Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Антон Владимирович Кайманский
Объем: 3019 [ символов ]
Поттеромания и не только: в чём секрет?
Здравствуйте!
Поскольку все мы на этом сайте – люди пишущие, то, думаю, эти мои вопросы и размышления могут показаться кому-нибудь интересными.
Главный вопрос вот какой: в чём секрет популярности? Почему одни книги находят не более 5 тысяч читателей (и лежат без переиздания в магазинах с самого года выпуска), а другие сколько ни выпускай – будет мало?
Почему в одних героев читатель влюбляется, а в других – нет?
 
Для примера возьмём книги о Гарри Поттере. Сам я собрал всю серию, каковую периодически перечитываю. Она для меня – замечательное «чтиво», отдых мозгу. Я сначала не мог понять, в чём тут собака зарыта. Казалось бы, и книга-то чёрно-белая: злые герои безусловно злы (Дурсли; Малфои и др.), добрые безусловно добры. Есть, впрочем, тут одно исключение – профессор Снегг, но и только. Переживания героев упрощены, насколько это возможно. Даже в худшей советской книжке про пионеров диапазон чувств у героев более широк. По прочтении первых двух книг серии уже с начальных глав последующих читатель легко предугадывает, что будет дальше. С самого начала эпопеи ясно, что:
- Гарри Порттер победит Волан-де-Морта и не погибнет;
-Основные герои – близкое окружение Гарри – останется в живых;
-будут всё новые и новые магические предметы (их тоже можно предугадать!);
-Снегг окажется положительным героем;
-Любовь будет развиваться исключительно в кругу «своих».
И тем не менее, осознавая всё это, я перечитываю книгу! Почему? Ведь сам я полагаю, что читатель ни в коем случае не должен предугадывать развития событий – иначе он соскучится. Ломал я над этим голову, ломал, и пришёл к выводу:
Интересно, КАК автор эти все уже неизбежно заданные известные линии будет развивать! Однако секрет – почему? – так и остаётся. Разве мало печатают фентезийной литературы? Почему именно серия о Гарри Поттере так полюбилась?
 
Почему нет сейчас настолько же популярного писателя и героя в НФ?
 
Другой пример – серия Б. Акунина про Фандорина. Её я тоже всю скупил. В отличие от произведений Дж.К. Ролинг, я не мог предугадать развития – то есть сразу понять, кто преступник и т.д. Начал я было читать про Пелагию – и бросил. Прочел «Фантастический роман» и понял, что покупать его не буду. Почему? И писатель тот же, и интересно – а вот перечитывать не хочется. Почему читателям так полюбился именно Фандорин, а не та же Пелагия, например?
Вы можете сказать, что книжки баб-детективщиц тоже популярны, одним Б. Акуниным тут дело не исчерпывается. Однако все их книжки неразличимы, да к тому же одинаково изданы, так что Д-ву с У-вой легко перепутать.
 
Мы любим одни книги, а другие – нет. Одних героев мы любим, других – нет. Почему с Шерлоком Холмсом произошло нечто подобное?
 
Вы можете сказать, что мои примеры – это «массовая литература», а не классика. Она, мол, написана не для интеллектуалов; всё интеллектуальное толпа не полюбит и т.д.
 
Думаю, это слишком уж простое объяснение.
Может быть, кто-нибудь поделится соображениями о секрете популярности?
С уважением, Антон
Дата публикации:
Предыдущее: История по-американски, или «300 спартанцев».Следующее: Капитализм и свобода

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Юрий Берг[ 24.08.2007 ]
   Лично я считаю, что восстребованной оказалась литература "выпрямленных мозгов". "Не надо думать", - вот главное, что привлекает в такой литературе читателей, захотевших "отдохнуть".
   А так как отдыхать всегда проще и приятнее, чем трудиться (мозгами, например), значит и вывод напрашивается сам собой. Предприимчивые и сообразительные авторы тотчас заполнили эту нишу чтивом.
 
Антон Владимирович Кайманский[ 27.08.2007 ]
   Здравствуйте, Юрий!
   Благодарю Вас за ответ. Не надо думать - да; предприимчивые авторы заполнили нишу - да.
   Мой вопрос в другом: почему одних из этих авторов читает огромное количество людей, а других - нет?
   Скажем, всякие Да-цовы и Ус-новы гораздо менее популярны, чем Акунин.
игорь осинных[ 29.08.2007 ]
   Возможно, дело в том, что читатель как бы возвращается в детство. Все же любили фантазировать, мечтать о приключениях. Погружение в мир книги означает погружение в глубины памяти.
Алекто[ 31.08.2007 ]
   Сначала Акунин. У меня есть одна книга про Фандорина, и вся Пелагия. Пелагия мне очень понравилась, Фандорин нет. Его можно почитать, когда уже ничего другого не осталось.
   ГП. У меня есть все книги серии, кроме последней, конечно, но я её уже прочла. Когда вышел ГП, я его не стала покупать, считала, книга для идиотов. Но однажды летом мне совершенно нечего было делать. В электронной библиотеке попался мне на глаза ГП в переводе Спивак. Я скачала пять книг. И мне настолько понравились книги, что я не могла оторваться. За три дня я их прочла по три раза каждую.
   Сколько раз я прочла всего ГП, я говорить не буду:).
   Первые четыре книги, действительно, представляют собой релакс для мозгов, но вот последующие уже содержат в себе мораль, интересную пищу для ума, над которой стоит подумать.
   Хотя седьмая книга меня разочаровала.
   ГП - такой же подросток, как и большинство ребят, которые читают про него. Он в очках, у него проблемы в семье, школе, он плохо одет, его задирают в школе. Он так же не может подойти к девушке, чтобы пригласить её на бал, как и миллионы других его сверстников. Но в фантазиях, все такие забитые подростки - герои. У них есть преданные друзья. И хотя бы в книге они находят отклик своим мечтам.
   
   http://www.hp-theories.ru/articleru/182
Киселёва Наталья (Легенда)[ 31.08.2007 ]
   Самое главное, что сейчас многие из нас удивляются, как же я не додумался до такого простого: обычный школьник вдруг попадает в школу волшебства. Идея - проще некуда. А вот Роулинг оказалась первой. В детских книжках обязательно должно быть хотя бы немного чуда и не обязательно волшебства. Вспомните Карлсона, его не существует, а ведь как бы всем детям хотелось... Сейчас столько детских книг по "следам Гарри Поттера", но Роулинг была первой.
   Понимаете, в герое читатель должен узнавать самого себя, свои переживания, свои проблемы и в то же время он (герой) должен быть лучше: владеть волшебством, применять дедукцию, быть отважным, и конечно, исключительным (Герой же!), то есть Избранным. А ещё нужно дать то, что читателю хочется, здесь как в тире, бьёшь по мишени, если попал в десятку - лавры твои.
   В чём секрет популярности? Если бы его знать... Можно, скорее всего, "вычислить" книгу, которая будет иметь определённый успех. Но чтобы "взорвать", здесь нужен риск, а риск - это всегда новаторство. Такие книги, наверное, пишутся интуитивно.
Ирина Алёшина (Алиса)[ 10.09.2007 ]
   А я Гарри Поттера читать не могу, - вижу белую страницу и чёрные строчки на ней и всё, - за страницей ничего нет. В одно ухо (глаз) влетело, в другой вылетело, а в голове моей ничего не осталось. Скучно!
   А Акунин, Акунин-то как над собой поёрничал в "Кладбищенских историях", вернее Григорий Чхартишвили над Борисом Акуниным.
   Как Григорию надоел Борис с его Фандорином, и как хорош Григорий, как пишет, какой умница!
   А секрет "что писать, чтобы читали" волновал и волнует всех без исключения пишущих и во все времена.
   Например:
    Что хочет читать читатель? - спросил Андрей Максимов у Сергея Ивановича Чупринина (гл. редактор журнала "Знамя")
   Читатель хочет читать произведения которые цепляют, но не грузят, - ответил С. И. Чупринин (из телепрограммы "Ночной полёт) (Повторяюсь, эти слова я уже где-то у нас цитировала).
   
   А мне сын задал такой вопрос:
   Что Вы, маменька, хотите: чтобы Вас читали миллионы сейчас, а потом забыли, или чтобы Вас читали сейчас, в лучшем случае, сотни людей, но потом, через десятки лет, Вас помнили, но тоже немногие?
   А я и растерялась? Действительно, Что хочет автор?
 
Антон Владимирович Кайманский[ 11.09.2007 ]
   Здравствуйте, Ирина!
   Насчет ответа на хороший вопрос, который Вам задал Ваш сын.
   Лучший вариант тут - как у А.С. Пушкина. При жизни его читали (меньшинство, ибо почти вся Российская империя была неграмотна), и посмертно его читают миллионы (каждый школьник одно стихотворение как минимум прочел).
   
   И насчет "читали сейчас, в лучшем случае, сотни людей, но потом, через десятки лет, Вас помнили, но тоже немногие".
   Не боюсь себя выставить примитивом, но скажу - а зачем (если уж вообще ставить такой вопрос) тогда вообще писать?
   Мне на ум для сравнения тут же приходят многочисленные научные монографии. По количеству читателей получается одинаково. В обоих случаях отклика от читателя автор далеко не всегда может дождаться.
   С уважением, Антон
   
   P.S. Я-то сам думаю, что пишем мы, так как "оно само лезет".
   А если говорить о публикации, то сначала очень хочется получить рецензии, и побольше. Вот ты их получил - ура! Радость! Знаю, некоторые подсчитывают, сколько рецензий какое их произведение получило. А через некоторое время уже и рецензии перестают быть необходимыми. Просто выкладываешь очередное произведение, и тебя мало заботит, что никто рецензии не оставил. Это я к тому, что и отклик, возможно, не нужен. А нужно самовыражение.
Ирина Алёшина (Алиса)[ 11.09.2007 ]
   Антон Владимирович, как Вы правы!
   Да, именно так! "Оно само лезет"! А если не напишешь, то плохо - настроение портится, полная неудовлетворённость жизнью. Год отработала с 8 до 8 и всё, не могу больше. Села дома с внучкой и перешла на надомный труд, написала первый (за полтора года!!!) рассказ - жизнь продолжается!
   И рецензии - прошлый этап.
   И вариант Пушкина мне очень нравится. Как сказал мой издатель - "Пиши, пиши. После смерти тебя точно читать будут". Перспектива есть :))
   
   С уважением, Ирина, которой вновь улыбается жизнь.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта