ПЕДАГОГИКА И ФИЛОСОФИЯ Прозвенел звонок, ознаменовавший начало семинара по социальной философии, проводимого для просвещения и развития первичных навыков социаокультурного мышления студентов второго курса исторического отделения гуманитарного факультета НГУ. Руководитель семинара, он же лектор и бывший студент, а ныне аспирант-философ – Владислав В. Гуляев, занял своё место за кафедрой. Начал он необычно: - Я передавал вам бумажку. Вы её не видели ?.. А ? Говорю, бумажку не видели, а ? Аудитория пришла в замешательство, студенты принялись недоуменно переглядываться и смотреть под парты. Надо сказать, что Владислав обладал способностью произносить слова с особой вкрадчивой интонацией – так, он мог придать фразе, слову и даже звуку некую детективно-таинственную значительность, некий едва уловимый и оттого ещё более явственный полунамёк на скрытый смысл. Вот и сейчас – слово «бумажка» было сказано слишком уж мистическим тоном, который всех смутил. - Что ж так не солидно, вообще… «бумажку»… - прошептал кто-то. - Ну, ладно. Вы потом найдите её, и все посмотрите вопросы к тесту, который будет через неделю… А сегодняшняя тема – «Основные социально-философские направления». Из античности мы возьмем Платона и Аристотеля… Платона-то знаете ? - Зна-аем !.. да-а… зна-аем… - раздались нестройные голоса, в которых звучала робкая радостная надежда. - Платон – для историка это вообще настольное чтиво. – с небрежной важностью сказал Владислав. – Но начнем мы с Сократа, поскольку… ну, вы знаете… Сократа волновал вопрос – «как возможна доблесть ?», что он и продемонстрировал в своих известных диалогах. Справедливость – это счастье… ы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы !.. Эта позиция называется «онтологический органицизм»… что такое «онтологический», вам объяснять не надо, вы подкованы, так сказать… Влад прервался и значительно посмотрел на аудиторию. - Жизнь человека мгновенна, а институты семьи, школы, государства остаются… - назидательно произнес он. – Это и есть онтологический холизм Платона… теперь скажите вот что. Что собой представляет человек, согласно Платону ? Из чего он состоит ? - Душа… тело… - робко ответили студенты. - Душа и тело – это немножко не то. – вздохнул Влад. – Тело – это у Аристотеля. По Платону, человек – это ряд начал. Какие это начала ?.. Это разумное начало, соответствующее голове, яростное начало, обитающее в груди, и ниже, так сказать – это вожделеющее начало… Причем каждое начало представлено социальными группами… например, сибариты – это вожделеющее начало… И значит, для социальной справедливости нужна гармония всех трёх начал… Это основа крепкого государства… ы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы !.. Теперь скажите, что вы знаете об Аристотеле ? В ответ раздались лишь тяжелые мучительные вздохи. - Ну одно слово сказать… какое слово ?.. ну, какое слово ?.. ну, давайте… ну какое слово, а ?.. ну, навскидку ?.. Что и говорить, Владислав слегка наслаждался новоприобретенной властью. Ещё сравнительно недавно он сам был школяром, сидел за партой и внимал чужим речам, а теперь… теперь перед ним сидело двадцать человек, ловивших каждое его слово и движение. Все слушатели преданно смотрели на своего лектора, как вассалы на сеньора, как легионеры на центуриона, как пассажиры на пилота. Хотя, пожалуй, не все… кое-кто кое с кем перешептывался, некоторые глядели в потолок, а крайний слушатель, сидящий у окна, чему-то неопределенно улыбался. - Ну, я не верю, что вы не знаете… вы просто стесняетесь… - с удовольствием произнес Влад, прислушиваясь к внутренним ощущениям. – Давайте, выскажите то, что у вас на душе… Под таким натиском аудитория не выдержала и нарушила тишину, - правда, лишь неразборчивыми звуками и невнятным бормотанием. И вдруг Влад заметил, что один, сидящий с краю, выбивается из общего русла – этот парень не только не произносит звуков, но и открыто смотрит на него, да ещё улыбается ! «Ишь, ухмыляется ! – подумал Влад. – Что это его рассмешило ?…». - Утилитаризм ? – вдруг робким голосом сказала какая-то девушка. - Нет. – усмехнулся лектор. – Это немножко не то. Девушка покраснела и потупилась, а Влад снова покосился на крайнего слушателя. Тот надменно смотрел в тетрадь, и что-то рисовал. - Хорошо. Давайте разберем, что такое общество по Аристотелю… Вот что такое «энтелехия» ? Давайте, навскидку ? Владислав забыл, что этот мудрёный термин студенты проходят гораздо позже, и напрасно ждал ответа… точнее, вразумительного ответа. - Э-э-э… м-м-м… кхе-кхе… - послышались смущенные звуки. - Энтелехия – это осуществленность чего-либо. Человек – это государственное животное… это политическое животное… кхум ! кхум ! кхе !.. Раб, так сказать, это часть господина… семейства принадлежат государству… человек – это голый индивид… а индивид – это атом… Аристотель утверждал, что человек делим… делим. Это, так сказать, рациональная интерпретация… государство – это разделение труда… как, вообще там с Аристотелем? Вы его читали, да ? По крайней мере, кто-то из вас… Влад сделал очередную паузу, но никто не вскричал : «да, да, конечно !!!». Ответом была лишь гробовая тишина. - Ну, ладно… будем считать, что вы сказали «да»… Так, что там у нас со средними веками ?.. Лютер прибил свои тезисы, и началась Реформация, да ?.. Макиавелли !.. Макиавелли, итальянский философ шестнадцатого века, известен в двух аспектах… ипостасях… его часто ассоциируют с грязным политиканством, и когда вспоминают поднятые им проблемы… ну как вы думаете, какие это проблемы ? Навскидку ?.. - А… у… долг… - А ? Там про долг что-то ?... «Долг платежом красен, что ли ?»… Про Макиавелли надо знать вот что. Критерий его системы – государь. То есть удержит он власть, или НЕ удержит… Макиавелли в сонной атмосфере конца средневековья заостряет этот вопрос. Да, подумал я, очередной штамп. О «сонности» средневековья очень часто говорили историки советской эпохи, и до сих пор эту нехитрую мысль повторяют самые разные лекторы… И я почти как наяву слышал ответ одного преподавателя, который упорно боролся с образом средних веков как периода сонного мракобесия: «эх, не всё так просто… всё ГОРАЗДО сложнее…». - Человек – это индивид и предельно эгоистичное существо… - рассказывал между тем Влад. – Отсюда представление Макиавелли о государстве. Государство – это как кентавр, оно базируется на насилии, но и на авторитете наро-ода… А государь – это и лев и лисица. Он должен владеть тонким искусством удержания власти. Государь – это менеджер. Государь - это голый индивид. Холизма нет… Внезапно взгляд Владислава вновь встретился с глазами крайнего слушателя. Тот пристально смотрел на него и открыто усмехался. «Ух какой ! – подумал Влад. - Так, похоже, пора применить свою педагогическую власть. Спросить, что ли, его фамилию ?.. угрожающим голосом… или просто поставить двойку ?.. Кстати… было бы весело всем сказать – «щас ка-ак спрошу ваши фамилии !». Хе-хе !.. - Влад решил дать волю фантазии. - А что, если выгнать его ? Или вообще, всех ! «Все во-он!». Хм!.. Или всем двойки поставить. Хотя ладно… Просто буду не обращать внимания». - «Каждый сам за себя» - такое нехитрое открытие сделал Макиавелли… Гоббс и Локк – я думаю, вы тоже с ними знакомы… Студенты снова принялись с тревогой переглядываться, о чем-то спрашивать друг друга, но знакомых Гоббса и Локка среди них не обнаружилось. - Томас Гоббс, значит, это… - Влад сделал выразительную паузу, явно надеясь, что слушатели хором расскажут о биографии, философии и последователях этого философа. Но напрасно. Ответом была лишь тишина и напряженные взгляды, которыми слушатели обменялись друг с другом. - Как же ?.. Как же так ? – недоуменно спросил Влад. – Вы же знаете… ну, ну ? Навскидку ? Все принялись переговариваться, мучительно вспоминая, чем же прославился Гоббс. Влад с улыбкой прислушивался к торопливому и сбивчивому шепоту. - О-о-о, хорошо ! – похвалил он. – Кто-то сказал, что Гоббс написал «Левиафан»… он его действительно написал… Так ! Нужные слова произнесены… По аудитории пронесся вздох облегчения. - … Эгоизм человека беспределен. У каждого есть естественные права, включая право на покушение на жизнь другого… это состояние называется «война всех против всех»… так жить нельзя… «Общественный договор» ! Слыхали про такое ?.. слыха-али… это называется ковенционализмом… так, ладно… вернемся к нашим баранам… ы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы !.. Теперь Локк ! 1632-1704… ну, известно… вам что известно о Локке ?.. это золотой фронт либерализма. Локк выступал за сенсуализм – всё из чувственного опыта. То есть он продолжил традицию индивидуализма… человек находится и в естественном и в гражданском состоянии… модель разделения властей ! Не говорите, что вы об этом не знали. Вы об этом ЗНАЛИ… то есть Локк внёс предложение, которое до сих пор звенит в копилке… идём дальше… Владислав не стал уточнять, о чьей копилке идёт речь, но это и не требовалось. Он c самого начала сумел поймать струю внимания аудитории, когда слушателям смысл уже не так уж и важен, а важна уверенность лектора в себе. В таком состоянии оратор владычествует над умами внимающих, снисходительно обрывая ход своих мыслей, не договаривая фразы, может даже неразборчиво бормотать что-то себе под нос – студенты всё проглотят с благоговением, и будут готовы ко всё новым и новым порциям… Но в этот момент произошло событие, несколько поколебавшее уверенное состояние Влада. Дело в том, что он решил пожевать жвачку – одновременно с лекцией, не прерывая свою речь. Некоторое время ему это удавалось, но потом жвачку стала мешать. Влад понял, что совмещение двух удовольствий не удается, и решил прервать одно из них – его выбор пал на первое. Изящным движением он поднес руку ко рту и ловко вытащил жвачку, не останавливая повествование об идеях Джона Локка… всё шло хорошо, но вдруг оказалось, что жвачка прилипла к его руке. Влад с досадой поморщился и попытался было прилепить её к кафедре, но не тут-то было. Коварная синтетика накрепко приклеилась к его руке. Несколько секунд Владислав тряс рукой, но только усугубил проблему – из жвачного кома протянулись длинные тонкие нити, зацепившиеся за всё вокруг. И тогда Влад остановил свой рассказ – всего лишь на пару минут, не больше – столько потребовалось для того, чтобы одержать наконец победу, но и этого хватило, чтобы слушатели начали выходить из-под власти его ораторских чар. Многие начали поднимать головы со своих тетрадей, кое-кто уже смотрел в окно – и всё из-за нелепой оказии, несуразного случая, который мог произойти со вскяим любителем пожевать и в то же время поговорить… Однако лектор сумел достаточно быстро восстановить свои позиции. -… А Дэвид Юм… - снисходительно произнес Влад, делая вид, что ничего не произошло. - Что тут нас может заинтересовать ?.. ы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы-хы !.. Ну вот о симпатии… что такое симпатия ?.. это совместное претерпевание, когда люди стоят в очереди за одним и тем же продуктом… Монтескье !.. 1689-1755… он делил режимы на республику, монархию и деспотию… концепцию детерменированности окружающей среды… А о Руссо кто-нибудь знает что-нибудь ?.. НАВСКИДКУ ? Головы слушателей снова начали склоняться – всё ниже и ниже, к самым партам. - … Руссо писал о золотом веке, о первобытной эпохе, когда из семей образовалось племя… самый благодатный период, который вспоминается с умилением… а государство – это продукт борьбы, отсюда деспотизм и произвол с насилием… то есть главная идея Просвещения – «народ погряз в предрассудках». А отсюда задача – защита прав… Кант !.. Что вы знаете про Канта, спрашивать не буду… Скажите только о главной его идее… Ну слово одно… какое ? Все упорно молчали. Настойчиво повторял Влад. – Ну какое слово ? Ну ?.. Ну какое слово ? Навскидку, а ? Все продолжали упорно молчать. - Это, конечно, «категорический императив». Даже два слова… Эту мысль надо было защитить. Какие объяснительные средства использовал Кант ? Ну ?.. Ну ?.. Ну ?.. Прак-ти-чес-кий ра-азум. Это основное понятие гносеологии Канта… Время шло, и вот уже до конца лекции оставалось лишь несколько минут. Влад быстро сказал всё, что хотел сказать о Канте, и бодро перешёл к немецкой философии. Однако здесь он сбавил темпы – сказывалась долгая энергичная деятельность – всё-таки не часто приходится излагать историю философии за полтора часа. Тем не менее он продолжал говорить. - Что вы знаете о Гегеле ? – уныло спросил Владислав, но вразумительного ответа не дождался. - Абсолютная Идея ведет к Духу… отсюда и всемирная история… Он успел ещё рассказать о Конте и Спенсере, но до двадцатого века не добрался – прозвенел звонок. - Готовьтесь к тесту ! – выкрикнул Влад напоследок. – Вопросы на бумажке, которую я вам выдал… Студенты смиренно посмотрели на него и кротко попрощались. Это фраза Влада стала достойным завершением его речи, надолго отпечатавшись в умах и сердцах слушателей… |