Добро пожаловать на форум Открытого финала ВКР: ---------- Наталия Иванова Магистр Поэзии по итогам финала ВКР-2010 за цикл «Антресоли детства» Магистр Поэзии по итогам финала ВКР-2009 за цикл «Трамвайные пути» ---------- Есть авторы, целиком отдающиеся вдохновению, и в то же время целиком зависящие от него: появится – хорошо, уйдет - аврал. Есть те, кто умеет это вдохновение подчинять, взаимодействовать с ним. Наталия, как мне кажется, принадлежит ко второй категории авторов. Как драгоценный камень, предназначенный для украшения, язык художественного произведения требует огранки. Скрупулезная работа со словом видится мне в каждом стихотворении Наталии. Это и бережное отношение к поэтической традиции (поговорки, идиомы, стилизации и образы), и грамотно подобранные сочетания (эпитеты, сравнения), и вдумчивое, выверенное построение текста. Давний пробил колокол четверть моей судьбы. Зелено было, молодо… Лесом – да по грибы. Круглыми – все горошины, Мягкими – все бобы. Эх, воротить бы прошлое – Если бы да кабы! Бьет по ушам склянками Кукольный балаган, Нам бы да спозаранку бы – Прежний открыть сезам. Там за дырявым пологом В блеске стеклянных бус Прячется наша молодость, Розовая на вкус. … («Если бы да кабы») Как бы ни сопротивлялась Наталия сравнению своего творчества с поэзией Серебряного века, оно прямо напрашивается (простите меня за это…). Та же камерность, нацеленность на внутренний, личный, интимный мир переживаний и поисков, свойственные Ахматовой. Порой – блоковский (не по качеству, а по духу) символизм, иногда экстравагантность Гумилева… И при всём этом автор умудряется оставаться сама собой. Я пишу свои стиши, Мучаюсь: Вот бы выбрать из души Лучшее. Все слова на белый лист Выплеснуть, Из телесной скорлупы Выскользнуть… … («Кораблик») Сколько ни читаю стихов, сколько ни сравниваю, постоянно убеждаюсь в том, что вот так вот «просто» выразить свои мысли - ой как непросто. Бывает, получается фальшиво, неискренне или непоэтично по форме. Здесь же всё на своих местах. Чудесный лирический дар. Умение изобразить в стихах себя – вот, что подкупает. ---------- Интервью с Наталией Ивановой Краткая творческая биография: НИ: - было бы замечательно, если бы Вы написали несколько строк о себе, что-то вроде краткой биографии, литературно значимые факты, публикации; Об этом немного написано на моей странице. Публикации прибавляются, но я не ставлю это самоцелью, отношусь ко всему с достаточной иронией и самокритичностью. Многие уже знают, что я не люблю, когда меня называют поэтом или поэтессой (ужас!). Я просто женщина, которая иногда пишет стихи, говорят, не самые плохие :) АБ: Как создавался этот неординарный «трамвайный» цикл? Это стихи одного периода или разных лет? НИ: Это стихи одного периода, который начался в 2006 году и до сих пор не закончился… Первым было стихотворение «Дневной трамвай». Оно заканчивается словами «Я трамвая тут дождусь другого. Он приходит ночью». Когда эти строки были написаны, я поняла, что без «Ночного трамвая» я уже не обойдусь. А после «Ночного» сын, хихикнув, потребовал «Сумеречный». Читатели скандировали «Даешь «Трамвай Желание»!». Так постепенно стали появляться стихи, объединенные трамвайной темой. Один из моих ников – «Пани Трамвайчикова». Мне кажется, трамваи заслуживают особого внимания, они романтичны и украшают собой любой город. Назвать цикл неординарным я не могу. Думаю, он привлекает некоторой ностальгично-меланхолической ноткой. Я стараюсь разнообразить жанры стихотворений, добавляя то реалистичной лирики, то сюра, то авангарда и готики. В цикл, поданный на конкурс, вошли не все произведения, поскольку было жесткое ограничение на количество строк. АБ: Ваши стихи должны прекрасно звучать в камерной атмосфере – подобно ахматовским. Как часто приходится выступать перед публикой? И в какой форме поэзия Вам ближе – в написанной или звучащей? НИ: Ужжасно не люблю, когда меня начинают сравнивать с Ахматовой или кем-то еще, потому что объективно оцениваю свой скромный уровень и не претендую на поэтическое бессмертие. Но без ложной скромности скажу: да, я часто читаю свои стихи не публике, на литературных вечерах и концертах. Читаю так себе, не профессионально, всегда с листа, потому что боюсь запнуться и забыть слова. Но – читаю… Некоторым даже нравится. Мне самой поэзия ближе в виде последовательности значков, а не звуков, потому что я визуал, мне проще увидеть стихотворение целиком и услышать его внутри, нежели воспринимать на слух. Правда, песни на мои стихи мне почему-то нравятся. АБ: В Вашем творчестве можно найти отголоски поэзии «Серебряного века» - Блока, Есенина… НИ: Пожалуй, да. Но только не Есенина. Блока любила всегда, причем, «странною любовью». Я ценю в поэзии «звучание» (не обязательно слышимое, важнее звучание внутри), а не смысл. Сочетание звуков, вызывающее эмоциональный резонанс, намного важнее смыслового сочетания слов (при этом слова все равно быть написаны грамотно и нести определенную информацию, не противоречащую логике, пусть даже алогичной. Вы поняли, о чем я? Я – нет :) ) Так вот, читая Блока, я совершенно не понимала и не помнила смысла прочитанного, но во мне оставались сильные вибрации. Читать – и писать – нужно не мозгом, а нервом, но при этом мозг должен работать неординарно, открывая новые пространства. Их различных поэтических течений Серебряного века мне ближе всего именно имажинизм. АБ: Каким Вы видите наше ближайшее будущее: на кого будут равняться наши дети и внуки, если захотят писать стихи? И захотят ли вообще? НИ: Наше ближайшее будущее я вижу похожим на наше настоящее, поскольку история редко делает крутые виражи. Дети и внуки не будут равняться, так же как и мы не равняемся, а выбираем то, что ближе нам. На кого равнялся, к примеру, Велимир Хлебников? Или Кручёных? Они искали свои приемы, близкие и потребные им. Это же делали и поэты-шестидесятники, нашедшие свой собственный голос и свое собственное напряжение. Захотят ли писать стихи? Захотят. Важно, чтобы они сумели вовремя понять, чем графомания отличается от поэзии. АБ: Работа в Судейской коллегии несет больше позитива (интересные встречи, самосовершенствование…) или негатива (необходимость читать плохие стихи, внутренние разногласия в жюри…)? Много ли было лично у Вас открытий среди авторов? НИ: Увы, на настоящем этапе плохих, точнее, слабых стихов я встречаю больше, чем действительно заслуживающих внимания. Разногласий в жюри я не встречала, а некоторый разброс мнений меня радует. Открытия авторов бывают, но не так часто. Если говорить откровенно, то на сайте Стихи.Ру я встречаю намного больше авторов интересных, у которых есть чему поучиться. Это не реклама, а констатация факта. АБ: Молодые «паэты», толпами рвущиеся в Сеть: что в этом может быть полезного? НИ: Полезного? Хотя бы в том, что пусть они лучше зависают на поэтических сайтах, нежели на порнографических. И пока они пишут стихи (хотя бы полчаса), они в это время не ввязываются в драку или пьянку. Уже хорошо. АБ: Можно ли определить талант по первым срифмованным строкам? Как помочь его раскрытию? И стОит ли учить стихотворчеству бездарностей? НИ: Определить талант нельзя, а графомана и бездарность – можно )) Помочь раскрытию таланта можно только тогда, когда талант сам этого хочет и к этому готов. Как – это вопрос индивидуальный. Кого-то нещадно ругать за каждую строку, стимулируя к работе, кому-то подсказать, как поднять текст на новый уровень, изменив одно-два слово или переставив строфы. С кем-то просто вступая во взаимно полезный диалог… Учить стихотворству бездарностей? Вопрос философский. Нужно ли учить вокалу девиц без слуха и голоса? Если это пойдет на «внутреннее употребление» - ну почему нет? Если же потом делать из этого коммерческий проект или зачислять себя в великие поэты – категорически нельзя! АБ: «Что хочет автор» - Ваш «дом» или временное пристанище? НИ: Ни то, ни другое. Это площадка, на которую я прихожу отдохнуть и набраться некоторых впечатлений. Правда, это не помешало мне найти здесь умных, хороших собеседников и друзей. АБ: Каковы цели Вашего пребывания здесь (себя показать, на других посмотреть)? НИ: Мне дал адрес Женя Петропавловский, когда мы познакомились с ним «в реале». Пришла сюда для того, чтобы получить «обратную связь», услышать мнение от тех, для кого я была «темной лошадкой». Себя показывать? Я не анонсирую себя. Других посмотреть? Пожалуй… АБ: Как Вы (только честно) можете охарактеризовать портал ЧХА, разнообразие его конкурсов, квалификацию жюри, способствование творческому росту писателя? НИ: Мне кажется, ЧХА все-таки не хватает хороших авторов. Много слабых, средненьких, а вот по-настоящему сильных – не так много. Конкурсы, как мне кажется, слишком затянуты. Я человек динамичный, а в виртуальном пространстве день как неделя, неделя как месяц. Особого разнообразия конкурсов я не вижу, ну, есть тематические, но это по сути те же самые конкурсы. Интересный проект «Вердикт». Довольно динамичный и эмоциональный проект «Хит сезона», хотя я лично не готова согласиться с формулой этого марафона. Но вполне его принимаю и с удовольствием читаю представленные конкурсные произведения. АБ: Было ли в конкурсе ВКР что-то новое или необычное для Вас? Нет, ничего, за исключением того, что, подавая цикл на конкурс, я никого практически не знала. В том числе и жюри. АБ: Была ли победа желанной? Неожиданной? Приятной? НИ: Если автор участвует в конкурсе, то он обязательно надеется на успех. Успех всегда приятен. Но для меня победа была действительно неожиданной, поскольку, как я уже говорила, пришла «новичком», и стихи оценивались без оглядки на личность. При этом я отдаю себе отчет, что стихи мои далеки от идеала и есть над чем работать :) АБ: Портал ЧХА меняется, преобразуется. Хотели бы Вы остаться его автором? Какие изменения Вы хотели бы в нем видеть? НИ: Раз я здесь и отвечаю на вопросы, значит, я все еще остаюсь его автором. Изменения??? Честно говоря, не знаю. Пусть все будет, как будет. Что-нибудь, да будет :) АБ: Наталия, спасибо за Ваши ответы. Уверен, что многие настоящие и будущие авторы портала смогут почерпнуть из них что-то полезное для себя. Декабрь, 2011 |