Игорь Бурдонов ТАБОЛОВСКИЕ МИКРОЭТЮДЫ Июль-Август 1971 года, Таболово Муки творчества У писателя наступил творческий кризис. Он покачивался на стуле, закрыв глаза и мучительно напрягал свой ум, пытаясь отыскать какую-нибудь идею для написания рассказа или этюда. Потом он встал и пошёл на кухню, где жена писателя мыла посуду. - Оленька, я тебя прошу, скажи какую-нибудь фразу. - Какую фразу? - Всё равно какую. Представь себе, что тебе дали выбор: либо скажи фразу, либо тебя расстреляют. Что бы ты сказала? - Стреляйте, - я бы сказала. - отвечала жена, протирая вымытые тарелки кухонным полотенцем. - Н-да... - сказал писатель, повернулся и пошёл обратно в свой кабинет. Там он открыл ящик стола и долго-долго смотрел пристальным взглядом на воображаемый пистолет крупного калибра. Резкий сухой щелчок выстрела жена писателя слышать не могла, потому что он был: тоже воображаемым. Соавторы - Это ты здорово написал. - сказал один соавтор другому. - Это? Да, действительно хорошо. Только, по-моему, это ты написал. - Нет, это не я. - Гм... Я тоже этого не писал. - Что ты хочешь этим сказать? Они внимательно осмотрелись по сторонам. В комнате никого не было и на душе у соавторов стало тоскливо и тревожно... Фраза Я ходил по избе, почёсывал живот и медленно мучительно балдел. На столе стояла пишущая машинка со вставленным в неё чистым листом бумаги и графин с водкой. Полупустой. Дверь бесшумно открылась и с грохотом захлопнулась. В комнату, постукивая модными каблуками, смеясь, подмигивая, подрагивая талией, вошёл Щучкин. - Ну шо? Написал что-нибудь? А? Хе-хе. Я вот тут принёс пять страниц. Гениально по-моему. А? Ты как? Я молча повернулся к нему и почесал живот. Он радостно помахивал своими страницами перед моим носом и был доволен весьма. Минуту я смотрел. Потом сказал хриплым голосом: - Эта... Я тут... в голове всё... держу... Сядь бы... я эта... продиктую... фразу... ик... Руки у меня... того... дрожат... Щучкин сунул руку в карман своих заграничных джинсов и вытащил жвачку. Он сел на стул перед машинкой и, быстро-быстро двигая челюстью, посмотрел на меня нагло: - Так что писать? - Пиши: многоточие... - Написал. - Теперь такую... фразу. "И тогда я его убил". - Готово. Это что - всё? - Да... Это конец. - я с размаху опустил графин на его голову. Пробка выскочила и водка вылилась ему на джинсы и на пол. Я посмотрел на всё это с минуту и почесал живот. Столб Когда ко мне подошёл пьяный, я стоял на остановке автобуса и курил сигарету. - Врачи говорят, болезнь у меня хроническая. - начал он. - Какая ж это жизнь, а? Ни тебе радости, ни тебе... - он замолчал. - Это, конечно. - мягко заметил я. - Столб видишь? - Ну... - не понял я. - Вот подойти и головой об столб - раз! И никакая женщи-на тебе не нужна. - Правильно. - поддержал я разговор. - Какой хрен правильно! Сам бейся головой. Идиот! - он посмотрел на меня зло, сплюнул на сторону и пошёл дальше. Я поглядел на столб и пожал плечами. День Проснулся я - день солнечный. - Что ты мне принесёшь, солнечный день? - сказал я вслух. А он отвечает: - Ничего. - Как ничего? - А так. - он повернулся и медленно начал уходить. Я ему кричу вслед: - Подожди! Надо же что-то сделать. Нельзя просто так уходить. Не слышит. Я поглядел вокруг - вечер уже. Темно. Я снова лёг спать. Натуралистический этюд - Возможно... - сказал я и стал смотреть в пол. По полу проползла муха. Я мысленно представил себе, как хлопаю по ней журналом "Здоровье", свёрнутом в трубку, и она замирает навеки посередине широкой половицы. И по лицу у меня ползла бессмысленная блуждающая улыбка. На кровати лежал Щучкин, положив руку себе на лоб. Вероятно, он размышлял. - Гляжу на тебя. - сказал Щучкин и замолчал. Я откинулся на спинку стула и посмотрел в окно. Сквозь мелкие дырочки в тюлевой занавеске просвечивало что-то чёрное. Ночь, подумал я. А вслух спросил: - Что? - Стрелять в тебя удобно. - проговорил Щучкин медленно и спустил руку на бедро. Я закурил сигарету и выдохнул облако дыма по направлению к потолку. Порыв ветра всколыхнул за-навеску, в животе у меня булькнул выпитый чай с молоком. Я отхлебнул еще глоток чаю и провёл пальцем по клеёнке - раздался характерный скрип. Тогда мы зажгли свечи, выключили электрической освещение и завели музыку. - Коля, у тебя есть мысль? - спросил я. - Нет. - ответил он и стал что-то долго и красиво говорить. Очень искренне. А я выпрямился на стуле и начал медленно переводить взгляд с одной свечи на другую, со второй - на третью, а оттуда - снова на первую свечу. Свечи были воткну-ты в длинные пустые бутылки из-под "Алиготэ". Сидя в окружении трёх свечей, я почему-то вспомнил о смерти. Она представилась мне тихой и спокойной, пахнущей воском, тихо жужжащей наподобие комара, что кружил вокруг моего носа, и немного сонной или умиротворённой. Тикали часы с гирей, тренькала музыка в магнитофоне, Щучкин внимательно разглядывал настенный календарь за прошлый год. На столе стоял чайник с цветочками, банка с сахарным песком и пепельница в форме чашки с синим ободочком. Вдалеке, километров за сто, большой город жил своей обычной жизнью, шумел и светился неоном. Где-то протявкала собака. По Гринвичу сейчас утро, почему-то подумал я и прижался щекой к прохладной поверхности стола. - Спать ложишься? - спросил Щучкин и почесал нос. Я глубоко вдохнул пропахший запахами летней ночи воздух и медленно выдохнул, сложив губы трубочкой. Тихий блюз поплыл под потолком, растёкся по стене, спустился... Столовое серебро - Мать. - сказал глава дома и засунул в рот палец, выковыривая из зуба кусок мяса: - А где наше столовое серебро? Я уткнулся носом в тарелку с супом. Располневшая женщи-на, лет пятидесяти, моя мать пропела: - Ты же знаешь: в комоде, в правом ящике, в коробке из-под твоих прошлогодних ботинок, что с рубцами на подошве. - Нету там. - брякнул отец. - Каа-к? - пропела моя мать. - А так. - голос отца посуровел. - Стащил кто-то. Я шмыгнул носом и признался во всём. - Сынок. Разве ты пьёшь водку? - снова пропела располневшая женщина. До неё ещё не дошёл смысл сказанного мной. Отец мой всегда был сообразительнее. Удар пришёлся мне точ-но в левое ухо. Я упал с табуретки и прижался горящей щекой к влажному полу. Подбежал Шарик, наша собака, и лизнул меня в нос. - Умереть бы. - подумал я с тоской и икнул. Понимание -Я-то тебя понимаю. А вот поймут ли нас люди? - Какие такие люди? - Те самые, что стоят за твоей спиной. Я обернулся: - Нет там никого. - Будут. - убеждённо произнёс он и начал крутить телефонный диск. Молчание Он промолчал. - Что ты молчишь? - спросил я. Он вздрогнул и посмотрел на меня тусклым взглядом. - Так какое твое мнение по этому вопросу? Он закрыл глаза и опустил голову. - Ты что, отвечать не хочешь? Да? - заорал я. Он побледнел и повалился на пол. Его стошнило. Грань Я осторожно провёл рукой - острая, как бритва. - Ты что! - Щучкин тупо уставился на меня. - Чего ты рукой по воздуху водишь? - Грань это. - Чего-о? - Грань, говорю. Между Добром и Злом. Он подошёл и махнул пальцем в воздухе: - А, чёрт! - Порезался? - Предупредить не мог? - он встал по другую сторону, засунув палец в рот, и спросил: - Здесь что: Добро или Зло? - Сам никак не пойму, где что. - Дурак потому что. - Щучкин смачно сплюнул на пол. Я внимательно посмотрел на него. - Давай поменяемся местами. - Во! - он показал мне кулак. - Чего ты злишься? Поменяемся местами и узнаем где Добро, а где Зло. - Будешь тут пищать еще! - и он с размаху заехал мне ногой живот. Падая я успел заметить его расплывшуюся в ухмылке рожу. Этюд просто так Ночь была тёплая. Светила луна. Стрекотали кузнечики. Бог мой! - подумал я. - Мечтаешь? - подсел ко мне Малознакомый Гражданин. - Может быть нам пройтись перед сном? - предложил я и встал с кровати. Мы вышли за околицу в ночную свежесть, оба подтянутые, интеллигентно одетые, выбритые и задумчивые. Дорога плавно скользила меж распластнанным по холмам полей и лугов, спускалась в овраги, взлетала на подъёме, едва не отрываясь от земли, и снова плыла, слегка покачиваясь по горизонтали. Разговор не клеился, я сел на обочину и махнул рукой: ступай, мол, с богом! Он постоял, поковырял землю носком ботинка, засмущался и исчез в темноте. Я сидел на краю дороги, смотрел в придорожную пыль и на душе у меня мурлыкали кошки, спрятав коготки и свернувшись клубком. Я дождался, пока они совсем успокоятся, и быстрым движением выбросил их вон, в канаву. Они замяукали протяжно и сиротливо и утонули в луже. Я вздохнул облегчённо, свесил руки с колен до самой земли, опустил голову на. грудь и задремал. Ноги и руки мои начали неметь, и ясидел в неподвижности, медленно срастаясь с глинистой почвой, пропылённой травой, разными щепками и соломинками. Я почувствовал себя придорожной корягой, причудливой, заросшей мохом, вросшей в землю. Подо мной муравьи сложили свой дом и отложили крупные белые яички. По рукам ползла гусеница, извиваясь медленно и перебирая ножками. ... Утром меня выкорчевали: Английская замочная скважина - Я пошёл пить свой чай. - сказал я громко и хлопнул дверью. Пошагав в прихожей некоторое время, я на цыпочках подкрался к замочной скважине и стал слушать. - Тупой же он, - сказала миссис Вентконд и я представил себе, как она вся изогнулась в кресле при этих словах. - Тупой и, кажется, немного сумасшедший. Как вы считаете мистер Уайтвик? Мальчик - Мальчик, - говорю я ему: - повернись боком. Он доверчиво повернулся. Я ему раз! - по затылку. У него кепка слетела, и он едва не упал. Потом отбежал шагов на пять и кричит: - Дяденька, а дяденька! Я уж было уходить хотел, не поворачиваясь, но повернулся всё же. А он мне булыжником по лбу как заедет! В глазах у меня чёртики забегали, серебряные точки зскользили по-броуновски. Всё так стало нереально и чудно: - Что же ты, мальчик, - прошептал я, погружаясь в темноту, - Как то ты так: И я без чувств скатился в канаву. |