Глава 1. Метафизическая . Будучи единственным сыном угасающего дворянского рода, он рос баловнем и занимался только тем, что его увлекало, но увлечения его были благородными : науки и тонкие материи. С приходом новой власти пришлось выполнять государственные заказы, поскольку они давали возможность пользоваться оборудованием на кафедре, и статус - для общения с учеными всего мира, в том числе по ходу проектирования метрополитена - бомбоубежища. Профессор тогда уже предрекал тектонические катастрофы в разных районах страны и в обеих столицах, чем навлек очередное недовольство свыше, посему спрятал расчеты, затих : у него было свое убежище и от женщин, и от власти - метафизика, ради неё он терпел многое. Привычка не привлекать внимание, сделала его гордое и достойное лицо непроницаемо - угрюмым, привычка молчать - поджатым рот, трудно было воспринимать его красивым; высокий рост сокращала сутулая спина, спортивную фигуру портили небрежные советские одежды. Но ему и в голову не приходило, о чем всегда озабочены японцы, задуматься о впечатлении, которое он производил на окружающих, наоборот, он не хотел никак их впечатлять, потому что сам был погружен не в себя, а в потустороннее, вернее - в трансцендентальное. Его мать и бабка стали жертвами модного масонства, которое легло на русскую патриархальность мистикой и спиритизмом. Им было не до пеленок продолжателей собственного рода, а вот смышленость мальчика виделась им настоящим достоянием семьи. Отец много вложил денег, позволив сыну обучаться не на банкира, а посещать аж два университета по его выбору в Европе, один из факультетов, конечно, был философским. Надев личину замкнутого Профессора, ему казалось, так он станет неприметен, но не тут- то было. Как его притягивало все метафизическое - так и он притягивал всех к своей персоне. Нравственность и моральность вряд ли уживутся с наслаждением, а вот пуританство с наукой - идеальный союз. Его мозг был свободен только благодаря лицу: никто его не тискал и не сюсюкал, ни мать, ни бабки, ни молодые барышни - оно не привлекало, оно отталкивало, хотя все знали - Профессор богат. Многие мамаши желали бы выдать за него дочь, если бы не его « лицо» . Да разве черты лица делают нас красивыми ? Нет, конечно, а только осознание собственной значимости придает лицу притягательное выражение. - Не за кого нынче выдать дочь! Последние приличные евреи и те уехали, а говорят, хорошие мужья !- ехидно сетовала пожилая, образованного вида, женщина на скамейке у подъезда. - Пора бы, - отвечала ей другая,- твоей уже за двадцать пять, старая дева! - Дева, но не старая! Профессор уж больно бука, а так бы... На самом деле лицо его имело только одно выражение: вы все мешаете мне думать. И думал! Он не влюблял в себя и не влюблялся сам, но «мужская инфантильность» чудесным образом не угнетала его мозги, наоборот, освобождала: он думал активнее и энергичнее, чем прежде, наука поглощала его со всем, что рядом с ним, и он, порой, приходил к невероятным умозаключениям. Его мозги и лицо являли собой полную противоположность, лицо было слишком просто сделано, самодовольно ясностью, которая говорит откровенно о богатстве с вульгарностью бульварной женщины. Зато мозги его под щитом отталкивающего лица сохранили любознательность, какая свойственна только детям, и не были тронуты никакими обывательскими стандартами и вкусами, равно как и политическим давлением. Вы предполагаете, что он был "одинокум одинорум"? Простое любопытство заставляло месяцами ждать аудиенции к нему, чтобы дать интеллектуальный заказ, лишь бы поговорить с ним и приобщиться к великой мысли и знаниям. Чтобы потом, также месяцами, рассказывать, как это происходило, приукрашивая собственную игру интеллекта уродливыми цитатами его мыслительной фантазии и неисчерпаемой информации, при этом пересиливать неприязнь к его, как им казалось, высокомерному лицу притяжением к тайнам чужого ума. Сколько судачили о женщине, если ей удавалось привлечь внимание одинокого профессора! Трудно вспомнить, откуда пошла уверенность в его исключительном умственном даре, скорее всего из-за очень солидного гамбургского саквояжа натуральной свиной кожи, с медными замками, цепью вокруг запястья, как швейцарские часы и, да-а, дорого автомобиля, очень дорогого. Уверенность всегда была при нем, другого восприятия себя самого у него и не было, ибо он точно знал: что он делает, что может и зачем делает, так, видимо, от него и пошло. Детей он пугал, как древний гроб с приведениями, но их не обманешь - его прямолинейность и тщательно скрываемая горячность, понуждали мальчишек дразнить: " вон профессор идет, мозги несет", в надежде, что тот сорвется, запустит в них камнем или, на худой конец, изречет что-нибудь вечное. Дразнилки ли спровоцировали дослужиться до профессорского звания ещё в молодости, быстро старит лица учёность ли? Итак, именно к этому Профессору одна русская Дама и решилась обратиться. Просьба её у секретаря прозвучала невнятно, смущенно, да и как иначе могло быть: если бы она смогла четко сформулировать проблему, то она уж, поверьте, сама бы её и решила. Была Дама своенравна, но не была глупа, любопытна, но скорее любознательна, богата не по советскому времени, старомодная и изысканная тоже не в духе времени - значит, далеко не юная, но эффектна - таких запоминаешь с первого взгляда в любую эпоху. Секретаря ничем не разжалобить, он заверил, что придется долго ждать, но гос...гражданин Профессор непременно откликнется. Он и откликнулся против своих желаний, меркантильно назначил встречу на ланч недели за две вперед, немало не смущаясь, будучи уверенным в пустячном вопросе капризной посетительницы. За период ожидания меню и прожектов на обед пересмотрелось несколько: от самого богатого со сменой вычурных блюд достойных Фоле - Бурже, до простого гренадерского стейка. Она чуть не забыла о самой причине - о Картине, но спохватилась, в одночасье изменила меню на марокканский кус-кус из молодого барашка, с крепким густым кофе, сигарами и бренди после тяжести обеда, что было весьма кстати - осень с первыми заморозками уже наступила. Ей хотелось, чтобы непременно чувствовалась связь обеда с чем-то экзотическим и африканским. Причиной всему являлась Картина с магическим статусом. В назначенный день Профессор выглянул в окно, обмотался теплым шарфом, прихватил саквояж и, проворчав «ох, уж это бремя популярности», вышел из парадного, отрешенно уйдя в мысли о вечном и скоротечном. Дама не страдала ханжеством и сразу, в прихожей, пригласила его осмотреть Картину, а потом, за обедом её обсудить. На что Профессор сделал вид продрогшего человека, хотя добрался на собственном авто, потирая руки и, ничтоже сумнящеся, произнес: - Обедать, милочка, сперва обедать! Запахи отменные! Обедали молча, кухарка по такому случаю в белом накрахмаленном переднике и чепце, изображая французскую доярку средневековья, сама выносила блюда одно за другим, указывая, как, с чем и почему надобно это есть; но их это не раздражало - такие горделивые интонации звучали в её голосе, а запахи сладостно заполняли тишину, в которой они изволили кушать. Наконец отобедали, перешли в библиотеку с Картиной, туда же велели нести кофе и сигару гостю. Дама отпивала кофе маленькими глотками и только раз попробовала нежный десерт с ромом крохотной серебряной ложкой, которая отнюдь не чувствовала себя изящной в неуклюжих мужских пальцах. Потом Профессор также долго и церемонно возился с сигарой, как с десертом, в строгом порядке брал с подноса серебряные щипцы, делал толстый срез, вдохнув аромат бренди, довольный, выпускал дребезжавшее кольцо дыма, почти по -женски, с наслаждением, откинув голову назад . Тут Дама решила, что пора, и уже было приоткрыла ромово- кофейный рот для начала приготовленной тирады о Картине, как тут же взгляд закатившихся глаз Профессора скользнул по картинам позади себя, одной, другой. Он вытянулся, резко встал, приосанился, небрежно положил сигару, только что бывшую вожделенной как любовница, и прямёхонько подошел к таинственной Картине. - Та самая? - Да, именно. Я пыталась её вспороть, почему - сама не знаю, как зачарованная, хотела проникнуть в самую глубь, в неё, прямо во внутрь, чтобы она объяла меня теплом всю, готова была одолеть её, как одержимая, - но Дама тут же осеклась, быстро поняв, что переборщила. Нельзя - таки дамам долго молчать! Профессор с удивлением повернул голову на Даму, с высоты его роста все взгляды казались снисходительными, но поскольку оба были страшно далеки от всего этого и такого, ну вы понимаете, где бывает замешана мужская мощь, их мысли тут же вернулись к картине. - Видите ли , мадам, - неожиданно манерно заговорил Профессор,- меня само по себе полотно как изображение и предмет искусства мало интересует. Даже на стене я вижу, что это забавная копия, зачем-то поверх раскрашена красками, причем грубо и жирно, так мажут стены в sortirе для доступности санитарной обработки. «Романтичное» окончание обеда привело мозги Дамы в рабочее состояние. -Тогда что вас привлекло?- проговорила она, недовольно поджав и без того маленький британский рот-коробочку. - Рама, сударыня! Ра-ма! Он стоял спиной к Даме, неотрывно разглядывая сию вещь, а Дама с удивлением и испугом наблюдала, как его фигура сама двигалась вглубь картины, как втягивалась сутулая спина, как пряди волос по воротнику скользили от ветра со странного пейзажа . Рама, широкая, сложная, вычурная, первым рядом своего обрамления без всякого перехода продолжала пейзаж картины. Теперь, когда Картина поглотила Профессора, он стал органичным персонажем толпы: там все спинами к зрителям, уставились в сторону таинственного далекого пейзажа, но ни одного лица в сторону зрителя. Его голова и лицо словно были написаны тем же цветом и тяжелыми мазками, как и сама Картина, и ему требовалась тоже "реконструкция" . Рама расступалась перед ним, как перед ожидаемым, приняла его. Теперь Дама явственно видела - полотно не так уж и дурно, и там есть действо и оно захватывающее: люди трепетно стояли в предощущении чуда - оно должно было вот-вот произойти. Пристально вглядываясь в картину с уже новым действующим лицом, то есть спиной Профессора, Дама пришла к новому заключению: скорее, прощаясь с чудом, - все неотрывно смотрели вслед и вдаль, но там уже остались только мистическая дымка и странные фигурки в стиле Босха, нелепые и изящные одновременно, они никак не вязались с одеждами и силуэтами людей. Но как неожиданно вписался в неё высокий и широкоплечий и все-таки современный Профессор! Его размашистые руки поднялись над головой словно тоже хотели там, в Картине, что-то ухватить, или от восторга увиденного, но были столь огромны, что вышли из картины, захватили и принесли запахи старья с размалеванного холста. Она видела, как он, пятясь, вышел из Картины, придвинул стул, словно забыл про свой высокий рост, но тут же отодвинул его и принялся снимать Картину. От неожиданной тяжести чуть не выронил её, словно Рама была из бронзы. Он предполагал по виду она выполнена из легкого дерева вроде сосны или даже карельской доски с обычным бронзированием, или гульфарбенное золочение могло придать ей традиционный благородный вид. Рама же была большая, как разворот «Нью Таймс», а сама Картина совсем небольшая - чуть больше "дядьки в красном" Пьеро де ла Франчески . Ухватившись опрометчиво за раму, Профессор тотчас пожалел, что сделал это не в перчатках. Он стал старательно вытирать руки накрахмаленными салфетками с маленького столика на козьих ножках, постоял в замешательстве и пошел мыть их. Почему? Вернувшись, также скрупулезно он вынул из саквояжа тонкие резиновые перчатки и лупу, с усилием водрузил сие произведение искусства на комод, подпирая коленом, держа ладонями за боковины Раму так, чтобы как можно меньше её дотрагиваться даже в перчатках. Рама поражала с первого взгляда, как поражает красавица, когда и в голову не приходит подумать, а хороший она и добрый человек ли ? Рама восхищала так, что любое полотно либо сразу казалось бездарным на ее фоне, либо таким же великолепным для идиотов - успел про себя съязвить Профессор. Совершенно поначалу было не важно, что внутри Рамы, что за Картина, что за полотно, а вот куда настойчиво и озабоченно хотела проникнуть Дама? Как всякая женщина, она хочет на самом деле быть в такой роскошной Раме! Ах, эти женские комплексы, нет, чтобы легко сознаться самой себе: я все ещё хороша и не нужна мне фальшивая позолота, пусть даже гульфарбенная! Признайся она в этом себе и, главное, почувствуй, то она стала бы ослепительной без драгоценностей, как бывает только в молодости, нет, не в той, что провозгласило ЮНЕСКО и якобы тянется до сорока четырех лет. А в той, когда сияние юности уходит, но приходит женская мудрость и опыт- именно они придают глазам блеск с "грустинкой", а взамен медленно отступающей свежести - уверенность, вот на неё - то так легко попадаются мужчины. Красота Рамы, её внушительность, её значимость подсознательно мешали Даме жить: словно соперничали две красивые женщины в доме. На кусте розы с обилием цветов ждешь нового бутона с нетерпением, чтобы не видеть увядания прежнего. Что может быть более грустного зрелища срезанных цветов, увядающих в букете - только стареющая женщина, старость неизбежно овладевает ею, как мужчина, сколь не сопротивляйся. Кокетки носят шляпки в цветах, становясь публичной клумбой, но мужчина видит не красоту благоуханного венчика, а только откровенное желание. Для шляпки в васильках и лилиях Дама была слишком сдержанна, но излишне чувственна по нынешним временам, что лишало её уверенности, а её красоту - привлекательности. Профессор ничего не упустил из виду, можно еще много писать, о чем он подумал, едва взглянув на притихшую в смущении Даму, но он тут же вспомнил предмет визита, вернулся к картине, собственно, к Раме! Он долго разглядывал Раму под разными углами, то приближаясь, то отдаляясь, и в довершение стал обнюхивать её, но больше не прикасался к ней. Отстранился. - Вы хотите сказать, что часть багета сделана из африканских деревьев? Однако ловкий ход марокканским кус-кусом! Кстати, кто вам дал рецепт? Неужели кухарка у вас мишленовская? Барашек молочный и шафран! - Нет, фамильный рецепт, не чисто марокканский, соус для него моя мать готовила по -своему, как испанский, нежный и необычно пресный, но секрет есть, для этого надо использовать только греческий... - стала охотно рассказывать Дама, но снова осеклась , - мужчине это вряд ли интересно. - Мой дед по отцовской линии некоторое время служил лейтенантом в Марокко по железнодорожной части, не уверена, как он там оказался, возможно, через французскую паровозную компанию, когда они здесь, в России, строили, но вполне может статься, картина оттуда. - Вы имеете ввиду, рама или её обрамляющие части, - уточнил Профессор, осторожно поворачивая раму и обнюхивая с внутренней стороны холста. - Здесь когда-то была картина Левитана, юного совсем, написанная им во времена учебы в мастерской Саврасова. Мой дед тоже бывал там с ним, когда учился в гимназии, рисовал, вон те картины - обе его, но художником не стал, мне кажется, как раз из-за Левитана, с которым близко дружил. - Те, что между книжными шкафами? - он бегло взглянул на них. - Что ж вы их стеклом не закроете? Ведь они очень хороши, а как мистичны! - Я наслышана, вы метафизик, везде это видите. Но для меня они - просто домашние картины, которые всегда здесь висели, не настолько хороши, как другие в коллекции. Дед считал мещанством закрывать картины стеклом. Так вот они повздорили из-за чего - то там, юнцами были, горячку несли, а эту, подаренную Левитаном «картинку с дубочками и березками псевдорусскими", как он говорил, он не особо признавал, и как вернулся в Россию, а к тому времени Иса стал уже модным, продал её при первом предложении. - Сначала вставил картину в необыкновенно роскошную раму, а потом с легкостью продал без рамы? - Профессор извлек свою собственную суть истории. - Не совсем так. Дед уезжал с картиной Левитана в Африку без всякой рамы, просто с рулоном в тубусе, а вернулся с ней, но уже в Раме. Я помню картину смутно, я была маленькая, но знаю, что Рама, её цвета и фактура с натуральной корой редкого африканского дерева. Обрамление золотом и бронзой - эти цвета как пески Африки, а кора напоминала русские дубы, так любимые Изей. Мой Дед сам был весьма крепким стариком, как дуб. - Что здесь было "псевдорусское" ? - Были гравюры, привезенные из Европы с поездами и паровозами, Дед ими любовался, как вы сейчас! Но после Первой мировой моя тетка их продала, чтобы иметь средства погнаться за Вертинским в Париж, была у них история, Дед денег на это ей не дал, понятно, - но тут же Дама опять умолкла, считая, что излишне болтлива. - Вы что-то утаиваете, мадам, понимаю, семейные тайны, у кого их нет. Но только сперва ваш дед берет полотно с собой аж в Африку, из которой может не вернуться, обрамляет её дорогой необыкновенной резьбой по черному дереву, очевидно, гевея или даже баобаб, и с легкостью продает по возвращении в Россию? - Профессор не столько спрашивал, сколько размышлял, повторял вслух, чтобы лучше понять, разглядывая раму под лупой, вдобавок, нацепив очки. Дама долго молчала. Обошла библиотеку, постояла у дедовских картин, машинально шелковым кружевным носовым платком, свисавшим красиво из рукава, смахнула что-то будто пыль. Вернулась и добавила тихо, как говорят о семейных тайнах: - Они в гимназии оба были влюблены в кузину моего Дедушки, в старшую кузину, понимаете, она не возражала. Жениться на близкой родственнице Деду не позволили, а Иса не женился на ней совсем по другой причине, к тому же, в юности он не был желанным женихом: он был лишь бедный «псевдорусский» Иса. Очевидно, Дед был сильно раздосадован, зол за оскорбленные чувства кузины и продал картину, подарок близкого друга. Но Профессор уже не слушал, его глаза покраснели и начали слезиться, а голос становился все тише: - Вы не знаете, как вы хороши!- неожиданно для самого себя он произнес ей почти в ухо! - Да черт! Что источает эта Рама?- И он резко отстранился от неё, покачнулся, перестав наконец вдыхать, как ищейка, остатки Африки. Она усадила исследователя в вольтеровское кресло у окна. Сама налила ему бренди, усевшись поодаль, и словно разговаривая сама с собой, но заметно воодушевившись, продолжила: - Рама безусловно, затмила все картины и полотна, что потом в ней были. Не своей громоздкостью, не дороговизной, что явно. Я часто заглядываю за неё, я вам говорила, словно там внутри в полотне под гвоздиками должна быть дверь и можно войти туда... Я часто вожу пальцем по витиеватым узорам Рамы и думаю, куда заведет меня орнамент и что это за гербы, так странно в стиле классицизма вырезаны тут же с африканскими масками и резьбой, а эти символы в углах Рамы похожи на масонские знаки луореанской эпохи. Вы знаете, эта резьба, её сложный узор иногда меняется, словно движется, как в танце от испарины волосы вьются в завитки, и как мои в дождливую погоду становятся локонами, словно дождь, непогода и страсть разрешают быть свободной и вспомнить - на самом деле я кудрявая...кудрявая... - Послушайте, мадам, вернитесь! Профессор снова её остановил, потому что заметил, как часто мысли её уходят далеко от предмета обсуждения, будто дым опиума возбуждал её фантазии и с легкостью их путал . - Если вы не против, - сказал он, - я хотел бы сделать несколько соскобов с Рамы и даже красок с картины. Совсем незначительные, абсолютно без вреда. Возможно, ваш Дед писал необычными красками. Вам известно, что именно он использовал? - Я думаю, что это темпера, даже охра, но очень удачно перемешана и использовалась им наравне с маслом по его собственному рецепту. У нас очень долго хранились дедовские баночки для рисования и палитры самого Левитана, так, на память, где-то в подвале, когда мастерская сгорела, а Иса чуть не покончил самоубийством,... а потом все куда-то делось. - Эх, вы! Какая же вы дамочка, бесхозяйственная! У вас даже подвал есть? В таком доме ваш собственный подвал? Что ж вы молчали! Это жутко интересно! Это должно быть важно! - Пробы вы, конечно, можете взять, - она быстро согласилась, боясь, что он тут же потащит её в подвал. - Прекрасно, - он начал извлекать пробирочки да пакетики совсем как детектив для анализа красок и рамы, - вы не рассказали про подвал. Так что там, голубушка, находилось? Он продолжал изучать Раму : - Дерево, если без сезонных колец, точно африканское, где вечное лето, металлическая кора и толстая объемная сердцевина, чудесно сохранилось, видимо, пропитано чем-то, маслами ши, может быть? Рассказывайте, так что там еще про краски в подвале и что знаете про Африку, - Да, собственно, ничего такого. Я уже прежде говорила вашему секретарю, причину моего приглашения, вы можете смеяться. Вы знаете, -она вздохнула-выдохнула и все-таки произнесла - Картина со мной разговаривает. Она мне спать не дает и читать не дает, шепчет всякие дикости и глупости. Я вас единственно по этому поводу пригласила. Ну, милочка, - фраза прозвучала совсем уж фривольно пусть после бренди и сигар даже для эксцентричного, но церемонного Профессора, - вот выйдете замуж - нашептывания прекратятся, только научитесь быть хозяйственной! Какие ваши годы! Его слова не могли не задеть. Надменность и гонор не были у неё в чести, но щепетильность! Она, еле сдерживаясь, неожиданно гневливо, старательно четко как говорят опьяневшие, произнесла: - Милостивый государь! Не извольте меня учить и подтрунивать! За мужем я была не однажды и всегда официально, они все погибли на войнах! Я в этом доме родилась! Весь дом этот раньше был наш, все три этажа ! Его моей бабушке подарил Дед на свадьбу, хоть он и был полковником, а не князем, но недурно образован и не бедным! Мне се.. в.. всего ...нет пятидесяти лет, но вы утомили меня своей занудностью! Моему Деду было сто два года, и он бы еще жил, если бы не странная ушная инфекция с каким-то там жучком, как у собак! Он сломался как столетний дуб! Делайте свои соскобы, раз я вам уже позволила, и на сегодня довольно! Тираду она закончила будь то Образцова в лучшие времена - с колоратурой, выразительно добавив терции! - Ладно, - снова сдержанным тоном отвечал Профессор,- вместо третьего этажа была когда-то всего лишь мансарда для художников, я знаете ли, тоже не идиот, навожу сведения, смотрю, куда меня дамы в гости зазывают! - Профессор тщательно скрывал раздражение и конфуз, но пробы взял аккуратно. Тут же начал откланиваться чопорно: - Благодарю за обед и за беседу, узнал много полезного. Денег я с вас не возьму, « из-за интересу», почту за удовольствие, в память о Левитане, вашем деде или прадеде. Я вам сообщу результаты и уж доведу все исследования до конца, хоть вам это и будет неприятно. - Нет уж! Извольте картину на место повесить, а потом можете и откланяться. Благодарю вас! - она сложила руки перед собой на животе, надменно отгораживаясь. - Разумеется, простите!- он бросил саквояж и схватил Картину. - Ах, чёрт! Чёрт! Он тут же выпустил Раму с грохотом на комод, но успел прислонить её к стене. Конечно, без перчаток, до того ль, голубчик, да и не помогли бы они! Из пальца густо текла кровь. Он невольно, как все, принялся её облизывать, но окрик: - Стойте! Вниз его, да пусть капает, зажмите! Напуганная Дама побежала на кухню за бинтами и перекисью. - Как шипы, эти гвозди вонзились!- стонал Профессор. Когда Дама вернулась с домашней аптечкой, Профессор уже нелепо в скрюченной позе лежал на полу. Конец первой главы. Продолжение следует |