Ауффенберга я не читал. Полагаю, что он напоминает Арленкура, которого я тоже не читал. Генрих Гейне С какой стати такой эпиграф? Да, в общем-то, с той самой, что, к счастью, в обзоре, посвященном "разбору полетов" в среде выдвинутых на публикацию в сборнике "Венок Есенину" (часть третья) произведений и выдвинувших их авторов, выбирать одно лучшее произведение никто не требует. И хорошо. Меньше столкновений вкусов. На мой взгляд, в конечном счете, к этому частенько все и сводится. Впрочем, я так и не объяснил, почему цитата именно та, что Вы уже прочитали в самом начале. Дело, собственно, в том, что недавно по поводу одного из моих обзоров разгорелась не то, чтобы глобальная, но все-таки дискуссия. На предмет использования метода анализа иерархий при выборе победителей в номинациях. В этой самой дискуссии мой уважаемый оппонент сделал осторожное предположение о том, что решение принимал не я, а компьютер. Я же утверждаю, что компьютер читать не умеет и способен выступать лишь в роли вспомогательного инструмента, средства для моделирования и разрешения проблемы. Решение же принимает человек. Просто делает он это на ином уровне (на мой взгляд, более адекватном, нежели внутренние ощущения, коих вряд ли достаточно для полной уверенности в своем выборе), в меньшей мере зависим от временных эмоциональных факторов и т.д., и т.п. Короче говоря, эпиграф - это просто ирония. И не более. О чем еще хотелось бы сказать? О еще одном поводе для грусти. Субъективно моем? Да, наверное. Преждевременном? Хотелось бы верить. Во всяком случае, из всех представленных понравилось мне только 20 произведений. Проводя параллель с первым выпуском альманаха "Венок Есенину", отмечу, что в нем было опубликовано свыше сотни стихотворных и прозаических творений. Исключительно с моей точки зрения, налицо проблема "бесконкурсности" отбора, которая может возникнуть. А это очень даже плохо. Все-таки, как ни крути, далеко не каждое произведение претендует на звание шедевра, не всегда отличается новаторским подходом, да и грамотность (или же внимательность авторов?) порою хромает. Оставлю за собой право ограничится здесь многоточием и стать в выжидательную позицию, следя за тем, что предпримет руководство портала, а сам займусь кое-какими комментариями к 20-ти избранным. Во втором своем обзоре, посвященном альманаху "Венок Есенина" (первый был приурочен ко 2-му выпуску, который, надеюсь, грядет), отметил для себя прямо-таки "сезонность" некоторых произведений. Отпуска, знаете ли… Вот и пишут авторы на тему дальних странствий, курортных романов, моря и т.п. Безусловно, от темы Родины и природы поэты и прозаики также не отклоняются. И, само собой разумеется, не "отмежевываются" от личности и творчества Сергея Александровича Есенина, именем которого и назван альманах. Тут-то у меня снова возникает повод для грусти. Опять-таки, возможно, субъективный. Я имею ввиду как раз тему личности и творчества рязанского поэта, о которой непосредственным образом говорится лишь в трех из избранных творений. Не ругаю авторов, хотя бы потому, что и сам ни в одном из мною представленных произведений не решился написать о Есенине. Не призываю к культу личности. Не игнорирую и того, что СРЕДИ ВСЕХ представленных произведений о Есенине и его творчестве сказано куда больше. Просто грустно. От чего-то… Бр-р-р-р-р!!! Пора бы и о поводах для радости. 1. Валерий Белолис "Лаская вниз" Уже узнаваемый стиль, отнюдь не делающий неоригинальными произведения этого автора. Эмоциональность, талантливо обнажаемая пером. Аура. Атмосфера. Дух сюжета. Не пируэты мысли, подчас лишенные смысла. Именно дух. И ощущение. Может быть, для меня это свойство прозы Валерия часто означает отвлечение от сюжетной линии. Но, слишком уж ярки эмоции и чувства, переживаемые вместе с автором (как это ни парадоксально, нередко не по его сюжету, а в соответствии со своим опытом, эти переживания вызывающим). "Ассоциации… мои" Поначалу - описание пейзажа, но позднее… ассоциации… Валерия Белолиса… "Настроение turquoise" Видно, оттого я скорее обозреватель, чем критик, что после прочтения подобных произведений на комментарии все реже решаюсь. Не хочется препарировать то, что лучше оставить живым. А такие произведения нужны. Они дают надежду на то, что современная отечественная литература пишется отнюдь не по бульварным стандартам. Хотя бы иногда не в соответствии с ними. 2. Александр Шапиро "Уползал закат" и "Тебе". Пейзаж и любовь, "тяготение". Без мишуры. Грамотно, изящно и искренне. 3. Александр Асмолов - "Французский завтрак-2" "…Они замолчали, глядя на океан. Наверное многие доверяли этому молчаливому собеседнику свои тайны, кто – печаль, кто – радость, кто – преступление. Возможно, поэтому величественное спокойствие исполина иногда взрывалось бурями и ураганами, не в силах совладать с человеческой низостью…" 4. Цыбина Екатерина - "Русское" Тоже ограничусь отрывком: "Руки реки рокотом гроз вздыблены, Вспорота ветром ровность поляны трав, Тёмные кони вод, пена – узды льняные. Эй, Стрибог, веселись, выпускай за ветрами ветра!" 5. Тетерин Виктор - "Я устал и изношен душою..." Честно признаюсь, выбрал за две строчки (из процитированных ниже). Какие нетрудно догадаться. И не ругайте за якобы намек на один из сайтов, потому что это намек вообще на бОльшую часть современной "попсы от литературы". И конкретный упомянутый сайт (точнее многие из публикуемых там стихотворений) тут решающей роли не играет. К слову, нисколечко не интерпретирую автора - что написано, то написано. Это моя точка зрения. "…Эх, Серега, рязанский ты парень, Хоть забыл ты деревню свою; Наш мирок бы тебя позабавил, И стихи со Стихи, точка ру…" 6. Эдуард Снежин "С ТОГО И МУЧАЮСЬ..." и "НАВАЖДЕНИЕ". Оба из жанра эротики, скажете? Как бы не так! Эдуард, известный на портале как прозаик именно этого жанра, на сей раз запомнился подобным лишь в одном случае из двух представленных. Во втором. Первый - очередной повод для грусти… по поводу (простите за тавтологию) грубой реальности, от которой не деться никуда. 7. Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН - "Восточные формы" "Она была безумно красива, Как самый красивый цветок. Ее свобода - заключение. Оставила всех. И ушла. Ушла к Нему. На все Его воля. Но будет ли цвести цветок?!" 8. Александр Красный - "Старый пёс" По мотивам моего любимого стихотворения из тех, что принадлежат перу Сергея Есенина, - "Дай, Джим, на счастье лапу мне…" Надо сказать, я не разочарован. Иначе не стал бы говорить о произведении Александра, последнее четверостишие которого на все десять баллов! И не называйте меня за это десятником. Просто прочитайте. 9. Ромашка "тысячу лет тебя ожидаю…" КРАСИВО! И точка! С множеством многоточий… "Мимо" Уже было… В общем конкурсе… Посему не буду комментировать. "…Парк культуры, музыка, лето. Чей-то голос: "Подай, родимый". И летят скупые монеты, Не в колодец желаний… мимо…" "Спешит Весна" И еще раз "было". Опять же в общем конкурсе. "Вечер, как вечер" "…Но становится поздно. Срывается дверца. И кукушка, таща свой кукушечьий жребий, Надрываясь, кричит механическим сердцем - И кукует свое одиночество небу…" 10. Логинов Иван - " *** (Стынет матушка-дорога...) " Великолепный пейзаж. Поздняя осень, не так ли, уважаемый Иван? 11. Лара Федорова (Чайка) "Голоса моих стихов" Этому произведению самое место в "Венке Есенину". Здесь есть крупинка той самой есенинской любви к Родине. Любви, пускай, "гражданина мира", но к Своей Земле. Любви, с теплотой песни выраженной в стихах. Искренне. С грустцой. "Весна близка. Кончается февраль" В который уже раз "было". И это, кстати, радует! Должен же быть у автора шанс на реванш, пусть "реванш" и не совсем подходящий мотив для автора. 12. Елена Кокорина - "мой Есенин" Лучшее, на мой взгляд, произведение о Есенине. Приведу полностью: "Я иду по дороге осенней Туда, где покой и тишь, Ах, где же ты, мой Есенин, Когда ж ты ко мне прилетишь? Я бреду через этот вечер На наше старое место. От встречи я жду до встречи Жизнь folio verso. Ведь помнишь у старого дуба Ты ждал меня, улыбаясь! Глаза твои - не забуду - Грусть в них и шалость... Мы танцевали в пасмурном небе Там, где не были люди… Пою тебя, мой Есенин, - Sic transit Gloria mundi." Какие уж тут комментарии. Грустно… по разным причинам… Так что Пока! Всегда Ваш, Д.К. 05/07/2004 |