Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи Автор: Елена Пышенкина
Объем: 6796 [ символов ]
ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 2
Основой поиска своего места в жизни, его главной движущей силой и залогом реализации желаемого является Любовь. «В мирах любви неверные кометы»... Этими словами начинается и, разумеется, кончается цикл. Вся цепочка развития духа: сотворение мира и грехопадение (сонет1,2), многократное погружение Духа в материю с осознанием (сонет 3) и познанием окружающего мира (сонет 4) и возможное восхождение, которому неминуемо предшествует смерть ( сонет 5) – обусловлена главным божественным постулатом – Любовью к Богу. Здесь автор делится тем непознанным, находящимся за пределами материального мира, но что он чувствует и понимает. На мой взгляд, наиболее живым, одухотворенным в этой последовательности является сонет 3:
Явь наших снов земля не истребит!
В парче лучей истают тихо зори,
Журчанье утр сольется в дневном хоре,
Ущербный серп истлеет и сгорит.
 
Седая зыбь в алмазы раздробит
Снопы лучей, рассыпанные в море,
Но тех ночей – разверстых на Фаворе,
Блеск близких солнц в душе не победит.
 
Нас не слепят полдневные экстазы
Земных пустынь, ни жидкие топазы.
Ни токи смол, ни золото лучей,
 
Мы шелком душ, как ризами одеты,
Нам ведом день немеркнущих ночей, –
Полночных солнц к себе нас манят светы.
От головокружительной метафоричности (атрибута поэзии символизма) аж дух захватывает: «в парче лучей», «снопы лучей», «золото лучей», «истают тихо зори», «журчанье утр», «шелком душ», «полночных солнц». Повсеместное вкрапление в стихи оксюморонов (стилистических оборотов, в которых семантически-контрастные слова образуют неожиданное смысловое единство) – также находка символизма (такой прием впервые начал широко использовать родоначальник русского символизма В. Брюсов): «день немеркнущих ночей», «полночных Солнц». Это и «закатов незакатных» (сонет 1), и «слепые бродят светы» (сонет 5), и « землей убелена» (сонет 12).
Затронув мимоходом стилистику стихов, хотелось бы отметить богатое использование в тексте мифологических и евангельских сюжетов, главным образом, в виде аллегорий. В стихах лишь раз упоминается слово «смерть», но не с чувством ужаса или осознанием непоправимого: «Кто, встретив смерть, в смущенье клонит взоры» (сонет 11). Смерть воспринимается как граница между разными по физической природе временными отрезками длительного процесса. Сбрасывание физической оболочки подается в виде аллегорий : «в водах Леты», «Орковых ключей» (ключи мертвой воды, бьющие в загробном мире бога Оркуса), «теней Персефонеи» (жена Аида, владычица царства усопших), «Изиды пелена» (другими словами, смерть).
Продолжая раскрытие фабулы цикла, переходим к сонету 6. Здесь говорится о бессмертии Духа: «В нем время спит, как в недрах пирамид». И весь опыт и знания, накопленные им в своих предыдущих воплощениях, хранит наше подсознание: «И память нас томит», « В нас тлеет боль внежизненных обид»,
«Гробницы Солнц! Миров погибших Урна!
И труп Луны и мертвый лик Сатурна –
Запомнит мозг и сердце сохранит»
В сонете 7, где в последний раз прямо упоминается Дух, (и это понятно, так как заканчивается исследование его инволюции-эволюции), говорится о том, что он лишен половых различий:
…Но пусть огонь и жалит и язвит
Певучий дух, задушенный телами, –
Лаокоон, опутанными узлами
Горючих змей, напрягся и молчит…
На наслаждения плоти намекает аллегория (опять же с мифологическим контекстом): Лаокоон символизирует мужское начало, горючие змеи – женское.
Для характеристики Духа привлекается многокрасочная палитра эпитетов: «дерзкий» (сонет 1), «темный» (сонет 4), «звездный» (сонет 5), «горький» (сонет 6), «певучий» (сонет 7).
В сонете 8 все внимание автора обращено уже только на человека, причем Волошинского склада:
Изгнанники, скитальцы и поэты, –
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…
У птиц – гнездо, у зверя – темный лог.
А посох – нам и нищенства заветы.
 
Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, скитаньям всех дорог…
Расплескан мед и песни не допеты.
 
О, в срывах воль найти, познать себя,
И, горький стыд смиренно возлюбя,
Припасть к земле, искать в пустыне воду.
 
К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
Подобным стать бродячему рапсоду –
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
В противоположность сонету 6, где речь идет о бессмертии, здесь все сводится к неминуемому концу, к невозможности реализовать весь творческий потенциал из-за быстротечности жизни: «Кто жаждал быть, но стать ничем не смог», «Долг не свершен, не сдержаны обеты», «Не пройден путь», «Расплескан мед и песни не допеты». Эти строки во многом пророческие: поэту было отведено лишь 55 лет для претворения своих поистине безграничных творческих желаний. Проведя немало лет во Франции, он овладел в совершенстве французским и профессионально переводил Клоделя, Гонкуров, Сен-Виктора, Верхарна и др., занимался литературоведением, искусствоведением, отдавая предпочтение передвижникам. Хорошо известна его монография о Сурикове. Чтобы лучше ориентироваться в живописи, начинает рисовать сам, достигнув мастерства в технике акварели. Проще перечислить тех представителей Серебряного века, кто не побывал в его знаменитом Доме поэта, чем делать обратное. Знаниями он овладевал, что называется, из первого источника, а поэтому жизнь (до 1917 г.) проходила в основном на колесах. При знакомстве с работой В.П. Купченко (директор дома-музея М.А. Волошина) «Хронологическая канва жизни и творчества М.А. Волошина» просто рябит в глазах от бесчисленных названий мест, где поэт побывал, и фамилий знаменитых людей, с которыми он был знаком.
Для критики в этом сонете есть редкая находка: «Подобным стать бродячему рапсоду». В строке не допустим плеоназм «бродячий рапсод». Ведь рапсод (из Ожеговского словаря) и есть СТРАНСТВУЮЩИЙ певец. Но, с другой стороны, может быть, во времена Волошина в это слово вкладывался несколько иной смысл. Именно из-за того, что поэт постоянно шлифовал, оттачивал, полировал свои стихи, критики находят его поэзию несколько «холодной», с «головным» характером.
Рассмотрение эволюции Духа было бы неполным, если бы автор не сослался на ее пик, когда Дух достигает такого уровня организации, что не нуждается в дальнейших инволюциях, а после своего очередного восхождения навсегда покидает землю, чтобы занять место одесную Отца как его Сын. Этому, а точнее, Христу посвящаются сонеты 9-13: «Тому, кто жив и брошен в темный склеп» (сонет 9), «Кому земля – священный край изгнанья» (сонет 10), «Он тот, кому погибель не дана» (сонет 11), «Кто в чашу нег не выжал виноград» (сонет 12),
«Своей тоски – навеки одинокой,
Как зыбь морей, пустынной и широкой, –
Он не отдаст. Кто оцет жаждал – тот
 
И в самый миг последнего страданья
Не мирный путь блаженства изберет,
А темные восторги расставанья» (сонет 13).
Дата публикации: 14.10.2006 16:59
Предыдущее: ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 1Следующее: ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 3

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта