Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Томилин Игорь
Объем: 5446 [ символов ]
Барьер
Не претендуя на полноту…
 
Убийство - уголовное, преступное деяние; причинение смерти другому человеку /"Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"/.
 
Убийство, отнятие жизни у человека - действие по определению противоправное. То есть противоречащее законам общества и обществом пресекаемое. Хотя Право и оговаривает возможность некоторых отступлений. Однако в этом случае убийство перестает называться убийством, оставляя, впрочем, неизменным главное - "причинение смерти другому человеку". Меняет ли смена названия одного и того же действия суть дела?
Рассматривать этот вопрос интересно не с точки зрения права, а с точки зрения нравственных категорий. То есть, несколько упрощенно, с точки зрения религиозных воззрений и сложившихся в обществе традиций.
Христианская религия, как и буддизм, как и ислам не приветствуют убийство ближнего. Сознание человека религиозного, воспитанного, просто нормального должно обладать неким барьером, хорошо усвоенным табу по отношению к убийству.
Тогда почему возникла заповедь «Не убий»?
На протяжении всей (или почти всей) истории человечества, на протяжении тысяч лет, отнять жизнь у ближнего было делом обычным, почти что плевым. То, что убивали человека, не играло никакой роли. Значение могло иметь что-то другое.
Сначала это был вопрос пропитания и выживания. Затем, принадлежности к определенному клану-племени. Например, русская история IX - XIII веков - непрерывная череда жестоких междоусобиц, неминуемо сопровождаемых "причинением смерти". Постепенно все более важное значение приобретал социальный статус. В более позднее время наш русский дворянин легко мог убить своего крепостного. За чужого могли потребовать компенсацию. Но убить равного по положению уже было делом отнюдь не таким легким и простым. Хотя осуществимым и часто осуществляемым. Имели значение религия (часто в купе с территориальными притязаниями). Крестоносец, воин во имя Христа, почитал за честь и доблесть убить араба-иноверца, а тот в свою очередь с удовольствием перерезал глотку «неверному». Это - на войне. В обычной же, мирной жизни ислам вполне терпим к другим религиям и, как и христиане, предпочитал мечу проклятия. Но воины Аллаха и Христа никогда не были терпимы к язычникам, коих вырезали по ходу дела без затруднений и счета. Племенная вражда античных времен плавно сменилась феодальным разбоем, неминуемо сопровождаемым убийствами, ставшим в средние века явлением более чем обычным – профессией, источником существования, часто - развлечением. И осуществляемым по праву силы. По праву силы, на костях строились и смертным страхом и боем поддерживались все империи в истории. Уникальным (насколько я знаю), но от этого не менее страшным, можно признать сугубо русский опыт массового уничтожения собственного народа. И это не только ГУЛАГ ХХ века, но и, например, почти поголовное убийство жителей Новгорода Иваном Грозным, десятков тысяч мужчин, женщин, детей в многодневной кровавой вакханалии. Не иноверцев, не мятежников... И т.д., и т.п.
Здесь же уместно вспомнить, что христианство, провозгласившее заповедь «Не убий», многократно и с удовольствием, с осознанием собственного права от этой заповеди отступало. Это освященные Папой войны рыцарских орденов, например, в северо-западной Руси. Это инквизиция, наконец.
Каждое столетие, со времен незапамятных до дня сегодняшнего, отмечено смертельной чередой.
И общество, и Право на большую часть убийств внимания не обращало - наказание было делом родственников и близких. Понятие кровной мести освящено веками. Другое дело, когда мстить было некому. Но и тут не растерялись. На Руси, например, с виновного - "убийцы" - брали отступные в пользу местного князя. По большей части весьма не дорого.
 
Итак, действительно ли некоторый барьер по отношению к убийству должен существовать? Возможно ли это, если «генетически», на уровне некоей «социальной памяти», – все против! Общество века несло в себе противоречие – освящение и одобрение убийства (как минимум - практикой) с одной стороны и воспитание и проповедь против убийства с другой.
Этот дуализм, видимо, возник очень давно. С того момента, как - следуя скорее подсознательным стремлениям и накопленному опыту, а не осознанному выбору - начались попытки создания некоего «уровня безопасности» отдельно взятыми и, как правило, небольшими, человеческими общностями. Идея «сплотиться и объединиться» всегда определяла - против кого. Это объединение против реального или возможного внешнего врага должно было - в реализации - сводить к минимуму конфликты внутри общности. Но, при этом, одобрять (поддерживать стремление к…, настраивать на…) уничтожение, убийство врага.
Отсюда, важнейшее значение в том, чтобы назвать "причинение смерти другому человеку" убийством, преступлением имело - кто убивал, кого убивали. Иногда - за что…
Убийство своего соплеменника, члена клана, равного - почти всегда грех великий. Следовательно - деяние "уголовное, противоправное". Но убийство инородца, иноверца, чужака, просто неизвестного - дело, греховность которого можно подвергнуть сомнению. И не греховное, может быть, совсем. Как посмотреть. А если он и не чужак, но собственность своя, вещь? Или тварь никчемная, безродная, хоть и человечишко?.. А если еще, супостат поганый, войной пошел - смерть ему! И доблесть убившему.
И есть тут особенное искушение - неограниченная возможность подмены понятий.
 
Так что есть грех - убийство или причинение смерти?..
Дата публикации: 06.07.2005 12:51
Предыдущее: Я осень очень не люблю...Следующее: Другу

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта