Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Имануил Глейзер
Объем: 121 [ строк ]
ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ! ( Николай Иванович: "Автор - художник Рафаэль Багаутдинов"
К портрету (автор - художник Рафаэль Багаутдинов)
 
Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю.
Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
Но ты уже к нему прикован, им присвоен,
до капли растворен, навечно пригвожден.
Как отзвук давних слов, плывут другие лица.
Иные имена вплетаются в сюжет.
И странный это свет струится и двоится
в ночи – как явь и сон. Как образ и портрет.
 
Там полная луна парит на пьедестале,
и символов ночных неразличима нить.
И медлишь потому, уставившись в детали,
что страшно сделать шаг – к загадке подступить.
Цветного витража, растрескавшейся фрески
осколок, лепесток, чешуйка и пыльца.
И полуоборот решительный и веский
над призраками снов царящего лица.
 
Которое к себе влечет неотвратимо –
пленительный изгиб, таинственный обет.
С рождения души наложенная схима,
Впитавшая в себя небесный этот свет.
А ты опять ему внимаешь богомольно,
глядишь во все глаза, следишь издалека
как тонкая рука роняется безвольно –
трагический излом поникшего цветка.
 
Продолжить этот жест могли б клинок и гарда,
опущенные вниз, – окончена дуэль.
Улыбкою б черты чуть тронул Леонардо,
но так – трезвей – ее увидел Рафаэль.
Обычный человек, нерасторопный гений.
Всего вначале он и сам не знал, но вот –
свободный результат медлительных прозрений,
мерцая и маня, пред нами предстает.
 
И дальше – суть видна как прорастанье зерен,
как отповедь тоске, как парафраз обид.
И дальше – каждый штрих случаен, но бесспорен.
Он все соединит. И снова раздробит.
Глаз этих глубина как ангельское пенье.
И как благая весть из неизвестных стран.
Как под рукой – волос спокойное кипенье.
И кожи белизна. И горделивый стан.
 
Что самоценно и что параллельно славе –
неизъяснимость слов, объятий нежный хруст.
О чем не рассказать, когда раздует пламя
неистовой свечи дыханье этих уст.
Порхают мотыльки в трепещущем полете,
настойчивая кисть вскрывает новый пласт –
простой и внятный смысл – что и по части плоти
высокий этот дух любому фору даст.
 
И все же стоит быть поэтом и изгоем,
и смутно ощущать как с плоскости холста
нисходит в бренный мир провидческая горечь –
бессмыслена любовь, бесцельна красота.
И сколько надо слов отбросить и растратить,
пускать Пегаса вскачь, переводить в полет,
чтоб истину постичь или себе потрафить, –
а там – кому дано, возможно, и поймет.
 
Оставить легкий след, едва заметный слепок
своей души и знать – хоть вечен бег времен,
но их могучий рев, неуловимый лепет,
по сути, для тебя – не более чем фон.
================================================
 
60 строк, организованные в семь с половиной восьмистишных строф, исполненных шестистопным ямбом.
Восьмистишная строфа - это упрощённый вариант классической октавы, упрощённый рифмовкой: абабвгвг.
Выбор такой строфы обусловлен, очевидно, художественной задачей автора. По-видимому, ему тесно в обычном катрене, поскольку стихотворение не сюжетное, не событийное и не сугубо описательное. Восьмистишие, распадаясь надвое, позволяет автору решать две задачи: изобразительную и философскую, позволяет в каждой строфе создавать особое напряжение будь то теза и антитеза или же сообщение и комментарий к нему. И, может быть, главное: такой строфой автор сознательно замедляет темп чтения, добиваясь этакого унисона со своим читателем, единой скорости продвижения к искомому катарсису.
 
Внешняя ситуация: поэт перед новым полотном знакомого и, как видно, очень любимого художника. Ещё одно стихотворение о живописи? Мы ведь читали их много - стихов о Вермейере, Босхе и Брейгеле, о Рембрандте и Дега, о Левитане и Саврасове, о Куинджи и Ренуаре.
Всех и не вспомнишь. На слуху - Заболоцкий перед портретом Струйской работы Рокотова. Стало быть, приступая к чтению, можно не стесняться собственного пессимизма и подспудно требовать от автора оправдания - чем? - новизной... оригинальностью...
Думается, что и автор не чужд такого подхода... Не потому ли он отказывается от преамбул, доверяет экспозицию заголовку, а сам с первых строк - бросается в омут:
 
Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю.
Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
Но ты уже к нему прикован, им присвоен,
до капли растворен, навечно пригвожден.
 
Вот такой зачин - любовь с первого взгляда или её окуджавский вариант: "увижу и немею"... ? Похоже! но... " Когда любит поэт..."
Интонация - лирическая, исповедальная, доверительная. Мы не на вернисаже - мы тет-а тет с поэтом, который тет-а тет с картиной...
 
"Поэт издалека заводит речь..." И не спешит с лицом...
 
И медлишь потому, уставившись в детали,
что страшно сделать шаг – к загадке подступить.
 
Не спешит сообщить, что на портрете - женщина! Суспенция, интрига?
Да, вероятно, но не только: он пишет своё - словесное- полотно и продвигается со скоростью своего мазка, боясь разлада в заданном изначально унисоне... Не убоюсь сказать, что читая стихотворение успел подумать о дантовской ситуации: поэт доверяет себя художнику, как Данте Вергилию, и следует за ним, и говорит - себе и нам... Но такое представление не исчерпывает самой сути... Потому что художник здесь - не только и не столько поводырь, сколько.... alter ego! Иными словами - предмет внимания и познания:
 
Обычный человек, нерасторопный гений.
Всего вначале он и сам не знал, но вот –
свободный результат медлительных прозрений,
мерцая и маня, пред нами предстает.
 
Так стихотворение, не прекращая своей изобразительности, переходит в разряд философского раздумья о сути и смысле художнического труда, о, если хотите, назначении поэта:
 
Что самоценно и что параллельно славе –
неизъяснимость слов, объятий нежный хруст.
О чем не рассказать, когда раздует пламя
неистовой свечи дыханье этих уст.
 
Так вот чем отличаются эти стихи от читанных нами других стихов о художниках: автор не интерпретирует живопись, по крайней мере не ограничивается проникновением в стихию смежного искусства, - он
задаётся более высоким вопросом и даёт на него свой ответ:
И все же стоит быть поэтом и изгоем,
и смутно ощущать как с плоскости холста
нисходит в бренный мир провидческая горечь –
бессмыслена любовь, бесцельна красота.
И сколько надо слов отбросить и растратить,
пускать Пегаса вскачь, переводить в полет,
чтоб истину постичь или себе потрафить, –
а там – кому дано, возможно, и поймет.
 
И этим вопросом, и ответом на него, он, по-моему, перекликается с лучшим, что есть в нашей поэзии, например с Беллой Ахмадулиной,
вопрошающей: "Так в чем же смысл и польза этих мук?"...
 
Мы даже не заметили, что прочли уже 7 октав на одном дыхании!
И вот последнее четверостишие...
Оно подводит черту? Да, но и отсылает нас к началу произведения своим последним словом: фон.
Поднимем взгляд на вторую строку первой строфы:
 
Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
 
Неслучайное повторение рифмующегося слова.
И ещё одна перекличка, на сей раз с ... Анной Ахматовой:
 
Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен?
 
Сама Ахматова в другом стихе ответила :
 
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор- к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово...
 
Наш автор не изобретает велосипед, но достойно перекликается с классикой:
Оставить легкий след, едва заметный слепок
своей души и знать – хоть вечен бег времен,
но их могучий рев, неуловимый лепет,
по сути, для тебя – не более чем фон.
-------------------------------------------------------------------
Когда читаешь такие стихи, извините, меньше всего хочется думать про конкурсы и рейтинги... Хочется найти автора и читать... Наверняка у этого зрелого мастера есть ещё не одно достойное стихотворение.
Дата публикации: 22.01.2006 00:09
Предыдущее: ПОЭТ - НАЕДИНЕ СО ВСЕМИСледующее: ИРИНА МАШИНСКАЯ о ПОЭЗИИ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Иванович[ 22.01.2006 ]
   Уважаемый Имануил!
   
   Благодарю за обстоятельную и содержательную рецензию.
   Во многом проницательно прозревающую и в авторский замысел, и в его воплощение.
   Пусть и не во всем совершенное.
   
   Замечу, что с отдельными положениями рецензии я не вполне согласен (чисто фактически), но мне не хотелось бы выносить эти тонкие и личные моменты на всеобщее обозрение.
   
   И еще мне представляется интересным и важным (помимо прочего) – проблема строфики стихотворения, затронутая в рецензии.
   
   Должен сказать, что изначально стихотворение было написано в форме неразделенного и нерасчлененного текста. На одном дыхании – от начала до конца.
   Но потом мне показалось, что нужно облегчить его восприятие для читателя, дать некоторые опорные точки.
   И я начал стихотворение структурировать, разбивать на фрагменты. Причем ни о какой регулярной строфике речь не шла.
   Но поскольку ни один из подобных вариантов меня не удолетворял, я в бессилии пошел по самому простому пути: разделил текст на октавы и заключительное четверостишие.
   Тем более что определенные смысловые основания для такого подхода имелись.
   
   До сих пор не уверен, что поступил правильно.
   Несмотря на убедительный анализ, содержащийся в рецензии.
   
   Еще раз большое спасибо за внимание и потраченное время.
Николай Хлебников (X-nick)[ 23.01.2006 ]
   Замечательные стихи.
   Замечательный разбор.
   А то, что автор где-то и не согласен с рецензентом, так это и нормально! Он выпустил птицу. Птицу прекрасную - и теперь ею любуются все. И всяк - на свой лад...
   Но, уверен, что никто не посмеет негативно отозваться об этих стихах, не покривив душой, потому что и чувство и мысль и форма здесь настолько мастерски и точно подогнаны друг к другу, что обругать такое можно только разве - из подлой черной зависти.
   Уверен, что на этом портале таких не найдется.
   У меня только одна крохотнейшая придирочка - возможно несущественная, но тем не менее чуть-чуть "царапнувшая" меня когда я перечитывал стихотворение, медленно проговаривая его про себя:
   
   "Но ты уже к нему прикован, им присвоен,.."
   
   вот в этой строке я вместо "им" поставил бы просто союз "и" - на мой взгляд это ничуть не вредит смыслу, он остается тем же из-за страдательного "присвоен" - не нужно объяснять - кем или чем!
   А "спотыкушка" при этом исчезает.
   
   Спасибо, Николай Иванович!
   Спасибо, Имануил!
   
   Искренне,
   Хэ-ник.
 
Имануил Глейзер[ 23.01.2006 ]
   Спасибо, Коля!
   Но возникает грамматическая спотыкушка, ибо : "к нему" присвоен - не проходит.
   Я не стал к этому придираться по другой причине: им - это же я:)))
   Но глядючи пристально и не будучи маньяком, готов предложить замену "им" на "ты" с тире:
   ты - присвоен. На усмотрение автора..............­.­
   
   Жму руку!
Николай Иванович[ 23.01.2006 ]
   Спасибо, ребята!
   Понимаю, что музыка и магия стиха вас заворожила.
   Я бы подправил не только это, но и многое другое.
   Страшно. И лень.
   Вот Ирина Фещенко в комментариях к стихотворению предлагает его значительно сократить.
   В этом тоже есть резон.
   Пока не поднимается рука на эту уже довольно давнюю работу.
   Но может такое время и наступит - кто знает...
Имануил Глейзер[ 24.01.2006 ]
   Дорогой автор!
   Хорошо зная замечательную Ирину Фещенко, очень прошу не поддаваться:)))
   Сам холст Ваш так прекрасен, что резать по-живому - преступление!
   :))
Людмила Владимирова[ 24.01.2006 ]
   Согласна с Имом! И оставить октавы. :)
   Прекрасный стих. Отличная рецензия.
Наталья Малинина (Ярославская)[ 25.01.2006 ]
   Cтихи и их разбор замачательно друг друга дополняют , так же гармонично, как полотно и прекрасная резная рама к нему. как отшлифованный камень и оправа...
Владимир О. Сергеев[ 12.02.2006 ]
   "...глядишь во все глаза, следишь издалека
   как тонкая рука роняется безвольно –
   трагический излом поникшего цветка.
   
   Продолжить этот жест могли б клинок и гарда,
   опущенные вниз, .."
   
   - понятно было бы, если "повторить этот жест", (а так, как написано у автора, если уж рука "роняется", (предположим вид сбоку - по часовой стрелке), то продолжение "уронения" - это же выверт назад-обратно-вверх (:?))#. Комично.
   
   "над призраками снов царящего лица" - оказывается (по автору) "царят" лицом!! - опять смешно (:?))#.
   
   Напыщенные строки, смешные, неуклюжие образы, глуповатая (а куда денешься!) нестыкующаяся логика - триумф мещанство типа картинок с лебедями на клеёнке, правда более развитого для случая вкусов уже и уездной периферии.
   
   Браво, Глейзер! Вы превзошли самого себя!
   
   
   Николай Иванович! Извините, но Ваши перлы:
   
   "Крошится мрамор- к смерти всё готово",
   
   "но их могучий рев, неуловимый лепет," (кого - "их"?),
   
   " когда раздует пламя
   неистовой свечи дыханье этих уст." (в чём она, эта уже и анекдотическая -"неистовость свечи" ???)
   
   Список нескончаем...
   
   Желание сказать значительно - просто вульгарно, и нетерпимо ужасно.
   
   В худших традициях претенциозной аляповатости.
   
   
   Ни о каком вкусе здесь не идёт речи.
   
   
   Оставляю эту удивительную, не менее аляповатую рецензию И. Глейзера с чувством откровенного удивления, что этот "оценщик" участвует в предварительном отборе конкурса.
   
   (неужели лучших не нашлось, с нормальным, не испорченным начисто вкусом)
   
   Сожалею
   
   .
 
Имануил Глейзер[ 12.02.2006 ]
   Про бутылки в Новой Зеландии у Вас лучше получается, а про поэзию - в своём СП, иСПолать!
   ВАаши хождения в инет только компрометируют оффлайн. Так было на Стихире... А теперь - рецидивы. Неудивительно.
Владимир О. Сергеев[ 13.02.2006 ]
   Не завидуйте, Глейзер!
   
   Быть обыкновенным человеком Вам не грозит.
   
   (:?))#
   
   .

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта