Конкурс «ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ» Тематика конкурса: художественные произведения, по духу и содержанию близкие к взглядам Моисея БЕЛЬФЕРМАНА; публицистические произведения о ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКАХ, ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИЕМАХ и СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ в ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АВТОРА Моисея Бельфермана. Автор – МАРИНА МАТВЕЕВА. А я летала. Истинно, когда принять за воздух воду, а за крыльев движения – гребки. И чтоб вода была прозрачней воздуха…Чтоб были баллоны как приросшие к спине, точнее, вырастающие, словно все те же крылья… птичьи? рыбьи?... Нет, похоже, виснет слишком много слов на естественнейшем действии – лечу! От жадности земного притяженья лечусь. От гулких сталетонных «чуд», которым только и дано движенье по воздуху, по страху перед «Бац! И – всмятку!» – это и назвать полетом позорно… Или жалкий ветропляс, где тело под куском раздутой пленки на человека не похоже – кто б посмел сравнить парашютиста с птицей? Падения всемирного потоп… Нам воздух – не летать: мы в нем топиться еще не разучились. Видит Бог, в нем толком даже и ходить не можем: все утомляемся и болью ног страдаем, жаром и ознобом кожи… А я летала. Не велел дышать в воде нам Бог, чем приказал поверить, что истинно летает – лишь душа. А телу все равно пора на берег. Когда я первый раз прочитала это стихотворение – честно – ничего не поняла, но… поразилась, вдохновилась, заворожилась. Уже позже, при перечитывании, проступили в сознании те смыслы и скрытые связи, которые вначале ускользнули. Плаванье в воде для лирической героини данного стихотворения сродни полёту. Извечную мечту человека летать, оказывается, легко осуществить: достаточно лишь отдаться в воде своим ощущениям, расслабить руки и вообразить их крыльями. Такое состояние условно рыбоптицы (или птицерыбы – как кому угодно) жизненно необходимо для лирической героини Марины Матвеевой, для которой летать – «естественнейшее действие». Настроение стихотворения – некоторая судорожность, порывистость («Бац! И – всмятку!..»). В каждом слове чувствуется стремление самоутвердиться, отстоять свои ощущения, право на индивидуальные ощущения. Лирическая героиня Матвеевой – бунтарка, для неё важно излечиться «от жадности земного притяженья», избегнуть «падения всемирного потопа». По мысли поэтессы, если человек хочет летать – он это обязательно осуществит. «А я летала…» – стихотворение стихий и о стихиях. Здесь присутствуют четыре первоэлемента: вода («гребки», «рыбьи крылья», «всемирный потоп», «топиться»), земля («тело», «берег»), воздух («крылья», «виснут слова», «ветропляс», «парашютист», «птица», «падение», «летать», «дышать»), огонь («жар кожи»). Воде и воздуху Матвеева предписывает противоположные функции: в воде надо научиться дышать и летать, а в воздухе постараться не утонуть. Несмотря ни на какие трудности, почти в самом конце стихотворения лирическая героиня утверждает: «А я летала». Начальный союз «а» в этой строке прочитывается как противопоставление, продолжение недосказанной фразы: «Вы когда-нибудь летали?» Финальная строка («А телу всё равно пора на берег») не убедительна. Это не то завершение на кульминационной точке, от которого дух захватывает (как, например, в лермонтовском «Парусе»: «Как будто в бурях есть покой»; или в стихотворении И.Анненского «Среди миров»: «А потому, что с Ней не надо света»). Финал в произведении Матвеевой получился невыразительным, открытым. Стихия земли, телесности победила. Обедняет полное и глубокое понимание любого произведения, когда его вырывают из контекста творений автора: стихотворение может оказаться случайным (случайно удачным или случайным провалом), нехарактерным, незнаковым. Марина Матвеева – футурист, авангардист, защитница настоящей поэзии, экспериментатор. «А я летала…» находится в тесном взаимодействии с другими произведениями поэтессы («Фаэзия» ( http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86965&pid=45 ); «Творение» ( http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86966&pid=45 ); «ЕдИночество» ( http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=71459&pid=97 ). Все они написаны в духе фаэзии – нового литературного течения, которое зародилось в Крыму несколько лет назад. Для фаэзии («фантастической поэзии», по определению основательницы понятия Елены Коробкиной) свойственно творение воображаемых миров, использование архетипов, тонких невесомых светлых образов, мистические прорывы в ирреальные пространства. Фаэтическая струя анализируемого произведения позволяет лирической героине восстановить связь души с невыразимым. Готовится к выпуску поэтический сборник Марины Матвеевой «Полётология» (т.е. наука о полётах). Предполагаю, что стихотворение «А я летала…» сыграло не последнюю роль в подборе названия книги. По духу и содержанию данный художественный текст полностью соответствует тематике конкурса, для участия в котором он выставлен. В созвучии со взглядами Моисея Бельфермана, Матвеева говорит о вечном: о полётах души, о праве человека на уникальность мировидения и мироощущения, о предназначении. Стихотворение «А я летала…» – не случайное для литературы. Оно выдаёт сильного автора, с накалом страстей, глубиной мысли, смелостью поэтического размаха и профессионализмом слога. |