Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валентина Бондаренко
Объем: 7895 [ символов ]
Эликсир молодости (предисловие к книге Эдуарда Караша "Первомай в Тбилиси")
Однажды кто-то в разговоре попытался дать психологическое объяснение поведению людей пожилого возраста, которые склонны сравнивать годы своей молодости с современностью: мол, жизнь тогда была лучше, веселее, и дома-то были пониже, и грязь пожиже… И бесполезно напоминать им, что были в эти годы и голод, и война, и пустые полки магазинов, и «черные воронки», и многое, многое другое. Просто молодой, полный сил и энергии человек воспринимает жизнь по-другому: краски кажутся ярче, эмоции переживаются сильнее, а все трудности – легче и задорнее. И это личное, субъективное, присущее возрасту восприятие мира пожилые люди переносят на объективную эпоху, на которую выпали годы их молодости.
 
Эдуард Караш не вспоминает молодость. Он живет в ней, сохраняя, несмотря на почтенный возраст и богатейший опыт, юношескую свежесть взгляда, вкус к жизни. Каждому из нас, молодых, впору позавидовать его общественной и творческой активности, силе чувств, непосредственности отклика… И все это счастливо дополняется мудростью прожитых лет, терпимостью, сокровищницей житейского багажа.
 
Проза Эдуарда Караша основана на реальных событиях и, как другие произведения автобиографического жанра, зачастую окрашена теплой ностальгической ноткой. Герои повестей и рассказов автора – реальные люди, которые чаще всего выступают под своими настоящими именами. Если Караш не слукавил (а это ему не свойственно, он всегда честен и прям, и мне кажется, это качество должно было доставлять ему немало неприятностей), то лишь один персонаж этой книги носит условное имя «Изя». Этому-то Изе, – как выясняется, не только приятелю по юности, но и нынешнему собрату по литературному цеху, поскольку он «уже более сорока лет известный в СНГ и за его пределами прозаик, его романы переведены на многие европейские языки», – Эдуард Караш адресует мягкий упрек: «…в его собрании сочинений нет даже намека на этот отрезок жизни». На первый взгляд, это упрек в беспамятстве. Но лишь на первый взгляд. Этот укор, как и многое другое у Э. Караша, со своим подтекстом, с двойным дном, вроде «пальто с отцовского плеча» его друга Миши Гайказова: ведь в повести «Первомай в Тбилиси» роль Изи – самая неблаговидная… Кстати, этот ход – выведение «антигероя» под псевдонимом – открывает нам еще одно ценное качество Караша-человека: его порядочность. Мало ли сегодня произведений, в которых на людей с именем выливаются потоки грязи, да не попутно, по ходу повествования, а целенаправленно?..
 
Судьбы остальных героев – Романа Эйдельмана, Егора Бухоленко, Тофика Сафаралиева других – прослеживаются в произведениях Эдуарда Караша весьма подробно, и сюжет, ставший основой повести или рассказа, кажется не застывшей картиной в раме художественного замысла, а фрагментом, высвеченным из огромной панорамы жизни. Эта многоплановость, полифония, свойственная человеческому бытию, является важным компонентом художественного мира писателя. С одной стороны, качества и задатки героя, определяющие его дальнейшую судьбу, как бы сгущаются, спрессовываются автором в рамки выбранного сюжета, выписывают яркий портрет героя в его будущем развитии. С другой стороны, соединяя различные пласты времени (например, в концовке повести «Как я не стал замминистра»), Эдуард Караш рождает в восприятии читателя удивительное ощущение калейдоскопа лет, мгновений, разделенных разными странами, историческими и возрастными периодами его героев и тем не менее составляющими единую, цельную, праздничную картину полнокровной жизни, сохраненную благодарной памятью автора. Впрочем, возвращаясь к нашему зачину, не хочу, чтобы у читателя этих строк сложилось впечатление, что Караш субъективен в своих воспоминаниях, склонен приукрашивать их. Нет, у него есть страницы, окрашенные страхом (например, эпизод с арестом его матери), горечью, обличением человеческой тупости и подлости. Иногда комическое соединяется с трагическим (рассказ «Где обитают русалки»). Но общее ощущение от его произведений – именно полнокровность, праздничность, даже фееричность.
 
Немалую роль в создании такого ощущения играют и другие художественные приемы прозы Э. Караша. В частности, это «фирменные» диалоги и монологи, воспроизводящие пеструю бакинскую речь: ломаный русско-азербайджанский, армянский, грузинский диалекты, жаргоны и арго различных народных слоев… Да и в авторском повествовании порой останавливаешься над особо «вкусной» фразой или пассажем. И все это сдобрено щедрой порцией неукротимого жизнелюбия, юмора – часто подспудного, а иногда и рискованного. Читая повести и рассказы Эдуарда Караша, с головой окунаешься в этот причудливый мир, в корне отличающийся от серых будней большинства из нас, – и даже не замечаешь, как автор преподает нам уроки благородства, стойкости, честности, которые он впитал в свое время и считает своим долгом поделиться ими с нами, современными читателями.
 
Но под обложкой этой книги объединены и проза, и поэзия Э. Караша. Как обстоит дело с последней? Да, в общем, так же: стихотворные размеры не способны подчинить себе автора, он и в стихах остается самим собой. Все, что было сказано о его прозе, может быть применимо и к его поэзии: оригинальность изложения, соединение несоединимого, сплав глубокой философии и юмора высшей пробы. О виртуозном владении языком я уже не говорю: это непременное свойство всех хороших стихов, а я ставлю своей задачей подметить типично «карашовские» черты. Обозначая таким образом, что стихи его хороши априори (в интернет-варианте статьи здесь стоял бы смайлик).
 
Калейдоскопичность творчества Эдуарда Караша в поэзии, возможно, находит даже более наглядное выражение. Даже на таких «технических» уровнях, как подбор стихотворений для книги: чего стоит одно соседство стихов высокого лирического накала – «Не забывай», «Все могло быть иначе…» и других – с откровенно хулиганской «Недотрогой»! В рамках одного стихотворения квитэссенцией такого творческого подхода, пожалуй, может служить «Эдуард Караш. Ромео и Джульетта». Поэтические строки автора возрождают в нас, уже привыкших к условности и «виртуальности» художественных произведений, былую способность к сопереживанию. Над нами можно и помечтать, и погрустить, и пофилософствовать, и, конечно, посмеяться. Я, например, смеялась в голос.
 
Особого внимания заслуживает раздел книги, озаглавленный «Заметки на чужих полях». Это плоды живого отклика автора на чужое слово. «Чукча не читатель, чукча писатель», – явно не про Эдуарда Караша. С той же неутомимостью, с которой он создает свои произведения, он знакомится с творчеством своих коллег по перу, и для каждого находит свои слова – в форме то философского размышления, то иронического посвящения, то лирической зарисовки, а то и по-отечески суровой отповеди или острой пародии. И что самое интересное, мир чужих произведений, отраженный в зеркале восприятия Эдуарда Караша, ничем не напоминает мертвых продуктов жизнедеятельности столь актуального в интернет-пространстве постмодернизма, а скорее воссоздает тот дух непосредственного дружеского общения, живого отклика на события, слова и поступки друг друга, который присутствует на страницах его автобиографических произведений. Это мир неувядаемой юности автора, и ее атмосфера неизменно передается читателям – независимо от того, записаны это произведения «в строчку» или «в столбик».
 
В общем, могу только позавидовать тому человеку, перед которым творчество Эдуарда Караша, одного из моих любимых писателей, распахнется впервые. Радуюсь за десятки, сотни тех читателей, для которых сбудется еще одна мечта – поставить новую книгу этого замечательного автора на свою полку (ибо сама принадлежу к числу таковых). И – от себя лично и от лица благодарных читателей – поздравляю Эдуарда Караша с юбилеем и прошу его еще долгие-долгие годы радовать нас своим эликсиром молодости, секрет которого он не скрывает, а щедро разливает на страницах своих произведений!
 
 
Валентина Бондаренко,
член Союза писателей России
Дата публикации: 18.10.2006 15:49
Предыдущее: ГРАНЬ ВЕКОВ И ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентина Бондаренко[ 18.10.2006 ]
   Всем привет от блудной дочери:)
   Книги еще нет, а предисловие уже есть, так что записывайтесь в очередь у автора...
 
Эдуард Караш[ 20.10.2006 ]
   Эдуард Караш [ 20.10.2006 05:27 ]
   Здравствуй, Неваляшка!
   Ты, как всегда, на высоте - и вовремя, и качественно! Я, честно говоря, не привык к такому количеству дифирамбов в свой адрес, мне бы хватило и половины, даже трети, поэтому принимаю лишь, как твою служебную обязанность... Ну, а серьёзно - здОрово написано, молодчина, готов расцеловать тебя в обе щёчки, жаль, что они так далеки...
   Так что, используй, пожалуйста, 0,01% своего сетевого времени на восприятие моей искренней благодарности за твои высокие душевные качества и мастерство!
   Единственная просьба - немного сократить абзац "про Изю", не подчёркивая его отрицательные черты, и добавить абзац о Курбане Абасове - действительно выдающемся руководителе.
   Валюша, в прошлый раз я послал "От автора" в виде серьёзных стихов, каких - не помню, а копии не осталось, поскольку отправлял вместе с фотографиями с КОДАКовского "мыла". Но это не важно, поскольку я прошу тебя (или В. Пахомова) заменить те стихи на вот эти:
   
   ОТ АВТОРА
   
   КАКОЙ ЖЕ Я ДУРАК...
   Какой же я дурак – так жизнь прожить нелепо –
   Лишь четверо друзей с мальчишеских годков,
   Всего одна жена лет пятьдесят с прицепом,
   И труд - на «Будь готов» ответ – «Всегда готов!».
   
   Всегда готов сквозь ветры, штормы, и туманы
   Лететь и плыть туда, где трудностей не счесть,
   Какой же я дурак – моря и океаны,
   Платформы, турбобуры - покою предпочесть...
   
   Какой же я дурак – ведь мог бы, право слово,
   Иметь и сто рублей, и сто лихих друзей,
   И жён менять бы мог на молодых и новых,
   И Минотавров всех размазать, как Тесей...
   
   Какой же я дурак, что целых четверть века
   Ссужая миллионы, “не брал и не давал”,
   Порой из проходимца делал человека,
   Который мне сполна за это “воздавал”.
   
   Не повернуть Фортуну – лет прошло немало,
   Да и к чему – что было, собственно, не так?
   Ведь, если повторить судьбу свою с начала,
   Я б выбрал тот же путь - такой уж я дурак...
   
   2005-06, г. Хьюстон, США
   
   За мной остаётся "Авторская благодарность", которая готова, но на другом компьютере - дошлю завтра.
   За поздравление - отдельное спасибо, к выходу книги оно будет как раз в срок!
   Порадовался за тебя, когда прочёл, что ты "хохотала" - даже, если просто улыбалась, значит ты в равновесии, и тебя ждут и любовь, и радости, и прочие приятные спутники жизни, чего я тебе и желаю от всего сердца!
   Обнимаю, Эдуард.
   P.S. Tам, где ты "хохотала", парой строк выше, исправь опечатку - "нами" на "ними".
Валентина Бондаренко[ 25.10.2006 ]
   Хорошо, принято, будет сделано:)
   Спасибо за добрые слова, но, честное слово, рада принять участие в Вашей книге.
   Удачи!
   
   С любовью, В-2.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта