|
|
Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Финал (3 этап) Литературно-издательского
|
Произведение | ||
| ||
| ||
Гроза вокруг Кариатиды | ||
| ||
| ||
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Надя, в своё время я занимался АРИЗ-ом (алгоритмом решения изобретательских задач) и ТРИЗ-ом(теорией решения изобр.задач.) - автор Альтшулер. Одним из приёмов решения противоречия был переход в надсистему. Для вас обоих это был бы преход от частных вопросов к общему разговору "вы оба любите поэзию и ради неё... ". Именно это Вам будет предложено вместо членораздельного ответа. Взаимоисключающие рецензии Имануила на одни и те же стихи, но под разными именами, доказали "обьективность" данного рецензента. И стихи Крыловой, если их подкинуть ему под именем Никольской, он разгромил бы. Конечно, ради и из любви к поэзии.-) ==================
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Наденька, мы не будем бодаться! Бодаются от непонимания, а это не наш случай. Для меня всё выглядит иначе, зиждется на другом видении поэтической истории, а не самой поэзии. Это две разных проблемы. Попробую их развести - иначе нет смысла спорить. И в эссе " Моя любимая поэтесса", и здесь, под рецензией ты исходишь из своего личного восприятия, опираешься на свои знания и представления, на свою интуицию и т.п. Но согласись, что одно дело разговор на тему " поэзия - непоэзия" и совсем другое " мысли о поэзии 20-го века". Начнём с того, что Майя Никулина родилась в 1937 году. Краткая информация о ней тут: http://magazines.russ.ru/urnov/2003/16/nikul.html. Это значит, что она ровесница всех моих любимцев, всего поколения так называемых шестидесятников, поколения ХХ-го съезда, поколения Кушнера и Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко и Рождественского, Мориц и Ахмадулиной, Айги, Бродского и Рейна... Оставим в стороне славу, удачливость, знаменитость... Соотнесём для начала только хронологическое место в русской поэзии. Ты пишешь: "Двадцатый век в русской поэзии – обогащение ясной пушкинской гармонии невнятицей и лепетом заново рождающегося разума. Осыпалась мертвой листвой теория прогресса. Окоченело в догмах и ритуалах религиозное чувство. Творческое мышление Нового времени зашло в тупик своих аксиом. И первыми это почувствовали небожители – поэты. " Для меня всё иначе: ясная пушкинская гармония, обогащение? Да нет же! Уже у Лермонтова, Тютчева и Некрасова - другая гармония, вернее три других, у каждого своя! Если кто в 20-м веке и попытался вторично войти в пушкинскую гармонию, то это Давид Самойлов. И ему это частично удалось - он состоялся ПОЭТОМ. Но ЧТО отсюда следует? Что для Самойлова не было тупика аксиом? Или что он по внутреннему устройству ближе других к пушкинскому типу мировосприятия и гармонии? По-моему, второе. И мне думается, что двадцатый век, в частности - ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ, породивший в ранней молодости не социально обусловленные группировки поэтов, как, скажем, народники, народовольцы, разночинцы, сменовеховцы, а объединения по художественным признакам и принципам - футуристы, акмеисты, имажинисты, обэриуты и т.д., этот век в русской поэзии отмечен в первую очередь не обогащением пушкинской гармонии и тупиком философских аксиом, а БОРЬБОЙ ЗА ВЫЖИВАНИЕ ПОЭЗИИ, ПРОТИВОСТОЯНИЕМ, ДУХОВНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ самой жуткой, самой смертоносной за всю историю ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ, ВЛАСТИ. Это - ПЕРВОЕ, что выносится за скобки. А в скобках остаётся, на мой взгляд, не то, о чём ты пишешь. По-моему, в скобках остаётся всё многообразие индивидуальных дарований. Кто-то верно подметил, что поэт - это сознание своей правоты. И реализация своего мировосприятия - своего права на не общее, а личное, личностное выражение лица. Когда-то получила хождение оценочная фраза про Маяковского: " его стихами говорило время". Ерунда полная! Красное словцо! А стихами его гениальных сверстников время молчало??? А сам ВВМ читал наизусть Светлова и Пастернака, метался, не веря в самоубиство Ахматовой, брал с собой в турне "чирикающего серенького перепела" Северянина, оплакивал Есенина, писал поэму "Плохо"... На букву "п" не сказал Пушкину ни слова о Пастернаке, на букву "м" - о Мандельштаме... Грустно... О каких же тупиках аксиом ты говоришь, Надя? Для меня тупики - это сталинская советская "поэзия", это застойная "поэзия" Грибачёва, Софронова и иже с ними. это конбюнктурная лениниана Евтушенко, Рождественского и Вознесенского, это графоманская лавина Стихиры и т.п. А с точки зрения " алгоритма изобретения" есть, по-моему, все основания говорить об изобретениях, больших и малых, наших лучших поэтов. Левитанский изобрёл свою строфику, она унаследована и развита Олесей Николаевой. Слуцкий соотносим с некрасовской традицией. Ученица Заболоцкого - Юнна Мориц создала собственный мир - узнаваемый, Ахмадулина - тоже, ни с кем не спутаешь... Бродский - глобальный шаг вперёд, новая просодия и новое качество всемирности... Майя Никулина - замечательная поэтесса, но трудно говорить об "изобретениях", об оригинальном стиле... * * Г. Ш. Любовь моя бедна - не дарит, не карает: последняя, она всегда такой бывает. Она была такой всегда. Да мы не знали. А мы её порой случайной называли, не зла, не хороша, с начального начала, как старшая душа при младшей продышала. Высокие дела и вечное сиротство она перемогла по праву первородства. Не слава, не слова, не подвиг, не награда, она ещё жива, когда другой не надо. Она в последний час присядет к изголовью, она и после нас останется любовью. Задумаешь понять, да по ветру развеешь. Затеешь вспоминать - и вспомнить не успеешь. Право первородства - у каждого поэта. Мы говорим - "поэты пушкинской плеяды". И никому из них в первородстве не отказываем. Давыдов, Языков, Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер, отчасти Боратынский... Мы говорим о переводчиках - "наследники Лозинского" ... Нормально... Почему же столько неприятия, когда речь о наследниках Бродского? Старик Державин ...заметил... А если заметил Бродский и сказал про поэта, "дышащего в затылок" - то нельзя? Почему" это не комплимент и не характеристика"? Почему из семи книг замеченной Бродским Крыловой надо говорить о ней, как об авторе " Кариатиды"??? А почему не как об авторе "20 сонетов Иосифу Бродскому"??? Только потому, что на этот конкурс автор высставил этот парафраз "Торса"??? Значит о Бальминой по злополучной "Менаде", о Крыловой по "Кариатиде"... Так что ли, Надя? Ты привела цитату из Мандельштама, цитату из Заболоцкого и переключилась на их отзвуки в поэзии Майи Никулиной. А между тем цитата из Мандельштама - не самая представительная. Вот роскошная ссылка на статью Михаила Эпштейна: Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме : Я слышал эту статью в форме доклада на конференции в США, потом читал её в 2000 в "Звезде". Теперь она уже в базе рефератов:)) Её автор, крупнейший учёный, профессор в ун-те в Атланте, т.е. земляк нашего руководителя проекта:) Я уже писал,что мы часто грешим однобокостью, читаем по ключевым словам, создаём свои схемы и свою круговую оборону... невольно подгоняем миры под свои представления, за деревьями не видим лесов... Этим грешат и великие: у Цветаевой один " мой Пушкин", у Ахматовой - другой. Но Пушкин -то един и ... бесконечно многогранен! Ты, Надя, нашла нечто очень близкое тебе у Майи Никулиной - кто против? Никто. Я - так точно нет! НО... при чём здесь автор "20 сонетов к Марии Стюарт", "Речи о пролитом молоке", 2Рождественского романса", " Осеннего крика ястреба", " Новых стансов к Августе" "Облаков Балтики" и т.д. ??? Неужели для того, чтоб оправдать одно конкурсное стихотворение, надо отвергнуть гения и его адептов??? Я помню всемирный конгресс философов в Бостоне в конце 90-х, где познакомился с недавно умершим профессором МГУ - Чанышевым. Его доклад был посвящён НЕБЫТИЮ, понятию НИЧТО. Вот ссылка: http://psylib.org.ua/books/_chana01.htm. (А.Н.Чанышев:ТРАКТАТ О НЕБЫТИИ. Воп.философии.№10. 1990 Чанышев читал мне свои стихи, читал наизусть Бродского и Гесиода. Незабываемо. Потом Бродского спонтанно наизусть читал на своём вечере мой любимый Фазиль Искандер - незабываемо! Но, Надя, мне и в голову не придёт, отвергать Никулину гением Бродского... Она меня не так сильно впечатляет, как тебя, и ещё меньше, чем её сверстницы Мориц и Ахмадулина, и чем Крылова, Бальмина, Таня Литинова, Вера Павлова, Моревна и Даша Баталина, но не признать в ней поэта ??? Боже упаси! Мне только не нравится географический эпитет рядом с её именем, ничего не говорящий по существу о поэзии... Теперь о том, что ты пишешь о "Вдруг": "музыка грозы, размыкающей обыденный круг бытия, и живет в стихах Веры Никольской. Ее гроза - мифологическое существо, озорное и грозное, ворвавшееся в дом и сад, если хотите, в греческий Номос, обозначенный несколькими штрихами - лучом солнца, садом, глубью колодца. Тщательно оберегаемый мирок авторского сознания - не отъединенный от разбойного нападения стихии, но тем более драгоценный, тем более светящийся счастьем." Замечательное резюме, тема, сюжет, - какие стихи мог бы написать об этом поэт!!! А написан - бледный суррогат со смысловыми ляпами, торчащими из каждой строки. Будем выдавать желаемое за действительное? Или лучше послушаем настоящего поэта? * * * Вышла в сад, которого нет, в дождь, который везде, лягушка на красный закатный свет путешествует по воде, вся она - сердца дрожь в мешочке зеленых кож, всасыванье тревог из воздухов облакатых в красных дождях и светах, вздувается и опадает кожаный мокрый бок - бездонно глубок, а спинка ее в слезах, зеркальная спинка вся в мокрых глазах, в искрах закатных свеч. То, что во мне голодает, у нее отнимает речь. 1992 * * * Снег бросается с крыш, всю ночь грохоча о ржавую жесть желобов. Из-под ватника белый халат врача шелестит меж фонарных столбов. На холщовых носилках сугроб несут, качаясь, как пламя свеч. В четверть пятого лопается сосуд, по которому льется речь. Я люблю тебя только за то, что жив, и более ни за что. Снег бросается с крыши, замком сложив многорукое решето, сквозь которое брызжет сверканье, дрожь. Руки сложив замком, я люблю тебя только за то, что ложь отнимается с языком, - только за то, что через постель свобода бежит, как мышь, в стране, где срывается жизнь с петель и снег бросается с крыш. 1994 Надя, как тебе эти стихи? Не будем сравнивать... Я достаточно сравнений привёл уже в рецензии на " Вдруг" от В.Никольской. И даже экспромт сочинил - в момент. Только псевдочувств не приемлю, из мухи слона, и не премину улыбнуться, видя смущение "мирков" при обычном мирском ливне. ... Я позволю себе завершить этот превратившийся в эссе ответ на твоё рассуждение, Наденька своим посвящением Саше Кабанову : ЯВЛЕНИЕ ПОЭТА Александру Кабанову *** Неожиданно кончилось вечное лето. От ветров и дождей я совсем поотвык. Ночью глянул в окно и увидел Поэта, Бесшабашной стихии услышал язык. И откликнулось сердце на редкую милость, Словно это случилось со мной, а не с Ним: Что-то новое в мире кроилось, творилось И привычный пейзаж становился иным. Это Он, имярек, заржавевшие связи Разрывал, отрывая от слов ярлыки, И лепил, и ваял в сокровенном экстазе Несказанное чудо стиха и строки. Беспощадным бесстрашием меткого глаза Он хватал за грудки этот мир, говоря: « Ты прекрасен, старик, но – вовек недосказан, А поэтом родиться – родиться не зря!» За окном и по крыше гроза громыхала, Бескорыстно расходуя пафос Творца, А душа мне шептала, что это – Начало, У которого нет и не будет Конца. Пусть вернётся не раз ещё «вечное лето», Заглушая быльём безутешный родник, Мир опять возродится явленьем Поэта, Бесшабашной стихии услышав язык. 24.12.2002
|
Наши новые авторы |
Лил Алтер |
Ночное |
Наши новые авторы |
Людмила Логинова |
иногда получается думать когда гуляю |
Наши новые авторы |
Людмила Калягина |
И приходит слово... |
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке" |
Положение о конкурсе |
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг |
Презентации книг наших авторов |
Максим Сергеевич Сафиулин. "Лучшие строки и песни мои впереди!" |
Нефрит |
Ближе тебя - нет |
Андрей Парошин |
По следам гепарда |
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика. |
Наши эксперты - судьи Литературных конкурсов |
Татьяна Ярцева |
Галина Рыбина |
Надежда Рассохина |
Алла Райц |
Людмила Рогочая |
Галина Пиастро |
Вячеслав Дворников |
Николай Кузнецов |
Виктория Соловьёва |
Людмила Царюк (Семёнова) |
Павел Мухин |
Устав, Положения, документы для приема |
Билеты МСП |
Форум для членов МСП |
Состав МСП "Новый Современник" |
Список Действительных членов МСП |
Список членов МСП |
Планета Рать |
Региональные отделения МСП "Новый Современник" |
Литературные объединения МСП "Новый Современник" |
Льготы для членов МСП "Новый Современник" |
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу |
Организация конкурсов и рейтинги |
Шапочка Мастера |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
Открытие Кабачка "12 стульев": приглашаются все! |
Общие помышления о застольях |
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского |
Комплименты для участников застолий |
Cпециальные предложения от Кабачка "12 стульев" |
Беседы с духом Мастера Гамбса |
Литературный журнал "12 стульев" |
Конкурс имени МИхаила Задоррнова |
Итоги Конкурса имени Игоря Губермана |
Литературные объединения |
Союз писателей ДНР |
"Cеребряная ладья" |
"Остров вдохновения" |
"Союз литераторов «Перо и слово» |
Литературные организации и проекты по регионам России |
Воронежская область |
Рязанская область |
Рязанская область |
Шапочка Мастера |
Как стать автором книги всего за 100 слов |
Положение о проекте |
Общий форум проекта |