Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал Литературно-издательского проекта «Пишущая Украина - 2010»

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи Автор: Антон Владимирович Кайманский
Объем: 16052 [ символов ]
Поход в кино: "Параграф 78"
Пошли мы с друзьями посмотреть отечественного производства фильм. Он очень напоминает продукцию 1-го телеканала со всеми положенными фильму первого канала элементами. Конечно, по обычаю первого канала, мы наблюдаем неприкрытую рекламу разных товаров и услуг.
Фильм снят - как мы узнаем из титров - по рассказу Ивана Охлобыстина. Если рассказ такой же, как и фильм, то отец Иван Охлобыстин в моих глазах пал ниже станции ленинградского метро, каковое славится своей глубиной.
Вот короткий пересказ. Дело происходит в недалеком будущем в России. Самое начало – титры – некая лаборатория секретная и там некий эксперимент биологического характера. А толком начинается фильм с того, что по прилете с какого-то военного задания под командованием командира (Гоша Куценко) его подчиненные, «команда» его бросает. Они с чем-то там не согласились во время выполнения задания. Какие-то заложники там погибли, что ли. Этих сотоварищей всего 6 человек, не считая седьмого – Куценко. Они все из армии картинно уходят назло командиру и живут себе пять лет частными лицами. Причем среди этих спецназовцев одна баба (не поворачивается язык назвать ее девушкой или женщиной) присутствует. Когда от командира вся честная компания уходит, баба остается с одним из уходящих (Вдовиченков).
Потом перед нами те же герои через пять лет. Куценко и баба (певица Слава) создают несчастливую семью с пьющей женой и скандалами. А потом вдруг командира Куценко вызывает генерал и говорит, что надо полететь и некий суперприказ выполнить. Очень важный! Судьба внешней политики страны зависит от вас! Полетите на суперсекретную базу-заразу (в прямом смысле), каковая какого-то черта посылает сигналы на весь мир и тем самым себя всему миру сдает. И весь мир узнает из-за этого, что и Россия тоже биологическое оружие тайно изобретает! Тогда Куценко самолично облетает/ обходит/ объезжает бывших соратников и снова их в команду сколачивает. Он является к ним в высшей степени картинно: то на вертолете зависнет, то в тюрму в момент опасного выяснения отношений явится, то спасет от неминуемого ареста…
Вышеописанные два абзаца – половина фильма, а может, половина с хвостиком.
И вот направляются они на секретную базу с архиважным заданием. А с ними еще доктора отправляют, который про эту базу кое-что знает. Третью четверть фильма вся компания добирается на базу кораблем и вертолетом (не подумайте, что новым современным). На базе вся компания, вооружившись до зубов, ходит. Причем у самого крупного из спецназовцев (Стас Дужников) с собою большая стрелялка вроде той, какую таскал с собой Терминатор в "Терминаторе-2". У этой хреновины, когда она стреляет, крутится ствол, а стволов там, соединенных вместе, штук шесть. Похожа она на вертолетный пулемет. Думаю, весит она килограммов 15-18, не считая лент к ней (тоже килограммов 10 минимум). Она скорострельная, так что к ней в реальности полагалось бы таскать с собой несколько чемоданов с патронами, иначе минут 5 постреляешь, и придется выкидывать: патроны-то кончились (чемоданы с лентами для хреновины в фильме не фигурируют). Но герой с ней по базе ходит, таскает лишних 30 кг и хоть бы хны! Я понимаю, Терминатор эдакую штуку мог легко таскать: все ж машина. А человеку, да в узких коридорах, да с поворотами, как-то несподручно. Но продалжаю. На подозрительно безжизненной базе «команда» с небольшими приключениями находит иной раз труп-другой.
И последнюю четверть (а может, чуть меньше) фильма группа натыкается на живых обитателей секретного объекта. Как и положено – а это ясно с момента высадки – самого опасного человека находят в последнюю очередь в лаборатории, и он (а как же!) трупо-подобен. А потом вдруг он не труп. Доктор, который кое-что про базу знает, снаружи лаборатории орет спецназовцам, что этого человека нельзя близко к себе подпускать и вообще следует пристрелить. Однако крутые спецназовцы, которым друг друга прирезать – раз плюнуть (два героя то и дело меж собою собачатся), почему-то никак не могут пристрелить человека из лаборатории, хотя труп-нетруп демонстрирует явно социально опасное странное поведение. Им (О зритель! они хорошие, не могут просто так вот взять да и убить опасное существо, если оно безоружно; зритель, ну ты понял?) очень жалко прикончить врага. Пристреливает это существо доктор. Да, забыл сказать: по приезде на секретную базу доктору предлагают пистолет, но тот отказывается: «Я не люблю оружия». И вот герои, выполнив свой долг, выходят из подземной базы на свет божий. Один из спецназовцев подает сигнал зеленой (если я хорошо запомнил) ракетой, и в ответ на сигнал прилетает вертолет, чтобы забрать героев домой. Но тут доктор вдруг тоже пуляет из ракетницы – ракета красная! – и вертолет улетает. А герои остаются. Тогда-то и разъясняется название фильма: мол, на таком задании, которое до того опасно, что его исполнители могут принести вред остальному обществу, они (герои то есть) подлежат уничтожению.
Так вот, последние минут десять фильма – это события от находки не-трупа и после отлета вертолета. А дальше конец фильма и реклама: смотрите фильм второй! И обманутый зритель видит нарезку из второго фильма. Почему обманутый? А потому, что нарушены права потребителя. Ведь никто ж не предупреждал, что фильм «Параграф 78» суть не более чем введение к фильму «Параграф 78 – 2». Во всяком случае, когда мы 23 февраля пошли в кино, о фильме "Параграф 78 - 2" прокатчики стыдливо умолчали.
В нарезке понятно что: драки в коридорах секретной базы. Дерутся бывшие соратники, которые на этой самой базе заразу все ж таки подхватили – ведь база-то не случайно зараза! Первым заразившимся, судя по нарезке-рекламе, в списке стоит мулат (Григорий Сиятвинда). Вы узнаете сюжет, друзья? Это ж «Чужой» и «Тварь» (в неграмотном переводе – «Нечто») вместе взятые! Ясно, что весь фильм-2 герои будут героически убивать друг друга, а выжившие (выживший, скорее всего) потом будет добираться домой. По мысли режиссера, особую пикантность и заостренность сюжету придаст наличие в оном любовного треугольника. Уверен, бабе придется убить одного из любимых, а этому оставшемуся любимому придется потом убить бабу. Это так и просится. Но допускаю и американский вариант: баба + возлюбленный выживают. Или же баба помирает на руках у мужика.
В целом фильм скучный. Его хорошо смотреть по телевизору – во время рекламы, переключаясь на «Параграф 78» с того канала, который смотришь более внимательно. Действие затянуто. Актерам не нужно играть, и они не играют. Куценко, как и в любом фильме с его участием, одинаков сам с собой. Если вы видели с ним хоть одно интервью, то сделаете вывод: он какой в интервью, такой в любом фильме. Знай себе цедит или орет слова (приказы) и героически-топрную физиономию строит. Задача бабы героини – это мужиковатое поведение. Что актрисе и удается. Эта актриса, как сказано в рекламе – известная певица Слава. Допускаю, но лицо ее мне незнакомо. Я вообще знаменитых современных поп-див лишь по размеру груди и цвету волос различаю, а не по лицам. Тем более что макияж у них очень похожий. Знаю, например, что в «Блестящих» у одной грудь очень приятная на вид. Если на экране мотается шесть грудей, то это «Виа Гра», а если восемь – «Блестящие». Извините, это было лирическое выступление. Про фильм «Параграф 78» продолжаю. Вдовиченков – он Вдовиченков и есть. Такой же, как и Куценко, только не лысый, а темноволосый. Григорий Сиятвинда (мулат) – спасибо, Америка! – тоже стандартное явление: не в меру болтлив и сексуально озабочен (квинтессенция негра-героя - Осел в мультфильме "Шрек"). Молчаливый и спокойный доктор на фоне остальных выглядит более прилично, но и он фильма не спасает. Вообще фильм никто и ничто не спасает. Подозреваю, много денег он не соберет. Даже и не знаю, как после фильма-1 авторы оного будут заманивать зрителей на фильм-2. Я пожалел потраченные на него 200 рублей семейного бюджета. Лучше б жене на эти деньги коробку конфет купил.
В фильме есть сцены топорные, а есть менее топорные. Что до спецэффектов, то их там минимальное количество, и все они показаны в рекламном ролике. Лишь в последних десяти минутах зритель может увидеть достижения российской компьютерной киноиндустрии.
Вот примеры топорных сцен (не в хронологическом порядке, а в порядке убывания топорности). Написал и засомневался: в порядке убывания ли?
1) Крутые герои стоят разговаривают около корабля, на котором их повезут на секретную базу. И вдруг – внимание! ВНИМАНИЕ, зритель! – замедленно (ЗАМЕДЛЕННО!) показывают, как идет какой-то лысый незнакомый героям человек. Они на него смотрят, а он идет. Он идет, а они смотрят. ВО! И в этот момент разговор: «А это еще кто? – В первый раз вижу! – Мимо прошел! – Пронесло!» Потом, когда выясняется, что этот лысый поедет с ними, обязательная фраза «Не пронесло»!
Таким тонким способом режиссер пытается акцентировать этого человека, намекнуть, что ЭТОТ ЛЫСЫЙ еще ого какую роль сыграет!
2) На базе. Нашли в лаборатории два трупа. Один застрелен и на полу находится, а другой за столом в кресле сидит. Он лицом на столе, левая рука на медицинской (а может, биологической) книжке, а правая с пистолетом свесилась вниз. Короче говоря, труп трупом. Но потом вдруг он не труп: переворачивает страницу, затем встает и, несколько раз нажав на курок разряженного пистолета в адрес героев, начинает с ними говорить. А затем он на них нападает.
Режиссер тут безуспешно пытался создать эффект неожиданности: мол, вот вам жмур, а потом он как вскочит! Однако как только зрителю явлен этот мнимый мертвец, так зритель тотчас и догадывается, что мертвяк еще себя покажет!
Уж конечно, страницу обязательно ему нужно было перевернуть! И вообще он ну никак не мог ожить, пока спецназовцы по базе шарили и стреляли! И он обязательно должен был оказаться последней находкой и обязательно в лаборатории! А спецназовцы уж обязательно должны были тупо наблюдать, как он них нападать будет, и думать, что бы такое агрессивное поведение значило.
3) На корабле, везущем героев на секретную базу. Баба идет в душ. И вот она там моется. А это общий душ. Там нет отдельных кабинок, а есть торчащие из стен краны. Как только баба стала мыться в душе, я сделал два предположения, чем это закончится: а) войдет пятилетней давности бывший возлюбленный (Вдовиченков) и они начнут невинно-грубый разговор, а тут и муж подоспеет; б) припрутся качки-морпехи и будет попытка изнасилования с мордобоем. Я угадал: в фильме вариант Б. То есть голая баба (пусть она не мелка ростом, но худенькая) легко побивает двух раскачанных крепких голых морпехов, которые уже на сношение настроились, а третий раскачанный крепкий голый морпех от страха по ее просьбе сам сматывается. Вот тут-то и входит бывший возлюбленный (Вдовиченков), и они начинают топорно ссориться. Они ссорятся, пока баба и в душе, и в раздевалке. Вот тогда и появляется муж (Куценко).
Перед нами типично американоидный фильм, как и «9-я рота». А раз он американоидный, то и американоидные элементы там присутствуют. Перечисляю (если вам не хватило всего вышеописанного):
а) Распад (ссора с командиром обязательна) и сбор команды (командир сам всех отыскивает чуть ли не по помойкам, причем очень эффектно) через 5 лет;
Ремарка: неужели во всех частях армии России будущего не нашлось рабочей команды спецназовцев? Пришлось срочно вызывать тех, которые на эту работу (а также тренировки) забили 5 лет назад, пили, курили и увлекались наркотой. Один вон даже в тюрьме сидит (Анатолий Белый) в виде буйного преступника, другой наркоту продает (Г. Сиятвинда), а третьего с работы выгоняют за пьяные опоздания (фамилии его я не нашел на сайте фильма, а этнически он - монголоид). Я уж не говорю про бабу, каковая вообще алкоголизмом «заболела» и не до конца выздоровела. Тем не менее, все они ну нисколько не потеряли боевых навыков! Мне бы так! Я вот как забросил четыре года назад регулярные занятия спортом, так и расплылся в талии, жиром и пузом оброс.
б) «Любовный треугольник»: баба-то сначала ушла с одним героем (Вдовиченков), а потом взяла да и вышла замуж за другого (Куценко). Естественно, режиссер безуспешно пытается создать на данной почве «психологические» моменты. Они – как и ожидается – выглядят очень топорно (уж извините, я не смог подобрать адекватного синонима, вот и пришлось все время пользоваться одним-единственным определением).
Например, на некоей секретной базе Куценко застревает за броне-стеклянными дверями и как командир, приказывает всем уходить. Баба героически решает остаться и его спасти (хороша дисциплина: приказы командира можно и не выполнять!). Но добыть из-за стекла его нельзя никак. И вот мы лицезрим «психологическую» сцену с закосом под американскую мелодраму: он и она разделены стеклом, и вот она прикладывает ладонь, потом лоб, а он как бы ее напоследок с той стороны стекла ласкает. Она (сейчас расплачусь) не может вынести горя, тут же поворачивается спиной к погибающему и попадает в плечо к тому, с каковым уходила от командира пять лет назад (Вдовиченко). А тот ее по головке, как и полагается крутому мужику, гладит. Однако Куценко все-таки добывают из-за стекла.
Эта сцена и в фильме затянута, и в описании.
в) Сложные отношения в «команде»: любовный треугольник, а также два солдата, которые готовы друг друга попросту пристрелить; ученый доктор, к которому спецназовцы относятся…м-м-м… снисходительно.
Ремарка: что ж это за армия будущего такая описывается, где командование мало того что не имеет крутых специалистов (см. пункт а), но и отправляет на важнейшее задание такую группу, где большая часть состава друг с другом не совместима? К тому же с ними человек не из «команды», тот, кто что-то про эту базу знает. Я про доктора. Военные, ясное дело, доктора как чужака-слабака воспринимают и даже кличку ему дают «Клизма». Словом, не команда, а клубок обозленных друг на друга змей. Они даже разговаривать друг с другом спокойно не в состоянии. Ведут себя как школьники, приблизительно так полурыча низкими голосами (не исключая бабу): «Ну ты чо?! – А ничо! – Ну и ничо!! - Ну и ничо!!»
г) Секретная глубоко под землёю расположенная («Остаться в живых» помните?) подозрительно пустая база с тайными биохимическими военными разработками, где надо что-то такое найти;
д) Среди профанов – «знаток»: доктор, который вместе с крутыми спецназовцами отправлен на базу, поскольку он в курсе, чем там занимаются; но он им ни за что не скажет (и зритель должен по маленьким оговоркам додумывать);
е) Манера разговора героев. Это как в третьеразрядном боевике, причем с адаптацией на русскую речь. Примитивные шутки: «Это каменный век. Эту базу еще при Путине строили»; «Что ты видишь? – Ничего. – Как ты думаешь, твое ничего от моего ничего отличается?».
Вообще на диалогах стоит остановиться особо. Они поразительно ненатуральны, искусственны и неестественны. И потуги режиссера на хоть какую-то психологию героев выявляют лишь неестественность.
ж) вращение камеры вокруг героев. Аж голова кружится! Вот стоит командир (Кунценко) и сурово куда-то всматрвиается. Камера вокруг него ну кружиться, ну вертеться! Ось вращения - голова героя. Или вот все вместе куда-то палить начинают - и снова вокруг них камера мотаеся. И видит зритель героев со всех сторон постоянно.
Вывод:
НЕ ходите на этот фильм, если Вы не глупенький подросток моложе 16-ти! «Параграф 78» провалится в прокате, и его скоро покажут по телевизору! Для кинотеатра он никакой. Пожалейте свои нервы (вы будете первые 45 минут сидеть и думать, на кой черт пошли на этот фильм, а вторые 45 минут злиться на режиссера) и свои деньги (100 рублей за билет днем – это слишком; за 15 еще можно подумать, сходить ли).
Впрочем, если Вы глупенький подросток, то можете и сходить, чтобы потом пересказывать заключительные 15 минут фильма такими словами: «А тут он как фигак! Этот ему хренак! И киздых оттуда! А потом как фиганет! Из базуки как херанет! А потом херак - и улет!»
Понимаю: некоторые любят в кино "мочилово" смотреть. Но и "мочилова" тут - минут 15.
А в целом такого типа фильмы - при их суперрекламе (вон даже целый сайт с картинками в Ннтернете мотается!) - прививают иммунитет к отечественному кино.
Дата публикации: 01.03.2007 16:58
Предыдущее: ВирусСледующее: Поход в кино: "Престиж"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Веселов Антон[ 08.01.2008 ]
   Вы знаете, у Вас очень интересные и занятные работы! Ценная критика
 
Антон Владимирович Кайманский[ 10.01.2008 ]
   Здравствуйте ещё раз, Антон!
   Благодарю за отклик.
   С уважением, АВК
Киселёва Наталья (Легенда)[ 12.04.2008 ]
   Антон, я тоже разместила рецензию после просмотра "Параграфа-78&q­uot;,­ но на своём сайте. Она очень созвучно Вашей. Судите сами:
   Если создатели «Параграфа 78» хотели сделать фильм в стиле голливудского боевика – это удалось им в полной мере. От и до. Начиная с сюжета и заканчивая предсказуемым финалом. Не хочу сказать, что фильм плохой, вовсе нет, и для любителей воскресного отдыха с валянием на диване с банкой пива очень даже подойдёт, да и навряд ли и автор и режиссёр надеялись на большее.
   Перечислять все штампы стандартного а-ля голливудского боевичка смысла нет, из них состоит весь фильм, здесь и пошляк-весельчак негр и загадочный доктор (который, к слову сказать, не сыграл особенной роли и умер неожиданно и нелепо) и любовный треугольник. Покоробило только с какой лёгкостью создатели фильма расправились с половиной группы, как легко и почти с готовностью боевые товарищи предпочли расстрелять друг друга вместо того, чтобы умереть от вируса. Наибольшего порицания заслуживает, конечно, командир, который забыл о таблетках возлюбленной, которые так не давали ему покоя в начале фильма. Лично я подумала о них сразу, как только доктор упомянул лекарства, и была уверена, что именно они и станут спасительным компонентом. Финал, кстати, опять же предсказуем. И никакие действия командира сбить с толку уже не могли. Как и положено, двое влюблённых были самоотверженно спасены отвергнутым горе – командиром, который себя решил похоронить на базе (очень мудро для собственной совести, учитывая фатальную для остальных ошибку, которую он допустил, не вспомнив вовремя о лекарстве).
   Что касается сюжета, здесь всё ясно, но как же, интересно, атмосфера? Увы, ИМХО, у режиссёра напряжения и зловещей атмосферы в первом фильме не получилось. А во втором - напрасные и пустые убийства сослуживцев вызывали недоумение, как вызывает его у меня любые бессмысленные вещи. Констатирую: снимать вполне приличные боевики у режиссёра получается, но психологизма не хватает.
   Из положительных моментов могу отметить хорошую постановку трюков и драк. Понравился харизматичный доктор, поэтому нелепое и скорое самоубийство меня разочаровало, я надеялась, что врач сыграет свою интересную роль в сюжете.
   Итог: фильм годен для просмотра на один раз любителям блокбастеров.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта