ПОРТРЕТ ДОЖА АНДРЕА ГРИТТИ Из нор – глазниц буравит взгляд. В нём подозрительность и властность, Для непокорного – опасность. В губах поджатых жести хлад. Фигура мощная. Живот Горою выпирает круглой. В руках есть хваткость, жадность, грубость, И в крючьях пальцев спрут живёт. Увидел Тициан таким Венецианского владыку. Пороков высветил улики. Остался дож доволен им... Да, о достойном представленья Зависят лишь от точки зренья. «ДЕРЕВЕНСКИЙ ТАНЕЦ» РЕНУАРА Терраска сельская. Пленэр. С красоткой в танце кавалер, Она пышна, не прячет форм, Оборками их оттеняет. Улыбка манит, обещает… В глазах и нега, и задор. Под алой шляпкой, рыжей чёлкой Играет шаловливый чёртик. А кавалер, её партнёр, Полу прикрыв туманный взор, Её ведёт. И в ушко ей Он заливает мёд речей. Трепещут веер и душа. Его колено задевает Тугое платье, сердце тает. И листья ветрено шуршат. Всё, точно в городе большом. И руки втиснуты в перчатки, Но взгляд, одежда и повадки Деревни дышат естеством. ПЕРЕД ПОРТРЕТОМ МОНЫ ЛИЗЫ Жена флорентийца Франческо Джокондо Загадку являет века. Горда и прекрасна, а губ её контур Улыбкою тронут слегка. В той странной улыбке участвуют губы, Глаза не затронуты ей. И кажется будто бы с истиной кубок Пригублен над картой путей. За Моною Лизой – ступенями воды, Безлюдные горы – мрачны… В неведомый край нас художник уводит. В какие эпохи, миры? Загадка улыбки, загадка пейзажа… Секрет их де Винчи, увы, не расскажет. Невольно приходят раздумья о Вечном, На фоне которого жизнь – скоротечна. Подарок Вселенной, Природы улыбка – Жизнь так уязвима, ранима, и зыбка… Жена флорентийца, прекрасная Лиза, Так что же скрывают портрета кулисы?.. «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» РАФАЭЛЯ В тот год весенняя Москва, На фоне «оттепели» слабой, Взглянуть на холст, покрытый славой, Вручала гражданам права. Часами ожидали люди, Не признававшие Христа, Свидания с Мадонной – с чудом, В котором тайны высота. Открытый занавес Туда… Она по облакам ступает, К груди младенца прижимает – Своё небесное дитя Горьки, нежны её глаза, Как небеса, они бездонны, В них не излитая слеза… И смотрит зритель потрясённый В галактик этих глубину, Ловя ответную волну, Космической любви частицу, Что в красках может воплотиться… Сикстинской матери глаза, Московской девочки слеза, Вас помню. Позабыть нельзя… У ПОРТРЕТА КАРДИНАЛА ДА БАБИЕНА Ум, тонкость, ироничность и гордыня… Осанка величава, несогбенна. Пред нами кардинал да Бабиена. Служил он церкви и её святыням. Писал комедии он на досуге. Эпоха поощряла многогранность. Людей искусства покровитель рьяный, Он был в ту пору Рафаэлю – другом. Гордыня затмевает ум нередко. Племянницу, Марию, Бабиена Задумал выдать замуж непременно За Рафаэля. Обрученья бремя Тот принял, но влюбился в Форнарину. Её Сикстинской сделал он Мадонной. Не властны кардиналы над законом Сердец. Любовь ненужное отринет. И булочница будет жить в Мадонне, Друг - кардинал глядеть на нас с портрета, Невеста, что влюбилась без ответа, Погибнет, на холстах не отражённой… НЕПРОШЕННЫЕ МЫСЛИ У СКУЛЬПТУРЫ «ЛАОКООН» Жрец Бога Аполлона побеждён. Провидец, что спасти пытался Трою, Зажат, отравлен страшною змеёю. Мы видим, как кричит, страдая, он, Как душат змеи сыновей его. Уж умер младший, очередь – второго, Обвитого змеёй, ещё живого. С напастью не поделать ничего! Скульптура создана во времена, Когда кончалась эллинская эра, И страх вошёл в Эллады атмосферу, И мучилась предчувствием она. Предощущенья жителей Эллады И далеки от нас и нам близки: Европа слышит грозные звонки Цивилизации чужого склада… СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА Роден. Он любит и любим. Его возлюбленная с ним, И холодность теряет мрамор. Любви мы видим панораму. Сюжет из «Ада» Данте взят, Но воплощён Родена взгляд. Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу. Резец любви являет силу. Рай - на Земле. Что ждёт их Там Уже не важно. И к устам Уста прильнули, к телу – тело. Рука его пока несмело Касается её бедра. Теней причудливых игра Её окутывает нежно, Она чиста так белоснежно, Но видится сквозь мрамор - жар, Она во власти страстных чар… Она, из Римини Франческа, За поцелуй убита зверски. По Данте, ей назначен ад. Роден её из адских врат Изъял. Она – его Камилла, В ней счастье, вдохновенье, сила, Не ад, а рай любви двоих И Вечности подарок их. Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна. |