|
|
Интервью
"ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ – ШКОЛА БЕЗ КАНИКУЛ"
Место встречи: Гостиная "У Пчелки Майи" Отвечал на вопросы: Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) Дата: 29.03.2005 Пчелка Майя (24.03.2005 14:03) Дорогие друзья! В субботу 26 марта в 18.00 (московское время) в гостях у Пчелки Майи Автор года-2004, интересный прозаик и поэт - Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская)!!! Приглашаем всех! Вопросы можно оставлять заранее! ******************************************* Об авторе: Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) Родилась и тридцать четыре года прожила в снегах Крайнего Севера. Путешествовать начала, едва появившись на свет. Благодаря тому и другому ощущаю неодолимую тягу к перемене мест. С 1988 года продвинулась на три тысячи километров к югу, и процесс продолжается. По паспорту – подданная России, по духу – гражданин мира. По диплому – инженер, по натуре – художник. Пишу много и давно «в стол» и немного и недавно - «в сеть». О себе. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – МОЙ УЧИТЕЛЬ. Будь то родители или собственные дети, друзья или возлюбленные, случайные собеседники или любимые писатели. И не только они. ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ – ШКОЛА БЕЗ КАНИКУЛ; ПОСТОЯННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ТЕМУ «ЧЕГО Я ХОЧУ, И ЧТО Я МОГУ»; ПОИСКИ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ «ЧТО Я И ВСЕ МЫ ЕСТЬ, И ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁМ?». Параллельно с получением образования, исполнением профессиональных, родственных, дружеских, супружеских и родительских обязанностей посещала изостудию и лекции по истории искусств; изучала английский и итальянский, «пособия» и «настольные книги» по «научному атеизму» и Библию; побывала президентом музыкального клуба и разнорабочим в геологоразведочной экспедиции, добровольным пациентом «психушки» с подложным диагнозом и художником театра моды, лицом без определённого места жительства и удостоверяющих личность документов и владельцем частной художественной галереи, делопроизводителем лесопилки и дизайнером интерьеров. И это не всё. Обобщая извлечённый опыт, провозглашаю: «жизнь прекрасна и удивительна» и «всё только начинается», «вокруг лишь чудеса и ангелы» и «all you need is love». С благодарностью ко всем процитированным. Ниже – как умею, о том, что знаю. С благодарностью к потенциальному читателю. ******************************************** Кое-что из творчества нашей героини: Амдерма. Из автобиографического цикла "Города, где я бывал... От А до Я". Амдерма. Мы летели из Воркуты к месту работы летней геологоразведочной экспедиции, и нам требовалось заправиться. В смысле, залить горючее в баки вертолёта. Кажется МИ-6. Или – 8? Помню только, что-то очень большое. Вот мы и сели в Амдерме. Точнее, где-то на окраине, поэтому города я и не видела. И даже не знаю – город ли это. Зато видела Северный Ледовитый Океан. И даже сполоснула в нём руки. Ноги омочить не удалось – холодно было: середина июня, это ещё ранняя весна в тех краях. Вот середина июля – вполне похоже на то, что можно назвать словом «лето» с поправкой «северное». Сошёл снег с гор. А горы там мелкие, под стать карликовым берёзкам, что до колена не дотягивают – торчит из мха какой-нибудь скалистый локоть высотой три-пять метров - считай, гора. Озерцо проточное под плато, на котором наш лагерь стоял, так прогрелось, что можно поплавать. Цветы зацвели: их даже карликовыми не назовёшь. Микроскопические. Но вполне внятные: вот львиный зев, вот ромашка с булавочную головку. Кажется, даже клевер был. Росло и цвело всё это чудо на вечной мерзлоте: сверху болото болотом, а рукой в мох влажный зароешься – там лёд. Правда, это уже не Амдерма... Жаль только, имени у этого населённого пункта, где мы прожили два с половиной месяца, не было. Да его и самого не было до нашего появления. И не стало после отбытия. Только на фотокарточках, которых множество осталось, факт его существования зафиксирован. Вот, например: вид на палаточный городок с другого берега... рекой трудно это дело назвать, зато берега скалистые, высокие, прямо каньон – ни дать, ни взять. И на том берегу, с которого снято – птичий базар. Что-то некрупное там обитало, вроде чаек, но многочисленное и скандальное. Да... вон он там, наш палаточный городок. Что на верёвках между кольев развешено? Нет, это не бельё. Это сушится засоленная рыба. Хариус – та самая форель, которая плещется в ручьях. И накрыта она кусками марли, чтобы мухи не обосновались в подвяливающейся плоти. Я домой мешок этой рыбы привезла – большой настоящий мешок. В поезде спрашивали: ты что, дрова везёшь? И ловила сама. На мушку. Папа мой был спец по изготовлению мушек – по совместительству с должностью руководителя экспедиции и начальника лагеря. Палаточного лагеря, что вы!.. Хотя и к другому роду лагерей – для заключённых - он тоже был причастен. По ту сторону забора. Это когда его после четырёх лет фашистского плена в советский гулаг отправили ещё на четырнадцать лет. В качестве немецкого шпиона. Но это – другая история... А здесь папа делал мушки, руководил разведкой недр и следил за порядком в лагере. Не знаете, как ловят на мушку? А на «кораблик»? Расскажу. Обычная удочка (тогда они были из бамбука), с обычной лесой. Крючок тоже обычный. Только на него не червя или ещё кого насаживают, а прикручивают кисточку из волос с добавлением цветных ниточек. И этой кисточкой над перекатом легонько поводят: типа, мушка летает, крылышками бяк-бяк-бяк-бяк. Рыбка на эту мушку позарится, и из воды прыг-прыг-прыг-прыг, и эту голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк, ням-ням-ням-ням... А вот ушмыгнуть ей и не удаётся – на крючке она... Потом сушится на верёвках. Ещё часто мы её свеженькую употребляли: полчаса в соли-перце-луке-уксусе – и нет слов. Это вот я стою со свежевыловленной рыбиной – в накомарнике и в бродах. А это чищу прямо на берегу нашего водопровода... ручья, то есть, вот такую гору рыбы. Кораблик – это тоже орудие. Но уже массового лова. Дощечка, по форме вполне соответствующая названию, а к ней прикреплены несколько поводков с крючками. Она пускается поперёк течения и удерживается, как воздушный змей. Сложней удочки в одном – навык желательно иметь, но удобней в другом – не надо из-за каждой рыбины с переката на берег выбираться: сразу целую гроздь тащишь. Ну, если повезёт. Внизу под лагерем то самое озерцо, в котором довелось поплавать несколько раз за небывало жаркое – как говорили проходящие мимо аборигены-оленеводы – лето. Палатка на берегу озера? Так это наша баня. В ней – буржуйка, обложенная камнями, топилась она тем самым углём, залежи которого мы разведывали. На буржуйке – два ведра. На троих хватало – и места и воды и тепла. Потом – снова греть воду, топить печку и т.д. Да, приходилось экономить – не так ресурсы, как время - народу-то много. Человек двадцать с небольшим нас было. То ли дело на «большой земле»: помылся в бане – год себя человеком чувствуешь. Это такая шутка геологическая бытовала. Как же называлось это плоскогорье?.. А речка? Что-то ведь там фигурировало из географических имён. Наших кошку и собаку так и звали – этими двумя именами. Вспомню – скажу. Одно вспомнила! Янгарей. Только не помню, что это. Кажется, речка. А собака была Янгарейка – чистопороднейшая дворняжка. И, как и положено этой благородной породе, была благородного нрава и добрейшего характера. Вот они с котом, в момент дружеской потасовки. На коробках картонных возню устроили. На коробках надпись: «Презервативы. 200 штук». Для чего в геологической экспедиции такое море презервативов?! Никто - кроме геологов-разведчиков, разумеется - не догадается. В эти резиновые изделия по цене четыре копейки за штуку работник кирки и лопаты должен был самым тщательным образом складывать пробы пород того или иного обнажения. Слово «обнажение» в данном контексте никакого отношения к прямому назначению презерватива не имеет. Обнажение - это выход залегающих под земной поверхностью пород. Оно – обнажение – бывает естественным, а бывает принудительным. Что, впрочем, понятно в любом контексте. Принудительное обнажение в нашем случае производилось с помощью взрыва. Бурился... боюсь употребить неверный термин – сколько лет прошло со времён моей геологической юности и угледобывающей зрелости, что штреки, штольни, шурфы и гезенки слились в одну полузабытую языческую песню! Короче, делалась в земле дырка, в дырку закладывалась взрывалка, эта взрывалка чем-то там поджигалась - неужто, бикфордовым шнуром?! - потом гремел взрыв, и на месте него получалась дырка большего размера. Потом мы, скромные чернорабочие великой науки Геология, разгребали завалы и нагромождения, и тут-то оно и представало пред наши очи – очередное обнажение. Тогда аккуратно, маленьким совочком, послойно, не смешивая нижнее с верхним, мы и отправляли пласт за пластом в «резиновые изделия №4». Почему №4? Не знаю, может, маскировка для особо нервных?.. А сколько историй было рассказано о похождениях инженерно-технического состава экспедиции по аптекам города Воркуты в поисках этих самых «изделий»! Представляете вопросик: «у вас не найдётся десять тысяч презервативов?»! А с чего это я начала?.. А! С географии! Так как же звали кота?.. Ну конечно же! Пайхойка! Плоскогорье называлось Пай-Хой. По большей части это было всё же плоскотундрье, но кое-где, как я уже сказала, можно было обнаружить скалистость её – тундры –основы. Невдалеке от лагеря даже был водопад, метров семь высотой. Собственными глазами – в первый и последний раз – видела, как поднимается по водному потоку косяк хариуса на закате. Сверкая голубоватым серебром боков, струился он из тьмы и пенного марева - вопреки пониманию – навстречу падающей воде. А на самом верху, превратившись в горсти червонного золота, взмывал над камнями переката и улетал за пределы твоей видимости – в небо. Так оно и казалось, что дальше путешествовать рыбам предстояло по воздуху... И кочевали по этому плоскогорью стада оленей. Огромные. Вот не этом снимке – до горизонта, как наводнение. Красиво! И колокольчики-бубенчики на всю тундру заливаются. Некоторые мимо проходили, некоторые на ночлег невдалеке вставали. Мы к оленеводам в гости ходили: за водку, сахар, рис можно было пимы справить. Это сапоги из камуса – с оленьих ног шкуры. Оленеводы в них и летом, и зимой. Правда, для себя они их по-другому шьют, не так, как для городских: на ботфорты похоже, на всю длину ноги. И, конечно, расшиты-разукрашены: и бисер, и мех всех цветов и оттенков, и фетр разноцветный. В чуме интересно – тоже в первый и последний раз довелось – всё устроено рационально, как у самой матушки-природы. В центре костёр. Над ним в несколько ярусов мясо вялится, ниже – для чана и чайника место. По периметру – занавески, за ними спальня, точнее – несколько спален. Попробовали мяса разного оленьего – по-разному приготовленного, в смысле. Хотя вкус оленины мне с детства знаком: там, где я росла, это такое же обычное мясо было, как свинина в южных широтах. А на Новый Год мама запекала олений окорок: нашпигует его салом, морковью, наперчит, насолит – и томиться в духовку на полдня. Потом ели неделю. С мочёной брусникой и грибами... Но это – про другой город. А Амдерма вот так в моей жизни промелькнула. Бельферман Моисей (24.03.2005 21:06) Глубокоуважаемая Юлия Григорьевна! 1. Дюже «умные» часто рассказывают обидные анекдоты о «глупых» жителях Севера. Ведь в дополнение к суровым условим жизни - пережили они свои трагедии. Подобные геноциду. Возможно, они проще, бесхитростнее, наивнее, откровеннее… Мне кажется, ЛЮДИ ПРИРОДЫ! Я прав? 2. По поводу одного Вашего названия - «Обнаженная натура». Русскоговорящая израильская журналистка Лиора Ган (Полина Капшеева) точно под таким названием издает свои интервью со знаменитыми людьми. Адреса: http://Kapsheev.com/ http://natura.peoples.ru/ Кто у кого или у художника позаимствовал название? Как-то в ее гостевой книге оставил шутливую запись: «Обнаженная! На - дура!» Простите мой иронический тон. Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (25.03.2005 19:57) Спасибо за вопросы! 1. Похоже, Вы спутали меня с ...(ладно, без конкретики). Я не абориген Севера в том понимании этого слова, в ракурсе которого Вы задаёте вопрос. Я родилась в гулаговском поселении (которому, кстати, в год моего рождения только присвоили статус города). Росла я среди культурнейших людей, которые представляли собой "опасность" для советского строя, за что и были высланы за Полярный Круг, а многие из них - ещё и за колючую проволоку. Рассказать о местном населении ничего не могу - ОНО живёт в своих поселениях, на юге Севера, в основном пасёт оленьи стада, где есть возможность - занимается сельским хозяйством. В тех местах, где жила я, местное население не рискует селиться - туда они на лето стада гоняют. Сказать "умнее" они или "глупее" нас с Вами не могу - для этого нужно ЗНАТЬ народ. А то, что они в большей степени "дети природы" - это можно утверждать и без особых знаний, ведь живут они на земле, В природе. 2. Никто ни у кого НИЧЕГО не заимствовал - это обозначение жанра, принятое в изобразительном искусстве столько лет (веков), сколько существует само изобразительное искусство. Бельферман Моисей (25.03.2005 20:19) Глубокоуважаемая Julia Dobrovolskaya! Примите от МЕНЯ ЛИЧНО, ИСКРЕННЕ - СОЧУВСТВЕННУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ. БОЛЬШИНСТВО ТАЛАНТОВ ПРОХОДЯТ ЖИЗНЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ. ВЕДЬ ТАЛАНТ - УПЛОТНЕНАЯ МАТЕРИЯ ТВОРЕНИЯ. Пожалуйста, на мой E-mail Blf-Moshe@list.ru сообщите свой почтовый адрес - вышлю обе свои книги афоризмов и высказываний "Не приставай! Я - порядочная, чуточку... феминистка". Пчелка Майя (26.03.2005 18:09) Здравствуйте, Юлия, и все, кто сегодня присутствует в нашей гостиной! Погреемся у камина, раздуем самовар, блины с медом уже готовы… Прогноз погоды не радует: в России опять похолодание, в Армении – после +13 вдруг –6 и снегопад… Юля, а как ву Вас с погодой ТАМ, куда Вы «продвинулись на три тысячи километров» ? И где это? Могли бы Вы нарисовать нам траекторию Ваших передвижений за промежуток от 0 до 34? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:19) У нас ТУТ тепло, правда, сегодня хмуро. У нас тут - это в Минске. Сейчас, чайку глотну - спасибо! и блинчик тоже! - и отвечу.... Вам Deep Purple не мешают? Как раз в этот промежуток времени мои траектории носят стабильный возвратно-поступательный характер: живя на Севере (г. Инта), я покидала его на время, а затем возвращалась. В детстве родители каждый год вывозили меня и брата на море: Сочи, Адлер, Феодосия. Потом – для разнообразия – были пионерские и трудовые школьные лагеря: Алексин под Тулой, станица Крымская под Краснодаром. Перевалочным пунктом – пересадочным городом – всегда была Москва. Там у нас множество родственников, там мы жили по неделе, две - по пути на юг и по пути с юга. В семнадцать лет я уехала в соседний город учиться, закончила строительный факультет института, вышла замуж, родила сына, прожила там в общей сложности десять лет и вернулась в родной город. Уже со своей семьёй мы продолжили ежегодные выезды и вылеты в южные широты. Поскольку отпуска тогда были по полтора месяца, мы успевали позагорать на море, побывать в любимой Литве (Вильнюс, Паневежис), конечно – в Москве. Мы старались набраться впечатлений до следующего отпуска, поэтому «программы» отпусков были такие насыщенные. Благо, позволяли зарплаты и абсолютное отсутствие желания «отложить» деньги – тратили всё подчистую и возвращались с тремя рублями на такси до дому. А вот в тридцать четыре (в 1988 году) я сделала скачок длиной в три тысячи километров, переехав в Минск. Живу пока здесь, но планы – двигаться дальше… Пчелка Майя (26.03.2005 18:25) Юлия, в разных городах, странах появляются друзья,близкие; возникают привязанности к скамейкам, паркам... и тут - вновь переезд... Поделитесь секретом - как справляеетесь с ностальгией? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:32) Наверное, натура у меня такая - подвижная... Я ПРИНИМАЮ всё то, что связано с принятым решением и никогда ни о чём не сожалею. И ещё - самое главное в моей жизни - возлюбленный. Если он рядом - мне безразлично, где жить. А друзья остаются: переписка, телефон. Для дружбы ведь территориальная близость или удалённость - просто не проблема, и даже не вопрос. Пчелка Майя (26.03.2005 18:16) Ваша биография…ммм... читаешь и не знаешь, с какой стороны подойти, чтобы задать вопрос... «Параллельно с получением образования, исполнением профессиональных, родственных, дружеских, супружеских и родительских обязанностей посещала изостудию и лекции по истории искусств; изучала английский и итальянский, «пособия» и «настольные книги» по «научному атеизму» и Библию; побывала президентом музыкального клуба и разнорабочим в геологоразведочной экспедиции, добровольным пациентом «психушки» с подложным диагнозом и художником театра моды, лицом без определённого места жительства и удостоверяющих личность документов и владельцем частной художественной галереи, делопроизводителем лесопилки и дизайнером интерьеров. И это не всё. Обобщая извлечённый опыт, провозглашаю: «жизнь прекрасна и удивительна» и «всё только начинается», «вокруг лишь чудеса и ангелы» и «all you need is love». Юлия, вся пречисленное, наверное, связано с Вашими переездами? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:26) Ну, поскольку глобальных переездов в моей жизни был всего один – из Инты в Минск (из Инты в Ухту, за пятьсот километров, и назад можно не считать), то ответ – нет. Всё перечисленное связано с моей жаждой попробовать всё возможное и невозможное. Конечно, если пройтись даже очень коротко всего лишь по обозначенным пунктам (а это далеко не всё, о чём я могла бы рассказать) – получится весьма некороткая история. Не знаю, каков регламент нашей с Вами беседы, но попробую. «Параллельно с получением образования, исполнением профессиональных, родственных, дружеских, супружеских и родительских обязанностей… «посещала изостудию и лекции по истории искусств; изучала английский и итальянский» - в школе лет шесть ходила в изостудию Дома Пионеров, руководителем которой был ссыльный художник. (Я сейчас на каждом шагу буду наступать на горло собственной песне – о каждом человеке, о каждом событии можно столько всего рассказать!.. Вот и о нём, Александре Сергеевиче Малишевском, тоже… Светлая ему память!) Кстати, там, где я родилась и жила, были расположены гулаговские лагеря, которые к шестидесятому году расформировали, и многие из заключённых остались (кто вольно, кто вынужденно) «на поселении». Если это не прозвучит кощунственно, была в этом обстоятельстве та прелесть, что заключённые были не уголовные, а «политические» - то есть, культурные сливки общества, среди которых множество известных фамилий: писателей, поэтов, режиссёров, исполнителей. Вот из такого люда, в частности, был составлен мой родной город. Разумеется, не только из таких – город-то шахтёрский, и за хорошими заработками съезжались со всего Союза. (Отвлеклась!) Английский я изучала в школе с целью поступить в московский иняз. Но поступать не поехала, поддавшись маминым увещеваниям сугубо практического характера: туда поступают дети дипломатов и писателей, лучше выбрать что-нибудь, что гарантировало бы работу в любом месте и стабильный заработок, а языки оставь для хобби. Так и получилось. В строительном институте я два года училась на заочном в том же инязе – изучала итальянский – но бросила, было сложно совмещать огромные объёмы заданий и по основной учёбе, и по языку. Девочка я была ответственная и не умела делать что-то «лишь бы отделаться». Зато я с удовольствием посещала лекции по истории искусств, которые читали в институте преподаватели теормеха и начерталки, муж и жена, интереснейшие люди… (Стоп, Юля! И об этом – потом, где-нибудь в другом месте…) Вот. А «практикой» по истории искусств служили мои любимые музеи, разнообразные выставки, которые я посещала каждый раз, бывая в Москве. «пособия» и «настольные книги» по «научному атеизму» и Библию – я изучала самостоятельно, задавшись вопросом «что такое Бог?» Поскольку жила я в стране воинствующего атеизма, то кроме перечисленных книг, в библиотеках ничего не было. Я пошла методом от противного: Бога не существует, это всё выдумки, и вот ЭТО выдумки, и вот ЭТО выдумки… - так я и изучила все «выдумки» про Бога. Потом однажды, сидя в Москве на переговорном пункте, увидела у женщины в руках книжку с крестом. Простите, это у Вас не Библия? – спрашиваю. Женщина: Чшшш… а что, Вас интересует? Да, говорю. Ну и купила у неё за пятьдесят советских рублей – не жалко было бы и больше: такая удача! Правда, по-настоящему я начала читать Библию только, попав в баптистскую церковь уже в Минске. Мне было тридцать восемь. И это тоже – ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ!.. – и история «попадания» в церковь, и история «пребывания» в церкви. «побывала президентом музыкального клуба» - когда я вернулась в Инту в 1981 году, работала в строительном тресте. Мы с мужем были фанатами рока, знали всех, всё и вся - ещё начиная с Битлов на советских «гибких» пластиночках, потом в институте появились магнитофоны с записями, потом – «вертушки», «диски», потом японские «бобинники», потом «кассетники», «эквалайзеры»… По закону «подобное притягивается подобным» собралась компания таких же, как мы знатоков и фанатов. Горком комсомола выделил нам помещение в клубе, даже деньги на аппаратуру; строили всё сами, в свободное время – по вечерам, выходным; за собственные деньги покупали то, что не мог «за так» дать трест. Ну, а меня потом выбрали президентом… «и разнорабочим в геологоразведочной экспедиции» - это у меня аккурат в «Амдерме» описано. Я попросилась к папе в экспедицию, чтобы заработать на путёвку в Чехословакию. Это было летом после второго курса. «добровольным пациентом «психушки» с подложным диагнозом» - ну, ЭТА история – на тысячу и одну ночь!.. Даже и не знаю, как бы это покороче… Это 1987 год, я живу в Инте, собираюсь к переезду в Минск. Прослышали мы с подругой о том, что в Республиканском Психоневрологическом Центре (или как он там правильно назывался?..) кто-то практикует групповую психотерапию(!). Поскольку в то время «поиски Бога» уже шли полным ходом, вопросов было больше, чем ответов. А поскольку – понимали мы - Бог без человека и человек без Бога просто никуда, то мы и изучением человека не брезговали… Подруге удалось первой попасть туда, она звонит и кричит: приезжай, тут такое!.. У моей одноклассницы муж – главврач наркодиспансера городского. Я к нему: сделай мне направление! Он: ты с ума сошла, мне ж надо на тебя для этого медицинскую карточку толстенную иметь! Я: заводи! Он: как ты потом жить будешь с такой карточкой? Я: плевать на всё, пиши, что надо, ибо мне НАДО туда! Он что-то написал, выдал направление, снабдил легендой в плане симптомов и синдромов, я и поехала за тысячу километров в столицу республики Коми, город Сыктывкар… Нет, не просите!.. Я ж заведусь – не остановите!... Как-нибудь потом. Напишу… «и художником театра моды» - приехав Минск, искала работу: это ж советские ещё времена, не работать как-то «неудобно»… На столбе объявление: приглашаются… в Театр Моды… для работы манекенщицами… У меня рост 178, ноги – что надо, талия тогда ещё на месте была… Манекенщицей не взяли: 50-ти ещё нет, а 25 уже прошло. Напросилась художником. Временно – ибо прописки у меня пока не было. «лицом без определённого места жительства и удостоверяющих личность документов» - прописки не было, поскольку дом наш только строился. Потом грянули перестройки, размежевания, развод… Так я и осталась без прописки, с просроченным паспортом лет на восемь. «владельцем частной художественной галереи» - да, была такая в Минске. Многие её знали, и многие помнят. Строили сами, как водится. Правда, деньги ссужали «меценаты» - не «за так», конечно. Им местечко понравилось – дайте нам кусочек, а на своём делайте, что хотите. Три года продержались, даже в Женеву и Брюссель выставки свозили. Потом меценатам нашим показалось мало, они нас и выгнали из теремка. А у нас долгов немеряно – мы кафе маленькое построили там же, при галерее, в долги влезли, вот-вот заработать должно было на полную катушку, начать прибыль приносить… Что делать? Чем зарабатывать? Подвернулось дело – деревообработка. «делопроизводителем лесопилки» я и стала. Муж пилил лес, я бухгалтерию вела… «дизайнером интерьеров» подрабатывала в свободное от лесопилки время. Особенно перепланировку люблю – из самой неудобной хрущёбы такую вам квартирку спланирую!.. «И это не всё.» Ещё я шила, вышивала и вязала на богатых дам. Делала украшения и аксессуары из кожи, сдавала их в художественные салоны Минска и Вильнюса. Помогала и помогаю мужу в творческой работе, сама заразилась художественной фотографией. Но и это не всё… Пчелка Майя (26.03.2005 18:26) Юлия, расскажите немножко о себе, своей семье, в какой атмосфере воспитывались, как воспитание повлияло на Ваше мировосприятие? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:37) Как-то в третьем или четвёртом классе нужно было заполнить анкету по какому-то случаю. В графе «кто твои родители» я написала «интеллигенты». Учительница долго убеждала меня, что у нас в стране есть только рабочие, крестьяне и служащие. А что же мне делать, если мои родители – интеллигенты?! – вопрошала я… Родители были самыми первыми и непререкаемыми авторитетами для меня во всём. Учителя могли только в чём-то «дотягивать» до их уровня. Мама – коренная москвичка. Она не получила образования, поскольку, едва начав учиться в московском архитектурном, была эвакуирована в 1941 году в Сибирь. Потом попала на Сахалин, потом, после войны, завербовалась в Инту, поскольку стало ясно, что в Москве жить негде – уезжая в спешке, бабушка не оформила каких-то бумаг по бронированию квартиры… Папа родился в Харькове, окончил музыкальную и художественную школы. После выпускного – война. В первом же бою, в июне 1941 года попал в плен. До конца войны скитался по всей Европе в фашистских лагерях. После войны – обмен пленными, папу осудили как немецкого шпиона. Лагеря на Баме, потом Инта – вольное поселение, где находился и его отец, мой дедушка, осуждённый ещё в тридцать восьмом… Всё окружение моё в детстве состояло из «интеллигентов». И родственники, и друзья родителей, и учителя в школе – высококультурные, богатые духом люди. «Я росла в любви. … Любовь была растворена в воздухе. Все вокруг любили друг друга: мама с папой, их родители, многочисленные тётушки и дядюшки, их дети - все друг друга любили.» - рассказывает моя героиня («Я остаюсь»). И это я говорю о себе. У нас не было «будней» - всё время что-то происходило. Каждый вечер – непременно какое-нибудь занятие. Или это игра познавательная (папа их сам выдумывал), или чтение вслух, или папино музицирование, или рисование, или игрушки на ёлку делать… В выходные – в походы, в лес, в тундру. Если у нас гости, или мы в гостях – это просто отдельная история: спектакли родителей детям, детей – родителям, общие игры, фокусы, катание на санках по улице «паровозиком»… Не поверите, возможно, но меня – нас – наши родители, понёсшие такие страшные потери от советской власти, воспитывали патриотами Советского Союза, Родины. Я только в 1991 году (!!!) узнала от папы, всё, о чём написала выше, и как он и мама попали в заполярную Инту! Я была уверена, что они приехали туда по зову сердца строить «голубые города» на вечной мерзлоте. Я понимаю, что кто-то объяснит это страхом и желанием молчать из соображений безопасности. Нет. Если бы мои родители были другими, где-то, как-то, когда-то это другое прорвалось бы наружу. Ещё у меня была няня, литовка из Паневежиса. Её историю я тоже узнала, будучи уже взрослой. И она, рассказывая об ужасах, выпавших на её долю по милости советской системы, ни словом, ни интонацией не осудила никого – хотя в те годы только ленивый не изрыгал проклятий в адрес «совдепов». Нет, это не власть страха, это власть Духа. Собственно, весь образ жизни, «воспитания» нас, проистекал из духовных и моральных устоев моих родителей. При этом нам не говорили: врать или красть – это плохо; нужно уважать личность другого; необходимо стремиться к знаниям… Мы просто росли в том, чем и как жили наши родители. Пчелка Майя (26.03.2005 18:41) Юлия, Ваша проза и стихи одинаково прекрасны... ЧТО ближе Вам? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:45) Ближе мне: в собственном творчестве, или в литературе вообще? В литературе вообще жанр поэзии меня не слишком занимает. Повествование в стихах я не понимаю – в школе просила маму «перевести» «Евгения Онегина» на обыденный язык прозы… А возможно, это потому, что Пушкин никогда меня не трогал. Лермонтов – да. Может, он более чувственный?.. Да, я предпочитаю ЧУВСТВЕННУЮ поэзию, принимаю только то, что вызывает во мне «вибрации». Список любимых поэтов краток весьма: Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский. Это – боги моего поэтического Олимпа. Конечно, есть и другие, не оставляющие равнодушной… Но до боли – только эти трое. Читаю прозу. Принимаю по тому же критерию. В собственном творчестве – стихи давно пройденный этап. Два моих цикла были инспирированы любовями. Один из них («У нежности…») писан кровью сердца, разбитого той любовью, другой («Несколько портретов…») – если можно так выразиться, перьями из крыл, на которых возносилась я в этой любви. Есть ещё разрозненные стихи, но они – случайность в моём творчестве. Лет пятнадцать как вообще «не рифмую» слова. Лара Галль (26.03.2005 18:44) Какое у вас любимейшее блюдо, и какова его семантика и бэкграунд? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 18:50) Полюбила вот совсем недавно СУСИ (суши по-русски). Семантика проста - картошка с селёдкой надоела... А с бэкграундом ещё проще - в Японию потянуло. Ирина Амбрумян (26.03.2005 18:52) Здравствуйте! Прочитала Ваши ответы и подумала: Добровольская - это так подходит Вашей натуре: все у вас по-доброму, по доброй воле (если не считать судьбу Ваших родителей). И вообще, Вы производите впечатление доброго, светлого человека; доброта и свет гармонично вплетаются в Ваши произведения.... Юлия, чувствуете ли Вы отпечаток фамилии на Вашей судьбе? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:05) Спасибо, Ирина! Ой, не знаю, как и ответить... Так чтоб ОЧЕНЬ - мистикой не пахнет здесь. А было так: мне С ДЕТСТВА нравились имя и фамилия моей бабушки - Юлия Добровольская. Я ещё тогда у мамы спрашивала: а можно имя себе поменять? Ну вот, теперь можно! Бабушка была очень незаурядным человеком. Нет - ЕСТЬ! Она же и сейчас со мной. А человек я, и правда, добрый - было у кого перенять. И люблю всех. Пчелка Майя (26.03.2005 18:56) Современная поэзия в сравнении с поэзией советского времени (критический взгляд, плюсы и минусы!) Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:09) Вот тут я пас. Для меня поэзия делится на две части: поэзия названных выше авторов, и вся остальная поэзия. Что касается деления поэзии - и чего бы то ни было - на поэзию такого-то периода и поэзию такого-то периода - не понимаю! Или поэзия хорошая, или никакая! Если говорить об ангажированности - другой вопрос, тут просто без комментариев... Пчелка Майя (26.03.2005 19:15) Юлия, есть ли будущее у сетевой литературы? Что лично Вы ожидаете от такой литературы? Как попали на портал? Публиковались ли на других сайтах, если «да», то где именно? (можно ссылки). Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:21) Думаю, безусловно – да. Но сетевая литература никогда не заменит «бумажную», по моему скромному ИМХО :). Чего ожидаю от такой литературы? Как и от любой другой: нового и хорошего! На портал попала так: На просьбу дать адреса литературных агентов прислали мне ссылку: вот издательство, зайди, глянь. Зашла, глянула - приглянулось. Ссылок давать не буду – те сайты давно уже отстали по количеству моих публикаций на Вашем портале. А была я на Самиздате, Прозе.ру, Стихии, и ещё на паре уже забытых. Пчелка Майя (26.03.2005 19:19) Есть ли у Вас изданные книги? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:22) В апреле в одном московском литературном объединении выходит альманах с моим участием (три стихотворения и три рассказа). Это первая и единственная пока публикация. Если не считать бессчётное количество "распечаток" для друзей... Пчелка Майя (26.03.2005 19:27) Юлия, сейчас дочитала рассказ "Горький запах осеннего леса"... Честное слово - восхищена... Прекрасное владение словом, людской психологией, интрига, необходимая читателю, чтобы увлечься произведением и запомнить. Блестяще! Только вот женщину жалко... :-( Правда, жалко, такое двойное предательство, но по заслугам... Ссылка на произведение для читателей: http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=36062&pid=0#rec_view Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:33) Ой, жалко, Майя!.. Задумано было, как всегда (отгадайте - какой должен был быть конец? правильно - хэппиевый!) Но... Слишко долго меня упрекали в счастливости. Получите! Такой вот мой ответ Чемберленам от "реалий жизни"!.. Хотя, мне кажется (мне ТАК кажется...) что это - неунывающая женщина, она ни мстить не станет, ни долго в одиночестве не останется... Пчелка Майя (26.03.2005 19:39) Юлия, произведения с трагическим концом наиболее впечатляют, запоминаются, читатель, после прочтения, переживает, додумывает и в итоге - ПОМНИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ... Ваше мнение? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:44) Ну не хотите же Вы сказать, что со счастливым концом МЕНЕЕ запоминаемо?! Хотя... тут, возможно, срабатывают внутренние установки - у кого что болит, одним словом, кто на какую волну настроен... Дмитрий Сахранов (26.03.2005 19:50) Юля, а какая "волна" ближе вам? И вообще, с какой целью вы пишите свои произведения? Важен ли для вас посыл, энергетика ваших произведений? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:54) Вот на волнах энергетики и пишу! Без этого никак! Услышала какой звук, запах, увидела взгляд, просто картинку - и подбросило меня, и уже готов роман. Честно! Про каждый текст могу рассказать - откуда ноги у него растут. А какая волна ближе - отгадайте с трёх раз! Правильный ответ - в конце журнала. Пчелка Майя (26.03.2005 19:43) Юля, писатель - наблюдатель, созерцатель; любое движение вокруг вызывает отклик в его душе. Писатели впечатляются событиями как своей жизни, так и близких, друзей... Потом описывают... После этого - нередко обида со стороны близких... А как у Вас? КТО Ваши герои? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 19:47) Мои герои... Это такой микс!... Нет ни одного (кроме моего любимого мужчины, который - один за всех моих мужчин-героев), кто прошёл бы открытым текстом в том или ином произведении. Может, я ещё не доросла "списывать" жизнь и людей как они есть?.. Дмитрий Сахранов (26.03.2005 20:01) Кто о чем... У меня сразу вопрос о крупных формах (я имею ввиду литературных:). Романы, поэмы? Есть ли наметки, тенденции? Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 20:07) Меня интересуют в плане описательства (а стало быть, исследования) ТОЛЬКО взаимоотношения людей. Всё остальное - события как основа произведения, описание обстоятельств как основа произведения - не моё. И события, и обстоятельства - лишь лёгкий фон двумя штрихами для происходящего ВНУТРИ человека и МЕЖДУ людьми. Пчелка Майя (26.03.2005 20:03) Юля, мои вопросы иссякли... хочу лишь напоследок спросить - пожелания создателям, читателям и авторам портала. Пчелка Майя (26.03.2005 20:06) Ой, Юля, совсем забыла спросить о Ваших киносценариях... Можем ли мы верить, что скоро посмотрим Ваш фильм (есть ли такие планы, возможности?) Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 20:10) Пожелание такое: Любите и творите! Продукт, сотворённый без участия влюблённого сердца – пресен и скучен: будь то сайт, рассказ, картина или собственная жизнь. Насчёт планов на кино - их громадьё. А возможность только одна: заинтересовать кого-то снимающего сюжетом. А для этого - издаться на бумаге... Дмитрий Сахранов (26.03.2005 20:18) Ну вот, только пришел, а вы уже сворачиваетесь. Жаль, Юля, не успел с вами побеседовать о киносценариях - тут мы, оказывается, в некотором смысле коллеги. Хотя о многом в онлайне не поговоришь, к сожалению. Удачи вам и творческих прорывов. А главное, не переставайте дарить людям веру в себя и надежду на лучшее. С уважением. Пчелка Майя (26.03.2005 20:10) Юлия, благодарю Вас за сегодняшнюю встречу... Действительно, как-то светло, тепло стало от общения с Вами в этот прохладный вечер... Примите мои самые наилучшие пожелания, Вечного вдохновения и реализации творческих планов (это необходимо, это тоже стимул!!!). Двери нашей гостиной всегда открыты для Вас... Не забывайте нас! С улыбкой, Пчелка Майя Julia Dobrovolskaya (Юлия Добровольская) (26.03.2005 20:14) Вы ж теперь мой дом! Как же забыть!.. Спасибо Вам, Майя за вопросы и внимание. Простите, что слегка похулиганили в Вашей гостиной!.. Скорейшего всем тепла весеннего! С любовью - Юля.
|