Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Алексей Дмитриев
Объем: 26945 [ символов ]
ПРИОБЩЕНИЕ
Алексей Дмитриев
 
ПРИОБЩЕНИЕ
 
Наверное, ничего такого уж предопределенного и не было – хотя, задним числом можно, конечно, найти некие мистические связи между фактами…
Можно – и очень просто.
Особенно, если они произошли в разных странах – но примерно в одних временах.
А если взять одну страну – тогда уж и совсем делать нечего: факты связываются такой веревкой, которую если я где и видел, так только в магазине «Детский мир»: ее было много, намотана она была на какую- то железку, – но при употреблении, рвалась она постоянно – даже в руках опытных продавщиц….
И называли ее загадочно – «Бечевой», а так, по-простецки – «бечевкой».
Что-то в ней было от быков, от бычины, от бича…
Бич Бога. Быки на корриде! Безысходность судьбы и гласность Небесного надзора…
Бечева!
Гордое, даже гортанное слово…
Но – если что когда в нем и было гордого – оно там и осталось, где было… Дальше не ушло.
Осталось оно, смирилось с собственным убожеством – вот так и выродилось из Бечевы – в бечевку…
* * *
Кстати, как-то я задался вопросом:
Ну, чего мы пытаемся найти в прошлом какие-то мистические связи фактов с поступками, идей – с реальностью?
Ответ был неожиданным даже для меня…
Первая неожиданность оказалась в том, что я решился не полагаться на собственный опыт.
Да, я был молод тогда, опыта не хватало, да и вообще – я тогда еще читал книжки и считал, что их авторы схватили Бога за бороду – если даже не стали этой самой бородой…
Бунин писал как-то…
« Я был молод… Я слагал свой первый стих… «
Стихотворение – «Ландыш»… Да…
И я жутко умилялся…
Ах, это ж Бунин!
Нобелевский лауреат!
Гениальный писатель!
Гения я тогда представлял себе просто: он парит в небе, крылья у него – херувима, чуб – парикмахера, нимб – как олимпийский рубль…
И не надо говорить, что в те времена я был незрелым идиотом…
Я был мечтателем тогда – тем, кто верит Мифам и легендам древней Греции, как траурному списку погибших пассажиров Боинга, вылетавшего из Египта, но никогда не долетевшего до Франции…
Ну, да… Мечтатель верит всему: и мечте, и даже реальности.
Которая, кстати, никогда и не являлась мечтой…
* * *
Короче, я сбегал в Некрасовку / была тогда такая читальня, а у меня там – бывшая подружка, что книги дает выносить на дом/.
И взял я книги профессора Тарле, Лихачева и - отчего-то – «Речи адвокатов московской адвокатуры за 1899 год»…
* * *
« Речи адвокатов… « , кстати – я не просто так взял…
Мне нравилось время, когда были адвокаты, публичные процессы, конки, извозчики, Л. Толстой, грузящий дрова у первого встречного, настоящее малиновое варенье и чай из Цейлона, что продавался по осьмушке у Елисеева…
Мне нравилась сама та жизнь – даже при том собственном понимании, что я ее сильно идеализировал: с шампанским в «Эрмитаже», с водкой – по окраинам, с жирными окороками и бесплатной – за копейку – воблой в пивных…
Я не думал же о несправедливостях того времени – которых было, кстати, навалом…
Я думал об освещенных витринах – без желания заглядывания в душные и вонючие подсобки…
* * *
Тарле – был светел, могуч, говорлив…
Я до него и не знал, что был такой тип – Макиавелли…
А из Тарле узнал даже больше – и не просто тот тип был, но даже написал много очень хитрых книжек про власть и ее удержание…
С большими трудами я получил и эту книжку – она издавалась в СССР по приказу Сталина, потом – по его же приказу - была почти вся изъята, но что-то осталось: вот, из этого «что-то» я ее и получил…
Нечто, искомое с таким рвением и неожиданно полученное – можно ль не прочитать?
Ответ ясен.
Прочитав книгу я понял, что Восток – он и в Европе тоже Восток, и нечего на зеркало пенять – коли рожа крива.
А то нам все – вы, русские, азиаты! Азиаты!
Азиаты!
Ну, это кричат те, кто европейца-итальянца Макиавелли не читал.
То есть, орет – как и всегда – не слишком образованная публика…
Бог с ней совсем…
* * *
Лихачева я тоже прочитал – пару книжек.
В них все было степенно, и жутко академически-популяризаторски, смесь обращения к коллегам по академии – но с пониманием того, что слушать его будут не они, а студенты…
А тут – как-то так само совпало – мне мой друг Робик дал книгу из Самиздата. Про Соловки.
Тогда такое вот мутное время было: насчет выбора – никак, но зато лови, что тебе плывет прямо в руки…
Были и такие, что руками разводили:
- Ой… А - как же выбор?
Книги тогда проплывали мимо…
А у меня гонора не было – одна жажда знаний. Так что я хватал все, что попадалось под руку…
И прочитав книгу про Соловки, я многое понял и про Лихачева, и про саму историю…
Лихачева – тогда очень молодого и незрелого – должны были расстрелять на Соловках.
Была такая расстрельная ночь, когда положили под 1 тысячу – и Дима Лихачев был в том списке…
А он по берегу ходил, траву редкую рассматривал – и вообще, как-то его пронесло…
Но за него – ведь по четкому списку дело было – расстреляли кого-то другого… У них же – список, тут личности не очень важны – но единицы – крайне…
* * *
О той ночи он нигде не рассказывает – никогда…
Намеки – есть, а вот правды – не было…
Да и намеки какие-то жидкие – да, сидел на Соловках… Да… Ну, были иногда беззакония… Были…
Солженицын, никогда не сидевший на Соловках – вот кто страстно об этом аде пишет…
И про жердочки, и про бревна к телу – а потом с горы…
И – за что я лично ему благодарен – за короткий рассказик, даже и не рассказик – а абзац.
Ну, аристократ там был, а тут жена к нему приехала в гости на 3 дня…
А он уже знает – его расстреляют: ему уже сказали об этом… / логики тут нет – список. Или – жребий. Ну, а у жизни-то есть логика? За 50 лет я этого не заметил… /
Это все так – житейская ситуация…
Но мужик – аристократ этот – как воды в рот набрал: светел, величав, влюблен, искрометен…
Но попросил уехать жену заранее – он же знал, что его именно тогда и расстреляют, потому что никто трех дней ему не давал – дали только два…
Через 2 дня она и уехала…
А он ботинки стал снимать, пока ее пароход отплывал…
Ну, расстрел – как стриптиз голым пришел в мир – голым и пойдешь в землю…
А жена, конечно – потом все узнала, и догадалась – не дура же – про день смерти мужа / он у нее на билете пароходном стоял числом, тот день…/
И – уже задним числом – стала вспоминать минуту за минутой – все эти самые два дня, прожитые ей на Соловках.
И – вспомнила, что на второй день… «Лицо его вдруг на мгновение исказилось мукой… «
Читая это – я дрожал, как заяц на барабане…
Или – не заяц, а барабанные палочки…
Или – барабан…
Или – воздух над барабаном…
Это от зависти к тому аристократу во мне шло…
Я себе пятку сотру – и жалуюсь с месяц…
А у него – перед казнью – лицо раз только дернулось…
Вымирающее человечество…
И я – весьма типичный его представитель…
Все так…
Но уважать же себя – хочется?
Да…
Ну, так мы и уважаем себя часто не за себя самих, а за проявления величия духа кого-то другого, но – из нашего биологического вида…
* * *
Я понял, отчего Лихачев начал писать и заниматься стариной в виде «Слова о Полку Игореве»…
Соловками он был безумно напуган, а это был – абсолютно безопасный вариант…
Игорь – он уже давно никому не мешал, зла не делал… А если и делал когда–то, то все равно врагом Советского народа стать ему было не дано…
То есть – связей с врагами народа – нет, Игорь – давно помер, Сталину он – никак…
Но я не о том… Мне интересен Лихачев…
Тот, благостный – который ужасно говорить любил об интеллигентности…
А он любил: не любил бы – не разговаривал бы о ней так много…
Академик Дмитрий Лихачев…
Да…
Икона русского возрождения во времена Горбачева…
Я и не спорю даже – наверное, он икона…
Только иконы бывают – от Рублева, а бывают – копии рублевские / таких я видел немало/.
Он икона – или копия?
Этот академик Лихачев?
По мне – так, он копия…
Но не с Рублева.
Он просто копия того, кого расстреляли на его месте…
Хотя, я не убежден, что тот, расстрелянный, если б он выжил – он писал бы о Бунине или Мережковском…
Он мог бы писать и о «Слове о полку».
И так же, как и академик Д. Лихачев дослужиться до ранга тайного советника – то бишь, стать Главным интеллигентом страны…
Впрочем, в стране, где перебили всех интеллигентов – это не выборная, а почти что приказная должность…
* * *
Из своих исторических изысканий я вынес следующее:
1/Народ был всегда подл – особо, при власти
2/ Народ – мельчает на глазах, даже если глаз и нет.
3/ Гении – взяли свои нимбы, пошли по пивным – и там запили.
4/ Аристократ на Соловках – был человеком, достойным уважения.
6/ Я – тоже являюсь человеком, хоть и не на Соловках. Однако – уважения я не достоин…
Выводы были очень весомыми. Важными. И я о них тут не просто так говорю.
* * *
Понятие народного счастья – подходило под мои тогдашние исторические интересы и искания…
Я понимал, что дворянство – вырезали еще до войны, а когда не осталось истинной профессуры – тогда уже начали расстреливать свою, новую, красную…
Аристократию расстреляли в несколько заходов – и почти до последнего человека?
Вот, когда ее не осталось - тогда стали расстреливать свою, коммунистическую аристократию: старых большевиков ленинского призыва, ЦК, Политбюро… Это – тоже, кстати, понятно…
Осенью я ходил иногда в лес.
Были белые грибы – я только их и собирал, вместе с подосиновиками и подберезовиками…
А вот если вообще ничего не было – брал сомнительные свинушки и трухлявые сыроежки…
Это я – со своей маленькой корзинкой…
А у власти корзинка куда как больше – и голов в нее влезает не один миллион…
Повторяю – все это мне было уже понятно…
Как коренной москвич, России я почти не знал – только по Ярославскому вокзалу, с которого ездил на дачу и на котором видел каких-то очумевших людей с сумками и мешками, тщетно опрощающими несколько последних суток: « Как отсюда добраться до Курского вокзала?». Ну, или еще куда…
Однако помог случай узнать свою страну: по очень крупному блату, во время академки в МИСИ – меня устроили ассистентом кинорежиссера…
На студию «Центрнаучфильм».
Поступил я в МИСИ в 16 лет, академку взял – на первом курсе, а потому и работать начал на киностудии – в свои 16 лет.
Почти, как Хрущев на своей шахте, которой никогда не было…
И так мне повезло, что первой картиной, на которую я угодил по работе – была лента о стеклодувах…
То есть, она была вообще, непонятно о чем – но о стеклодувах мы снимали в Клинском районе, в какой-то деревне, где кроме стеклодувного завода ничего не было, кроме утлых изб, напоминающих своим видом умирающего Некрасова – ну, и каких- то кривоногих и низкорослых мужчин, которые – видимо из социального протеста – домой не ходили, зато постоянно валялись в канавах…
Мужчины были поджары и озлобленны, довольно кривоноги, и говорить почти не могли: челюсти у них не разжимались…
Интересно, что и собаки тамошние – были ужасно похожи на тех мужчин: тоже кривоногие, тоже поджарые, тоже – скупо лают – и сразу норовят укусить за икру: до ляжки им не дотянуться, а прыгать – сил нет…
А женщины – напротив – были такие, крепко сбитые, косая сажень во всем – от плеч до лодыжек… Не кубы, нет – но весьма устойчивые параллелепипеды…
* * *
Снимать надо было на стеклодувном заводе – там выдували пробирки.
Ни одного мужчины – кроме начальника цеха – там не было: работали исключительно женщины…
Вообще, моя работа состояла в том, чтобы посетить цех несколько раз, что-то там подкрасить – или художника позвать, чтобы он подкрасил… Ну, записать за режиссером планы, которые он намерен снимать…
Работая такая…
Мы и пришли: режиссер, я, оператор, его ассистент…
Открыли дверь в цех… Метра три прошли – хотя и не все… Ассистент оператора завыл, как волк на луну – и выбежал…
Оператор был более точен в выражениях…
- Боря… - сказал он, задыхаясь, режиссеру, – Боря! Пошел ты на хер с этим цехом…
Боря – а ему было за 50, был он очень похож на пирожок из чистого ресторана, да и губки у него были бантиком – думаю, он просто потерял сознание, и настолько быстро – что просто не успел закрыть глаз…
Он стоял, как соляной столб – так что, пришлось мне его брать за локоть и тащить к выходу…
На улице, уже пришедший частично в себя, он спросил меня:
- Друг мой! Что это было?
Я мог бы ответить, конечно…
Но – по врожденной вредности – промолчал…
Что было, что было?
Ну, градусов за 200 в низкой избенке, адский котел, в котором сидят женские тела и что-то еще пытаются выдувать…
Что было?
То и было…
 
Боря – а он после посещения цеха был похож не столько на аккуратный пирожок, сколько – на обгоревший блин - всплеснул пухлыми ручками и спросил:
- А как же мы там снимать будем?
- Мы – и не будем… - угрюмо проворчал оператор. – Тебе надо – ты сам и снимай…
* * *
На следующий день решение нашли: оператора обмотали мокрыми тряпками, дверь – открыли, под зад оператору поставили вентилятор, который взят был то ли в райсовете, то ли в райсобесе – но под 25 рублей залога и подпись режиссера…
Сняли с грехом пополам… Там уж – не до жиру, быть бы живу…
Но я во время съемок успел поговорить с одной из работниц – красной, в ситцевом халате и – неопределенного возраста, хотя и с завитыми волосами…
У нее было что-то вроде пересменка – вот она на улицу и вышла…
А я как раз был на улице – делать-то было нечего…
Была зима, но еще бесснежная – и от этой вот женщины пар шел, как от лошади на скачках… Просто – облако пара…
- Здрасьте… - шаркнул ножкой я.
Она меня оглядела, как некогда я оглядывал в Питерской Кунсткамере заспиртованных уродцев – и ответила небрежно:
- Ну, здоров. Ты из кина, что ли?
- Да… - согласился я скорбно. – Из него…
- И чего делаешь? Только ты меня не фотографируй – я на карточке не такая, и в кине тоже…
- Я не умею фотографировать… - успокоил я женщину.
- Да? – удивилась она. – А чего тогда умеешь?
Я подумал с минуту – и решил ответить честно:
- Ничего…
- О! – оживилась она. – И сколько тебе «за ничего» - плотют?
- Мало… 90 рублей…
- Мало, точно… - скривилась она. – Мой муж и то больше получает…
- Да? А сколько?
- Откуда ж мне знать? Он же до дому не доносит – а все пропивает. А как пропьет – с меня деньги берет, да еще и долги отдает фингалами…
Странное ощущение у меня появилось тогда: она, эта женщина, совсем не жаловалась. Да. Она говорила с гордостью…
- А вы сколько получаете, если не секрет?
- Хитрый какой… - задрожала она своим крупным телом. – В полюбовницы зовешь? Ишь, какой прыткий…
Мне понравилось, что она меня посчитала прытким – такое льстит…
Но вот мысль о том, что я лезу к ней в любовники сделала меня на пару дней полным импотентом… Впрочем, там, в деревне, все равно было вынужденное целомудрие – так что, я не сильно огорчался…
- Ну… Нет… - покраснел я. – Не хотите говорить – не говорите, а в любовники я ни к кому не лезу…
- Что ж ты за парень? – удивилась женщина. – Парень, молодой – а тебе и баба не нужна…
Я отчего-то вспомнил «Венеру» Боттичелли и фрески Пьетро Де ля Франческо…
И тут же панически понял, что есть у меня пристрастия, есть понятие красоты – а вот что до понятия «бабы» - я просто пока еще не дорос, наверное…
- Ну… - протянул я. – Есть некоторые…. Эти… Бабы… Особо – в Возрождении…
- Я 210 получаю… - вдруг сказала женщина. – А если есть премия – и 230.
Деньги по тем временам были солидные – не сказать бы, крупные…
Тогда профессор – рублей 400 получал, не больше… Кандидат – 250 – максимум, а начинающий инженер – 90.
-Много… - подтвердил я.
- А… махнула она рукой. – Я разве деньги вижу? Муж – такой засранец – и бьет, и жизни не дает… А уж деньги – про них и разговору нет… Все отбирает, паразит!
* * *
Не думаю, что я ей понравился как собеседник – просто у нее уже давно никого не было, с кем реально поговорить…
А я – был….
Еще – тут эффект поезда сработал… Я ж – человек, который не живет в деревне, а – так, сквозняк… Приехал – уехал… Такому можно самое сокровенное рассказать – и он тебя не предаст. Не потому, что хорош – а просто потому, что не успеет предать, уедет…
И я узнал от женщины, которую звали Любой – о многом…
Не о муже даже, не о деньгах.. Я узнал, что раньше в деревнях паспортов не давали… Просто не давали – и все…
Ясно, что теперь это уже даже и не новость, а часть истории, о которой знают те, кому это интересно – но великого секрета больше нет…
Правда, секрет и тут был – лишь недавно я выяснил, что последние паспорта крестьянам по России выдавались в 1982 году…
Это как же? И Олимпиада уже прошла, и кукурузой все наелись, и про Брежнева анекдоты устали рассказывать… А паспорта все выдавали, но – отчего-то не всем, а в порядке необщей очереди…
- А как вы там работаете? – кивнул я в сторону цеха. – Туда и зайти невозможно – такая жара…
- Ты просто в колхозе за трудодни не работал… - усмехнулась Люба. – А поработал бы – так полез в любую печь. И сам бы на угли лег – чтобы тебя опять в колхоз не загнали…
Миф о счастливом крестьянстве после той встречи был развеян окончательно…
И я тогда вдруг вспомнил «Каштанку», Куприна…
« Так жизнь нельзя! – подумала Каштанка. – Нужно застрелиться… «
* * *
Именно в те времена показывали фильмы о счастливых рабочих, которые не столько работают, сколько поют песни, ходят по ресторанам, общаются с рабочими девушками, одетыми в крепдешин и думают лишь об одном – куда потратить деньги, которые им скоро выплатят в миллионном исчислении за рационализаторские предложения…
Предложения эти почти всегда заключались в хитроумном желании перевыполнить уже существующий план на каких-нибудь несчастных процентов 200-300… Ясное дело, что перевыполняли его рабочие на все 1000 процентов, но вот – как? Именно это и было как-то глухо показано и подавалось зрителям ускоренным монтажом, как будто то шла шпионская съемка: за кадром что-то невнятное говорили, в кадре – еще что-то более невнятное показывали…
И тут я попал на картину про что-то, что имело отношение ко всему – но, в частности, и к заводам…
Режиссером картины была дама – и не просто так дама, а по мужу – Гинзбург: замужем она была за родным братом известного в те времена барда, сценариста, драматурга, актера – который укрывался от преследований под творческим псевдонимом - А. Галич.
Первый объект для съемок – был некий заводишко на Сущевском валу, стоял он – во дворе, с улицы его видно не было – но такой… Вполне аккуратный завод… Проходная в серой краске, начальник отдела кадров – отставной капитан войск МВД, директор – явный жулик с виду, да и не с виду – тоже…
Елена Павловна – так звали режиссершу – считала себя чуть ли не царских кровей… Ну, великокняжеских точно…
Хотя, теперь вот, вспоминая ее профиль, да и фигуру…
Было жеманства много, верно…
Но и порода, наверное, была…
За что могу ручаться – бабушка ее точно в прислуге у кого-то из Великих князей могла состоять…
Но Елена Павловна, надо отдать ей честь – была хоть и очень манерная, однако – совсем не привередливая, хоть и зануда…
- Ах… - говорила она мне. – Я и завод? Вы, начинающий кинорежиссер – вы мужчина… А я – женщина… Как я могу работать в такой грязи?
И – начиналось…
Елена Павловна умела взять несколько слов – и обсасывать их, как сосучие конфеты – до слюны без конфет…
- Грязь… - закатывала она глаза. – Завод… Вот вы – мужчина, хотя еще почти мальчик. Но вы понимаете, что вы – уже мужчина, мальчик? Вы – мой мальчик – должны понять, что вы уже – мужчина…
Это было невыносимо…
Она просто доставала меня своим нытьем про мальчиков, мужчин, ее мальчиков, опять – мужчин…
Но я молчал – должность у меня тогда была такая вот, лакейская…
Как у бабушки Елены Павловны при великих князьях.
Только той хоть платили сносно – а мне копейки…
- Елена Павловна? – спросил я ее на второй день – когда мы продолжали нудно осматривать завод по пятому разу – там осматривать было нечего.
- Как начинающий кинорежиссер я хочу Вам предложить оказать мне доверие – разрешите мне провести съемки на заводе без Вас. Понимаю, что это – большая жертва с Вашей стороны – но ведь и я, согласитесь, должен научиться режиссерскому мастерству?
Узнав от Елены Павловны совершенно неизвестных мне два факта – ну, что я еще мальчик, но уже мужчина – и это она повторила раз 60 – вдруг я услышал:
- Да! Вы и проведите съемки в этом грязном месте… Вам, мальчику – пора становиться мужчиной…
* * *
Съемка была сразу назначена на следующий день….
Елена Павловна – уехала срауз после нашего разговора, а я стал знакомиться с передовиком и гордостью завода Колей – которого и должен был назавтра снимать…
Коля сначала смотрел на меня презрительно: ему было чуть за тридцать, а тут какой-то малец, с чистыми руками… И рожа такая…
Не знаю, какая уж у меня такая рожа, но уверен, просто, что он именно так про меня и подумал:
- И ручки чистые, и рожа такая…
А разрешилось все очень просто и спонтанно…
Подошел к Коле какой-то заскорузлый мужик и сказал, что он может сбегать за водкой – но нужно еще 2 рубля.
- Я рубль дам… - сказал я, гремя мелочью в кармане. – То есть, может у меня рубля и нет – пятак на дорогу нужен, но все остальное – отдам… Только погодите – у меня в кармане двойное дно – надо время, чтобы копейки вытащить…
Коля вдруг перестал смотреть на меня враждебно – удивление отразилось на его лице…
Наверное, так вот и патологоанатом: собирается резать мертвеца, а тот вдруг приходит в себя, оказывается живым и говорит:
- Привет! А что тут со мной собираются делать?
- - Ты сколько получаешь? – спросил меня Коля, все еще не теряя давешнего удивления.
- 90.
- Оставь свои копейки при себе! – скомандовал он. – Я угощаю!
И – заскорузлому протянул червонец:
- Бери на все…
* * *
Этот Коля при ближайшем знакомстве оказался покруче БСЭ…
Ну, он мне и рассказал…
И про расценки, и про план, который нельзя перевыполнять – иначе расценки срежут, и про ГОСТы, и про все остальное…
- Я из Станкина с 4 курса ушел… - рассказывал он мне. – Зачем мне быть инженером и копейки получать? Я вот – при станке, так у меня 350 выходит, если не гнать – а кто тут гонит? Кто? Если гонит – ему тут же все сразу объясняют – и он уже не рыпается. Жизнь знать надо!
Жизни я не знал – а потому очень внимательно слушал.
- Ну, у нас переработки. Остались вечером, выпили коллективом – а плати, как сверхурочные. Дома, конечно – жена орет, недовольна. И пусть недовольна. А где она еще больше поимеет? Нигде! Орет, орет – и затыкается, потому что и ей понятно – я не на страну пашу, а на нее. Дура – а туда же, интерес-то понимает? Дом – полная чаша, машину покупаем, я для этого в партию вступил. Ну, а будь я инженером? Кто б меня в партию взял? Про машину уж я и не говорю…
Коля мне за три часа столько рассказал – что куда там, Тарле с Лихачевым и всей дореволюционной московской адвокатурой??
Но нет – не простым скопидомом он был…
То есть – не был он вовсе скопидомом…
- Думаешь, я в инженеры из-за денег не пошел? – спросил он меня.
- Ну… уклонился я от ответа. – Деньги тоже что-то решают…
- Плевать мне на деньги… - заорал уже сильно выпивший Коля. – Только вот инженера – все посылают на… А я, рабочий – всех сам туда посылаю! Улови момент!
* * *
Момент – как мне кажется – я уловил…
И передовика Колю снял на следующий день за станком, и другие станки снял, и виды завода – спереди и сзади…
Но я устало понял, что и рабочим это государство счастья не дало…
Я согласен страдать – но при том, что кто-то за счет моего страдания счастлив. Он ликует и песни поет. У него крылья есть – и он ими изредка машет…
А тут, как выяснилось – страдают все…
И рабочие, и крестьяне…
Хотя, государство – как бы по определению – их…
Интеллигенцию / ту, что посчитала себя такой на фоне выжженного поля, когда спалили всю интеллигенцию… И из праха проросло нечто хлипкое и уродливое… И оно зашумело глухо: - Настоящих, нет, но хоть кто-то, хоть ложные, мы – должны быть взамен?/ - я ее знал… Только ее и знал… Но – памятуя старые традиции прежних времен – думал о жертвенности, о том, что ум плоти не нужен, а жизнь – это плоть. И она чавкает и сопит, и превращается в великие народы… Но – только со временем. Или – не превращается ни во что – а только в чавканье и грязь…
* * *
Был такой законодатель – Ликург…
Мне кажется его история / если, конечно, это история – а не миф/ - весьма показательной…
Впрочем – а кто сказал, что мифы – менее показательны, чем история?
Я этого не говорил…
Так вот – Ликург… Спартанцы его попросили дать им законы…
Ну, не было Спарты, как таковой – одни праздношатающиеся герои и бандиты…
На этом государства не построишь…
Для государства – законы нужны…
Ликург не отказал – он написал законы…
Он дал ту самую жесткую структуру, которая и привела к созданию самого жесткого и организованного государства античности.
Этот Ликург – очень любил человечество: даже более чем самого себя…
Мог бы он смухлевать, назначить себя пожизненным диктатором с виллой, женами и бассейном…
Но – мухлевать он не стал – ибо не хотел…
Он вдруг задумался об идеальном обществе – и решил его создать…
Законы были написаны, спартанцы радостно пили вино в честь этого великого события…
А Ликург собирал нехитрые манатки и садился на корабль…
Впрочем, записку спартанцам перед бегством он оставил.
Разное говорят о той записке – и пересказывают ее по-разному…
Но самые авторитетные авторы приводят ее в таком виде:
« Я создал для вас идеальные законы. Но сам я жить по этим законам не могу и не хочу – поскольку сам я совсем не идеален… «
Потом был корабль – и модная по тем временам смерть философа: Ликург уморил себя голодом…
Он был на редкость корректным, на мой взгляд – и очень, очень последовательным, этот самый философ Ликург…
* * *
История – мое хобби, не занятие…
Как может быть занятием то, чего больше нет, а если оно и было – то изувечено летописями?
Но я не на летописи гляжу – а на то, что было со мной… Когда я начал открывать для себя Россию – и не книжную, не московскую, а ту вот – со станками и выдуванием пробирок…
И – как ни странно…
Я не уверен, что до 16 лет Россию я любил…
Я любил изыски в виде Бальмонта, Северянина, Осмеркина, Татлина, Блока, Пастернака…
Дачу еще любил…
И прогулки по Бульварному кольцу – особенно, с рублем в кармане, чтобы в кафе зайти и вина дешевого выпить с кем-нибудь из приятелей…
Ну, да, я много чего любил тогда – но вот Россию я не только не любил – я даже и не догадывался до какой-то поры о ее существовании... До тех первых своих встреч с реальными людьми в реальном, а не придуманном мной, пространстве…
Впрочем, это были только первые опыты, первые знакомства, первые откровения…
Как и следовало ожидать – о существовании России я тогда узнал, однако не скажу, что я ее тогда сильно понял.
Впрочем, понимание – вещь очень относительная, и - не самая важная…
Куда важнее иное: именно тогда, в свои 16 лет и полюбил Россию: единожды и навсегда…
 
Ноябрь 2005
Дата публикации: 17.08.2006 17:50
Предыдущее: цикл "МОЕ ПРОШЛОЕ"Следующее: цикл "АНГЛИЙСКИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНЫ"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта