Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал Литературно-издательского проекта «Пишущая Украина - 2010»

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи Автор: Беллочка
Объем: 14007 [ символов ]
Век джаза
Самое лучшее - слушать музыку в машине. Особенно классическую музыку. Ничто не отвлекает, не то, что дома. Дорога тянется... спереди и сзади машины мчатся... по бокам (если повезёт, как мне сегодня) зелёный лес густых высоких деревьев...
 
По дороге "туда" меня порадовала сюита Бизе "Арлезианка", сразу после неё передали "Шехерезаду" Римского-Корсакова. Всё игранное-переигранное в оркестре, оттого особенно любимое...
 
А по дороге "обратно" мне был устроен настоящий подарок. Фортепианный концерт Дж.Гершвина.
 
Пропала дорога... пропали машины... лес исчез...
 
Я очутилась в зале нашей белоколонной филармонии со скрипкой в руках... Через несколько пультов от меня, посереди сцены, Фархад Бадалбейли в чёрном костюме за чёрным роялем виртуозно ударяет по белым клавишам... Засурдиненные духовые тянут тягучую мелодию блюза... Весь оркестр вдохновенно в унисон играет... а у меня по щекам тянутся слёзы и нет никаких сил остановить их...
 
Никогда не задумывалась раньше над тем, что "говорит" эта музыка. А сейчас, вдруг, осенило. Да ведь это же Великий Гэтсби! Это его жизнь, его любовь, его страдания и трагедия разыгрываются по нотам, сочинённым соотечественником Фидцжеральда!
 
Два великих американца. Одна эпоха. Одно и то же время. Век джаза.
 
Роман "Великий Гэтсби" ("The Great Gaatsby") увидел свет в апреле 1925 года.
Концерт Фа мажор для фортепиано с оркестром впервые был исполнен в декабре 1925 года. (А в феврале 1924 г. была премьера "Рапсодии в стиле Блюз". Почему я о ней вдруг упоминаю? Минуточку терпения...)
 
Какое удивительное совпадение! Могло ли такое случиться, что композитор не прочёл этой потрясающей книги?
Могло, конечно. Что за вопрос.
Но отчего тогда так "удобно" ложится музыка на портреты героев романа?
Отчего я слышу главную тему Концерта, светло-грустную мелодию, и вижу молодого красавца-богача, со смуглой от загара кожей и коротко подстриженными волосами (так, в несколько строк, описан он в самом начале романа)?
 
Мелодия рояля привольная и широкая, а мне от неё грустно до слёз, потому что в ней - одна большая любовь; без тени эгоизма, только восхищение своей богиней и готовность положить к её ногам всё без остатка... а я уже знаю, чем всё окончится...
 
А вот и она, его богиня: игривая и капризная мелодия, весёлый чарльстон у скрипок - ну в точности Дэзи Фей, молодая избалованная красавица, жена другого человека. "Она носила белые платья, у неё был маленький белый двухместный автомобиль"...
В фильме её сыграла Миа Фэрроу и мне кажется, что именно такой она и была в воображении писателя. Тонкой, большеглазой, вся в белом... Ну, а композитор просто гениально запечатлел и увековечил её своей музыкой.
 
Две эти темы сплетаются и расплетаются на протяжении всего Концерта, как и судьбы Гэтсби и Дэйзи...
Я всё ждала, как будет отмечен роковой выстрел, закончивший жизнь безумно влюблённого героя романа
. И дождалась. Удар гонга в коде...
Он прозвучал, как в отдалении, еле слышно, но после него музыке уже нечего было делать.
Короткое, как всплеск, воспоминание о герое.
Концерт закончен.
 
Оказывается, не у меня одной текут слёзы от прекрасной музыки.
"Уайтмэн дирижировал (Симфонией в Стиле Блюз), не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга."
 
Я допускаю, что у меня разыгралась фантазия. Переворошив электронные страницы Интернета, нигде, ни на одной из них я не нашла даже слабого намёка, или указания на то, что Концерт Гершвина родился в результате и после прочтения замечательного, потрясшего своих современников романа Фицджеральда "Великий Гэтсби".
Но вот строчки, которые подтверждают мои догадки о том, что композитор мог увлечься литературным произведением (не этим, другим, но всё же...) и под его влиянием написать собственное музыкальное произведение.
 
"...Как-то ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман Хэйворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О сне не могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал Хэйворду о намерении сочинить оперу. Это происходило в 1926 году. Однако с "Порги и Бесс" пришлось повременить."
 
Значит, такое в принципе возможно! И моя догадка не такая уж сумасшедшая.
 
Копаюсь дальше... И вот, что я узнаю.
 
"Вскоре после премьеры Нью-йоркское симфоническое общество, по инициативе Уолтера Дамроша, заказало Гершвину произведение для оркестра. Композитор избрал жанр концерта. В первоначальных эскизах новое сочинение значилось как "Нью-Йоркский концерт", но вскоре автор заменил его название более привычным "Фортепианный концерт Фа-мажор".
 
Речь в этой статье идёт о премьере "Рапсодии в стиле Блюз" молодого и никому ещё тогда неизвестного композитора. Она была написана в рекордно короткие сроки. Меньше месяца (с 7 января по 4 февраля 1924) шла интенсивная работа над произведением, которому было суждено совершить подлинную революцию в классической музыке. А через неделю ей уже аплодировала восхищённая и покорённая необычной музыкой публика. "Джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки. В этом историческое значение "Рапсодии в блюзовых тонах" - продолжаю читать в той же статье Э.Волынского.
 
" - Леди и джентельмены! По просьбе мистера Гэтсби мы сейчас сыграем вам новую вещь Владимира Тостова, которая в мае произвела такое большое впечатление в Карнеги-холле. Читатели газет, вероятно, помнят, что это была настоящая сенсация. - Он улыбнулся снисходительно-весело и добавил: - Фу-рор!" 322
 
Нет, это не цитата из журнальной статьи. Это выдержка из... романа "Великий Гэтсби"! Правда, время немного смещено, с февраля по май. Название концертного зала Иоулиэн-холл переделано в романе на Карнеги-холл, более известное широкой публике. Да и имя композитора другое. Ну и что? Русские корни явно прослеживаются (он родился в семье русского эмигранта Гершовича). И фурор, упоминаемый оратором, мог принадлежать никому другому, как только Гершвину, смелому и гениальному родоначальнику совершенно новой форме в искусстве классической музыки: джаз в "классической одежде концерта".
 
Столько совпадений... Не правда ли?
Во-первых, упоминание о Гершвине (пусть и под другим именем) в романе. Не подсказывает ли это нам, что если писатель знал и интересовался творчеством композитора, то было и обратное явление, интерес композитора к творчеству писателя?
И неужели нашумевший роман мог пройти мимо композитора? Они были ровесниками (Фицджеральд всего на два года старше) и умерли почти в одно время, разницей в два года...
В роду писателя был имигрант из Ирландии (дед по материнской линии). Композитор родился в семье имигрантов из России.
Фицджеральд учился в престижном университете Принстона (который, однако, не закончил).
Гершвин не получил образования, был самоучкой.
Оба красивы и дьявольски талантливы.
Путь "наверх", в знаменитые и богатые, обоим достался не легко и не сразу.
Оба жили и творили в одно и то же время - двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия, и жили в одной стране, в одном городе, Нью-Йорке.
 
Так неужели они не были даже знакомы? Ни разу, никогда и нигде не пересеклись их пути? Писатель не заслушивался музыкой Гершвина? Композитор не зачитывался романами Фицджеральда?
 
Верится с трудом...
 
Но самое значительное и сильное по своей выразительности совпадение - это настрой обоих произведений. При всей внешней красивости повествования и музыки, читателя и зрителя не оставляет чувство тоски, печали, сострадания... Почему?
 
Ф. Фицджеральд как-то сказал: ""Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов".
Зельда - горячо и страстно любимая женщина, на которой писатель женился и с кем прожил не очень длинную, но полную безумных эскапад и выходок жизнь. Именно с неё он писал взбалмошную, эгоистичную, любящую всего одного-единственного на свете человека - саму себя - Дейзи.
История их собственного романа отразилась в "Великом Гэтсби". Это ей, Зельде, принадлежат слова, сказанные Дейзи сразу после рождения их дочери: "Я очнулась после наркоза, чувствуя себя всеми брошенной и забытой, и сразу же спросила акушерку: "Мальчик или девочка?... Дай только бог, чтобы она выросла дурой, потому что в нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой...".
Обе, и Дейзи, и Зельда, обожали и умели восхитительно танцевать модный тогда чарльстон. (Вспомним побочную тему Концерта: чарльстон!)
История любви трагически заканчивается как в романе, так и в жизни.
И "привкус" трагедии, как горькая шоколадка в яркой обёртке, чувствуется в синкопированных ритмах Концерта.
 
А был ли влюблён композитор? Хоть когда-нибудь? Хоть в кого-нибудь? Странно, но я не нашла ответа на мой вопрос ни в одном из многочисленных воспоминаний о Гершвине, написанных его современниками. Многие упоминают о его тесной привязанности и любви к старшему брату, Айре, с которым Джордж делил свою музыкальную карьеру (на слова Айры написаны песни композитора). Тем не менее, сам Айра был женат. Мало того, 'летом 1936 года Джордж и Айра с женой поселились в одном из роскошных отелей Калифорнии'. Что за мистика такая? А как же сам композитор? Кто его любовь? Кто муза, питающая его талант? Откуда, из каких тайников своей души брал он полные страсти и огня вдохновенные мелодии, разрывающие сердце болью неразделённой, или несчастной любви? И почему в разгар своей славы, вечно окружённый друзьями и поклонниками, он чувствует себя страшно одиноким? Настолько несчастным и одиноким, что он всё чаще и чаще задаёт себе вопрос: '"Мне тридцать восемь, я известен, богат, но глубоко несчастен. Почему?"
 
Засурдиненная труба на фоне причудливо-изысканной, пряной гармонии у трех кларнетов изливает свою душу, как одинокий человек, что стоит высоко на мраморных ступенях своего особняка, ведущих в ночную темень безбрежного океана в лунную ночь...
 
Кто этот человек? Гэтсби? Или же сам Гершвин?
Оба молодых человека внезапно сливаются в одно целое...
Только магнат тоскует по своей трагически неудавшейся любви, а композитор... эхом отзывается на чужую боль, которую не довелось пережить самому?...
 
Поход в библиотеку принёс свои плоды. В книгах американских писателей я увидела знаменитого композитора совсем другими глазами. "Первое впечатление от Гершвина, - вспоминает Mamoulian, - это снедаемым беспокойством и волнением молодой человек - очень амбициозный и не очень счастливый. Сосредоточенный на себе и даже подозрительный к внешнему миру он напоминал ребёнка, который пытается удержать больше яблок на ладони, чем это возможно, и страшно боится, что эти яблоки у него отнимут."
 
Кто бы мог подумать, что этот молодой гений, красавец и денди, за которым увивается большой свет, и которому готовы отдать свои сердца с рукой впридачу самые знаменитые красавицы вместе с дамами полусвета, не чувствует себя счастливым и, даже, нуждается в помощи психиатора? В чём же была его проблема? (Хотя, какой великий художник, или артист, был без проблем? Достоевский, с его губительной страстью к игре? Или Марсель Пруст, невротик?..)
 
У Гершвина был любовный роман с музыкой, - вспоминает один из его приятелей.
Я бы могла добавить, что в это же время он изменял своей музыке с самим собой. Так как, несомненно, Гершвин был Нарциссом, и любовь к себе вытесняла из его сердца все остальные привязанности даже к самым прекрасным женщинам. По мнению его друзей, он создал себе "идеал" женщины, которой не существует в действительности, только в фантазиях: "невероятно красивая и умная, обладающая многими достоинствами, которая посвятит всю себя без остатка ему и будет исполнять каждое его желание, соглашаться с любым его мнением". Это ли не самовлюблённый эгоист?? Но вместо того, чтобы рассердиться на него, мне бесконечно его жаль. Больше всего пострадал от своего эгоизма он сам.
 
Роман с самим собой не удался...
И, хотя, Гершвин с усмешкой замечает в ответ на вопрос, почему он не женится, что он не хочет себя ограничивать одной женщиной, когда может иметь бесконечное число любовниц, тоска снедает его и врывается в мир глиссандо кларнета в Голубой Рапсодии, засурдиненным тромбоном в Концерте, бесчисленными блюзами в вокальных произведениях...
 
* * *
 
Так читал он, или нет, Фицджеральда "Великий Гэтсби"?
Нигде я так и не смогла найти подтверждения своим догадкам.
И всё же остаюсь при своём мнении.
Если даже оно и ошибочно...
 
* * *
Уолтер Дамрош в аннотации к концерту писал:
"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил ее очарования. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер".
Дата публикации: 19.07.2006 18:28
Предыдущее: Сыр и Мышка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михо Мосулишвили (Finnegan)[ 19.07.2006 ]
   Беллочка, у тебя ролучилось отличное эссе!
   А прислать этот произведение можно на конкурс тут - http://konkurs.lito.ru/bekar/
   После первого октября! :)))
   И удачи тебе!
Беллочка[ 19.07.2006 ]
   Спасибо, дорогой!
   Пришлю на конкурс обязательно.
   Ну, а там видно будет... :)
Дмитрий Комаров[ 23.07.2006 ]
   Хорошая работа. Увлекающая и информативная.
    Как знать, возможно, догадки и соответствуют истине…
    Не зря же те, в чьих руках звучит скрипка, имеют неизменно абсолютный слух...
    И быть может, у порога музыкальной и обыденной реальностей, огланувшись, Вам удалось заметить, почувствовать такое жестокое, но столь часто реальное междустрочие на испещренном символами листе с партитурой руки первого американского классика…
   
    С уважением,
    со-слушатель Д.К.
 
Беллочка[ 23.07.2006 ]
   Меня всерьёз увлекла идея докопаться до темы, вдохновившей композитора на сочинение Концерта.
   Возможно, очень возможно, что я ошибаюсь. И только в моём представлении музыку к этому концерту можно соединить с романом "Гэтсби".
   Но ведь каждый слушатель "видит" и понимает музыку по-своему. И в этом великая сила искусства.
   
   Благодарю за визит и комментарии. Очень было интересно узнать мнение.
   С надеждой на дальнейшие встречи,
   Ада.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта