Рецензии
| Здравствуйте! Зарегистрирован в 2009 году. Рассказ "Крест" под № 6 Ссылка:http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=269667&pid=0 E-mail : evgenijruskich@yandex.ru< br /> Спасибо. | | Вся моя жизнь - это попытка надеть на себя белые крылья. Или хотя бы увидеть летящего по небу черного кота, но с белыми крыльями... Увы! НЕ каждому это дано- увидеть ангела... | | Если бы я выйдя утром из дома, прочитал твое, Ольга, "Хокку на заборе" - я стал бы иным, и пошел бы в жизнь с иными мыслями и чувствами. Спасибо! | | Очень актуальная статья - ИБО КТО ПЫЖИТСЯ СТАТЬ СВЯТЫМ - В ДУШЕ РАЗБОЙНИК. Есть над чем подумать. Спасибо, Михаил. | | Дина, я повторю, то, что сказала тебе ниже Надежда Сергеева: этот рассказ достоин конкурса. Я вырос в Усть-Каменогорске и, когда читал "Прогулку", то будто "прогуливался" вместе с автором по городу детства, по улице Бажова, и "беседовал" с Бажовым, с этим великим человеком в который раз изумляясь его Духовной силе. Спасибо. | | Дина, рассказ - живой, как и ручей: дышит, живет, с "перепадами настроения". Так и в жизни. Минуту назад - мы грустили, и вдруг - радость. Так живут дети. Не скрывая своих чувств. Так пишите и Вы. А там, где есть любовь - там есть Бог. | | Подымочка, с интересом прочитал Вааш рассказ: увидел имя "Женька" - в тексте - и стал читать, ибо я тоже - Женька. Хорошо написан. Бог с ними - с "ошибками" (путаницей настоящего времени с прошедшим") и т. д. Если текст пригладить, причесать, рассказ потеряет аромат, потеряет звук голоса рассказчика, его строй, а, как раз в этом-то весь и кайф! Удачи! Евгений Русских. | | Дина, рассказ неплох. Читается, как быль, и в это - веришь. У меня не выходят из головы "попытки документального рассказа" у Василия Шукшина, Юрия Казакова ("Свечечка", "Во сне ты горько плакал") - то, что было на самом деле. По описанию природы - Вы зрелый мастер, отмель река, корни... А тема - вечная: намеченная Лермонтовым в "Фаталисте". Появляется глубина с мутным пятном солнца - сквозь толщу потока... Только нужно к немму потянться... Хорошо! | | Дина, замечательный рассказ. Я был удивлен не меньше Вашего, когда читал его. Какие пересечения (Усть -Каменогрск, Набережная Иртыша), совпадениня героев и даже имен (Лена и ее мальчик - поэты, художники), сцен (сцена ливня, посещения выставки - в моем случае - литературный вечер) и т.д. Удивительно! Идеи носятся в воздухе (можно согласиться при условии, что это воздух Усть-Каменогорска). Но тут иное. Мне, склонному к мистике, кажется, что все не случайно. Прочитайте мой рассказ "Триумф красных бабочек" (тоже - одна из тем: почему я не стал живописцем). Топография рассказа - левобережье Иртыша в Усть-Каменогорске. Разве не мистика! Я писал его, как главку к повести Прибудь на Лезо", но не включил, боясь, что нарушу постройку. А то, что Вы одна из первых прочитали повесть "Прибудь на Лезо", как будто кто-то "подсказал" свыше. Вообщем лишний раз убеждаюсь, что Усть-Каменогорск - это фабрика Творян. Творческих Человеков. Я знаю порядка тридцати усть-каменогорских Творян, уехавших в середине 90-х во Владимир, где они, поэты, художники, рокмузыканты, создали свой "остров", своеобразную общину творцов, имеющих свою студию. Среди них мой друг поэт, писатель, автор скандального бесселлера "Петушки-Манхэттен" рок-музыкант Сергей Миляев, художник Юра Негодаев и др. Я уже не говорю о Бари Алибасове, которого я знал лично. Мои одноклассники собираются летом встретиться в Усть-Каменогорске. Не знаю - получится ли. Но так хотелось бы вновь вернуться в юность, идти с девочкой по Набережной Иртыша, глядя то на нее, то на солнце, падающее в Устье, откуда все и началось... Спасибо! | | ЩИТ ВАТИКАНА Заметки на полях «католического» романа Михаила Попенко «Плащ крестоносца» (издательство «Алтай»). Признаюсь: я не большой любитель церковно-богословской беллетристики, и никогда не думал о том, что она может обладать привлекательностью детектива. Пока не прочитал у книжной полки в торговом зале петербургского магазина «Слово» первые несколько страниц «Плаща крестоносца», исторического романа, изданного Алтайским книжным издательством в далёкой Сибири. В подзаголовке он называется «История рыцаря, не сумевшего стать монахом» и повествует о крестовом походе в Лангедок, в первой трети XIII века опустошившим юг Франции и направленном против еретиков-альбигойцев, создавших там свою церковь, едва не вытеснившую оттуда католическую. Спасли её сохранившие верность римскому папе северофранцузские рыцари, огнём и мечом истребившие тулузских вероотступников. Автор книги Михаил Попенко, как это явствует из вступительной статьи, один из местных журналистов, считает, что репрессии, развязанные римской курией, против еретиков справедливыми и убеждает в этом столь увлекательно, что ему хочется верить. Мне кажется, что название «Щит Ватикана» гораздо лучше чем «Плащ крестоносца» выражает смысл его сочинения. События альбигойской войны, длившейся два десятилетия, дают современному читателю редкую возможность по новому взглянуть на ту полную драматизма историческую эпоху, во многом определившую систему культурных и религиозно-нравственных ценностей нынешней европейской цивилизации. Сюжет романа прост. Главный его герой, гасконский рыцарь Мишель де Лорте, становится конверсом, мирским членом монашеского ордена цистерцианцев в аббатстве Фонфруа. Там он знакомится с нунцием Святого престола отцом Бенедиктом, который в семи беседах рассказывает ему о роли дьявола в этом мире и средствах борьбы с ним, а также дарит «Лестницу в небо», книгу, составленную античными, христианскими и мусульманскими мудрецами для "обретения душевного покоя". Кроме того, он поручает ему самому написать некий поучительный труд о неминуемом воздаянии за грех богоотступничества. «Плащ крестоносца» - не совсем обычное произведение. Его трудно отнести к какому-то определённому жанру литературы. Это нечто среднее между романом, хроникой, дневником и историческим исследованием. Пожалуй, правильнее всего его будет назвать апологией. Апологией христианства вообще и католицизма в частности. По крайней мере, такая формулировка, на мой взгляд, вполне соответствует логике книги, главный герой которой взял на себя труд описать историю южно-французских еретиков, «дерзнувших восстать против матери нашей римско-католической церкви» При изложении и анализе событий ему далеко не всегда удаётся сохранить объективность, и поэтому в целом книга имеет ярко выраженный личностный характер. Эмоциональная окрашенность авторских суждений, легко объяснимая и вполне оправданная, не только не скрывает исторической правды, а, напротив, лишь придают ей особый колорит, своего рода «аромат давно прошедших столетий» Надо отдать должное российскому автору. Он проделал огромную работу по поиску, разбору и сопоставлению массы старинных текстов. Библиография к «Плащу крестоносца» включает не один десяток названий книг на всевозможные исторические и богословские темы. Поэтому не подлежит никакому сомнению познавательная и художественная ценность романа. Перед читателями разворачивается широкое и красочное полотно, превосходно изображающее политическую, интеллектуальную и духовную жизнь Франции 12-13 веков. Яркие краски тех далёких времен чередуются с глубокими тенями: слепящий свет экстатических прозрений христианских подвижников с непроглядным мраком невежественного народа, призывы к ангельскому милосердию во имя Господне с поражающими воображение ужасами массовых казней, мирные богословские диспуты с дикими расправами над еретиками. Мишель де Лорте, усвоил латынь, прочитал несколько книг Плутарха и Страбона, получил некую сумму знаний от отца Бенедикта, познакомившего его с мусульманским вероучением и историей возникновения ересей, волей судеб поочерёдно оказывается помощником двух известных деятелей церкви брата Петра де Кастельно из аббатства Фонфруа и Арнольда Амори, аббата из Сито. В связи с этим он получает возможность всмотреться в широкие горизонты французской политической жизни, очертания которой вырисовывались в соперничестве между могущественными европейскими монархами, желании папы продолжать крестовые походы в Святую Землю, а также войне с еретиками в Лангедоке. Многообразие увиденного и собственные противоречивые чувства, заставляют гасконского рыцаря размышлять о непостижимости путей Господних и искать духовную опору для своей души. Её он находит в Священном Писании и поучениях своего духовного наставника отца Бенедикта. «Не превращайся, Мишель, говорит он ему, - в человека с двоящимися мыслями. Верь в Иисуса Христа. Он даст тебе возможность на путях добра, добиться всего, что ты пожелаешь. Следуй за Господом, и Он сделает ясным смысл твоей жизни, который для большинства живущих на этой земле так и остаётся тайной до их последнего вздоха». Своеобразная по форме, глубоко философская «История рыцаря, не сумевшего стать монахом», написанная на основе богатейшего исторического материала и подкупающая своей достоверностью в то же время чрезвычайно увлекательная и современная книга. Многие её страницы, посвящены противоречиям духовного состояния тогдашнего общества. Но и сегодня мы видим повсюду то же самое. При внешней видимости религиозности, наши современники всё более теряют свою традиционную веру, и в то же время напряжённо и настойчиво ищут Бога, без которого невозможно наполнить смыслом человеческое бытие. Без духовной жизни, освящённой благодатью евангельских заветов, не может быть счастья и благополучия. Помочь её устроить может только христианская церковь, неустанно поддерживающая вечный свет библейских истин. О её вкладе в управление государством и о являющейся нравственной ценностью всего общества личной вере каждого человека, рассуждает Мишель де Лорте. Он приводит множество примеров о том, когда, принимая политические решения, продиктованные не евангельскими понятиями о добре и зле, а прагматическими интересами, забывшие Бога люди обрекали себя на тяжёлые испытания и гибель, «Господь наш Всевышний не проводил границ между странами, не называл их королевствами или империями, не делил род людской на знать и простолюдинов. Он дал, всем нам, грешным, свои заповеди. Следуя им душа человека, сидящего на троне или в поте лица своего трудящегося в поле, будет благоденствовать, а сам он будет жить долго и счастливо. Забвение Господних заветов ведёт к множеству несчастий, войнам, ересям и мятежам, извечным спутникам смерти. Сильные мира сего, не ведающие истинной добродетели, из-за гордыни и корыстолюбия, распаляемых в их душах дьяволом, обрекают своих подданных на нищету и погибель. Ради золота и власти они продолжают воевать даже тогда, когда сам папа призывает их к христианскому миру» С одной стороны, такой образ мысли является поиском возвышенных ценностей в контексте великой и благородной традиции, какую представляет собой христианство. Его нельзя, пользуясь сомнительными предположениями, произвольно перекраивать, как это делали еретики в древней Азии и средневековой Европе и, что, к большому сожалению, нередко происходит в наши дни. С другой - это проблема взаимоотношений между Евангелием, культурой, политикой и человеческой душой, надломленной тяжестью первородного греха. Проблема греховности человека составляет одну из главных сюжетных линий романа. Вера, не устает повторять автор, обогащает внутреннюю культуру человеческой души. Без неё нет нравственности и духовности. Совершенно бесполезно пытаться насытить человека всевозможными материальными благами, нужными ему в экономической и биологической жизни. Человеческая душа несёт в себе неутолимую жажду вечного и беспредельного. Поэтому она никогда не откажется от поисков Бога. Борьба добра и зла в душе человека в «Плаще крестоносца» показана как неизбежный конфликт человеческого существования, а его решение даётся с помощью благодати и мистической тайны, законы которых не поддаются никакому исследованию. Нет ничего более неуловимого, чем вмешательство Бога в ход человеческой судьбы. И нет ничего более необходимого. Это - типично католическое решение нравственной проблематики. В книге прекрасно нарисована картина непримиримого столкновения христианства и манихейской ереси-двух сил, изначально враждебных друг другу. Оздоровление мира, по мысли автора, возможно только через оздоровления христианства вообще, и католицизма в частности. Мудрость, скрытая в его вечных истинах, является для каждого человека надёжным средством для достижения добродетели и благополучия. Об этом же из глубины веков говорит нам и блаженный Августин: «Только тот обретает душевную благодать, кто в своих поисках мудрости подчиняется Богу и идёт по указанному Им пути». С этим трудно не согласиться. В России, кажется, книга такого плана вообще первая. И уже, поэтому она заслуживает внимания читателей, сёрьёзно интересующихся историей религий. Евгений Русских | | Надежда... Вот чего, доргой Павел, нам не хватает. Надежды. Окно в белый день... Это хорошо. И главное, без соплей. Холодно, сжато и потому - в самое сердце. А как жить без веры в "такой свет"? Ведь только вера дает надежду и силы для того, чтобы бороться за изменение мира. В соответствии с нашей неискоренимой мечтой в реальность совершенства. Спасибо. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |