Первое место! С присвоением звания Лауреат Международного литературного конкурса «Золотая Пчела» на портале ЧХА! С выдачей Диплома Лауреата и знака «Золотая пчела», изготовленного из золота 585- й пробы! Автор: Израиль Рубинштейн! Произведение: Хребет Гуннерус! И всё это мне? Уже скромный значок преодолел расстояние от Рязани до Пардес-Ханы. По дороге побывал в Белокаменной и израильских городах Йокнам и Петах-Тиква. Уже супруга забрала его на ответственное хранение. А я всё не могу успокоиться. Кажется, началось это в восьмом классе. Заболела наша Мария Григорьевна, по прозвищу «Щука», преподаватель литературы. Если вдуматься, то прозвище и не очень обидное. Когда-то Мария Григорьевна училась в рыбном институте. Перипетии Второй Мировой забросили недоучившегося ихтиолога в нашу десятую школу. Да так и оставили в ней с толстым томом стихов Владимира Маяковского в руках. Пламенная любовь к поэту-трибуну была не причём. Между строк книги записала Мария Григорьевна конспекты своих уроков по предмету. Не её это вина, - тетрадей не было в стране. По тем конспектам преподавала она русскую литературу трём генерациям нашей семьи: от старших сестёр, переростков войны, до меня, последыша, родившегося в тридцать девятом. Восьмой-А расслабился: урока не будет. И тут в класс вошёл Иван Михайлович, преподаватель литературы в параллельном классе. Он был высокий, плечистый, респектабельный. Как-то не верилось в рассказы про невероятную строгость Ивана Михайловича: если отнимет у кого любовную записочку и, не дай Бог, фривольного содержания, - обязательно прочитает всему классу. Мальчишки побаивались его ядовитых комментариев, а девочки рыдали от них в голос. Класс наш, как водится, дружно встал и замер в недоумённом разочаровании. Этого нам только и не хватало. - Садитесь! – Произнёс учитель. - Мария Григорьевна попросила заменить её. Но я не стану мучить вас критикой классиков. Сегодня мы почитаем стихи одного из них. Боже мой, как он читал Гёте! И не по книге, - на память!. . . Ночь, сквозь лесную чащу над рекой галопом мчится одинокий всадник с умирающим ребёнком на руках. Из клочьев ночного тумана тянутся к малышу страшные руки Лесного Царя. Класс затаил дыхание. А Иван Михайлович уже декламировал «Кубок» Шиллера: «Я видел, как в черной пучине кипят, В громадный свиваяся клуб, И млат водяной, и уродливый скат, И ужас морей однозуб; И смертью грозил мне, зубами сверкая, Мокой ненасытный, гиена морская… ..................................... И я содрогался... вдруг слышу: ползет Стоногое грозно из мглы, И хочет схватить, и разинулся рот... Я в ужасе прочь от скалы!..» В тот день я определился в вопросе «Кем быть?» Настольной книгой для меня стала «Жизнь моря» К. Келлера. И тлела мечта заглянуть, когда- нибудь, в морские глубины. И она свершилась: А новый век стучится у ворот, И возраст подпирает так не кстати: Мы в батискафе. . . тесно от бород. . . От животов. . . от лысин. . . Исползал я в брюхе ПА* «Тинро-2», «Север-2», «Тетис» и ПЛБ* дно нескольких уголков Мирового океана от Чёрного моря до Антарктиды. Моё конкурсное произведение – это всего лишь Протокол погружения батискафа «Север-2» на подводном хребте Гуннерус, записанный в стихотворной форме. В каждом погружении рядом со мной присутствовали любимый Фридрих Шиллер и его незабываемая поэма. Часто вспоминается мне Иван Михайлович, рядовой учитель русского языка и литературы. Наши жизненные пути пересеклись только на сорок пять минут. За этот срок ему удалось повернуть мальчишку лицом к его призванию. Это не я, это он – «Кавалер Золотой Пчелы». Вечная ему память! Израиль, 2014 …………………………………………………………………………………………………………… *ПА – подводный аппарат или батискаф; *ПЛБ = подводная лаборатория «Бентос»; *Бентос – совокупность животных и растений, обитающих на дне водоёма. |