Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Юмор и иронияАвтор: Галина Степанова
Объем: 12371 [ символов ]
Федор. Отрывок из повести"Малахитовая лягушка"
УТРО НОВОГО ГОДА
Вспоминаются добрые забавные случаи.
Так, в пору их молодости Фёдор подрабатывал на детских утренниках Дедом Морозом во Дворцах и Домах культуры. Его приглашали охотно: высокий рост, широкие плечи – все дедморозовские шубы, казалось, были сшиты на него по индивидуальному заказу. Опять же – непьющий, а, значит, не подведет, не останутся дети, пришедшие на утренник, без Деда Мороза. Но самое главное – у этого студента консерватории был прекрасный, звучный бас, так подходивший к его роли. Платили немного, но в день по шесть–семь ёлок – и выходило совсем неплохо, и это было большим подспорьем в их семейном бюджете.
Это произошло 1 января. Всю новогоднюю ночь они с друзьями гуляли, запускали фейерверки, и уснули где-то под утро. А самый первый утренник в новом году у Фёдора начинался в 10 утра. Нина попросила её не будить и одежду собрать с вечера. Фёдор приготовил всё, кроме носков. Утром, сквозь сон, Нина слышала, как он лазит по шкафам, но так хотелось спать, просто не было сил открыть глаза. После продолжительных и безрезультатных поисков Фёдор понял, что сам не справится, потёрся подбородком о Нинину щеку:
– Нина, проснись на секунду. Где мои носки?
– Там, – махнула рукой Нина в сторону шкафа, не открывая глаз.
– Там я уже смотрел, – зашептал Фёдор.
– Смотри лучше – пробурчала Нина.
Фёдор посмотрел лучше и обнаружил мешок. Полный мешок чистых мужских носков.
Здесь надо сделать отступление. Иногда Нина мечтала стать хорошей хозяйкой: печь яблочные пироги или пироги с капустой, штопать носки, натянув на деревянный грибочек или на электрическую лампочку, чтобы была настоящая штопка на пяточке. Почему-то ей казалось, что быть хорошей хозяйкой, хранительницей домашнего очага можно только встречая мужа пирогами, а по вечерам забравшись с ногами в кресло, вышивать крестиком или штопать носки. Так вот, прохудившиеся носки Нина не выбрасывала. Она складывала их в отдельный мешок и мечтала, что когда-нибудь, когда у неё будет свободное время, она, Нина, ими, носками, займется. Шли годы, свободного времени всё не было, мешок становился всё больше. Вот на него то и наткнулся Фёдор первого января, собираясь на новогодний утренник. Носки в мешке были аккуратно сложены. Фёдор обрадовался находке, надел одну пару.
– Нинок, один носок дырявый, – засмеялся он
– Возьми другие, – простонала Нина
– Другие тоже дырявые, – восхитился Фёдор через минуту
Ниночка была умницей, логическое мышление, все-таки физик.
– Знаешь, – придумала она, а ты надень носки на носки. Может, дырочки не совпадут…
Фёдор поразился такому оригинальному решению вопроса, на какое-то время затих, и Ниночка снова задремала, Проснулась окончательно от Федькиного хохота, села в постели.
– Нин! Совпали дырочки!
– Господи! Где ты их откопал? – Нина увидела мешок. – Нормальные носки лежат на полке с твоим бельем! Или нет, лучше посмотри под ёлочкой. Тебе Дед Мороз вчера что под ёлочку положил? Что тебе Дед Мороз каждый год под ёлочку кладет? Носки, Федя. Надевай, ты опоздаешь.
Когда она эту историю рассказала Светке, та долго хохотала, а потом сказала: «Дырочки совпали… А Фёдор смеялся, говоришь. Счастливая ты, Нинка. Мне бы такого мужа, а то попадётся какой-нибудь зануда».
 
ОБИДА
 
Нет, был, пожалуй, случай, когда они обиделись друг на друга и обижались целых три дня. Это было в самом начале их совместной жизни. Жили они отдельно от родителей, а обедать и ужинать ходили к ним, студенческих стипендий едва хватало на завтраки.
Однажды утром, это было в воскресенье, Фёдору пришла идея:
– Давай, Нин, удивим твоих. Приготовим что-нибудь вкусненькое и пригласим их на обед. А что, кастрюли у нас есть, – на полке стояли семь новеньких симпатичных кастрюль – свадебный подарок однокурсников.
– А вот здесь инструкции – Фёдор достал с книжной полки красочную книгу «О вкусной и здоровой пище», ее тоже кто-то подарил на свадьбу.
– А чем удивим? – Нине идея понравилась, но она сильно сомневалась, что у них что-то получится
– Давай так, ты называешь страницу и строку, на что выпадет, тем и удивим.
Выпал борщ. Не просто борщ, а украинский борщ с пампушками. Пампушки отвергли сразу – это уже высший пилотаж, хотя, наверное, необыкновенно вкусно. Из продуктов, необходимых для украинского борща без пампушек, в доме была соль и лавровый лист. За всем остальным они сходили в магазин, благо, стипендию получили накануне. Поспорили немного, в какой кастрюле готовить: самая большая была пятилитровая, самая маленькая – литровая.
– Варить, так варить! – сказал Федор, и они выбрали самую большую пятилитровую кастрюлю. Принесли на кухню часы и начали дружно готовить, всё время, заглядывая в поваренную книгу. Через два часа на плите благоухал шедевр – украинский борщ, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства.
– А теперь, Нина, самое главное: весь секрет в том, что он должен настояться. Как только совсем перестанет кипеть, нужно закрыть крышкой и дать постоять, получится, как в русской печи, – вошел во вкус Фёдор. Эти премудрости он вычитал только что и с удовольствием делился новыми знаниями с женой. Нина взглянула на часы. Родители должны прийти примерно через час. Борщ успеет настояться, а она успеет кое-что сделать для завтрашнего семинара по математике.
– Конечно, иди, занимайся, – согласился Фёдор, чмокнув Нину в щечку, – я всё сделаю сам, закрою крышкой, нарежу зелени, хлеба.
Через несколько минут Фёдор вышел из кухни и, стараясь не отвлекать Нину, устроился на диване с книгой. Когда пришли родители, ребята побежали на кухню, и вот тут возникло недоразумение – кастрюля была открыта, крышка лежала рядом.
– Ты забыл закрыть, – сказала Нина.– Все пропало, он не настоялся.
– Я закрывал, – обиделся Фёдор – Может быть, ты открывала?
– Ну, ты же видел, я даже не заходила в кухню….
Борщ, даже ненастоявшийся, оказался очень вкусным, родители ели и нахваливали, просили добавки. Мама всё же заметила, что Нина расстроена, да и Фёдор какой-то взъерошенный, и, уходя, спросила у дочери, что случилось.
– Да нет, ничего. Кастрюлю забыли закрыть. Борщ настояться должен.
Мама засмеялась, а Фёдор обиделся еще больше. Ему не верят, ну и пусть. И обижался, пока они этот борщ не доели. На третий день Нина, наливая остатки борща в тарелки, замерла над кастрюлей, засмеялась и позвала Фёдора:
– Смотри, что на самом дне лежит
На дне лежала крышка, крышка от другой кастрюли, той, что поменьше.
– Прости, Федя, ты действительно закрыл.
Эту историю они вспоминали часто, всегда со смехом, но Нина запомнила то, что сказал тогда Федор.
– Я всегда говорю правду.
Федор действительно никогда не лгал, даже в мелочах. И вчера вечером, когда уложили детей, он тоже сказал ей правду: «Я полюбил другую женщину…» Правду, от которой где-то около сердца росла пустота и мешала Нине дышать.
 
НА ДАЧЕ
 
И снова память подсказала добрую и забавную историю, героем которой был её Фёдор.
Лето. Дача. Фёдор приезжал сюда один, когда она по выходным была занята в своей лаборатории. Детей привозили редко, их опекали на своей старой благоустроенной даче Нинины родители, считая, что там им будет лучше. С соседями только не повезло – дачи у всех были образцово-показательные. На всех трёх участках вокруг с мая по сентябрь шла битва за урожай. И урожаи были небывалые – машинами вывозили, легковыми, правда. А они с Фёдором весь свой небогатый урожай увозили в рюкзаках на велосипедах. На даче они отдыхали: купались, рыбачили, загорали. Фёдор запускал с ребятишками воздушных змеев, сооружал скворечники, рисовал. Она еще совестилась соседей и старалась поддерживать на огороде мало-мальски порядок, но Фёдор останавливал её, убеждал, что у них участок куда лучше, чем у соседей с их грядками, похожими на могилки, с табличками, где кто, то есть, где что посажено и посеяно, с выложенными бетонными плитками дорожками. А по их огороду Сашка с Галочкой гоняли на велосипедах. И такое разнотравье! Еще был гамак. Почему-то он больше всего раздражал трудолюбивых соседей. Они просто видеть не могли покачивающегося в гамаке Фёдора с книжкой в руках, засыпающего под тарахтенье их моторов, насосов, травокосилок. Может быть, потому, что им самим некогда было даже присесть за весь день, а уж раскачиваться в гамаке в такую страдную пору…
Выспавшись на свежем воздухе, Фёдор заходил в дом, распахивал окна и пел. Не для того, чтобы соседей позлить, просто пел, потому что пелось. Пел при открытых настежь окнах, вспоминая весь свой репертуар. Почему-то соседи это не ценили и раздражались еще больше.
Однажды, приехав на дачу, Фёдор обнаружил, что заросли крапивы у забора и его любимый лопух, его гордость, красавец, с листьями в полметра, с лиловыми колючками безжалостно скошены вражеской соседской рукой. Кем же еще, кому, кроме соседей, могла помешать такая красота!
Что сделал бы нормальный обычный дачник, обнаружив, что на его участке кто-то похозяйничал? Правильно. Возмутился, побежал бы разбираться, закатил бы истерику. Фёдор же дождался вечера, вынес на открытую веранду самовар, настоящий, не электрический. Отмыл чашки, вытащил банку отличного липового меда, привезенного с Алтая, и, накрывая стол, запел: "Приходите, тараканы, я вас чаем угощу", и сам же расхохотался. Он с уважением относился к своим соседям – это как-то само, непроизвольно пропелось. «Лучше так, – решил Фёдор, и запел партию стольника из оперы Манюшко «Галька». Теперь он точно пел для своих соседей, во весь голос, стоя у самого окна:
Я за дружбу и участье,
Братья, чару поднимаю
Ах, друзья, какое счастье!
Я теряюсь и не смею,
Выразить вам не сумею
Благодарность за участье…
Все приготовил и изыскано вежливо пригласил своих соседей на чай. В чае Федор толк знал, и заваривать умел хорошо. Не был уверен, что дачницы-труженицы придут, но они пришли, подумали, наверное, что это он из благодарности за их труды на его участке организовал это чаепитие. А Фёдор разливал чай, подавал душистый мед. Память у него была профессиональная, и всех соседок называл уважительно по имени-отчеству, искренне хвалил их огороды и цветники, восхищался богатыми урожаями. Потом сходил в дом и принес свои рисунки, написанные акварелью. Вот бело-розовые мальвы соседки справа. Мария Степановна оглянулась на свои мальвы, сравнила с тем, что было на рисунке, ахнула: «Ну, до чего чудесно изобразил! Еще лучше, чем в жизни!» А здесь потемневшая от времени бревенчатая банька соседки слева с подсолнухами на переднем плане. Соседка слева, Антонина Петровна, взяла в руки рисунок, залюбовалась своей банькой, загордилась.
– А это узнаёте? – Фёдор показал следующий рисунок: утренняя сверкающая роса на листьях крапивы, рядом желтые одуванчики.
– Это там росло, на моем участке, – с грустью в голосе произнес он. И, не дав гостьям опомниться, положил на стол ещё одну акварель, где был изображен милый сердцу Фёдора шикарный лопух.
– А вот это до вчерашнего дня было во-он там, – махнул горестно рукой – все же Фёдор был артистом.
Соседки сидели молча. По всему было видно, что им неловко, но что делать, они не знали... А Фёдор прочитал им небольшую лекцию о толерантности, о том, что люди все такие разные: одним, например, нравится запах навоза, широкие грядки и узкие дорожки между ними, а другим дорог вот этот лопух, который, к сожалению, остался теперь только на бумаге, нравится роса на траве, нравится гамак. Соседки слушали и думали: «Какой всё же умный, добрый и интеллигентный этот Фёдор!И какой талантливый, – и поет хорошо, а как рисует... Гордиться надо, что у них такой замечательный сосед, а не бороться с сорняками на чужих огородах».
Фёдор, закончив свою речь, широко улыбнулся и подарил соседке справа акварель "Мальвы"а соседке слева – «Подсолнухи». Это был День, вернее, Вечер Примирения.
Нина потом долго удивлялась, что это с ними случилось, с соседками, такие стали приветливые и милые, и все угощают, угощают. На столе теперь не переводилась петрушка, кинза, укроп, огурчики, помидоры и прочая зелень. Но больше всего Нину потрясло, что соседка справа, Мария Степановна, та, у которой мальвы, эта соседка, увидев, что Фёдор забрался в свой любимый гамак, заботливо выключила свою громкоголосую газонокосилку и занялась своими грядками. Фёдор молчал и таинственно улыбался недели две, но потом всё равно всё ей рассказал.
Дата публикации: 21.11.2008 17:51
Предыдущее: ПОДХАЛИМАЖСледующее: КАРМА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Татьяна Кунилова (Stik)[ 11.07.2008 ]
   Замечательный рассказ, Галина!
   Такой добрый и веселый...
   Знаете, я на вашей страничке душой отдыхаю: вот стало невесело, чуть ли не слезы на глазах, а прочту парочку ваших рассказов - и жизнь веселей! Заразительные они такие, заряжают хорошим настроением!
   Спасибо!
   Желаю вам успехов, а себе - увидеть еще не один ваш новый рассказ...
   Татьяна
SolaHomo[ 02.08.2008 ]
   Произведение великолепно! Когда в первый раз читал, было ощущение, что попал в сказку. Образы даются очень ярко и живо. Слова «никогда не врал» говорят в пользу выдуманности всех трёх историй. Но если б не закавыченное, то вообще не было б ясно, было ли то, о чём у Вас написано, в реальности. А из-за доброго тона, благодаря которому так и хочется про себя кричать: «Вот так вот надо делать! Как он(а)!» — я отношу рассказ к поучительной истории.
   
   Но такое поучение, поймите меня правильно, хорошо. Оно ненавязчиво. Оно просто показывает способ действия в морально непростых ситуациях. И показывает следствие такого выбора поведения. Последствие оказывается позитивным. Как и общее впечатление об этом рассказе.
   
   Особо хотелось бы отметить ещё два положительных момента, на которые я просто обязан был обратить внимание. Во-первых, мне очень понравилось, что Вы, Галина, используете не "такие", как подавляющее большинство современных прозаиков, а «такие» кавычки. Это очень порадовало мой глаз. Действительно, в русском языке есть только два варианта кавычек: «ёлочки» и „лапки“. А "программистски­й"­ их вариант, напоминающий лапки, обычно говорит о том, что автору важна не форма, а содержание. Обычно такое отношение приравнивается к неуважению к читателю. Поэтому очень приятно, Галина. Очень! Во-вторых, Вы пользуетесь буквой «ё». К этому я ещё вернусь.
   
   Минусы, к сожалению, здесь также присутствуют. Их достаточно много. Если автор пожелает, я могу написать про это побольше. А пока три момента, которые бросились мне в глаза при первом же прочтении и которые я после этого самого прочтения запомнил.
   
   1. «Так, в пору их молодости, Федор…»
   У меня, сразу скажу, с кодировкой что-то не то. Видимо, так. «Главное» название рассказа у меня отображается в виде набора символов. Кстати, именно это и заставило меня нажать на это название: стало интересно :) Поэтому не знаю, специальный ли это приём, или у меня действительно что-то не то. Равно как и не знаю, связано ли это «Так, » с невидимым для меня названием. В любом случае хотелось бы узнать, зачем оно нужно. Обобщающее слово в качестве начала, конечно, очень необычно, но привлечению внимания совершенно не способствует. Наоборот, первая мысль: «Что за бред?» Начинаешь перечитывать, искать связь с названием и т.д. А надо ли это автору?
   
   2. Запомните три этих слова:
   1) дед-мороз (игрушка);
   2) Дед Мороз (дядечка, копией которого является дед-мороз);
   (больше звукосочетание [д'этмъро/с] никакими словами не передаётся)
   3) дедморозовский (прилагательное для слов из п. 1 и п. 2).
   
   3. Использование «ё», конечно, даёт плюс Вам. Но непоследовательность­ в её написании — превращает этот плюс в минус. Есть два варианта использования этой буквы, помимо разного рода специальных, официальных и прочих изданий.
   
   Вариант 1. Буква «ё» используется только в обязательных случаях. Какие случаи обязательны, говорит нам § 10 действующих Правил русской орфографии и пунктуации 1956 года или § 5 официально ещё не действующих, но реально — уже применяемых Правил русской орфографии и пунктуации 2006 года. Позволю себе сослаться на те и на другие.
   
   1956.
   1) Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова (узнаем — узнаём);
   2) Когда надо указать произношение малоизвестного слова (река Олёкма).
   
   2006.
   1) Для предупреждения неправильного опознания слова (все — всё (!!!), небо — нёбо), в т.ч. для указания на место ударения в слове (ведро — вёдро, узнаем — узнаём);
   2) для указания правильного произношения слова — либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение (сёрфинг, флёр, щёлочка), в т.ч. для указания правильного ударения (осуждённый, новорождённый, филёр);
   3) в собственных именах — фамилиях, географических наименованиях (Шрёдингер, Олёкма).
   
   Вариант 2. Правилами не предусмотрен. Но тоже встречается. При этом варианте буква «ё» используется везде.
   
   Когда же в слове «её» буква «ё» используется, а в слове «всё» — нет, то это выглядит, Галина, по меньшей мере странно :)
   
   Тем не менее, Галина, спасибо за рассказ! Он прекрасен! У Вас отлично получается писать!
Тамара Шаркова[ 06.08.2008 ]
   Прочла отрывок, будто три маленьких фильма посмотрела - настолько ярко и образно представлены герои и события.
   Только неужели Фёдор и в самом деле полюбил другую женщину?Жаль... Потому что он и Нина – прекрасная пара, будто единое целое.
 
Галина Степанова[ 17.08.2008 ]
   Тамарочка,спасибо за отзыв, я письмо напишу, вот только с дачными делами разделаюсь. Галина.
Тамара Шаркова[ 17.08.2008 ]
   Хорошо, Галя, - я так и подумала, что Вы сейчас накрепко привязаны к своей милой дачке:) А у нас дикая жара...
SolaHomo[ 12.08.2008 ]
   Приятно, что Вы, Галина, учли мои предыдущие замечания. Как и просили, продолжаю. В основном, конечно, страдает пунктуация. Но стараюсь обращать внимание на всё. Но пунктуации всё равно больше всего получилось...
   
   1. Ясно теперь, что за «Так, в пору их молодости». И, насколько я понимаю смысл предложения, должно быть: «Так, в пору их молодости Федор подрабатывал на детских утренниках…» Вы, наверное, подумали, что раз вводится запятая перед словами «в пору их молодости», то должна быть и после. Но лично я не вижу необходимости выделения этого оборота (теоретически такая возможность у Вас, как автора, есть; если Вы сможете обосновать её, то замечание, разумеется, снимается). Поэтому рекомендую запятую убрать. А «Так, » написано потому, что это вводное слово.
   
   2. Слово «Федор» читается именно как Ф['э]/дор? Всё-таки непоследовательность­ в расстановке букв «е» и «ё» сохранилась. Ну хотя, разумеется, это дело автора. Правила в отношении седьмой ячейки нашего алфавита дают только рекомендации. Окончательный выбор за Вами.
   
   3. «Платили за елки немного, но в день по шесть – семь елок – и выходило совсем неплохо». Русский язык богат синонимами. Поэтому одинаковые слова, которые стоят близко в тексте, и тем более — если в одном предложении,— не рекомендуется употреблять. Практически всегда в художественной речи можно найти замену или, в конце концов, пропустить повтор. Например, в Вашем случае (как вариант): «Платили за ёлки немного, но в день их было по шесть–семь — и выходило совсем неплохо…»
   
   4. «По шесть – семь». Не нужны здесь пробелы.
   
   5. «А самый первый утренник в новом году у Федора начинался в 10 утра. Нина попросила ее не будить и одежду собрать с вечера. Федор приготовил все, кроме носков. Утром, сквозь сон, Нина слышала, как Федор лазит по шкафам… После продолжительных и безрезультатных поисков Федор понял, что сам не справится».
   Я понимаю, конечно, что Фёдор (или всё-таки Федор? Кстати, обратите внимание так же на то, что собрал он всЁ, а не всЕ) хороший человек, а хорошего человека должно быть много. Только в художественном тексте это не всегда уместно. В диалоге, кстати, тоже можно использовать местоимения «он» и «она».
   
   6. «Иногда Нина мечтала стать хорошей хозяйкой: печь яблочные пироги, или пироги с капустой, штопать носки, натянув на деревянный грибочек или на электрическую лампочку, чтобы была настоящая штопка на пяточке». Наиболее приемлемая пунктуация выглядит так. Иногда Нина мечтала стать хорошей хозяйкой: печь яблочные пироги или пироги с капустой; штопать носки, натянув [как вариант — «…яблочные пироги (или пироги с капустой); штопать…»] на деревянный грибочек или на электрическую лампочку, чтобы была настоящая штопка на пяточке.
   Запятая в сочетании «яблочные пироги или пироги с капустой» не ставится потому, что при её наличии получается несколько иной смысл. А именно: «яблочные пироги, а вернее их разновидность — пироги с капустой». Не думаю, что автор имел в виду это. Поэтому общее правило: если союз «или» один, запятая перед ним не ставится.
   
   7. «Почему-то ей казалось, что быть хорошей хозяйкой, хранительницей домашнего очага можно только встречая мужа пирогами, а по вечерам забравшись с ногами в кресло, вышивать крестиком или штопать носки». Сложное предложение — это, бесспорно, здорово. До тех пор пока оно не начинает сбивать. В данном случае — автора. Корректнее: «…а по вечерам, забравшись с ногами в кресло, вышивая крестиком или штопая носки». Но слишком много деепричастий. Лучше как-нибудь разбить.
   
   8. «Вот на него то и наткнулся Федор». Правильно: на него-то.
   
   9. «– Давай удивим твоих. Приготовим что-нибудь вкусненькое и пригласим их на обед. А что, кастрюли у нас есть, – на полке стояли семь новеньких симпатичных кастрюль, – свадебный подарок однокурсников». Тут с пунктуацией не всё в порядке. После «кастрюль» надо оставить или тире, или запятую (я бы поставил запятую, но не смею настаивать), иначе получается, что Фёдор сказал: «Давай удивим твоих. Приготовим что-нибудь вкусненькое и пригласим их на обед. А что, кастрюли у нас есть, свадебный подарок однокурсников». Если это и имелось в виду, то замечание снимается.
   
   10. «Поспорили немного, в какой кастрюле готовить: самая большая была пятилитровая, самая маленькая – литровая.
   – Варить, так варить, – сказал Федор, и они выбрали самую большую пятилитровую кастрюлю».
   Это место смутило. Во-первых, повтор. Во-вторых, тогда уж должно быть, наверно, «…самую большую, пятилитровую…»
   
   11. «Принесли на кухню часы, и начали дружно готовить, всё время, заглядывая в поваренную книгу».
   А тут наоборот: аж две лишних запятых. Перед нами с точки зрения русского синтаксиса простое (хоть и осложнённое) предложение. Два сказуемых: «принесли» и «начали готовить». Принесли и начали. Запятая не нужна. (Это общее правило: если есть два однородных члена, между которыми стоит союз, то запятая не ставится.) Осложнено это предложение деепричастным оборотом «всё время заглядывая в поваренную книгу», который отделяется запятой, но внутри которого она не нужна.
   Таким образом, предложение должно выглядеть следующим образом:
   Принесли на кухню часы и начали дружно готовить, всё время заглядывая в поваренную книгу.
   
   12. «– Да нет, ничего. Кастрюлю забыли закрыть. Борщ настояться должен.
   Мама засмеялась, а Федор обиделся еще больше. Ему не верят, ну и пусть. И обижался, пока они этот борщ не доели. На третий день Нина, наливая остатки борща…»
   Борща слишком много :-)
   
   13. «На всех трех участках вокруг с мая по сентябрь шла битва за урожай. И урожаи были небывалые – машинами вывозили, легковыми, правда. А они с Федором весь свой небогатый урожай…»
   Не знаю; может быть, у вас это специальный приём такой: хорошего человека должно быть много, 5 литров борща — много, урожай с четырёх участков — большой… Если так, то виноват, не заметил. А сейчас я вижу только, что имеются частые повторы этого слова. Слова «урожай».
   
   14. «Она еще совестилась соседей и старалась поддерживать на огороде мало-мальски порядок, но Федор останавливал ее, убеждал, что у них участок куда лучше, чем у соседей с их грядками, похожими на могилки, с табличками, где кто, то есть, где что посажено и посеяно, с выложенными бетонными плитками дорожками».
   Слишком сложно построено. Плюс запятая после «то есть» не нужна.
   
   15. «Еще был гамак. Почему-то он больше всего раздражал трудолюбивых соседей. Они просто видеть не могли покачивающегося в гамаке Федора с книжкой в руках, засыпающего под тарахтенье их моторов, насосов, травокосилок. Может быть, потому, что им самим некогда было даже присесть за весь день, а уж раскачиваться в гамаке в такую страдную пору…»
   Теперь гамак :-)
   
   16. «Кем же еще, кому, кроме соседей, могла помешать такая красота».
   Предложение точно не повествовательное. Либо восклицательное, либо (и так — скорее всего) вопросительное.
   
   17. Следующее предложение. В кавычки не беру.
   Отмыл чашки, вытащил банку отличного липового меда, привезенного с Алтая, и, накрывая стол, запел: «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу «, и сам же расхохотался.
   Здесь опять перед «и» лишняя запятая, во-первых. ([Он] отмыл, вытащил и запел.) Во-вторых, закрывающая кавычка ставится в другую сторону :-)
   
   18. «Лучше так, – решил Федор, и запел партию стольника
   Тут не закрыта прямая речь. И опять: Фёдор решил И запел. Должно быть: «Лучше так», — решил Фёдор и запел партию стольника…
   
   19. «Все приготовил и изыскано вежливо пригласил своих соседей на чай». Вообще не понял предложение. Объясните, пожалуйста.
   
   20. «Не был уверен, что дачницы-труженицы придут, но они пришли, подумали, наверное, что это он из благодарности за их труды на его участке организовал это чаепитие».
   Тоже весьма странное предложение. Если дачницы изначально предполагали, что Фёдор будет их «благодарить», то чего ж, извините, припёрлись? Если это не сарказм, то тоже странно выходит: как будто кто-то может быть благодарен за то, что соседи срезали его растения.
   
   21. «Память у него была профессиональная, и всех соседок называл…»
   Лучше, если: «Память у него была профессиональная, и всех соседок ОН называл…»
   
   22. «– А это узнаете?»
   Вот из-за странного принципа использования буквы «ё» непонятно, что за слово: то ли «узнАете», то ли «узнаЁте». Классический случай :-)
   
   23. «– А вот это до вчерашнего дня было во-он там, – махнул горестно рукой, – все же Федор был артистом».
   Из пунктуации следует, что наш никогда не врущий сказал следующую фразу: «А вот это до вчерашнего дня было во-он там, всё же Фёдор был артистом». После «рукой» надо убрать или тире, или, лучше, запятую.
   
   24. «Какой все же умный, добрый и интеллигентный этот Федор».
   Восклицательный знак. После этого должен быть восклицательный знак. Вообще — если предложение начинается со слова «какой» (какая, какие) и можно поставить при этом «Ах, » перед ним, то в конце нужен восклицательный знак. Тем более, если речь идёт о дачницах :-) Они вообще по своей натуре довольно эмоциональный. Кстати, там дальше, в этой же фразе, ещё несколько восклицательных знаков пропущено. Можно разбить предложение. Причинно-следственна­я­ связь будет прослеживаться. Хотя там довольно сложно будет расставить знаки. Но можно :-)
   
   25. «Гордиться надо, что у них…»
   Это что, соседки так говорили?! «…у них…»?! Я сомневаюсь. Или прямая речь не вовремя закрыта, или уж давайте тогда «у нас», а не «у них».
   
   26. «Мальвы «
   = «Мальвы»
   
   27. «Но больше всего Нину потрясло, что соседка справа Мария Степановна, та у которой мальвы, эта соседка, увидев, что Федор забрался в свой любимый гамак, заботливо выключила свою громкоголосую газонокосилку и занялась своими грядками».
   Слишком сложное предложение. Но это ладно. Оставить можно. Только перед «который» всегда ставится запятая: «…та, у которой мальвы…». Ещё, на мой субъективный взгляд, перед «Мария Степановна» тоже должна быть запятая, ибо идёт как бы уточнение. Тут, конечно, автору виднее. Возможно, я просто-напросто не по-авторски произношу текст.
   
   Вот, собственно, и всё :-) Некоторые типичные моменты (особенно связанные с «ё») я оставил на Ваш суд и не стал даже упоминать о них. Спасибо ещё раз.
 
Галина Степанова[ 16.08.2008 ]
   Здравствуйте, SoloHomo. Спасибо Вам за Ваш такой огромный труд и , конечно, ВРЕМЯ! Со всеми замечаниями я совершенно согласна.В этом отрывке я постараюсь всё исправить,а потом пересмотреть, всё размещённое здесь. Что я поняла? Что нужно внимательнее относиться к тому, что пишешь, уважать читателя и себя уважать. Я вот подумала,увидели бы меня мои ученики сейчас! 50 ошибок в таком маленьком отрывке!!!(я историю и обществознание преподаю). А ведь считала я себя нормальным, грамотным человеком. Этот рабор полётов заставил задуматься. Ещё раз большое спасибо. С уважением. Галина.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта