Г р а ф (Дон Кихоту): Без всяких преамбул (и мне ль тебе льстить?) - Да и времени нет на это: Я прибыл сюда для того, чтоб спросить У тебя, славный рыцарь, совета... _____(подводя Дон Кихота к своим сыновьям) Помочь мне можешь в этом споре Лишь ты — мудрец, анахорет! — Два сына у меня — два горя: Один — мой младший сын — поэт: Решил сонета и терцин Искусством — призрачным, туманным — Он овладеть... А старший сын — Пал жертвой рыцарских романов, — Такая страсть к копью, к мечу...» С ы н - « р ы ц а р ь » : (восторженно): «...Как вы — стать рыцарем хочу!..» Г р а ф : «Вот!.. Объясни ж ты, ради Бога, Весь опыт призывая свой, Что это значит: в холод, в зной — С копьем шататься по дорогам!..» Д о н К и х о т (глядя на юношу, после паузы): «...Скитания, голод, пожары — Плохого тут что ж такого?.. Рыцарство!.. — нет, пожалуй, Для юноши лучшей школы: С тех пор — блажен, кто это испытал! — Как странствующим рыцарем я стал, Я (словно выпил колдовской напиток, И перемены привели всех в изумленье) — Стал храбр, любезен, щедр, благовоспитан, Великодушен, кроток, дерзновенен!..» С ы н - « р ы ц а р ь » : «...Но что?.. Что нужно — сила есть и стать, — Чего недостает, чтоб рыцарем мне стать?..» Д о н К и х о т : «Стать ведь рыцарем — это не просто: Для начала — стихи Ариосто И других летописцев, дружок, Надо знать наизусть, назубок... И должен ты — спишь, ешь ли, мчишься в бой — Свод Правил Рыцарских всегда иметь с собой... Порой, готов свалиться ты устав, Но странствующих рыцарей Устав Тебя встряхнет: «В дорогу. Дон Кихот!.. Не спи, Алонсо!.. Враг повсюду!..» Вот... ______ (вынимает истрепанный лист бумаги) ...Вот, например (ты думал, это т а к — Учи лишь методы прикрытий и атак, Точи лишь меч, копье бросай в мишень, — И все — тобой гордится уж невеста?!.), — Чем занят рыцарь каждый Божий день (Лишь пара строк из длинного реестра): ___(читает): "...Защищает девиц и русалок, Очищает моря от корсаров, И наводит на всякого недруга страх... ...Охраняет поля и леса он, И обходит дозором заставы В королевствах, монархиях и городах..." ...Должен всюду, всегда, изо всех своих сил он Помогать старикам, неимущим и сирым, Но особо он, странствуя, должен стремиться Помогать беззащитным, несчастным девицам... В наше время — не радость девицей родиться; В старину — сохраняли невинность девицы, Ну, а если они все ж ее и лишались — То по доброй лишь воле на это решались... По лесам беззаботно гуляли пастушки, Иль играли на лютнях в кругу, на опушке, Прикрывая стыдливо лишь то, что, пожалуй, Даже в те времена прикрывать надлежало... В наши дни — они стонут под каждой оливой, Не обидит девицу лишь только ленивый!.. Спрячь девицу хоть в критском глухом лабиринте, Заверни ее в тыщу любых пелерин ты — Все ж невинность похитят — ищи и свищи ты; В наше подлое время они беззащитны... ...Вот и должен без устали странствовать рыцарь И оказывать помощь всем встречным девицам... __(Вынимает еще один помятый листок) Вот потомкам — нам с вами — послание; Мысль, в нем высказанная, предельно проста, И почерк — красив и уборист, - Написал его покровитель Испании Великий Рыцарь Багряного Креста Святой Диего Мавроборец: "...Высокое служение — В дожди ли, в зной, в снега — Вступи с врагом в сражение, Сверни ему рога!.. И не забудь прочесть, идя на битву, Святой Аполлинарии молитву"». В о с х и щ е н н ы е г о л о с а : «...Какая однако же глубина!..» «...А мы тут живем во блуде!..» «...Какие были, все ж, времена!.. Д о н К и х о т : «...Какие, все ж, были люди!.. _______(задумавшись) ...Заглядывали во все уголки земли, Бродили по диким дорогам Рыцарь Солнца, Рыцарь Змеи И Рыцарь Единорога... И каких достигали высот!.. Как Тристан обезглавил Дракона!.. Как Роланд отомстил Ганелону!.. А как Горного Змея убил Ланселот!.. _________( выходя из забытья, юноше) ...Рыцарь действует смело и дерзко, Изводя всевозможную дрянь.» С а н ч о : «Стальное сердце. Медная длань.» Д о н К и х о т : «...Но бывает, что злая рука — от судьбы не уйти, не укрыться — Подольет ему яду ль, подсыпет отравы, Или в спину предатель ударит — и падает рыцарь На омытые утренней влагою травы... ___________________(вновь задумываясь) ...Доверие безмерное Губило паладинов: Ринальдо Дерзновенный... Роланд Непобедимый...» Г о с т ь _с _м у ж е с т в е н н ы м _ л и ц о м (смеясь): «Да знаем этих дерзких мы Ринальдо — Им только со вдовы сорвать вуаль бы!.. - Нет ничего святого У рыцаря холостого!..» Д о н К и х о т : «...О, Артур, я пою хвалу Твоим рыцарям храбрым, гордым!.. Кто посмел изрыгнуть хулу На великий и славный Орден?.. _____________(гостю, с холодным спокойствием) Мне кажется, сеньор, что вы неправы; Вот так же точно, помню, был неправ Пентаполин Засученный Рукав...» С а н ч о : «...Кровавей не упомню я расправы!..» Г о с т ь _с _м у ж е с т в е н н ы м _ л и ц о м (надменно): «Ну, я-то — нет уж! — кровью не зальюсь!..» Д о н К и х о т (разворачиваясь в прыжке): «Ах, так?!.» Г о с т ь _с _м у ж е с т в е н н ы м _ л и ц о м: . . . . . . . . . . . . «Так! — потому, что я — сдаюсь! И признаю, все мужество собрав, Что заблуждался... трижды был неправ!..» Д о н К и х о т : «...Отметим мы викторию — Коль публика не против — Старинною историей О славном Ланселоте: __________(опираясь на копье, поет дурным голосом) "...У болота, где чернела ежевика, Ланселота повстречала Анжелика!.. "» ____(закашлявшись, обрывает песню) С ы н - « п о э т » : «... Был музыкален и горласт Дон Дьего Перес де Варгас...» Дон Кихот, выпрямившись, устремляет взгляд на юношу-Поэта. Пауза. Г р а ф (как бы извиняясь за бестактность сына): «...Вырос — в пору гнуть подковы, Только толку — никакого, И заняться, скажем, делом — У него желанья нет: Слышать ничего не хочет, Без конца лишь перья точит — Вбил вдруг в голову себе он, Что он, видите ль, поэт!..» Дон Кихот, задумавшись, делает несколько шагов... Д о н К и х о т (подняв глаза на оказавшегося перед ним Хозяина): «...Что знаем мы об этой области?..» Х о з я и н (поймав на себе взгляд рыцаря, растерянно) «...Да что ж вы с нами-то, с отсталыми...» Д о н К и х о т : «...Поэзия... Я в этом возрасте Сам бредил стансами-октавами...» Б а к а л а в р (уже давно собирающийся с духом): «...Позвольте возразить!.. Вы, друг мой, их ведь губите!.. Надеюсь, сразу бить Копьем меня не будете?.. Ведь уж — ни встать, ни сесть! — «Честь, рыцарства законы...» — Всего не перечесть — «Поэзия, драконы...» О, яд красивых фраз!.. Смотрите! — вот он, замер, И смотрит ведь на вас Такими _вот _глазами!.. Миг истины велик! - Где видели вы их, В краях нашли каких, В каких лесах-болотах - Всех этих Анжелик, Роландов, Ланселотов?!.» К а н о н и к : (Дон Кихоту) «...Не знаю, в спор вступать могу ли... Вы, сын мой, все-таки, загнули..». Д о н _К и х о т : «...Известны всем, сеньор каноник, Примеры из испанских хроник...» Б а к а л а в р : «Ах, рыцарь вы мой родненький, мой ласковый!.. Не надо путать хроники со сказками!.. Какие б вы слова не подбирали, Но фактов — нет, нет, так сказать, реалий!..» Д о н _К и х о т : «...Но — вся поэзия?.. Но — вся литература?.. — Каких еще вам — более — реалий?.. Что ж — значит, не было ни Сида, ни Артура, Ни поисков священного Грааля?.. И рыцарей не славили герольды — Бред? Выдумки досужих пилигримов?.. И не было Тристана и Изольды, И мир не слушал песен Лоэнгрина?!.» Дон Кихот оглядывает всех - никто не отвечает. Пауза. Неожиданно вперед выступает С ы н - « П о э т ». Он, волнуясь, начинает читать по бумажке: «...Леса, болота, гроты, Неведомые страны... — Там бродят Ланселоты, Роланды и Тристаны... Грозят им сарацины, Драконы, великаны... ...Их любят Марселины, Изольды и Дианы...» Д о н К и х о т (Бакалавру): «Вот вам, сеньор философ, и ответ!..» Б а к а л а в р (патетически): «...Вы видите — как пагубен ваш бред?!.» Г р а ф (сыну, сокрушенно): «...Ах, тебе ль — о, горе мне! — графу ли — В менестрели и в трубадуры?!.» К а н о н и к (Сыну-«поэту»): «...Аллегории и метафоры, Риторические фигуры... Поэзия — неплохо, юный друг, Но теология — царица всех наук!..» Б а к а л а в р: «И я с усердием утроенным Готов повсюду повторять: Из государств благоустроенных Поэтов надо изгонять!..» Д о н К и х о т (Бакалавру): «Ну, что ж, сеньор, на это Я вам отвечу фразой Сардинского поэта Антоньо де Лофрасо: "...Жизнь роет ямы, строит козни, На теле ран — не сосчитать... И все ж — занятья нет серьезней, Чем у огня, порою поздней, Стихи Камоэнса читать... " ...И для меня — дороже нет реликвий, — Ценней чем все сокровища Шумера, Ларец, в котором Александр Великий Хранил стихи бессмертного Гомера!..» ФАУСТ И ЕЛЕНА (Сцены из драматической поэмы) Последний год жизни Фауста. МЕФИСТОФЕЛЬ. «ПЕРО И ДИАДЕМА» Фауст и Елена спят. В комнату входит Мефистофель, смотрит на спящих, замечает лежащий на столе исписанный лист бумаги, берет его, пробегает глазами. М е ф и с т о ф е л ь: «...И начал новую уж вещь он... Сомненья вновь... Он в этом весь: ________(читает) "Быть иль не быть? — that is the question..." — Мне кажется, тут что-то есть... Вновь человек пред вечною дилеммой... ...Спит Фауст... Спит счастливая Елена... Покои на Олимпе опустели — Елена спит опять в чужой постели... Спит, и во сне все шепчет его имя — Царица, сумасшедшая, богиня... Удел твой бесконечен и печален — В который раз тебя уж похищают — Лишь с той, пожалуй, разницей при этом, Что нынче ты похищена поэтом — И, может, мчится, ветром овеваем, Ахейский флот к нам с новым Менелаем... _________(оглядывая комнату) ...На полуслове прервана поэма, И на столе — перо и диадема, — Спешили так... Разбросаны одежды... Не-е-ет... Должен быть всегда я рядом — между! — Тут — глаз да глаз... Не спутала б мне карты Влюбившаяся так царица Спарты; Опасным ветром, кажется, подуло — Тут черту есть о чем еще подумать... Не допустить... Не дать им сговориться. Разбить союз поэта и царицы... ...И, глядя на перо и диадему, Виолончель ведет задумчивую тему...» ЕЛЕНА, МЕФИСТОФЕЛЬ. «ДОГОВОР». Утро. Елена одна. Она подходит к окну, открывает его и тут же, испуганно отступает назад. М е ф и с т о ф е л ь ( появляясь в окне): «...Погода — чудо!.. Бабье лето!.. ________(глядя в небо) Синь — хоть зажмуривай глаза!.. А это — верная примета, Что рядом — буря и гроза... ...Да!.. Надвигаются событья...» Е л е н а : «О чем ты?..» М е ф и с т о ф е л ь : . . . . . . .. . . . . . . . . . . . «...Лишь возможность дай — Хотел давно предупредить я...» Е л е н а : «Ну, говори, предупреждай...» Ме ф и с т о ф е л ь : «Мне трудно... но считаю долгом... Давно хотел я...» Е л е н а : . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «...Не тяни!..» М е ф и с т о ф е л ь ( вдруг, с пафосом): «Печаль живет у нас подолгу, А радость — считанные дни!..» Е л е н а (нетерпеливо): «Ну, что случилось, говори же!..» М е ф и с т о ф е л ь (глядя в небо, с «ужасом») «...Вот! — солнца луч погас, потух... Развязка с каждым мигом ближе...» Елена (гневно) «...Ты надоел уже мне, Дух!.. Ты слишком для слуги раскован, Но есть терпению граница...» М е ф и с т о ф е л ь: «...Да — я служу ему, но скоро Здесь может все перемениться... ______(извлекая из-за отворота сюртука свиток) ...Близка уже моя свобода... ________(протягивая бумагу Елене) ...Тому двадцать четыре года, Как состоялся этот торг...» Е л е н а (развернув, читает): "...Я, Фауст, Иоганн-Георг... " — ...Боялась, Дух, тебя не зря я... — "...Собственноручно заверяю... "» ___(рука с бумагой бессильно опускается вниз.) М е ф и с т о ф е л ь (подхватывая ее руку): «...Нет — все читай!..» Е л е н а (читает): . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . «..."...И после этого Я положил себе исследовать..."» М е ф и с т о ф е л ь («сокрушенно» качая головой) «...Все знать хотел, до мелочей!..» Е л е н а : «"...Первопричины всех вещей... "». М е ф и с т о ф е л ь (цитирует стихи Фауста): «"...Откроется тому мир образов, идей, Кто в черное окно однажды постучится..." — Он — постучал!..» Е л е н а ( продолжая читать): . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .«"...Поскольку у людей Подобному не мог я научиться..."» М е ф и с т о ф е л ь (погружаясь в воспоминания) «...Я помню, как писал он это... При луне... А я — не верил сам в свою удачу!..» Е л е н а : «"...Предался Духу я, Им посланному мне..." — Читай — мне ты... Не вижу я... я плачу... » М е ф и с т о ф е л ь (читает бегло): «"...Дух поступил в мое распоряженье... " — ...И дальше все в подобных выраженьях... "...По истеченьи ж названного срока — Вручаю душу Князю стран востока!.. " - ...Ну, что теперь с твоей большой любовью?.. » Е л е н а (берет вновь у него бумагу, читает): «"...И договор скрепляю собственною кровью"...» ФАУСТ, ЕЛЕНА. «ЗЕЛЬЕ». Кабинет Фауста. Фауст стоит на фоне черного ночного окна. Входит Елена. Пауза. Ф а у с т (глядя в окно): «...Ночь... Затаившаяся, волчья... Во мгле — ни всплеска, ни огня...» Е л е н а : «Ты словно слился с этой ночью — Влюблен в нее ты, не в меня...» Ф а у с т (не оборачиваясь): «...Люблю — не скрою — я ее Любою — доброю ли, злою — Простершею крыло свое Над тихой, спящею землею... Весна — в ней есть изъян один лишь — С весною — ночи все короче...» Елена (с грустной иронией): «...Поэта с ночью не разнимешь...» Ф а у с т: «...Поэты — это дети ночи... Всю ночь мы слушаем и ждем... Вся жизнь — тревожная, челночья, — Все, что известно станет днем — Все! — происходит черной ночью!.. ________(берет Елену за руку, ведет ее по кабинету) ...И по ночам — иначе слышатся знакомые имена, И кажутся каббалистическими знаками Древнеарамейские таинственные письмена На белом фоне новокалидонской раковины... ____(оставляет Елену, вновь подходит к окну) ...Чреваты встречи по ночам В углах, луной преображенных... И льнет ночь — кошкою — к плечам Убийц, воров и прокаженных... ...Пиши о том — скрипи пером, Склоняясь над столом все ниже — Как з а о к н о м грохочет гром, И как опасна жизнь в П а р и ж е, Пиши о жизни кочевой И о любовных муках «страшных», Но стоящего — ничего! — Как ни старайся — не создашь ты, Пока ты темным небесам Не бросишь громогласный вызов, Пока ты не услышишь с а м Нечеловеческого визга В ночи загубленной души; Все можно — врать себе нельзя лишь! – Живи, наверстывай, спеши, Пока ты сам все не узнаешь — Как в гиблых топях стонет выпь, И как скушны пиры Лукулла, Как выступает — всюду — сыпь От исступленного разгула, Как преет золото в горшках Под океаном, в трюмах древних, Пока ты не узнаешь, как Скрипят ключи в замках тюремных, Как — за ночь! — можно поседеть, Как весел звон фальшивых унций, Пока не ощутишь — в себе! — Изгоя, бога и безумца!.. Пауза. Вдруг, взглянув на часы, Фауст быстро направляется к столу, на котором все уже приготовлено. Он начинает «колдовать» с сосудами, склянками с порошками.., «...Так... Четверть унции гвоздики... И чемерицы с амброй серой... По грану — ладан с лавром диким, И — по два грана — мак и сера... Еще добавим — чуть! — нашатыря... Кровь горлицы и мозг нетопыря... Еще сюда — концы павлиньих перьев... Все это — с мятой — заварю теперь я...» Е л е н а (о чем-то сосредоточенно думая): «...Скажи мне, если я бы вдруг взяла... Ф а у с т (бросив на нее беглый взгляд): «...Сегодня ты, мой друг, невесела...» Е л е н а: «...Ах, Фауст, мне не до веселья!..» Ф а у с т (склоняясь над закипевшим месивом): «...Вот и готово наше зелье!..» Е л е н а (продолжая свою мысль): «...И отреклась от своего бессмертья...» Ф а у с т (разливает «зелье» в два бокала, пригубив) «...Забыл взять трокагадскую синельдь я!..» Е л е н а: «...И приняла бы, скажем, вашу веру...» Ф а у с т (еще раз пригубив, удовлетворенно) «...Зато все остальное — точно в меру!..» Бьют часы. Полночь. Фауст вдруг прижимает палец к губам, прислушиваясь к чему-то... Е л е н а (кричит, потеряв терпение): «...Ты слышишь что-нибудь?!.» Ф а у с т (все так же прижимая палец к губам, шепотом) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «...О, да!.. _____(подвигая к ней второй бокал) ...Я и тебя зову т у д а, ...Где полночь звездная тиха, Где разум — с магией сливается, Рождая музыку в стихах, И сердце — дрожью отзывается... Выпивает «зелье» и через мгновенье проваливается в какое-то полубессознательное состояние.Не выходя из этого состояния, он .пытается «комментировать» то, что видит) ...Все начинается, Елена, Виолончельной кантиленой... ...И — ти-и-хо, ме-е-едленно — mein Gott! — Вступает тре-епетный фагот... ...Карета... фонари... форейтор... Версаль. Фиоритуры флейты... ...Вдруг — Африка, литые мавры Несут калифа... Гром, литавры... ...Растет фатальное глиссандо — Идут фаланги Александра... ...Кричат голодные волчата... Речитативы, пиччикато... ...Льнет к небесам за влажной тучею — В слезах — адажио летучее... Потом — глаза, и руки, губы, Тромбон и ма-а-аленькие трубы... ...И все кончается — расплывчато — Вновь кантиленой переливчатой... ___(силы окончательно оставляют его... уже сквозь сон) ...Елена!.. Надо торопиться!.. ...Вновь я один на берегу... Ты обернулась белой птицей — Тебя поймать я не могу...» Е л е н а (опускаясь рядом с ним на пол, кладя голову ему на колени) «...Я здесь, с тобой, мой птицелов, Я здесь, как в зной — морская влага, Как теплый ветер с островов Эгейского архипелага... ___________(тихо поет на мотив «колыбельной») «...Если б я такой силой владела — Унесла б тебя, в край улетела Где поет соловей — Филомела... Я следы бы запутала, Я бы так тебя спрятать сумела — Как сокровище Фрикса и Геллы — Я б тебя легким облаком белым Обняла б и окутала... Мы бы жили с тобою у речки, Только мы — больше ни человечка, Лишь — волшебные овен с овечкой Из отары Озириса... Ты сидел бы себе на крылечке, Да царапал бы рифмы-словечки На пластинках из воска, дощечках, Черепках и папирусах... Там красивые разные виды — В рощах птицы там — Мелеагриды, Там — у берега — лань Артемиды Лунной ночью купается... Там наяды поют, аониды... Все невзгоды, все боли-обиды Среди гор и долин Арголиды Тают и забываются...» |