«…Что не изведал я до сели»., ВКР-5, этап 1, номинация «Малая проза». ("Записки обозревшего..."; том 10). *** Уважаемые Авторы! Отшумел свежий ветер новаторской стилистики… Ослабел «великий и могучий» приливной напор языка рассказов… Литературное море отступило, оставив после себя воспоминания, рецензии, отзывы, обзоры (Ольге Грушевской – аплодисменты лично от меня!) и… И авторские загадки, ребусы, «загогулины»… Я собрал все эти загадочные артефакты (процитирую Вам), и попытался разобраться в авторском замысле (читайте в скобках)… Улыбнемся, а Авторы «ребусов», еще раз перечитают сами себя, и… Может быть, поправят текст… **** «То что не изведал я до сели Преобладает щас во мне…» (- Вот загадки! Что зашифровал Автор: - …не изведал до Сени? - …не изведал до селя? - …не изведал до сена? И что чичас преобладает в герое?) «- Как тебя зовут? - А зачем тебе знать? Я же всё время один». (- Хорошее, мужское имя – «Один») «– Пойду меня домой, надо кошку покормить». (- иди, иди тебя…) «Он хотел, что-то сказать Ей, но неожиданно подошёл автобус, и Она сев в него, поехала своим путём». (- там все тронулись своим путем: и автобус и героиня…) «Он бежал, толкая прохожих, вслед за ним нёсся скабрезный хвост проклятий…» (- О, да, это раньше подобный «хвост» тянулся за героем… А современные «хвосты» уже носятся по улицам вполне самостоятельно… Как в фильме ужасов «По темным улицам проклятий хвост носился») «Через час они уже были на месте ихнего знакомства». (- точнее сказать: «…ивонного знакомства») «Счастье это ведь что-то такое не объяснимое. Ну, как щекотка». (- Точнее не сказать! Да, счастье – это щекотка!) «- До свидания… - сказала Оля и наполнила его слух чередой коротких гудков». (- гудите, Оля, гудите!) «Любовь их была подомно огню всепоглащающая , всепроникающая, страшная, нежная , порящая, величественная…» ( - опять что-то про любовь «спороли»…) Пока Она передвигается по городу с несвойственной для Неё скоростью, (- не Она, а машина какая-то…) **** «Квартира оказалась холодной, без ремонта, мебели, но с туалетом и ванной. На её оплату уходила большая часть жалования, и когда она родила…» (- холодная, запущенная квартира, но все ж, как смогла, родила!) *** «…И тогда я только впадинку на лбу у нее заметил. И невольно подумалось: «В висок ведь прямо попал. Надо же!». (- надо же! На лбу висок нашел и попал!) *** «И остаётся только цокать языком и не только им». ( - Заинтриговали! Чем, чем же еще поцокаем?) *** «…и карета понеслась, ревя сиреной, не утихающей долгие десятки метров». ( - свершилось! Связали время и расстояние! Прапорщик с его канавой «Отсюда и до обеда» - рыдает). «Он обещал вернуться через три дня и отвезти Ее на четвертый на озеро». ( - куда? Куда Они удалятся? На четвертый, или на озеро? *** «Яков, как жаренный умчался в редакцию». ( - быстрее только «угорелые» бегают, когда их жареный петух клюнет!) *** «неприметно готовящегося полёта» - (- в тексте говорится о сотне записавшихся на этот «совсем» «неприметный» полет…); «далеко ведущее космическое путешествие» - (- Автор мог сказать с иронией: «Далеко заведет путешественников их космическое путешествие!», но предпочел завести читателей далеко-далеко от стилистики…); «устремилась сквозь плотные слои небесной дали» - (- Автор устремил нас сквозь плотные слои… бесплотного образа!) «пассажиры на себе испытали все «прелести» небольшой перегрузки. Но она вскоре закончилась, с выходом на околоземную орбиту. И сменилась на невесомость, удерживая невесомых людей натянутыми ремнями в удобных креслах» - (- получается, что «она» удерживает невесомых людей, но… Но по тексту «она» - это «перегрузка», но… Но «она» уже «сменилась» на невесомость, и… И самое главное, все же не «перегрузка» удерживает людей, а ремни. Но написано не так…); «они-то изощрялись доканывать всё до последней капельки даже из стеклянных бутылок» - (- «доканывать»? «Поизощрялись», и «пускай канают» из космоса, «редиски»!); «с довольной улыбкой вернул измельчавшую тару» - (- судя по тексту, тара все же волшебным образом не уменьшилась в размерах, побывав в руках космонавтов); «удавалось сразу метко нацелиться на объект выливания» (- «объект выливания»? Ну, тогда надо упомянуть и о «субъекте вливания»!) «И сразу заприметил предмет внимания» - (- «предмет внимания»? Опять забыли о «субъекте понимания предмета внимания»…); «Из тени приближающейся Луны выплывала большая разноцветная точка» - (- здесь бы и поставить точку в повествовании, «большую» и «разноцветную»! Но, увы, такой точка не бывает…); «Курсы двух кораблей явно пересекались. И это вызывало тревогу подозрений» - (- «тревога подозрений»? Если бы так говорил комический «герой» рассказа, да, такой может… Но от Автора?); «Кто-то даже вспомнил про свой фотоаппарат и щёлкнул его на прощание…» (- кто-то, вспомнив про…, «щёлкнул» фотоаппарат на прощание…); «И зловеще навис, как коршун над голубкой; олицетворяя всю соразмерность своего состояния не в пользу Землян» - (- интересно соразмерил всё Автор не в пользу благозвучности и точности); «помочь в конспирации родного демаскированного корабля» - (- «Демаскировал» себя Автор в этой фразе…); «В салоне наступила гробовая тишина от предчувствия нехорошего. И оно не заставило себя долго ждать» - (- а «оно» то тут причем? А-а-а, это же «нехорошее»… Предчувствие меня не обмануло!); «Стюардессы бегло проследили…» - (- т.е. ускоренно проследили? Беглый огонь по… стилистике!); «В связи с реакцией человеческого организма на потенциальную опасность, механизм их мускульных телодвижений уже интуитивно занял соответствующее положение. И стюардессы не мешкая умостились на свои закреплённые места» - (- Замечательная пародия на научную статью в псевдонаучном стиле. А «механизм» «занял»? Да, так и надо писать о людях! А на что «умостились» стюардессы - это каждый может понять по-своему… Интрига и элементы эротики!); «В полголоса вторил ему пилот, напрягая усилия двигателей» - (- Да, именно так вычурно и весьма «адекватно» описывают работу двигателей ракет); «Рулевые тяги уже непослушны» - (- «тяги» и, соответственно, управляемые ими «рули»? Конечно, это именно то, чем «рулят» в космосе!) «связь работала во всех наушниках, объединённых общим затруднительным положением» - (- опять наушники попали в затруднительное положение!) «Пятёрка обречённых на неизвестность людей зависла в темени невесомого пространства» - (- невесомое пространство? Открытие! Осталось найти «в темени» и невесомое время!); «они так и не достали до каких либо намёков на стены» - (- жаль, очень жаль путешественников - так и не достали до намёков!) «лунная поверхность всё ближе озарялась солнечным светом к фигуркам людей, хоронящихся за естественными преградами» - (- «хоронятся»? Слово вполне соответствующее эпохе космоса. Но, лучше бы сказать: «… люди спужалися и стали хорониться за телегой… ой, простите… за лунными кратерами…»); «В нашей, безвыходной ситуации, мы гораздо в выигрышном положении» - (- «гораздо в выигрышном положении»? Угораздило же так написать…); «- Как тебя зовут? – Разряжая натянутую обстановку, познакомился Матвей» (- А тебя как зовут? – познакомилась в ответ героиня…); «Сам не зная о чём самоуверенно обнадёжил расстроенную новую соратницу Матвей» - (- «сам не зная о чем самоуверенно обнадежил…» - получается, что «обнадежил» «о чем»? Автору рассказа надо нас хоть в чем-то обнадежить!) *** «Видно было, что не один десяток лет сюда вкладывались и деньги и глубокие моральные традиции». ( - видны моральные традиции? За такие деньги даже «вложенные» моральные убеждения себя покажут!) «раздражитель настроения» (- лучше сказать: «Настроитель раздражения»), «до педантизма вылизанный официант» ( - зализали до педа… нтизма официанта!) «Он был в костюме, в пиджаке... Одной рукой он облокачивался о стену, вторую держал в кармане». ( - несчастный! Мало, что на костюм ему еще и второй пиджак натянули, но, похоже, что и руку оборвали (в кармане держит её, как память)) «а потом он взял меня за руку, и мы пошли. Он шел впереди, я – за ним, разглядывая сзади его часы на руке». (- раздвоилась женщина от счастья! Бывает…) «После этих слов, он до конца раздел меня взглядом», ( - до чего, до чего раздел?) *** «Мы, шестнадцатилетние пацаны … играли в салки. Кто водит, тот должен догнать себе замену и шлепнуть её по затылку …» ( - доигрались пацаны! «Его» в «её» превратили!) *** Курили и пили во множестве чаи. ( - во множестве чаи курили…) *** «Как будто я вовсе и не сучществую». (- Слово очень понравилось. Да, бывает, не живешь, а «сучществуешь»!). *** «Настин образ всё ещё возрастал в диаметре, как надувающийся шарик». (- аж, страшно! А если образ лопнет?) «Так я окрестил небесную точку, которой она всё время внимала» ( - раньше рявкали: «Ну, что уставилась в одну точку?» Теперь говорят культурно: «Ну, что внимаешь одной точке?») «Небо окрашивалось меланхолией и тщетностью» (- И придираться не буду… Тщетностью окрашено!) «Ему было так плохо, что Настя и Маша плакали за него» (- что ж, действительно, совсем нет сил у человека, даже плачут за него!) «Оконца и бойницы чердака были зарешёчены ржавыми прутьями, которые блестели на солнце и ослепляли окружающих» ( - очень точно! Ржавчина так и блестит, так и ослепляет меня всегда!) «Я не был врачом…- но даже моих скудных знаний хватило, чтобы понять: Настя не протянет и двух лет». (- я всё думал: «Не врач… Может быть, предсказатель-волшебник? И понял, наконец, герой – киллер! Спасибо, хоть пару лет дает пожить Насте!)) «Пытался найти в морщинках на её лбу, в складе губ или разрезе глаз намёк на что-то ей необходимое». (- и нашел! Ей необходима пластическая операция!) «Когда он отошёл, я увидел двухметровых шкафов с безразличными лицами наёмных убийц». ( -«… глубокоуважаемые шкафы…») *** «…воздух был так неподвижен, ароматен, холоден, чист и свеж после городов…» (- да, согласен, после городов воздух приходит особо свежим!) «…мужчина в свитере, неопределенных лет...» ( - точнее бы сказать, например: «мужчина в сорокалетнем свитере…») «Женщина быстро его разглядывала…» (- действительно: «внимательно», «тщательно», «пристально» и т.д. тут неуместно! Женщины быстро разглядывают …) «…женщина, оглядываясь, смотря, куда повесить пальто…» (- Автор выражаясь, выражая, как выразить эту мысль…) «Я не боюся сквозняков» - ( - точно не боиссси?) «неуверенно поглядывая искоса на нее через плечо». ( - Так поглядывая, уверенно окосеешь…) «У дороги замечала и грибы, остро пахнущие на свежеспиленных деревьях». (- обычно острее пахнет свежеспиленное… Может так: «…замечала и деревьях, остро пахнущие на свежеспиленных грибах»?) «Она неловко училась вязать носки у соседки», (- ой, неловко как-то написано…) *** «Не успел я что-либо сказать, как голова в союзе с другими частями тела предстала передо мной с развернутым ватманом в руках». (-опять фильм ужасов, под названием: «Явление головы с ватманом») *** «Женская же часть группы шумно взгромоздились на первые парты», ( - а женская ли часть «взгромоздились»?) «Ему «повезло», что он относится к некой породе мужчин – «подкаблучников» идеальных мужей…» - (- так и пишите - гей-подкаблучник мужа) «Но все смотрят в пустоту и ждут. Ждут каждый своего». (- ну, не все ждут «его», кто-то и «своё» ждет…) *** «Не бей меня, мне плохо. - И вырвал». («…И вырвал грешный мой язык!» А героя, простите, вырвало…) *** «Сознание того, кто ты, человек, демонстрировало своё превосходство». (- Что первично: сознание или человек? В тексте сознание продемонстрировало своё превосходство над человеком!) «Душевное равновесие - вот главный целитель уставшего пути». (- путь устал! Но душевное равновесие исцелит путь!) *** «Бесстыдно и бессовестно ты целовалась со мной на улице, долгожданно стиснув коленками мою растерявшуюся ногу»… (- нога растерялась от неожиданного нападения коленок…) *** «Мне незнакопок не надо». (- может быть, Автор хотел сказать «незнапопок»?) *** «…к деду, мирно сидевшему на лавке возле дома с застывшим, вдаль уходящим взглядом…» ( - так все же: взгляд застыл, или ушел вдаль?) *** «…я способна его обманывать, оставаться холоднокровной к его огненному взгляду…» (- ах, коварная! Притворяется хладнокровной, а сама - холоднокровная стерлядь!) «Лицо его изображало мучительную смерть, которую ему пришлось принять во всех красках». (- какой актер погиб! И после смерти во всех красках мучительно изображает!) *** «Звук бьющегося металла холодным скрежетом ногтей прочертил тишину…» (- с металлом надо быть осторожнее: так и бьется он, холодно скрежеща ногтями, и чертит тишину… Вот, черти, как могут, начертить текст!) *** «Занимала ее одна из работниц мадам: замуж вышла месяц тому – съехала». (- точно, моя знакомая, как вышла замуж, так сразу «съехала»…) *** «Она сняла и бросила их на диван, задернул занавеси на окнах, потом подошел к ней, стоявшей спиной к письменному столу». (- Ах, любовный угар! И не важно, что Она сняла и каких таких «их» бросила! Не важно и кто «задернул» и «подошел»… Да, любовь слепа…) «Хруст гравия, быстрые шаги удаляющихся ног». (- кадр из фильма ужасов «По городу ноги ходили, удаляясь…») *** Он повернулся, и хотел что-то сказать, но замолчал. (- точнее сказать надо, например: « Он что-то сказал, но промолчал») «…оторвался от беседы с каким-то человеком, по виду, с развратником и убийцей…» (- очень точное наблюдение. Я тоже развратников и убийц сразу узнаю!) «…одряхлевшие от старости глаза не будут иметь сил даже плакать!» ( - ах, глаза совсем бессильные стали от старости!) *** «Сильный толчок потряс корпус вертолета. Его закружило и понесло к склону горы. Едкий дым и огонь заполнили тесное пространство. Скрежет металла… Искры… Темнота…Его подбросило тяжело и медленно, подбрасывая и переворачивая где-то в воздухе. Но потом он неожиданно легко встал на ноги и сделал несколько очень мягких, почти невесомых шагов». (- Загадка! Кто или что «легко встал на ноги»: человек или вертолет?) *** «Утреннее нежное солнышко скользнуло на мою кровать, которую мы сегодня дружно делили пополам с Питом… Заглянув во вторую спальню, где почивал Пит, я понял, что он тоже просыпался». ( - Пит спит раздваиваясь!) *** Авигдор с размаху ударил беглеца прикладом, а потом, уже лежашего, несколько раз пнул его ногой. (- Из милицейского протокола: «А затем, уже лежащего, пнул, с особой жестокостью, его же ногой!») *** «Над столом начало медленно принимать вертикальное положение дородное женское тело…» (- фильм ужасов! Только упустили в начале: «В морге над столом начало медленно… и т.д») *** «Раскрыть рот мне больше не удалось». (- намек понял, заканчиваю…) … «Не издевательства и смеха ради, а учебы для…», посему без раскрытия авторства. Улыбнулись, исправили (если есть желание) и… И за Этап 2! Удачи и успеха! Павел Отставнов. |