Кнопов Леонид Факультет дураков Никто сейчас не может точно сказать, когда открылся этот институт. Кое-кто из студентов, заинтересовавшихся историей, утверждает, что он возник с появлением на планете первой приёмной комиссии, давшей рекомендацию будущему студенту. Как и все учебные заведения, ИЖ начинается с приёмных комиссий. В жизни института (простите за невольную тавтологию) они играют первейшую роль. Именно их члены, вольно, или, что бывает чаще всего, невольно, определяют, на каком основном факультете будет учиться NN. От их решения зависит и то, на каких дополнительных факультетах он будет обучаться. Дело в том, что в ИЖе нет чёткого разделения на факультеты, кафедры и так далее. Невозможно обучаться на том же факультете Успеха, не постигая науки Любви, Дружбы, Борьбы, или других подобных дисциплин. Студенты с первых дней настроены на такое сочетание, и это очень помогает. Факультет Успеха считается одним из не столько сложных, сколько престижных подразделений института. Его выпускники находят себя в бизнесе, искусстве, практически везде, где бы были востребованы их навыки. Сложнее учиться на факультете Любви. Именно его администрация, его декан и профессора, дают студентам выпускные дипломы, удостоверяющие их способности и умения. В лучшем случае многих выпускников можно увидеть в приёмных комиссиях, чьи составы постоянно меняются. А в худшем ... Студентам, которые не смогли почему-то нормально закончить обучение на этом факультете, даже если на остальных всё благополучно, приходится оставаться на «второй – десятый год», как здесь говорят. Конец же ... О том, куда попадают те, кто так не смог, несмотря на многолетнее обучение, осилить Любовь, я и хочу рассказать, но чуть попозже. На факультете Борьбы учиться не легче. Тут требования построже, чем на многих факультетах. Здесь, как и на Любви, решается вопрос о возможности выпуска студента, и для неудачника могут быть те же две дороги: или на Дурака, или на «второй – десятый» год. Многие учащиеся знают об этом, и сама учёба на факультете становится чем-то вроде борьбы и соревнования с преподавателями и неудачами. На каком факультете легче всего учиться? Не знаю, да, пожалуй, никто из студентов или преподавателей вам не сможет ответить. Кое-кто, правда, с небольшой иронией и пренебрежением, скажет: «На Дураке», но он так посмотрит на вас, что станет как-то не по себе. Комплекс ИЖа состоит из нескольких зданий: главный, чётырёхэтажный корпус, где находится большинство факультетов; два красивых невысоких особнячка, предоставляющие к услугам студентов и преподавателей библиотеку, книжный магазинчик, и небольшое кафе; три склада инвентаря; ещё несколько небольших строений. Все здания можно увидеть из-за невысокой кованой ограды с небольшими медальонами на копьях. Все дома богато украшены, как будто готовятся к празднику. Но, если свернуть за угол, и пройти чуть вперёд, то сразу бросаются в глаза, ветхость и разрушения ограды, чем дальше от главной улицы, тем их больше. Местами, в самих «копьях» или в фундаменте, видны большие проломы. Вокруг всегда темно. Даже днём, когда над главным корпусом светит яркое летнее солнце, здесь царит полумрак. Здесь, на самых задворках ИЖа, в изрядно обветшавшем и грязном, давно неремонтируемом доме, находится тот самый факультет, который считается «самым лёгким» в институте: факультет Дураков. Сложно сказать, почему он находится так далеко. Ходят слухи, что так распорядился первый ректор института, когда среди студентов вдруг обнаружились дураки. Это случилось спустя много лет после основания ИЖа. Ректор посчитал, что они будут позорить институт своим видом, и поэтому, при строительстве третьего по времени комплекса, велел построить небольшой домишко на самых задворках, специально для этого факультета. С годами домик разрушался, как, впрочем, и все остальные строения, но, если они постоянно ремонтировались или перестраивались, то этот оставался таким же ветхим и негодным для учёбы. Если и латали кое-где, то только из-за постоянных просьб деканата, или по какому-то случаю. Не знаю, сложно или просто здесь учиться, а поступить сюда – легче лёгкого. Я уже говорил, что в ИЖе большую и наиважнейшую роль играют приёмные комиссии, и что именно они определяют для студентов место обучения. Так вот, благодаря ним многие оказываются на задворках. Почему это происходит? Чаще всего тому виной невольное решение комиссий. Их членам кажется, что, чем больше они наговорят умных, нравоучительных, нудных, и однообразных слов, тем больше будущий студент будет знать, и тем удачливее он будет в жизни. А в результате человек, вместо светлых и красивых особняков, попадает в дырявый домишко, из которого очень сложно выбраться. Факультет дураков имеет только необходимый, по мнению администрации, минимум связей с другими факультетами. И правда: зачем дураку знать больше того, что он узнаёт и чему учиться здесь? Зачем? Ведь никогда ему не стать умным, этого достигают только самые-самые, те, у кого есть силы бороться. Только такие ещё могут каким-либо образом переменить факультет. Но что делать тем, кто осуждён приёмными комиссиями на пожизненное пребывание, даже не обучение? Как и чему учатся в ИЖе, и на этом факультете? Поверьте, ничего, абсолютно ничего, интересного и нового для себя вы не услышите. Это самый обычный вуз: три курса, и ты свободен, поступай куда хочешь, и вообще делай всё, что угодно. Кто учит? Да те же члены приемных комиссий. Со временем к ним присоединяются преподаватели курсов, которые каждый раз добавляют в обучение что-то свое, то, что, по их мнению, необходимо знать каждому студенту. Чему учат? Всему на свете. На обычных факультетах, да хотя бы на той же Любви, учат любить, ухаживать, в общем, тому, что нужно влюблённым. То, что иногда кажется важнейшим в отношениях двоих, преподаватели относят к самому концу обучения, предпочтя сами отношения, саму, сложнейшую на свете, науку любить. Большинство выпускников этого факультета позже, по приглашению ректората или по собственному желанию, поступают на работу в ИЖ, и это всегда самые лучшие преподаватели. Вы уже знаете, что факультету Борьбы принадлежит слава одного из сложнейших. Почему? А вы попробуйте сделать хотя бы один шаг без этого искусства, а, слабо? Попробуйте, и я с удовольствием посмотрю на вас. Не можете, но хотите? Тогда вам прямая дорога на Борьбу. Борьба за всё хорошее и то, что кажется хорошим: борьба за любовь, во имя какой-либо идеи, веры, идеала; все светлые и тёмные стороны борьбы – пожалуйста, предложений тысячи, только выбирай. Самый близкий к Борьбе – Успех. Их близость вполне понятна: за успех во всём тоже надо бороться. Человек, не умеющий делать этого, а главное, держаться за пойманную удачу – неудачник. Факультет Дураков – единственный, чьих студентов, посещающих занятия почти на всех факультетах ИЖа, не увидишь на Борьбе, Да и зачем Дуракам борьба за что-то? Какого, простите меня, чёрта она им сдалась? Ректор придерживается того же мнения, считая вдобавок, что остальным, так называемым «нормальным», факультетам, совершенно нечего делать в этом домишке. Нет, абсолютно все знают, что и как преподают на Дураке, из этого просто невозможно сделать какую-то тайну. Почему так происходит? Могу ответить хоть сейчас. Как и чему учат на Дураке? В распоряжение учителей есть множество учебных аудиокассет, практически на все случаи жизни. Пожалуй, это единственный факультет, который может похвастаться таким разно- и однообразием учебного материала. Он используется, пожалуй, самым интересным и уникальным для ИЖа способом: студентов рассаживают в аудиториях, включают магнитофон, и монотонный механический голос начинает говорить: - Вы бестолочи, неучи, пустые места, нули без палочки, ... – и т.д., и т.п. Всё это читается в течение многих лет практически каждый Божий день. Нет, нельзя сказать, что на факультете учатся законченные идиоты: они все где-то успели побывать, чего-то узнать, многие студенты увлекаются творчеством и чем-то ещё, но основное времяпрепровождение – здесь, на задворках ИЖа. Зачем и кому нужен подобный факультет? Действительно, очень странно: кому может понадобиться человек, у которого нет способностей к нормальной жизни? Но, если вы так подумаете, то очень ошибётесь. Дураки нужны во все времена и всем народам. Попробуйте, хотя бы ради интереса, сделать что-то такое, за что дурак мог бы получить выговор или нотации. Сделали, и вам всё сходит с рук, никто вас не ругает? Если вы ничего не поняли, то это очень странно. Или вы настолько к этому привыкли, что просто не замечаете. Такое довольно часто бывает с теми людьми, с кем лучше не связываться. Они могут затеять настоящий скандал, сделать из маленькой мухи такого слона, что он просто не уместится в посудной лавке, разбив не только посуду, но и её саму. К дуракам обращаются довольно часто. Их используют как грузчиков, носильщиков, к ним можно всегда прицепиться, чем-то попрекнуть. Последнее бывает чаще всего. Попрекают всем на свете, начиная с каких-то их слов, сказанных очень давно и уже забытых, с, пусть и не всегда больших, способностей, и кончая... Нет, извините, вышла небольшая ошибка. Дело в том, что список бесконечен, но при этом люди не забывают его пополнять. Дураки молчат. А что они могут сказать в свою защиту? Абсолютно ничего. Да пусть попробуют только хотя бы возразить: тут же начинается такой громкий ор и скандал, что хоть святых выноси! Видимо, сама их беззащитность, некоторая покорность внушённому когда-то давно, и тому, что ещё не устали внушать преподаватели, провоцируют окружающих на такие действия. Самое интересное заключается в довольно любопытном парадоксе, который может существовать только в стенах ИЖа. Кому нравится, что рядом учится дурак? Конечно, никому. Вполне понятно, что преподаватели института пытаются как-то изменить студента, перевести его на какой-то другой факультет. В чём заключается любопытный парадокс? В том, что они пытаются это сделать теми же методами и способами, которые и привели студентов на задворки, в этот бедный обветшавший домишко. Да, надо отметить ещё одно интересное свойство и самого факультета, и его преподавателей. Чем дольше человек работает здесь, тем хуже он становится. Со временем это качество вылезает наружу всё больше и больше, что, кстати, может запросто привести человека к психическому заболеванию. Тому в литературе есть большое, даже огромное, количество разнообразных примеров. Преподаватели начинают плохо соображать, их речь, обращённая к студентам, превращается в сплошной поток нотаций и нравоучений. Когда же более наблюдательные студенты им указывают на что-то, то учителя умело переводят указания на них же самих. Прошу прощения, если в рассказе об этом факультете упустил какие-либо мелкие или крупные детали, но эта тема настолько бесконечна, что можно говорить о ней долго и долго. Да, забыл сказать самое главное: Вы, конечно, хотите спросить: кто же автор, на каком факультете он учился, если всё так хорошо знает? А разве вы не догадались? |