько сиживать в жюри секции МАН «Литературное творчество». Так вот, среди старших школьников устойчиво наблюдается такая картина: из двадцати трех участников очередной сессии для всего Крыма лишь двое оказываются юношами, или, скажем, из семнадцати – всего только один. За все время наблюдений могу вспомнить лишь двух-трех парней, чьи тексты могли давать хотя бы слабую надежду на «попадание в призы». Спору нет, в этом возрасте (14-17 лет) девушки традиционно превосходят парней по целому ряду показателей индивидуального развития. Как принято думать, годам к тридцати юноши, уже как бы перестающие быть таковыми, успевают (в литературе) догнать и перегнать ушедших было вперед представительниц «слабого» пола. Но раньше молодых женщин традиционно отвлекал от литературы практически неизбежный «уход в семью», уход глубокий и, как правило, необратимый. Теперь, когда устои традиционной семьи в значительной степени пошатнулись, данный фактор уже не в состоянии почти полностью рассеять молодежный корпус нового поколения женщин-литераторов. С другой стороны, престиж литературного творчества в глазах современного юношества значительно пошатнулся. Современный юноша скорее готовится быть успешным бизнесменом, компьютерщиком, юристом и т.п., но никак не средней успешности бумагомарателем. Похоже, сегодня юноши, как никогда, готовы переложить все трудности современного литературного творчества на плечи ко многому привыкшему женскому полу. А женщине что? Увидела, что ничье и вроде бы не такое уж завалященькое – взяла, да и потащила… А ведь мы знаем, как наши женщины, если они, конечно, хорошенько возьмутся, любое дело поднять сумеют. Так что скорое появление в восточнославянских литературах авторов-женщин уровня Ахматовой, Цветаевой, Леси Украинки или Жорж Санд кажется мне вполне вероятным, а возможно – уже и неизбежным событием... Думаю, лучше будет нам всем фокусироваться на наиболее светлых сторонах этой намечающейся литературной тенденции! |