Годами, десятилетиями, день за днем мы упорно играем в тетрис. Роль падающих сверху фигурок различной конфигурации выполняют разнообразные дела, которые следует срочно «разрулить», то есть уложить одно к другому так, чтобы они не образовывали завалы, а исчезали, высвобождая место для других забот. Тот, кто придумал эту игру и усадил нас за нее, мудр: дела причудливой конфигурации чередуются с банальными, рутинными и несложными в компоновке, и скорость падения всего этого вороха на нас, как правило, соответствует уровню, на котором мы находимся. А уровень этот, в свою очередь, напрямую зависит от наших способностей к компоновке, сноровки и быстроты реакции. Те, кто всем этим не владеет, быстро сходят с дистанции – game over. Другие же обречены действовать, и чем дальше, тем энергичней – ведь, хочет игрок того или нет, он со временем переходит на новый, более высокий уровень, где и скорость повыше, и фигурки попричудливей. Счастливы те, у кого после перехода на новый уровень открывается азарт игрока. Для них важен сам процесс и вовсе не важна конечная цель. Они только присвистывают, наблюдая, как ускоряется ритм падения дел, как усложняется их форма, и испытывают ни с чем не сравнимый восторг от самого осознания того, что со всем этим успешно справляются. Но это счастье – временное: едва только появляется какое-то заковыристое дело, нарушающее всю «мозаику» и никак не желающее идти в «утиль», игроки впадают в ступор, истерику и панику, будто бы речь и вправду идет о чем-то очень важном. Они так боятся завершения игры, что совершенно забывают, что это всего лишь игра. И чем выше уровень, тем тяжелее дается поражение. Те же, кто ищет во всем смысл, несчастны с самого начала: ведь бережное укладывание «фигурки» к «фигурке» при условии, что, вписавшись в друг друга, они тут же навсегда исчезнут – дело крайне бессмысленное. А если что-то не исчезает, а возвышается этаким памятником нон-конформизма – оно неизбежно ведет к game over, ведь правил-то никто не отменяет. Вот тут-то и выясняется, что даже использующие такой «не вписывающийся» материал «строители» тоже не хотят конца игры – им все мерещится, что на новом уровне ее можно закончить какой-то более достойной фигурой. Бедняжки часто увлекаются и становятся азартными игроками, а изначальные соображения начинают служить ширмой и самооправданием, объяснением тому, почему от уровня к уровню все самые интересные фигуры «утилизуются». Причин тут на самом деле две. Первая - мало кто может признать, что его game – over. А вторая – из тех кирпичиков, что падают сверху, на самом деле ничего вечного построить невозможно. Находятся те, кто посягает на святое и высказывает такие идеи, что, мол, хорошо бы поиграть в какую-то иную игру. Но мы живем в мире, построенном по принципу тетриса, мы и сами, если разобраться, частицы этого тетриса – и восставать против этих законов – все равно что воевать против своей природы. Что такое следующие за нами поколения, которые потихоньку сдвигают нас в утиль? Это фигурки бесконечного тетриса, которым отведен определенный путь на земле. Укладываясь как положено, они имеют все шансы прожить во всех отношениях достойную жизнь, не ломая рисунок ни предыдущей мозаики, ни последующих. А вот если не вписаться – то конец игры наступит быстрее, и не только для одного игрока. Чтобы этого не случилось – надо играть в тетрис по его правилам, ведь даже захоти мы придумать иную игру – строить ее придется из тех же кирпичиков, и на каком-то уровне такое родство неизбежно аукнется… 15.02.2007 |