Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: [ строк ]
|
|
|
|
О высоком и Высоцком |
В ы с о ц к и й Когда умер Высоцкий, мне было двенадцать лет. Я не видела его живым, но его смерть потрясла меня и предопределила судь-бу в этом плавящемся олимпийском июле. Его могила стала своеобразным местом сбора сначала для всех желающих поклониться его памяти. Потом для так называемых Высоцковедов. Здесь собирали его стихи, записи песен, обменивались информацией. В основном, это были очень хорошие люди, бескорыстно делящиеся всем, что у них было, сами пишущие стихи. Тогда еще не было поставлено, как сейчас, дело на коммерческий поток. На Высоцком не делались деньги. Туда просто приходили люди, которые не могли без этого жить. Без духа свободы. Без надежды на лучшее. Заводилой в том маленьком тусовочном мирке был молодой рабочий Вячеслав Песков. С хриплым, как у Высоцкого голосом. У него были лучшие записи, стихи, фотографии, которыми он щедро делился. Сам писал стихи и вообще был на рекдкость образованным человеком. Я тоже в детстве писала о Высоцком: Сероглазому гению посвящаю я строки. Прозвучал его голос в ночной тишине, И осыпались листья, шелестя о пророке. Белый аист, напомнивший нам о войне. И о его могиле, как это было: Цветы горят огнем предсмертным, Как будто кровью налитые. Две свечки, вспыхнув желтым блеском, Осыплют звезды золотые. Цветы увянут на могиле, И ветерок задует свечи. Но люди вновь цветы живые Несут. И время их не лечит. В нашей памяти царила чистота и порядочность, которые мне больше не приходилось встречать нигде. Помню, один мой зна-комый, ценой колоссальных усилий, переснял и вынес из закры-того архива института им. Склифосовского медицинские карты Высоцкого. То, что там было написано повергло в шок даже лю-дей не сильно разбирающихся в медицине. Например, проведе-ние процедур, однозначно приводящих к ухудшению здоровья пациента, в которых, к тому же, не было необходимости. Тогда со Славой Песковым мы поклялись, что дальше нас эта инфор-мация не пойдет, т.к. изменить уже ничего было невозможно, а выворачивать на изнанку интимную жизнь человека ради гром-кого скандала, который бы с удовольствием обсосала “желтая” пресса, казалось как минимум, неэтичным. Как впоследствии мне удалось узнать, медицинские карты Высоцкого за последние годы его жизни непонятным образом исчезли из архива, хотя срок хранения их еще не вышел, и я до-гадываюсь почему это произошло. Тогда я писала: Сделанный из мрамора или стали, Освещенный фонарем во мгле, Тихо ты замрешь на пьедестале, Не ответив даже слова мне. И друзей сердца не станут биться, И она тебя устанет ждать. Ты успел так многого добиться, Как сумел ты все предугадать? И не будет больше человека, Остается только маски снять. Ахиллесов прожитого века Мы умеем лишь провозглашать. Ничего им сделать ты не сможешь, Не спуститься с мраморной плиты. Если даже речи будут ложны, Не сумеешь вызов бросить ты. Впрочем, на Ваганьковском кладбище у могилы Высоцкого появлялись не только порядочные люди. Заглядывали прохо-димцы, торгующие ворованными рукописями и, несмотря на не-приязненное к себе отношение, продолжали свой бизнес. Один из таких людей затесался в комиссию по литературному насле-дию Высоцкого и вынес немало подлинных рукописей на про-дажу, прежде чем кто-то вспохватился. |
|
|
Дата публикации: 30.08.2005 18:53 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | я вот думаю, может кто-то все-таки успел вынести чистоту и порядочность того времени в наше. хотя бы в маленьком свежемороженном количестве:) чувствуется дух времени в авторе) PS: у вас опечаточка в последнем слове | | Спасибо! Мне понравился Ваш юмор. Про наше свежемороженое количество. И за то, что заметили опечатку - спасибо. С уважением, Злата Рапова |
|
| | Доброго времени суток Злата. Недавно прочел книгу Резакова "По лезвию бритвы". Интересно узнать Ваше мнение о этой книге. С уважением Дмитрий-Баян. | | Здравствуйте! Я эту книгу, к сожалению , не читала, но если Вы рекомендуете, прочту обязательно. С уважением, Злата Рапова. |
|
| | Грустно это всё, Злата... А всё, что он мог сделать, он сделал. И сделал немало, понимаете! И никаким проходимцам, вредоносцам и прочим ... ну вы меня поняли ... не причинить теперь ему никакого вреда. О них никто не вспомнит. А о нём вспомнят и улыбнуться:-)... или, вспомнят, и заплачут :-`( ! Вот его выигранная борьба! Я вырос на Высоцком, поэтому он значит для меня очень много. В конце концов, жизнь человека - это его личное дело. Она начинается и оканчивается. А САМ ОН сверкает ярко и творчеством оставляет след навека. | | Раз Вы выросли на Высоцком как и я. предлагаю еще одну мою статью о нем. Или о том, что было вокруг: Глава 2. Н а т а л ь я К р ы м о в а. Комиссия по литературному наследию В. Высоцкого. Комиссия по лит. наследию Высоцкого была создана под ру-ководством известного мэтра Роберта Рождественского, но, на самом деле, он всего лишь осуществлял общий контроль и руко-водство, а реальную работу проводила со своими помощниками Наталья Анатольевна Крымова. Один из самых знаменитых те-атральных критиков, жена режиссера Анатолия Эфроса. По тем временам это было событие. И весьма смелый поступок. Изда-ние первого сборника В. Высоцкого (посмертного. При жизни не вышло ни единой его книги). И создание комиссии было проры-вом через все бюрократические препоны к демократии. Вся ра-бота комиссии была окутана глубокой тайной, получить доступ к материалам было практически невозможно. На этот момент я уже поступила на первый курс Московского Гос. ун-та им. Ломоносова и мы с моей подругой Ольгой Д. ре-шили любой ценой познакомиться с Крымовой. Наталья Ана-тольевна, помимо всего прочего, читала тогда лекции о театре в Домах культуры. Там Ольге и удалось узнать ее домашний теле-фон. Двум наивным девчонкам звонить маститому корифею отечественной культуры было безумно страшно, и первые свои реплики и предполагаемые варианты ответов Крымовой я внача-ле писала на бумажке и потом зачитывала при телефонном раз-говоре. В результате познакомиться с Крымовой оказалось не слишком сложно. Мы сразу настаивали на помощи в работе над литературным наследием Высоцкого, доказывая свою профес-сиональную компетентность. Попав к Наталье Крымовой, мы сразу окунулись в творческую атмосферу, царившую вокруг под-готовки к печати новых книг Высоцкого. Вспоминаю один пора-зивший меня эпизод: в первый день нашего пребывания у Кры-мовой, когда мы тщательно выбирали стихи для публикации, сверяя многочисленные песенные варианты и отбирая лучший, открылась дверь и на пороге возник симпатичный молодой че-ловек, представившийся просто Севой. Мы не придали этому большого значения и продолжали работу. Надо отметить, что случайные люди к работе над рукописями Высоцкого, конечно, не привлекались. Поэтому Крымова особенно не удивилась, что мы с Ольгой знаем наизусть не только все песенное творчество Высоцкого, варианты и подварианты его стихов, но и неизвест-ные, неисполнявшиеся никогда произведения, включая прозу. Иные люди просто и не могли к ней придти. Сева удивил меня тем, что знал не только это: он мог детально вспомнить при ка-ких обстоятельствах писалась конкретная песня и в связи с чем Высоцкий вносил в нее изменения. При чем, он явно был свиде-телем данных событий. Как же я была удивлена, когда моя под-руга Ольга, гораздо раньше меня сообразившая, с кем мы имеем дело, сообщила мне, что перед нами известный актер МХАТА и лучший друг Владимира Высоцкого, Всеволод Абдулов. Ему то-гда было за сорок. Но выглядел он не старше двадцатипятилет-него, к тому же, держался с предельным демократизмом. Рабо-тать с ним было на редкость легко. Он безошибочно выбирал наилучший вариант текста для публикации, обосновывая это со-бытиями из жизни Высоцкого, соответствующими этому тексту, свидетелем которых Сева был или мнением по поводу конкрет-ной песни самого Высоцкого. Работа велась спешно и напря-женно. По двенадцать часов подряд. Однажды Крымова дала нам с Ольгой единственный существовавший в Советском Сою-зе вариант “Романа о Девочках”, который мы за ночь должны были выправить и подготовить к публикации. Тут же мы про-шли краткий курс редакторско-корректорской специфики. Мы поделили листы книги между собой пополам и ночью дома я, светя под одеялом фонариком, т.к. родители не одобрили бы этой моей деятельности, правила страницы. Ни под одной из этих публикаций не стоят наши фамилии, не говоря уж о невыплаченных деньгах, о которых мы и не думали. Зато сохранилось несколько книг, фотографий и открыток от Крымовой: “С благодарностью за помощь”. И это было пра-вильно. Мы и так получили слишком много. Гораздо больше, чем то, на что могли рассчитывать большинство моих сверстни-ков – юных студентов. Это доступ к уникальным материалам, новые профессиональные знания, заполнение пробелов в образо-вании, знакомство с интересными творческими личностями, на которых мы смотрели почти как на Богов, вхождение в круг эли-ты. Это бесценный опыт. Данная работа дала возможность пре-одолеть себя, ведь уже одна мысль о том, что две первокурсни-цы могут иметь наглость предложить свои услуги столь заслу-женному мастеру, казалась кощунственной. Кроме того, это дало возможность доказать себе, что мы не столь никчемные сущест-ва, способные лишь идти по заданному старшим пути; наши знания являются реальной ценностью и вызывают уважение и признание у профессионалов с многолетним стажем, а что эти книги мгновенно сметались с прилавков, было лучшей наградой. Ведь в этом была и наша заслуга. В период, когда Высоцкого “разрешили” было колоссальное количество дилетантских пуб-ликаций, в основном, в газетах и журналах, в которых грубейше перевирался текст, искажая содержание, а то и вовсе печатались стихи неизвестных авторов под именем Высоцкого. Но такого не могло быть в сборниках, под редакцией Крымовой. Высоцкий сыграл огромную роль в жизни миллионов людей, которые рос-ли и жили с его песнями. Каждый находил в нем что-то свое. Я читала воспоминания инвалидов и тяжелобольных, которые ут-верждали, что песни Высоцкого буквально вернули их к жизни, заставили бороться и не смириться с увечьями. Поэтому он за-служил, чтобы его сборники издавались грамотно, профессио-нально и с любовью. Все это хорошо. Плохо было другое. Нельзя обращать не-сформировавшуюся молодежь, с восторгом глядящую на своих кумиров, в рабов. А именно этим мы и стали. Наталья Анатоль-евна Крымова была человеком со сложным характером. Миниа-тюрная женщина, с вызывающей прической с хвостиком, кото-рый носят дети, только уже поседевшим; она умела приворажи-вать аудиторию, заставлять огромный зал, затаив дыхание, вслушиваться в каждое ее слово и даже рыдать в наиболее тра-гичных местах ее выступления. Она вызывала комплекс идоло-поклонства. У нее сменилось несколько поколений восторжен-ных девочек, учившихся у нее и помогавших ей. И так уж полу-чилось, что литературные помощники были для нее одновре-менно и домработницами и, даже, волшебницами. Помню, как однажды она дала мне задание раздобыть для нее редкую ме-бель, на которую писались на пять лет вперед. Я на удачу зашла в первый попавшийся магазин, заглянула в какую-то комнату, подозрительно напоминавшую администрацию и стала весьма настойчиво и напористо объяснять, что конкретно мне надо. Я не знаю, за кого они меня приняли, но администратор, изумлен-но на меня поглядывая, тут же выписал талон на нужную ме-бель, которую можно было получить на следующий же день. Крымова долго не могла мне поверить. Вероятно, в данном слу-чае сыграло роль какое-то странное стечение обстоятельств. Но мы делали у Крымовой не только это. Мы покупали продукты, убирали квартиру, стояли в очередях и даже крали стекла из До-ма Художников, а потом удирали через Крымский мост, неся в окровавленных руках свежеизготовленные, поэтому страшно острые, стекла нужного размера. Но ушли мы от Крымовой не из-за этого. Как-то незаметно она стала посвящать все больше времени работе над книгой ее недавно умершего мужа режиссера Анатолия Эфроса. Мы помо-гали редактировать и эту книгу. Конфликт возник из-за театра на Таганке. Дело в том, что Юрий Любимов, создатель и бессмен-ный главный режиссер этого театра, был за дерзость партийному руководству насильно лишен советского гражданства и был вы-нужден жить за границей. Его имя было вычеркнуто изо всех афиш, в театре его запрещалось даже упоминать. Похвалить Лю-бимова в анонимной записке казалось верхом смелости. Но без Любимова бы театр не существовал и все знали это. Никто из именитых режиссеров не посмел бы возглавить этот театр, яв-ляющийся по-сути авторским, потому что это бы означало на-рушить не только театральные каноны, но и стать иудой по от-ношению к коллективу, преданному своему создателю, и по от-ношению к уважаемому человеку, неоднократно помогавшему и защищавшему своих коллег. Но все же нашелся человек, ре-шившийся занять вакантное место Главного режиссера. Это был Анатолий Эфрос. Юрий Любимов в свое время сотрудничал с Эфросом и приглашал его ставить “Вишневый сад”, в котором Лопахина играл Высоцкий. Но постановочная манера обоих ре-жиссеров отличалась разительно. У Эфроса был совершенно иной стиль. И предложить такому режиссеру возглавить Таганку было весьма странно. Но тут сыграла роль идеология, которая стояла на первом месте и Эфрос предложение принял. Мало кто из таганских актеров и их почитателей простил ему это. Крымо-ва даже утверждала, что постоянные проблемы с таганцами вы-звали у Анатолия Эфроса инфаркт и практически убили его. Но я была на стороне хозяина дома – Юрия Любимова. И не сочла нужным это скрывать. Вероятно, если бы Наталья Анатольевна Крымова была более сдержанным человеком, не столь эмоцио-нально экзальтированным, мы могли бы или продолжить со-трудничество, или расстаться по-хорошему. Но у многих в два-дцать лет экзальтированности тоже хватает, особенно если юношеская эмоциональность постоянно наталкивается на при-вычку вроде бы взрослого и опытного человека постоянно ко-пить и культивировать в себе мелкие обиды; не объясняя при-чин, подолгу не разговаривать, а потом часами отчитывать, раз-бирая по косточкам твой проступок. Игра в молчанку лично ме-ня всегда выводила из себя. Я неоднократно сталкивалась с этим и у других людей и всегда приходила в ярость, т.к. никогда не могла понять, почему, собственно, нельзя просто объяснить, что человеку не нравится. Так или иначе, общение наше с Крымовой закончилось, да и сама комиссия по литературному наследию Высоцкого просуще-ствовала после этого недолго. Публикаций стало выходить все больше. Они приносили большие деньги и наследники Высоц-кого, а у него тогда оставались в живых отец, мать, жена Марина Влади и двое сыновей, решили поставить это под свой контроль. Мне доводилось видеть Семена Владимировича Высоцкого (от-ца Владимира), который при жизни сына писал на него доносы во властные структуры, а после смерти принял участие в дележе его гонораров. Единственная, кто не принимал участия в этой безобразной склоке, была жена Высоцкого Марина Влади. Она с готовностью предоставляла для публикации эксклюзивные ма-териалы, но наотрез отказалась участвовать в семейной сваре, полностью отгородившись от этого. Сейчас, конечно, издания самого Высоцкого и материалов о нем поставлены на поток. Немало было вывернуто грязного бе-лья. Но, пожалуй, главные тайны его жизни и смерти остались нераскрытыми. И, может быть, следует так и оставить? | | А-а-а-й.. Злата! Никакое грязное бельё уже не повредит Владимиру Семёновичу! Дерьмокопатели, деньгодралы.... нехай они получат своё!.. Высоцкий всегда останется, а они - нет.. Я невероятно впечатлён вашим опытом, завидую вам.. вы его ЗАСТАЛИ ЖИВЫМ..... Похожие чувства я испытал, когда внезапно понял, что застал живым Бродского... и мог бы... Я вам очень рад! :-))) | | Спасибо. Согласна с Вашими позициями. с уважением, Злата |
|
| | Неужели можно быть настолько мелочным, как этот.... даже человеком нельзя назвать... Ради памяти, светлой памяти такого Гения нельзя ли отступиться от своей мелочности? Так гадко становится на душе, когда встречаешь таких гадких людишек.... С уважением, Лена | | Спасибо за понимание. Да. такие люди встречаются. Куда уж от них деться. С уважением. Злата |
|
| | Злата, рад, что зашел к вам :))) С удовольствием прочитал о Высоцком. Знаете, Злата, я вас прекрасно понимаю. Я сам вырос на Высоцком, на его песнях. И меня ваша статья взволновала. Я помню то время, когда на его могиле торговали его песнями, по моему, по 20 копеек за лист. Пусть это будет на их совести! Главное, что высоцкий, его песни живут в нас, в наших душах. Вспомнишь их и становится легче. Это замечательно! А если на все остальное обращать внимание, никакого времени и нервов не хватит. Спасибо вам, за рецку на мое "Три метра до счастья". Вы излишне добры ко мне. Я это ценю. С уважением. | | Я рада, что у нас есть общие воспоминания. Да, люди умеют торговать святыми вещами и пользоваться тем, что кому-то это правда, дорого. В конце концов. Сам кладбищенский бизнес аморален. Наживаются на чужом горе, накручивают цены, особенно, когда убитые горем родственники ничего не способны соображать. Ваше произведение заслуживает положительно оценки. Так что тут нет излишней доброты. Всего Вам доброго. Удачи. Злата Рапова |
|
| | Великих всегда обливали грязью при жизни и после смерти. Этого не изменить никому. Зачем они потом пытаются втиснуться в списки лучших друзей, когда их уже узнали с другой стороны? | | Это философия жизни, которую тоже не изменить никому. |
|
| | "Благодаря Вашему высокому творчеству, я понял для себя нечто важное. Спасибо. Пишите ещё! У Вас это здорово получается! С уважением, Евгений. | | Благодарю Вас, Евгений! Удачи Вам. С уважением. Злата Рапова |
|
| | Дорогая Злата! Спасибо Вам за прекрасную статью о Владимире Высоцком.. Он был из той породы людей, которые могут изменить мир и меняют его одним своим присутствием, существовавнием. Спасибо Вам за то, что Вы имели мужество рассказать о нелицеприятных фактах в его биографии, в том числе - посмертной. Знаете, я много о нем читала, мой отец - большой ценитель его творчества, собиратель записей и книг о нем, и я находила косвенные и прямые подтверждения тем фактам, о которых Вы говорите в своей статье, чувствуется, что Вы могли бы сказать и более, но Вам мешает редкое чувство такта. О Н. А. Крымовой Вы сказали правду, никакого "стиля доноса" здесь нет и в помине,не обращайте внимания на недостаточность "светских манер " у некоторых читателей:))))))))))! Удачи Вам в Вашей работе, примите благодарность за Ваш талант сочетать в них прямоту, глубину, резкость и высокий такт - подлинные качества истинного профессионала. С искренним уважением - Р. | | Дорогая Злата! Спасибо Вам за прекрасную статью о Владимире Высоцком.. Он был из той породы людей, которые могут изменить мир и меняют его одним своим присутствием, существовавнием. Спасибо Вам за то, что Вы имели мужество рассказать о нелицеприятных фактах в его биографии, в том числе - посмертной. Знаете, я много о нем читала, мой отец - большой ценитель его творчества, собиратель записей и книг о нем, и я находила косвенные и прямые подтверждения тем фактам, о которых Вы говорите в своей статье, чувствуется, что Вы могли бы сказать и более, но Вам мешает редкое чувство такта. О Н. А. Крымовой Вы сказали правду, никакого "стиля доноса" здесь нет и в помине,не обращайте внимания на недостаточность "светских манер " у некоторых читателей:))))))))))! Удачи Вам в Вашей работе, примите благодарность за Ваш талант сочетать в них прямоту, глубину, резкость и высокий такт - подлинные качества истинного профессионала. С искренним уважением - Р. | | Милая Светлана! Очень рада, что Вы оценили эту работу как профессионал. Это самое главно. С уважением, Злата |
|
| | Я Ценю Высоцкого. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |