Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 12968 [ символов ]
МОЙ ДРУГ - СОТРУДНИК КГБ Из книги «МОЙ ДРУГ – СОТРУДНИК КГБ И ДРУГИЕ ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ», вышедшей в издательстве «S-press», Хайфа, 1998 г.
По последнему паспорту он — Борис Владимирович Дворников. Сейчас его нет на этом свете, и я могу ' рассказать о том, что ему бы помешало тогда, в его честном служении Советской власти — умер он ещё до распада государства Российского. Он был одним из тех сотрудников Комитета госбезопасности, который тщательно просеивал поступающую к нему информацию и не разу не "накапал" ни на кого.
Во всяком случае, после недостроенной перестройки горбачёвской, когда у интеллигенции развязались языки, ни один человек из моего круга общения — а в этот круг входили прозаики и поэты, художники и артисты! — не пожаловался на него.
В конце семидесятых годов он сам вышел на меня, прочитав в одной из газет мой очерк о Мариэтте Шагинян и об её увлечении самоцветами — старушка Мариэтта тогда ещё была жива и проживала в Коктебеле.
— У меня богатейшая коллекция, Михаил Леонидович. Не хотите взглянуть?..
Коллекция действительно оказалась уникальной: вся география страны и мира в названиях камней, разложенных на домашних стеллажах. По названиям можно определить места их происхождения: марокит (Марокко), кубанит (Кубань), ильменит (Ильменские горы на Урале), стронциат (Стронциана в Западной Шотландии), приазовит (Зелёная Могила в Приазовье)... Были там опалы из Гондураса и Мексики, агаты из знаменитой камчатской Долины Гейзеров всех цветов и оттенков...
 
К слову: у литераторов агат только чёрного цвета: "чёрные как агат глаза" или "печати из чёрного агата".
Даже знаток камней Андрей Вознесенский встихотворении "Книжный бум" написал:
Попробуйте купить Ахматову -
вам букинисты объяснят,
что чёрный том её агатовый,
куда дороже, чем агат...
 
Так началось наше знакомство , переросшее в дружбу.
А потом Дворников ушёл на пенсию, уехал на Алтай, прожил там несколько лет и вернулся в Севастополь. И создал студию — Севастопольскую детскую студию прикладного искусства.
Помещение для будущей студии выделили в новом районе города, на улице Острякова.
— Подходит? — спросили у него робко работники горжилуправления.
— Вполне, — ответил Дворников и застенчиво улыбнулся, у него, прямо скажу, улыбка была завораживающей. — Только тут требуется капитальный ремонт и перестройка по специальному
проекту.
— Мы закажем проект, — не стал спорить с ним представитель горжилуправления, памятуя, что с сотрудниками КГБ, хоть даже и с бывшими, связываться не стоит.
— Требуется индивидуальный проект с учётом той студии, которую я вёл на Алтае. Проект разработаю сам. А вы позаботьтесь о досках, кирпиче, масляных красках и кафеле.
— Есть замечательный желтый кафель. Чешский.
— Не подойдёт, — мягко произнёс Дворников, — необходим голубой кафель. Цвет не должен утомлять глаз.
— Постараемся найти, — и тут не стал перечить представитель.
— Ну, а для обработки особо твёрдых пород камней необходимо алмазное оборудование.
Тут уж представитель горжилуправления не выдержал и, матюкнувшись про себя, сказал:
— Да у нас даже в производственных объединениях нет алмазного оборудования! Пусть ваши ребятишки...
— Ваши, — мягко поправил его Дворников, — ваши.
— Пусть наши-ваши ребятишки поработают на простом.
— Надо алмазное. Мы с вами создаём не самодеятельный кружок, а современную студию. И пусть, как вы выразились, ваши-наши студийцы с первых же шагов учатся пользоваться современными инструментами. Нет, необходимо только алмазное оборудование.
— Вот вы его сами и достаньте, а я посмотрю, как вы это сделаете! — опять матюкнулся про себя представитель.
— Хорошо, договорились. Но вы, пожалуйста, не употребляйте больше нецензурных выражений. Представитель только глаза вылупил. Откуда ему было знать, что этот человек умеет читать но губам!
 
Ночь. Вокзал в Киеве. Милиционер прошёл возле скамейки один раз — дед спокойно похрапывал, подложив под седую голову портфель. Прошёл второй... Осторожно дотронулся до плеча:
— Гражданин, на вокзале спать не положено.
Дед опустил ноги, затеребил пышную бороду, подмигнул милиционеру. Явно подозрительно подмигнул.
—- Куда едем, гражданин? — нахмурился милиционер.
— Приехал, товарищ.
— Зачем, гражданин? — в голосе строгость.
— За алмазами, товарищ.
— Понятно! Документы!
Ох, эти документы! Сколько раз в оккупированных фашистами странах — в Польше, Чехословакии, Венгрии, да и в самой Германии — у него требовали предъявить документы. И он их предъявлял. Естественно, на вымышленные имена.
Вообще, жизнь Бориса Дворникова — это приключенческий роман с - "продолжение следует"...
 
Тридцатые годы нашего жестокого века. Урал. Кунгурская колония для малолетних преступников Борьку (тогда его звали — Володькой!) взяли за бродяжничество: матери с отцом у парнишки давно не было.
Сбежал Борька из Кунгурской колонии. Сбежал из одной, попал в другую. Болшевскую. Пять лет пробыл там. А через пять лет направили учиться в Ленинград - Санкт-Петербург по нынешнему! В Лесотехнический институт.
Окончил институт, а тут — война. Призвали. Поместили в Даниловские казармы, что и посейчас сохранились в Москве, но принадлежат Патриархии. Наконец — вызов.
Усталый майор внимательно смотрит то на юношу, то в папку с бумагами. Вопросы:
— В детстве бродяжничал?
Всё знают энквэдэшники!
— Было дело.
— А ну, придайте своему лицу грусть-тоску. И спойте.
Дворникова два раза просить не пришлось, смекнул, в чём дело. Вспомнил, как выворачивал веки, притворяясь слепым, вспомнил, как заставлял трястись свои руки. Запел:
 
Подайте, подайте слепому,
Из ваших мозолистых рук!
Я — родственник Лёвы Толстого,
Незаконнорожденный внук...
 
Майор хохотал от души. Но — недолго. Сделался серьёзным:
— Какими языками владеете?
Дворников стал перечислять:
— Английским — в институте преподавали. Испанским — в одном из детдомов было много испанских детей. Немецким —
тоже выучил в одном из северных приютов. Идиш — с евреями много общался...
— Достаточно. Вы не против, если мы привлечём вас...
 
После соответствующей подготовки Бориса Дворникова снабдили необходимыми документами, и в конце 41-го он очутился в Польше.
В Польше он был поляк, в Венгрии, Чехословакии и Германии — немец.
Его ранило в Берлине осколком советской авиабомбы 23 апреля 1944 года...
 
Но всего этого не знал киевский милиционер!
— Документы! — повторил милиционер и сделал строгое лицо.
Дворников предъявил удостоверение почётного чекиста и увидел, как морденция мильтона засияла в улыбке — вот что значит нужный документ, предъявленный в нужное время.
— А шутили — за алмазами.
— Я не шутил.
И Дворников рассказал милиционеру — чтобы ночь скоротать! — для чего ему нужны алмазы.
К утру милиционер проникся любовью, и к Дворникову, и к севастопольским ребятишкам, но тем не менее произнёс обиженно:
— Такое дело задумали, а нарушаете — ночуете на вокзале. К нам бы обратились, мы бы мигом гостиницу организовали...
 
Утром Дворников позвонил на Опытный ордена Трудового Красного Знамени завод Института сверхтвёрдых материалов Академии наук УССР. Позвонил в "первый отдел". Он знал, что на любом заводе существует "первый отдел" — место или действующих кагэбэшников, или, как он, пенсионеров, но связанных с Комитетом.Сам некоторое время работал на севастопольском номерном заводе!
Бывший кэгэбэшник бывшему глаз не выклюет!
— Приезжайте, я сведу вас с директором завода.
 
Директор завода Леонид Евгеньевич Мельник предупредил
сразу: мол, ничего обещать не могу. За алмазными инструментами заокеанские фирмы в очереди стоят, а вы — для детишек... И — неожиданно:
- Вы были в нашей "Каменной комнате"?Нет!
-Посмотрите. Не пожалеете. И вот вам пропуск в столовую.
А я тут переговорю кое с кем, — и, уже совершенно неожиданно для Дворникова. — Мне намекнули, что вы идишем владеете?
— Владею, — улыбнулся Дворников.
— Я — тоже, — ответно улыбнулся Мельник, — ну, идите в наш музей...
"Каменная комната" — это огромные помещения, набитые продукцией завода.
— Ну, как? — спросил вечером Мельник.
— Слов нет! — искренне восхитился Дворников. — Вот
только... здесь необходим глаз дизайнера.
— Есть мысли?
— Могу набросать схемку.
— Вот и хорошо, — обрадовался Мельник, — понимаем, что в каменной комнате властвует великий навал, а вот руки не доходят. Что вам необходимо, чтобы вычертить схему?
— Ничего. Карандаши у меня с собой. Пожалуй, столик...
— И гостиницу, — добавил Мельник, — у нас великолепная гостиница при Академии наук. Не собираетесь же вы снова ночевать на вокзале?
 
Через два дня Дворников представил схемы-рисунки, выполненные в красках, и, мягко улыбнувшись своей обезоруживающей улыбкою, тихо произнёс:
— Робота с третьего этажа я бы поставил перед главным входом...
 
Удивителен этот робот. Говорящий человеческим голосом: "Я — робот! Мои челюсти развивают давление в сто тысяч килограммов. Сейчас в вашем присутствии я превращу обычный графит в алмаз".
 
И действительно, робот берёт в рот контейнер с графитом, сжимает челюсти и — о, чудо! — появляются зёрна алмаза. После этой процедуры робот не без юмора добавляет:
"Теперь каждый из вас вот так же сможет изготовить алмазы у себя дома на кухне!"
 
Мельник развёл руками:
— И я бы с удовольствием поставил. Но ведь не отдадут ребята своё изобретение. Там же у меня работают сплошные айсберги-вайсберги, и эту игрушку они выполнили в часы досуга. Так что
первым делом у них спросить надо... Спасибо за разработки, — Мельник пожал руку Дворникову. — А я тут со своей стороны переговорил со своими архаровцами, они пообещали поднатужиться и специально для ваших студийцев отработать
лишние часы. Обещаю: увидят ваши подопечные небо в алмазах...
 
О Дворникове и его делах я мог бы рассказывать бесконечно. Но, становясь на горло собственной песне, расскажу... о дне моего рождения.
День рождения как день рождения. Было выпито энное количество водки, съедено достаточно закуски... Но я не о том — я о подарках.
Так вот, Борис Владимирович подарил мне за столом... щенка, которого моя семилетняя дочь тут же окрестила Микой — в честь меня.
А потом, когда мы вышли перекурить в мой кабинет — великолепный вид из окон его открывался на Чёрное море и древний Херсонес Таврический! — Борис Владимирович вытащил рисунки, выполненные тушью, и спокойно, невозмутимо протянул их мне.
Я невольно отдёрнул руку, покосился на дверь и на открытое окно: мне даже показалось, что в распахнутое окно заглядывает подозрительная физиономия (хотя жили мы на четвёртом этаже). Вот до чего я испугался, захватив своим взглядом большую часть сюжетов.
— Подождите, Владимирович, я дверь запру на ключ... Откуда это у вас?
— Из моего ведомства. Они хранились в архиве, и я — с помощью друзей, конечно! — их изъял. Сегодня многие лагерники выступают на Западе со своими воспоминаниями. Чего стоит один "Архипелаг ГУЛаг"!
— Не читал.
— Я тебе принесу...
До меня доносились слова, но я воспринимал их, как в бреду. Я рассматривал рисунки, сделанные...
— Кто художник? — спросил я, не отрывая глаз от лагерно-тюремных сюжетов и читая надпись над ними: "Вот что делали палачи из КПСС".
— Данцик Сергеевич Балдаев. Старший лейтенант МВД.
— Что с ним стало? — спросил я, памятуя, откуда заимствовал
рисунки Дворников.
Борис Владимирович пожал плечами:
—Не знаю... Пусть они хранятся у тебя. До лучших времен.
Мне, конечно, не дожить до тех пор, а ты...
 
Мне в тот день исполнилось сорок пять, ему — семьдесят один!..
Этот подарок я спрятал далеко-далеко и вывез в Израиль.
Сейчас мы имеем доступ к всевозможным материалам, созданным бывшими узниками ГУЛага. Но ещё и сегодня мало свидетельств "зэков наоборот" (выражение Солженицына). То есть тех, кто находились по другую сторону колючей проволоки. Тех, кто исполнял сталинско-бериевскую волю. Непосредственных исполнителей.
Рисунки Данцика Балдаева тем и ценны, что представляют взгляд с другой стороны колючей проволоки.
( Недавно мне попалась в одной из газет, рецензия на книгу Данцика Балдаева и я обрадовался – жив курилка! )
 
...Борис Дворников умирал трудно. В горячечном бреду ругался на всех языках мира. У его холодеющих ног примостилась собака Верунька — мать моего Мики — и тихо поскуливала. А когда её выставляли за дверь, выла в полную силу своего голоса, пугая соседей по лестничной клетке. И её тотчас забирали в комнату, где лежал умирающий хозяин. Я впервые увидел, как плачут дворняги.
И так продолжалось трое суток. Трое кошмарных суток!
К вечеру третьего дня ему неожиданно стало легче. Он открыл глаза всёпонимающие и произнёс шопотом:
— Это ты, Михаил?
Я наклонился над ним.
— Находясь при полном сознании и ясной памяти,
приказываю: уезжай немедленно на историческую родину. В этом тысячелетии для евреев, ничего хорошего не ожидается.
— А разве вы...
Но он перебил меня:
— Уезжай!
— Ни за что! — вырвалось у меня.
— У-у -ез-жаа-й…
Он захрипел, не закончив фразу, снова впал в бредовое состояние и заговорил быстро-быстро. Я прислушался — последние его слова звучали на идиш... Через несколько минут его не стало.
 
 
Из книги «МОЙ ДРУГ – СОТРУДНИК КГБ И ДРУГИЕ ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ», вышедшей в издательстве «S-press», Хайфа, 1998 г.
Дата публикации: 29.08.2006 23:54
Предыдущее: МИНИ-МИНИ-МИНЕТКИ О БОЛЬШОМ АБРАМЕСледующее: РАСПРАСТИТУЧЬЯ ЯЛТА - отрывок из романа ЗАКОН ТУНДРЫ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЮКАГИР

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ирина Любезнова[ 30.08.2006 ]
   Михаил ! Так захватывающе и интересно : про камни Мариэтты Шагинян . И ещё , что герой не на кого" не накапал!"
   Недавно мне рассказал мужчина : его деда в 1937 году выпустили буквально через несколько часов с "Лубянки"- молодой человек стал полностью седым ...
   ********************­********************­***­
    Игорь Кио -иллюзионист покинул нас ...Насовсем...Только­ что по 1 каналу TВ сообщили...

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта