Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: ЭссеАвтор: Богданова Т.В.
Объем: 22 [ строк ]
Музыка стиха-4. Мысли о Поэзии
...................В Поэзии главное – это не рифмою,
...................невиданной прежде, весь мир удивить,
...................не новой пророчицей – истинной Пифией –
...................воображенье людей поразить.
...................В Поэзии слушаю
...................светом согретую,
...................пылающую от нетерпения душу...
 
 
Уважаемый Поэты и читатели!
 
Позвольте высказать несколько мыслей о Поэзии.
 
1. Поэзия – это не просто противоположность Прозе. Она находится в ином пространстве, в пространстве души. И это отнюдь не одномерный мир пародий и шуток, не двумерный мир басен, не четырехмерный мир Прозы (3-мерное пространство +1-мерное время образуют 4 измерения Прозы). Поэзия – это многомерный мир души. Поэтому в ней существуют разные измерения, но все они образуют единое поэтическое пространство.
 
2. Поэзия – это Музыка слов, воплощенная Мечта. Аккорды души, звучащие в такт, а иногда и сбиваясь, как сердечный ритм сбивается от волнения. Симфония эмоций и мыслей.
И рифма здесь только помогает, но не является необходимой.
Ведь когда требовали от Шостаковича, чтобы он писал так, как Моцарт, все настоящие музыканты понимали, что это невозможно, что музыка развивается. Поэзия тоже растет и развивается.
 
3. Почему же на конкурсах Литературного портала «Что Хочет Автор» зачастую требуют лишь рифмованные стихи? Почему осуждают неточные рифмы, неровный ритм, практически не обращая внимания ни на содержание, ни на мелодию стихов, ни на их внутреннюю гармонию? Ни на общий ритм звуков, чередование гласных и согласных, повторы, которые так важны для музыкальности стихотворения.
 
4. Набор рифмованных слов, зачастую выдаваемый за стихи, но не имеющий ни мелодии, ни глубокого смысла, - разве это Поэзия? Даже если в нем много разных слов, много оригинальных рифм. Но Лермонтовский «Парус» с его рифмами «бежит» – «скрипит» гораздо поэтичнее многих изысков, не имеющих романтического ореола.
 
5. Поэзия – это Искусство. И здесь не так важно, какими приемами пользуется Поэт, важно лишь то впечатление, какое он производит на душу читателя. А это впечатление, прежде всего, эмоциональное, может быть достигнуто разными приемами, вплоть до тривиальных рифм, повторов, кажущейся наивности.
 
6. Важно, чтобы Поэт владел всеми приемами Поэзии, но использовал лишь самые необходимые. В Поэзии, как и в любом истинном Искусстве, главное – уменьшение избыточности слов и средств. Поэзия тем и отличается от Прозы, что умеет более лаконично высказать то, на что в Прозе уходят десятки и сотни страниц романов. И выбор лишь необходимых, но все же достаточных средств для выразительности стихотворения не менее важен, чем оригинальность произведения.
 
7. Поэзия – это выражение Красоты окружающего мира, его гармонизация, способ усовершенствования человека. Поэтому наиболее важно создавать внутренне гармоничное произведение, не нарушая его дух, его атмосферу, его образный мир, его ауру.
 
8. Поэзия – это удел избранных. Поэтому не надо так переживать, что не все мы дотягиваем до уровня истинной Поэзии. Важно уметь наслаждаться Поэзией окружающего мира, Поэзией человеческой души, Поэзией человеческих отношений.
 
9. Поэзия – хрупкий цветок, который с таким трудом, с такой самоотдачей, выплескивая своё самое сокровенное, выращивают люди с легкоранимыми душами. Не надо грубо попирать этот цветок, не надо топтать души Поэтов сапогами грубой критики.
 
С уважением,
Татьяна Богданова
Дата публикации: 18.01.2006 14:34
Предыдущее: Музыка стиха-3. Избранное (рекомендовано к прочтению)Следующее: Рецензия на стихотворение «ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...» Автор: Эдуард Караш

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Шухаева Ирина[ 18.01.2006 ]
   Уважаемая Татьяна!
   Мне понравилась эмоциональность Ваших пунктов.
   Все-таки имеется информация, что Поэзия не является противоположностью Прозы (последняя, все-таки, тоже искусство).
   А лаконичность миниатюр и афоризмов весьма выразительна. И уж вряд ли Проза поддается измерениям и не находится в пространстве души. А уж удел избранных - эт точно!
   Мое мнение: говорите о Поэзии - это здорово. Так и говорите о ней, прекрасной.
   Сравнения и отличия - очень пограничная и опасная тема.
   С уважением,
   Ирина,
   ценитель литературных произведений,
   еще лучше - просто шедевров.
   Так просто и понятно, когда говорят "шедевр мировой литературы". И все - супер!!!
 
Богданова Т.В.[ 18.01.2006 ]
   Уважаемая Ирина!
   
   Большое спасибо Вам за отклик на мои мыслио поэзии!
   Насчет Прозы я недаром написала ее с большой буквы.
   Проза - это прозаический взгляд на мир.
   И Поэзия может существовать также в прозаическом варианте: например, "Мертвые души" Гоголя или "Педагогическая поэма" Макаренко.
   А сравнения я так же имею право использовать, как и Вы - критиковать мою точку зрения.
   
   Конечно, в прозе есть тоже свои виды искусства, но для их истинности они всегда должны содержать хоть капельку Поэзии. Иначе получится "голая Проза".
   Чувствуете, как отличается "голая Проза" от "истинной Поэзии"?
   Как есть стихотворения в прозе, так есть и рифмованная Проза.
   
   То, о чем Вы пишете, что Вы защищаете, есть Художествнная Литература.
   И степень ее художественности, на мой взгляд, зависит от степени Поэзии, привнесенной в литературные произведения, будь то прозаические, драматические или стихотворные творения.
   
   С уважением,
   Татьяна
Шухаева Ирина[ 18.01.2006 ]
   Татьяна, Вы меня провоцируете от "голой Прозы" перейти к обсуждению "плохих стихов", а это навечно.
   Видимо у нас просто разное видение.
   Я - сторонник целостного восприятия произведения, слишком из многих понятий оно складывается, не ограничиваясь количеством присутствия "капелек Поэзии".
   С уважением,
   Ирина
Богданова Т.В.[ 18.01.2006 ]
   "Плохие стихи" не есть Поэзия. А хорошая проза всегда больше, чем просто Проза. "Вечера на хуторе близ Диканьки" - это скорее Поэзия, чем Проза, согласитесь!
Надежда Коган[ 18.01.2006 ]
   Таня, Вы правы абсолютно! Критика должна быть осторожной, а форма должна соответствовать содержанию. И если содержание требует верлибра, то нельзя требовать от поэта в этом случае сонета или рондо. Но очень большая наша беда в том, что критика вообще-то должна быть не менее чутка и талантлива, чем поэзия. Не зря в этом конкурсе обзор и рецензия участвуют в номинациях и в отличие от стихов, их может быть несколько. По-моему мы все устали от бездоказательных оценок, всем нам хочется, чтобы кто-то сумел понять суть произведения и рассказать о нем другим...
 
Надежда Коган[ 18.01.2006 ]
   Не дописала - большая беда не в том, что критика должна быть талантлива, а в том, что ее мало - вот такой, равной по тонкости тем произведениям, о которых она говорит...
Богданова Т.В.[ 18.01.2006 ]
   Здравствуйте, уважаемая Надежда!
   Большое спасибо за отклик!
   Совершенно согласна с Вами, что нам всем не хватает доброжелательной и профессиональной критики.
   Хотя не могу отнести себя к профессионалам, все же пытаюсь ка-то заполнить этот пробел. Сейчас я пытаюсь написать несколько рецензий на интересные, на мой взгляд, стихотворения.
   Если Вам интересно, почитайте их в разделе "Рецензии" этого конкурса.
   С уважением,
   Татьяна
Поэт-песенник[ 18.01.2006 ]
   Вот, наконец дождался!
   Спасибо, уважаемая Татьяна!
   
   Меня только что отпинали как морскую свнку за отсутствие и рифмы и смысла и еще, Бог весть, чего, о чем я даже не подозревал, что должно присудствовать в стихах!
   
   ВЫ вернули в меня веру теперь буду творить и дальше (списки кто от этого обрыбиться уже составляю, как губителей таланта-самородка из глубинки! Они на стульях сидят, а мне, чтобы в инет войти на столб корапбкаться надо!)
   
   Спасибо за поддержку! Фиг кто меня теперь остановит!
   
   С почтением и благодарностью Поэт-песенник
 
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Как говорится в таких случаях: "Вперед и с песнями"!
   Желаю удачи!
   Побольше песен хороших и разных!
   Однако и Гомер писал без рифмы. И песни его поют до сих пор.
   С улыбкой,
   Татьяна
Поэт-песенник[ 20.01.2006 ]
   Я.... Таня..... пою Гомера без улыбки......
   
   Серьезные вещи и исполнять надо..... подабающим образом. Но из сказанного Вами очевидно, что нас с Гомером многое объединяет.
   
   Такая находка делает честь Вашему вкусу, да и Гомеру, прямо скажем, повезло....
   
   С уважением Поэт-песенник
Богданова Т.В.[ 24.01.2006 ]
   Уважаемый Поэт-песенник, он же Такой-то-Сякой (как я выяснила сегодня)!
   
   Вы, конечно, к моим мыслям относитесь весьма снисходительно. Но я ведь и не претендую на знание истины в последней инстанции, в отличие от Имануила Глейзера и некоторых других "живых классиков".
   
   Желаю Вам удачи в творчестве!
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова
Имануил Глейзер[ 19.01.2006 ]
   ТАНЯ!
   Извините, но то, что ВЫ пишите, называется - АХИНЕЯ!
   И рецензии, и эти "заметки" - всё одного уровня... Я бы на вашем месте взял бы двухнедельный отпуск и почитал стать о поэзии в журналах "Арион", Литучёба", НЛО, а также "Новый мир", "Знамя" и т.д.
   Зайдите в любой поисковик - Гугл, Яндекс, Рамблер и введите запрос:
   Что такое поэзия? или Мысли о поэзии, или Как читать и понимать стихи....
   Иначе - потерянное время. Своё и наше.
   Имхо...
 
Пиитух[ 19.01.2006 ]
   Жестко! Но каждое утверждение автора - не ахинея, а, IMHO, либо банальность, либо красивость, а в целом - резонерство, пытающееся обосновать необоснованные претензии к жюри.
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Благодарю Вас, уважаемый ИМАНУИЛ!
   Вы так же добры, как и интеллигентны, и имеете весьма высокое понятие о вежливости и уважаете чужое мнение.
   Вам-то уж учиться практически нечему - Вы профессионал во всём!
   С уважением,
   Татьяна
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Уважаемый Пиитух!
   Безусловно, всякое мнение, не совпадающе с Вашим или высказанное не Вами лично - "либо банальность, либо красивость, а в целом - резонерство".
   С уважением,
   Татьяна
Пиитух[ 19.01.2006 ]
   "Почему осуждают неточные рифмы, неровный ритм, практически не обращая внимания ни на содержание, ни на мелодию стихов, ни на их внутреннюю гармонию? Ни на общий ритм звуков, чередование гласных и согласных, повторы, которые так важны для музыкальности стихотворения".
   
    "Неточные рифмы" и "неровный ритм"? Но рифма не обязана быть точной - более того, точная рифма достаточно заезжена и часто скучна, а ритм не обязан быть ровным - стихотворение, чай, не военный марш. Автор волен писать нерифмованные и неритмизованные стих - верлибр, то есть. Но тогда пусть это и будет верлибр. Но если он городит плохую рифму и плюет на ритм, то на верлибр это не тянет, и упрекать жюри не в чем..
 
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Совершенно согласна с Вашими замечаниями, уважаемый Пиитух.
   Тем более, что год Петуха еще не закончился.
   С уважением и улыбкой,
   Татьяна
pro_cherk[ 20.01.2006 ]
   Согласен.
   
   С уважением.
   
   Сергей Пермяков
   
   P/S Ваши стихи мне понравились.
 
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Уважаемый Сергей, благодарю Вас за поддержку!
   С уважением,
   Татьяна
Янта Петропавловская (Джанет)[ 22.01.2006 ]
   Здравствуйте, Татьяна!
   С удовольствием прочитала Ваше эссе: согласна со всеми пунктами!
   Особенно понравилось: "Поэзия – это Музыка слов, воплощенная Мечта. Аккорды души, звучащие в такт, а иногда и сбиваясь, как сердечный ритм сбивается от волнения. Симфония эмоций и мыслей." Сказано действительно верно и... тоже по-своему поэтично!
   
   ...но только и владение приёмами поэзии не всегда важно. Ведь писали и пишут- те, кто к литературе "профессионального" отношения не имеет: математикти, физики, химики, биологи и т.д. и т.п. Случается, что талант проявляет себя и без специальных теоретических знаний, хотя наличие их- только плюс!
   
   Спасибо Вам за повод к размышлениям!
   
   С уважением, Джанет
 
Богданова Т.В.[ 23.01.2006 ]
   Большое Вам спасибо, уважаемая Джанет!
   Рада, что Вам показалось кое-что интересным.
   С уважением,
   Татьяна
Богданова Т.В.[ 24.01.2006 ]
   ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
   
   В Поэзии главное – это не рифмою,
   невиданной прежде, весь мир удивить,
   не новой пророчицей – истинной Пифией –
   воображенье людей поразить.
   В Поэзии слушаю
   светом согретую,
   пылающую от нетерпения душу.
   
   Уважаемый Поэты и читатели!
   
   Позвольте высказать несколько мыслей о Поэзии. В первом своем “эссе” я высказывала как бы “свои” мысли, не затемняя их цитированием. Здесь же попробую восполнить этот пробел и дам некоторые ссылки.
   
   Как отвечал Иннокентий Анненский на вопрос: «Что такое поэзия?» "Этого я не знаю. <...> Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?" [http://www.gym10.tob.ru/Site_liter/site2005/annensky/a4.htm].
   
   Но мы все же углубимся в «поэтические дебри»…
   
   1. Поэзия – это не просто противоположность Прозе. Она находится в ином пространстве, в пространстве души. И это отнюдь не одномерный мир пародий и шуток, не двумерный мир басен, не четырехмерный мир Прозы (3-мерное пространство +1-мерное время образуют 4 измерения Прозы). Поэзия – это многомерный мир души. Поэтому в ней существуют разные измерения, но все они образуют единое поэтическое пространство.
   
   И прежде всего это касается поэтического языка.
   
   Как пишет Мишель Уэльбек, «Язык прозы приводит в некую систему различные наблюдения, доводы, факты; по сути, главным образом факты. События сами по себе произвольные, но, описанные с высокой точностью, пересекаются в нейтральном пространстве и нейтральном времени. Какой-либо оценочный или эмоциональный аспект исключен из нашего видения мира».
   С позиции Жана Коэна, «поэзия – это не проза плюс что-то еще; поэзия – это не больше, чем проза, она – нечто иное [Мишель Уэльбек Мир как супермаркет» http://lib.aldebaran.ru/author/uyelbek_mishel/uyelbek_mishel_mir_kak_supermarket/uyelbek_mishel_mir_kak_supermarket__1.html]
   Если говорить кратко: «Задача Поэзии – в том, чтобы возвышаться над Прозой».
   
   2. Поэзия – это Музыка слов, воплощенная Мечта. Аккорды души, звучащие в такт, а иногда и сбиваясь, как сердечный ритм сбивается от волнения. Симфония эмоций и мыслей.
   И рифма здесь только помогает, но не является необходимой.
   Ведь когда требовали от Шостаковича, чтобы он писал так, как Моцарт, все настоящие музыканты понимали, что это невозможно, что музыка развивается. Поэзия тоже растет и развивается.
   Но, как говорит Мишель Уэльбек о позиции Жана Коэна, «поэзия все же рассказывает о мире – о мире, каким воспринимают его люди».
   
   3. Почему же на конкурсах Литературного портала «Что Хочет Автор» зачастую требуют лишь рифмованные стихи? Почему осуждают неточные рифмы, неровный ритм, практически не обращая внимания ни на содержание, ни на мелодию стихов, ни на их внутреннюю гармонию? Ни на общий ритм звуков, чередование гласных и согласных, повторы, которые так важны для музыкальности стихотворения.
   
   «Жан Коэн приходит к выводу, что по сравнению с обычным, прозаическим языком, служащим для передачи тех или иных сообщений, язык поэзии позволяет себе значительные отклонения. Этот язык постоянно использует неуместные эпитеты («белые сумерки» у Малларме; «черные ароматы» у Рембо). Он не выдерживает проверки очевидностью («Не раздирайте его двумя вашими белыми руками» у Верлена; прозаический ум удовлетворенно хихикает: у нее что, есть еще третья рука?). Он не боится быть в чем-то непоследовательным («Руфь грезила, Вооз видел сон; трава была черной» у Гюго; «две констатации, между которыми не усматривается никакой логической связи», – подчеркивает Коэн). Он упивается излишествами, которые в прозе называются повторами и сурово преследуются. Совершенно вопиющий случай мы находим в поэме Федерико Гарсиа Лорки «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу», где в первых пятидесяти двух строках слова «пять часов пополудни» повторяются тридцать раз. Для подтверждения своего тезиса автор проводит сравнительный статистический анализ поэтических и прозаических текстов (причем эталоном прозы – и это в высшей степени показательно – для него являются тексты великих ученых конца XIX века: Пастера, Клода Бернара, Марселена Бер-тело). Тот же метод позволяет ему установить, что у романтиков отступления от нормы гораздо значительнее, чем у классиков, а у символистов достигают еще большего размаха».
   
   4. Набор рифмованных слов, зачастую выдаваемый за стихи, но не имеющий ни мелодии, ни глубокого смысла, - разве это Поэзия? Даже если в нем много разных слов, много оригинальных рифм. Но Лермонтовский «Парус» с его рифмами «бежит» – «скрипит» гораздо поэтичнее многих изысков, не имеющих романтического ореола.
   «Пафос романтизма - в его вере в высокое, именно возвышенное предназначение человека - наивная, упорная, казалось бы, безосновательная вера на фоне формирующихся буржуазных отношений. Лозунг нового времени - не "люблю" или "верю", но "мыслю, следовательно, существую". Существую - извлекаю пользу из мира с помощью разума. А романтики, может быть, прорвались к глубинам бытия, недоступным ratio, недоступным субъекту-деятелю, который "конструирует" бытие вместо того чтобы внимать его голосу. К чему и призовет впоследствии Хайдеггер, понимая, что плачевен конец человечества, заявляющего вслед за пушкинским Сальери "музыку я разъял как труп, алгеброй гармонию поверил". Это человечество "живет и добивается счастья", идя по трупам, и в числе их оказалась музыка (читай - поэзия). Пытаясь определить, о-предЕлить ее, мы о-предЕлили самих себя, создав свой мир, поэзия же осталась за его пределами: она не вмещается в скорлупу. Но "стоит у двери и стучит"… Слышите? » [Лилия Егорова // http://lilia-egorova.boom.ru/poetry.html]
   В статье "О современном лиризме" (1909) Анненский пишет, что "благороднейшее назначение" слова - "связывать переливной сетью символов "_я_" и "_не-я_", гордо и скорбно сознавая себя средним, - и притом единственным средним, между этими двумя мирами" (с. 338-339). Анненский не раз сопоставляет поэзию романтиков с современной ему поэзией, и при этом его интересует исторически изменившаяся психология современного ему поэта. Романтическое _я_, пишет он, "...противопоставлял­о­ себя целому миру, будто бы его не понявшему"; _я_ современного поэта стремится к слиянию с миром, понимая обреченность этого стремления. Это _я_, "...которое не ищет одиночества, а напротив, боится его; _я_, вечно ткущее свою паутину, чтобы эта паутина коснулась хоть краем своей радужной сети другой, столь же безнадежно одинокой и дрожащей в пустоте паутины..." (с. 206). [http://www.gym10.tob.ru/Site_liter/site2005/annensky/a4.htm].
   
   5. Поэзия – это Искусство. И здесь не так важно, какими приемами пользуется Поэт, важно лишь то впечатление, какое он производит на душу читателя. А это впечатление, прежде всего, эмоциональное, может быть достигнуто разными приемами, вплоть до тривиальных рифм, повторов, кажущейся наивности.
   «Согласно Жану Коэну, цель поэзии – создать глубоко алогичный язык, в котором заблокирована всякая возможность отрицания. В информирующем языке то, что существует, могло бы не существовать или существовать иначе в другом месте либо в другое время. Напротив, поэтические отклонения призваны создать «эффект безграничности», при котором пространство утверждения охватывает весь мир, не оставляя места для возражений. Это сближает поэзию с более примитивными человеческими проявлениями, такими как плач или вопль отчаяния». Жан Коэн кратко формулирует свою теорию в следующей фразе: «Поэзия – это песнь означаемого».
   
   Даже ученые-физики признают за Поэзией особую роль в познании мира человеком.
   «Перед лицом концептуальной катастрофы, разразившейся после первых открытий квантовой теории, иногда высказывалось мнение, что теперь следовало бы создать некий новый язык, некую новую логику, а может быть, и то и другое. Понятно, что прежний язык и прежняя логика не годились для отображения квантовой Вселенной. Однако Бор не соглашался с этим. Поэзия, подчеркивал он, – вот доказательство того, что искусное, а порой и допускающее противоречия использование обычного языка позволяет преодолеть его границы».
   
   6. Важно, чтобы Поэт владел всеми приемами Поэзии, но использовал лишь самые необходимые. В Поэзии, как и в любом истинном Искусстве, главное – уменьшение избыточности слов и средств. Поэзия тем и отличается от Прозы, что умеет более лаконично высказать то, на что в Прозе уходят десятки и сотни страниц романов. И выбор лишь необходимых, но все же достаточных средств для выразительности стихотворения не менее важен, чем оригинальность произведения.
   
   Как считает Жан Коэн, «Поэзия разрывает причинно-следственны­е­ связи, она постоянно играет с взрывоопасной абсурдностью, но поэзия не сводится к абсурду. Она – абсурд, наделенный творческой силой, она творит новый смысл, странный, но стихийный, бездонный, волнующий душу».
   
   7. Поэзия – это выражение Красоты окружающего мира, его гармонизация, способ усовершенствования человека. Поэтому наиболее важно создавать внутренне гармоничное произведение, не нарушая его дух, его атмосферу, его образный мир, его ауру.
   
   «Поэзия, как полагает Жан Коэн, стремится к стиранию граней: объект, субъект, окружающий мир сливаются в единое, возвышенное лирическое целое».
   
   8. Поэзия – это удел избранных. Поэтому не надо так переживать, что не все мы дотягиваем до уровня истинной Поэзии. Важно уметь наслаждаться Поэзией окружающего мира, Поэзией человеческой души, Поэзией человеческих отношений.
   
   Известны слова Мартина Хайдеггера: "поэтически живет человек".
   
   Как считает Жан Коэн, «некоторые способы восприятия мира сами по себе есть поэзия. Все, что помогает стиранию граней, превращению мира в однородное и нерасчленяемое целое, обладает силой поэзии (как, например, туман или сумерки). Некоторые предметы, не будучи поэтичными сами по себе, могут рождать поэзию, поскольку они, одним своим присутствием заставляя забыть о границах пространства и времени, внушают особое психологическое состояние (и надо признать, что авторские дискурсы об океане, о руинах, о корабле весьма и весьма впечатляют). Поэзия – не просто иной язык, это иной взгляд, особый способ видеть окружающий мир и все вещи в этом мире».
   
   9. Поэзия – хрупкий цветок, который с таким трудом, с такой самоотдачей, выплескивая своё самое сокровенное, выращивают люди с легкоранимыми душами. Не надо грубо попирать этот цветок, не надо топтать души Поэтов сапогами грубой критики.
   
   Как считал Анненский, «эстетически оправдан только такой метод анализа, при котором критик, отталкиваясь от конкретного содержания художественного произведения, развивает заложенные в нем «мысли-импульсы», наполняя их историческим и философским содержанием своей эпохи. Только при этом условии "поэзия" может быть осмыслена как явление, эволюционирующее во времени».
   
   «Чтение, по Анненскому, есть содумание, сотворчество при различном ходе ассоциаций. Чем шире ассоциативные возможности произведения, тем более неисчерпаемо и совершенно оно в художественном отношении. Мысль, стимулирующая ассоциации, - залог эволюции и бессмертия художественного произведения. "Гамлет" для Анненского прежде всего - уникальное воплощение необъятной полноты ассоциативных возможностей слова и мысли. Отсюда соображение о "разнообразии Гамлета" не только в пределах читательских восприятий, но и в пределах самой трагедии. Шекспир, пишет Анненский, "...провидел столь тайное, что не мог не отразить словами Гамлета безумия и хаоса души. Несоизмеримость слов с душевными движениями и фатальная лживость их должны были таким образом выступить на свет с особенной яркостью" (с. 164).» [http://www.gym10.tob.ru/Site_liter/site2005/annensky/a4.htm].
   
   Таковы могут быть принципы литературной критики и в настоящее время: прежде всего, “содумание, сотворчество при различном ходе ассоциаций ”. Развивая заложенные в произведении”мысли-и­мпульсы”,­ проникаться самим духом поэтического произведения, которе иначе не можут быть ни осмыслено, ни “сопережито” читателем-критиком (ведь каждый читатель – критик!).
   
   В эссе Надежды Коган, предложенном на данном конкурсе, высказаны замечательные мысли о возможном (и желательном) пути развитии современной Поэзии:
   «Может быть, нам и вправду нужно вернуться в живое творчество средних веков, в которых каждый мастер знал, что он творец по образу и подобию Божьему, а мир есть Божье Слово, и наша задача - его услышать и воплотить.
   И вслед за Белинским, почитавшим "художественность", как соответствие платоновским идеям, нам стоит ориентироваться не на логику произведения, не на его соответствие былым теориям, а на спонтанную попытку осознать окружающий мир. И себя в нем... А в качестве критерия взять любовь.»
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=67465
   
   Поэтому, безусловно, рассматривая любое поэтическое произведение, прежде всего, с самых общих позиций: вносит ли автор вклад в мировую культуру, какова художественная (эстетическая, нравственная, общечеловеческая) ценность произведения, нужно задаваться и такими вопросами:
   Служит ли произведения для возвышения человеческого духа, либо, наоборот, принижает, унижает личность и общество?
   Служит ли оно высшим идеалам либо, наоборот, опровергает, отрицает их?
   Как модно сейчас говорить, какую энергетику содержит произведение: положительную или отрицательную?
   Несет ли оно любовь или ненависть?
   Как пишет Надежда Коган, «в качестве критерия взять любовь».
   
   В Поэзии слушаю светом согретую, пылающую от нетерпения душу…
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова
 
Богданова Т.В.[ 24.01.2006 ]
   Уважаемые авторы и читатели!
   
   Этот второй вариант моих размышлений о Поэзии был, конечно, снова раскритикован нашим выдающимся мэтром и учителем Имануилом Глейзером. Поэтому я его убрала как самостоятельное произведение, а привожу в "рецензиях" на первое "эссе".
   
   Конечно, я ни в коей мере не считаю себя профессионалом. И это "эссе", безусловно, ен претендует на призовое место в конкурсе.
   Просто я не могла не высказать эти мысли.
   
   Приношу свои извинения тем, кому было скучно это читать.
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова
Андрей Шумин[ 04.04.2014 ]
   ...поэзия - недостающие слова, накотором говорит наша душа.
   полностью разделяю и присоединяюсь)

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта