Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: виктор григорьев
Объем: 7243 [ символов ]
"Царь и Пес" С.Алхутова.К вопросу о формальном методе
Уважаемый Сергей.
 
В плане критики я не горазд.Меня лишь интересует эмоциональное и эстетическое поле произведения.Сами понимаете, профессиональный критик занимается внешними параметрами, в которые художественный текст укладывается, либо, напротив, не соответствует таковым.Ежели он (критик), боже упаси, видит отпадение от формальных контуров произведенья,- то, чему его учили на филфаке или в Литинституте, - тогда это непременно становится предметом головомойки в отношении автора.Ату его!Ужо ему, автору!
Пусть писатель нашего времени создаст "Иллиаду","Божественную комедию" или "Отцы и дети".Вы полагаете, это кого-то удивит, всколыхнет?Критика примет эти произведения благосклонно?Не в жизнь!
Если отследить критическую элетризацию вокруг "Войны и мира" и, скажем, "Преступления и наказания" Федора Михайловичу на период их написания, то, выясняется, что официальная критика не давала спуску будущим титанам художественного слова.Отсюда вывод.Сам художник должен трепетно и благоговейно относиться к языку, так, как будто он один за него ответственен.Даже если все кругом разлетелось в тартарары.Ежели человек, взявший в руки перо, не осознает, не налагает на себя миссию несения потомкам светоча красоты, созданной предшествующими мастерами, у которых он кропотливо учился, - его песенка спета.Что посеет, то и пожнет.Забвение.
 
Не многие для вечности живут.
Но если ты мгновенным озабочен,
Твой жребий страшен, и твой дом не прочен.
 
Осип Мандельштам
 
Впрочем, большинство пишущей братии живет одним днем.Видимо, руководствуясь известным псалмом из Библии. Его внешним пониманием и исполнением.
Культура читателя и постижение им таинства художественного промысла, не может быть равноценной писательской.
Это и не нужно.Задачи разные.Но, они - читатель и писатель - собеседники в вечности.
Я к чему плету это кудрявое многословие?Подчас параллельные сдвиги, через "семь верст не околица", подводят к сути вещей прямее, нежели лупить в лоб, в десятку.Да и возможна ли она, эта десятка, в таком зыбком и эфемерном ремесле, как писательство.Это все качели...
Несколько слов о формальном методе.
Вы взяли за основу европейскую традицию письма.Она линейна, алфавитна.Это не мне Вам объяснять.Восточное письмо иероглифично.В его основе лежит знак.Сиречь, иероглиф как знак представляет эстетический образ.Отсюда хойку, танки, проч.Прошу заметить, притчи Лао Цзы уже больше, чем эстетический образ.Они вмещают сущность человека, его духовную изнанку.И, как это ни странно, направляют мысль по линейному принципу восприятия, но никак не образному. Почему?А Библия?А Тора?А Махабхарата?Эти феномены духовной природы человека явлены нам в линейном письме.Тора - в инверсионном порядке.Но сам принцип (при разнообразии алфавитов) письма - линеен.Почему?Не берусь судить.Может быть, принцип письма определяет духовную сущность движения человека.К свету?К истине?Не суть.Но - движение. Отсутствие статики.Статика - смерть.Движение - жизнь.Все это избито, банально.Школьникам - известно.В детсаду - наслышаны.
Но художники слова об этом забывают.(Не путать с кудесниками слова!) Оказывается, эстетике также должна быть присуща динамика, мускулистость, мышца. Бродский говорил, что лирическое стихотворение должно накатывать на читателя дорожным катком.И тут выясняется, что эстетическая магия европейской художественной традиции разрешается исключительно в линейном принципе повествования.Будь то поэма, роман, трагедия, баллада и проч.Роман, кстати, изобретение новой Европы, ему пару сотен веков.Древние почему-то предпочитали более благородные формы для решения эстетических задач.Заметьте, в стихах, преимущественно.Гомер, Вергилий, Аристофан, Стаций, Данте, Шекспир, Пушкин. Все это прозрачно, аки слеза младенца.В этом, быть может, корень Достоевского.Все скорби мира недостойны слезы младенца.Жизнь - это скорбь.Скорбь - это проза мира.Проза фальшива и уродлива, как собственно жизнь.(Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв.Пушкин.) Поэзия чиста, гармонична, прозрачна, как слеза младенца.Древние это ценили:гармонию.
Заслуживает внимания следующее обстоятельство.Новейшая художественная ориенталистика,я не беру европейцев, - Лао Ше, Кобо Абе, Мисима,- также взяла за формальную основу европейское письмо, его линейный принцип.Если не сказать, и его художественные приемы.Почему?Скудны формальные каноны художественной школы Востока?Возьмите режиссера Акиру Куросаву.Он создал несколько фильмов, - "Ран", "Трон в крови", - взяв в качестве сценарного материала трагедии Шекспира.А что может быть линейнее художественного принципа кинематографа?Художники Востока обращаются к
западной эстетической традиции, и наоборот.Это все известно.Принцип контаминации, если выражаться кудряво и мудрено.
Взаимопроникновение.
Но если вы взаимопроникаете друг в друга, то уважайте принцип той формальной школы, к которой вы обращаетесь.
Как говаривал незабвенной памяти старина Эвклид:случайность есть точка пересечения двух необходимостей.Как сейчас слышу его приглушенный, чуть дребезжащий голос.Говоря языком пареной репы - все предопределено.В каждой духовной практике - своя система мортирологии.Провиденье, предопределение, судьба, фатум, проч.
Смерть всегда величественна как эстетическая категория в произведении искусства.Вспомните величие смерти Спасителя на полотнах Тициана, Рубенса.Величественна смерть Гектора на руках горько оплакиваемой его Андромахи в "Иллиаде".Величественна смерть Гамлета.А что говорит Наполеон, когда видит на Аустерлицком поле Андрея Болконского?
"Какая прекрасная смерть".Хужожник возводит смерть в эстетическую категорию мерой хужожественных средств, которые ему по плечу.Поэтому эти образы запечетлеваются в веках.Они становятся самодовлеющими художественными образами, доминантами, которые определяют последующие эстетические и нравственные горизонты мастеров слова и читателей.
Мне не совсем понятно, почему мысли о смерти должны облекаться,- как Вы говорите,- в легкую конструкцию.То, что Вы называете "порнографической" сценой на плаще, не известно в качестве формального приема в европейской художественной практике.Возможно, это присутствует в "Рамаяне" или "Махабхарате"?Не ведаю, к стыду своему, не читал.
Но, почему-то уверен, что в восточной эстетике я вряд ли обнаружу "порнографические" сцены для облегченного принятия смерти.Стало быть, Вы впервые в истории мировой литературы ввели порнографический элемент для достижения художественных задач повествования.Это значительный задел на будущее для последующих мастеров слова, которые пойдут по Вашим стопам.Останется ли эта сцена в истории литературы для осмысления потомками, - Вам лучше знать. Может, Вы преследуете иные задачи:"Ничто, ходящее по земле не может быть избавлено от необходимости оставить на ней след.Наследить нельзя лишь на небе, в пустоте..."Весьма поэтичный троп.Но применим ли он в качестве modus operandis -
образа действий - для пишущего человека?То есть, наследил, и ладно, будет с меня...
У - уф.Выболтался...
Засим, всех благ, каких ни на есть.
 
P.S.
1."Царь и пес" - приличный материал для кино.Но кинематограф нынче пошел куцый, как и актерский корпус.Был бы ли толк от такой постановки?
2.Предыдуший отзыв отправил в "Сетевую словесность".
Дата публикации:
Предыдущее: "Царь и пес".Сергей Алхутов как зеркало афинской демократииСледующее: ЛИРИКА ЕСЕНИНА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта