Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Николай Хлебников (X-nick)
Объем: 8109 [ символов ]
Стихи Марины Генчикмахер
Чем отличаются работы настоящего серьёзного поэта от праздных упражнений в словотворчестве любого другого смертного с посредственным или высоким, или даже виртуозным уровнем владения словом? Пожалуй, – тем же, чем отличается любое другое оригинальное творение души, ума и рук человеческих от, пусть даже мАстерской, но всё-таки подделки под него.
Сколько известно миру копий, подделок и «вариаций на тему» знаменитой Джоконды великого Леонардо? – Несть числа. А Джоконда, всё-таки, – одна. И какой бы виртуоз кисти не взялся бы переплюнуть великого старца, углядев в оригинале небрежно положенные мазки, композиционное смещение и прочая, и прочая, – его затея априори обречена на провал. И вновь рождённая Мона Лиза, пусть даже безупречно выполненная, всё равно будет вторична по отношению к известному шедевру, а, значит, будет эрзацем, подделкой.
То же самое вполне можно сказать и о музыке. Вспоминается хвалебный отзыв о какой-то голландской диско-группе 80-х годов прошлого века: «Они исполняют песни Биттлз более похоже на Биттлз, чем сами Биттлз!». Благожелательный, но недальновидный критик хотел, по-видимому, сделать комплимент молодому коллективу, а оказал медвежью услугу. Чуть повысился спрос на диск этой группы с записью их попурри на битловские песни, после чего о самой группе успешно забыли. Зато в Европе поднялась новая мощная волна битломании и старые диски ливерпульской четвёрки снова заняли верхние позиции во всевозможных топах, чартах и рейтингах. Потому что Биттлз – одни, и тропинку, которую они проложили, вполне можно превратить в современное многополосное шоссе, но в итоге это шоссе всё равно приведёт к тому месту, которое уже занято бессмертным английским квартетом.
Впрочем, я отвлёкся.
Итак, настоящий поэт отличается от всех прочих прежде всего тем, что говорит нечто своё, нечто новое. А если он говорит о вещах вечных, не раз и не два уже обсуждавшихся в прежние времена, то делает это так, как никто до него этого не говорил.
 
С творчеством Марины Генчикмахер я познакомился незадолго до её прихода на наш Портал. Марина участвовала в конкурсе «Бекар-2006» А.Караковского со своим стихотворением «Увертюра окончена…», ставшим призовым. В пять строф она смогла вместить квинтэссенцию творчества – музыканта, поэта ли – неважно: любого Творца, вся жизнь которого балансирует на грани вдохновения и безумия в тревожной, изматывающей нервы среде музыки, слова, образа, весьма немилосердно обходящейся с ранимой душой гения. Но без этой среды он не может существовать: он ею дышит.
 
«…Это счастье твоё. Разве счастье бывает весёлым?
Напряжённая острая боль, и взамен – ничего…»
 
Каково же было радостное удивление моё, когда, после снятия анонимности с произведений конкурса «Книга Книг. Взгляд из XXI века», я обнаружил, что призёрами во всех номинациях этого конкурса, включая и самые, на мой взгляд, трудные – «детские» номинации, стали работы моей недавней знакомой – Марины Генчикмахер!
Я тут же написал ей, и Марина прислала мне большую подборку своих стихов, с которой я, «протемпературив» дома почти две недели, с удовольствием познакомился.
 
Прежде всего: стихи Марины – умны и в своём большинстве тщательно продуманы. Это, к сожалению, не такое частое явление на нашем Портале. Яркая эмоциональность душевного порыва, вдохновения, «полёта» - называйте как хотите, - порой убеждает авторов в ненужности, а иногда и во вредности дальнейшей работы над «случившимся» текстом («Стихи не пишутся – случаются…» А.Вознесенский). В результате имеем то, что имеем: литературные ресурсы Интернета переполнены вопиюще «сырой» продукцией, над которой если кто и может всплакнуть и повздыхать, то – только сам автор. А ведь «слеза» Читателя требует куда большего труда! И Марине, похоже, хорошо известен этот секрет. Каждое её стихотворение практически безупречно по композиции, имеет ясную и яркую мысль и наполнено острой драматургией, расширяющей диапазон восприятия текста до максимально возможной аудитории. Стихи Марины умны, но не заумны. И если вам близок постулат о том, что «все жанры хороши, кроме скучного», то здесь – явное тому подтверждение. Стихотворения Марины являют собой по-настоящему интересную литературу. Их действительно ИНТЕРЕСНО читать.
 
Стихи Марины образны и метафоричны. Они заставляют не только переживать, но и думать. Взгляд Марины Генчикмахер – это взгляд настоящего художника, умеющего всего несколькими штрихами убедить читателя в верности и точности своего восприятия. Помню, как, прогуливаясь зимой по знакомому с детства двору вместе со своим отцом, художником-акварелистом, я был поражён точностью его замечания: «Снег – абсолютная белизна. На его фоне стволы берёз кажутся жёлтыми, а бельё на верёвках – сиреневым». И только после этого замечания я поразился, как же я сам не замечал этого из года в год! До этого мне всё казалось белым… А теперь каждую зиму, когда выпадает погожий денёк, я обязательно отмечаю про себя: «Снег – белый, стволы берёз – жёлтые, бельё на верёвках – сиреневое. Прав батя!». Так и теперь, познакомившись со стихами Марины, мне трудно будет отвыкнуть от заданных ею образных ассоциаций. От, например, такой, мгновенно выхваченной глазом художника зарисовки:
 
«…растрёпанные пальмы, будто куры
на высоченных мечутся насестах…»
 
или от внимательного наблюдения стороннего созерцателя:
 
«…следить за походкой ворон –
их поступь, как поступь царицы,
на время оставившей трон…»
 
Ну, и наконец, её величество Метафора от гурмана на поэтической «кухне»:
 
«…слова вокруг летят и тают, словно пена,
и рифмы на губах легки, как пузырьки…»
 
Стихи Марины полны энергии и скрытого оптимизма. Это стихи сильного человека, который и не думает сдаваться выпадающим на его долю напастям. Стихи человека, знающего себе цену и верящего в свои силы. Не ахматовский «одуванчик у забора», а покруче, позубастее – трава, пробивающая асфальт:
 
«Таков уж вздорный нрав у сорных трав –
Через преграды к солнцу пробиваться!
Корнями камень, жизнью смерть поправ,
Не для оваций и не для новаций.»
 
Но «пробивание к солнцу» - это только самое начало реализации неудержимой тяги вверх, которой наполнены многие стихотворения Марины.
 
«Нас поднимают в воздух не наши крылья.
Нас поднимает вера, что мы – взлетим…»
 
И у меня, читателя, тоже нет оснований не верить. Такие – летают!
 
Стихи Марины остроумны и часто – ироничны. Причём, ирония её, и даже, порой, сарказм – это не скоморошество, не балаганное высмеивание всех и вся, а тонкая ирония лирика, направленная в первую очередь на себя, на свои трудности и переживания. Лучше всего подтвердят сказанное, на мой взгляд, опять-таки – примеры.
Вот – о нелёгкой доле поэта-лирика:
 
«…поэт был одержим наивной верой,
что мир погибнет без его строки.»
 
и
 
«Пронзительный лирик, привычный к туманной среде,
К ритмическим вздохам о смутных невнятных полётах,
Как язвенник смотрит на сочную плоть анекдота:
И впился б зубами, да зубы к несчастью не те!»
 
А вот – о добродетели, глазами нас грешных, в смысле – мужчин:
 
«[О, Добродетель!]… Мы б пошли за ней,
Надень она ажурные колготки!»
 
На закрытом форуме Редколлегии Портала все единодушно согласились, что творчество Марины – несомненное «открытие 2007 года» на нашем сайте. К нам пришёл настоящий Поэт. И в подтверждение своих слов, хочу завершить эту статью небольшим стихотворением Марины, которое, на мой взгляд, является обыкновенным шедевром – хотя бы своей «всеохватностью» описываемого. Эти стихи можно отнести и к простому бытовому обустройству, и к нелёгкому процессу ассимиляции иммигрантов, а по большому счёту – и к строительству нового государства, как нового дома. Например – Израиля. Впрочем, что же это я?! – вот они, стихи:
 
Ни золота, ни царских диадем,
Ни голосов из ангельского сада...
Придётся строить собственный Эдем
На собственную скудную зарплату.
 
И мастерить придётся всё подряд:
Полы и потолки, крыльцо и стены.
Но каждый уголок в нём будет свят,
И каждая стена – благословена.
 
В земном эдеме очень трудно жить:
Звезда с небес не упадёт в ладони.
Но другу можно яблок предложить,-
И никого за это не изгонят...
 
Браво, Марина!
Дата публикации: 12.03.2007 11:45
Предыдущее: НАБОКОФФСледующее: ПРО МАМОНТА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
АС[ 12.04.2007 ]
   Румяный критик наш, Х-ник дебелопузый ... :)
   
   Говорят, ты не только тутошний дипломант и лавро-урино-униат, но и член здешней редакции ?
   
   Или слухи о сём сильно преувеличены ?
 
Николай Хлебников (X-nick)[ 12.04.2007 ]
   Не сильно, АС, но - преувеличены.
   Я вхож в Редколлегию портала на правах "обоРЗевателя" по поезии.
   Гы.
   :)
АС[ 13.04.2007 ]
   Аборт-зеватель - это круто :)
Валентина Черняева[ 11.05.2007 ]
   Коленька, спасибо за толковую статью. Коротко и интересно. Марина, действительно, настоящий поэт, без сомнения.
   С уважением, Валентина

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта