ЧАС КРЫСЫ Скрип половицы. Полёт чёрных бабочек. За дверью – судьба. 1. Скрип половицы. Тени на стене. Гаснет светильник, обернутый зелёной бумагой. Фигура в темноте движется от стола к постели. Укрывшись, ложится. Мягко подступает к изголовью чёрная фея сновидений, накрывает голову чёрным полотнищем сна. Странник бредёт по пустынной улице. Чёрный пепел покрыл тротуары города. Дома зияют чёрными провалами слепых глазниц-окон. Ни единой живой души. Странник заглядывает в окна. Где-то в глубине комнат в истлевших лохмотьях белеют черепа и кости. Ночной ветер проносится мимо странника, бросая пепел ему в лицо. Глаза плотно закрыты. Сквозь бамбуковые шторы проникает в комнату белый лунный луч, пересекает пространство, мягко упирается в решётку ресниц спящего человека, окрашивает лицо светом, уподобляя его маске. Вновь становятся заметны тени на стене. Они едва колышутся; лунный свет наделяет их силой. Тени превращаются в образы, отделяются от стен, летят… 2. Полёт чёрных бабочек. Ветер подхватывает их и несёт над головой странника, смешивая крылья бабочек с пеплом. Черные хлопья оседают на голову… …спящего человека… лунный свет серебрит… В прядях, окрашенных луной в серебро, блестят чёрные крупинки. Кто-то шуршит за деревянной стеной, упорно грызёт дерево. В стене образовывается дыра. Чей-то нос и два чёрных глаза появляются вослед. Странник бредёт по безжизненной улице. Чей-то силуэт чернеет на окраине. Тихая мелодия разливается по чёрному пространству, залитому мертвящим светом луны. Меж ног прохожего прошмыгнуло чёрное существо, зачарованное, побрело по улице к чёрному силуэту… Одинокое очарованное существо… Одинокий очарованный странник… Шуршание в комнате затихает. Кто-то замирает у двери. Безмятежное лицо спящего омывает лунный свет белыми волнами. Тихая мелодия звучит где-то за стенами. 3. За дверью – судьба. Дверь, скрипнув, приоткрывается. В узкую щель проникает звук, окутывает существо, замершее у двери, растворяет его в себе. Существо сонно шевелит лапками, неуверенно плетется в приоткрывшуюся дверь – навстречу судьбе. Чёрный незнакомец идет по пустыне, наигрывая на флейте; вслед за ним бредет одинокое очарованное существо. Мертвый город остается далеко позади. Где-то впереди возникает мираж: белый город в пустыне, шумящий базар, весело барахтающиеся в пыли ребятишки… Чёрный незнакомец слепо улыбается белой прорезью рта. Белый мертвящий свет блестит сквозь прорези глаз белой маски чёрного незнакомца… Маленькое чёрное существо несет судьбу в своём тщедушном тельце ещё одному городу живых… Дверь, скрипнув, закрывается. Лицо спящего мертвенно-бледной маской сияет в темноте. Кто-то раздвигает бамбуковые шторы, слепо улыбается спящему и тихо уходит. Таинственная мелодия постепенно затихает… 18.01.2006 (час Обезьяны) КОММЕНТАРИИ: Скрип половицы. В полуночное время в слабом свете лунных лучей, проникающих внутрь комнаты, мы видим спящего странника. В своем сновидении он пребывает в мертвом городе, улицы которого засыпаны пеплом, а в домах лишь черепа да кости. Полет черных бабочек. Это души умерших кружатся над головой странника. В городе – смерть. Кто же принес смерть в этот город? За дверью – судьба… Чей-то силуэт чернеет на окраине… Силуэт судьбы. Черное очарованное существо, прошмыгнув меж ног странника, бредет к черному силуэту под чарующие звуки флейты. Кто это полуночное существо? Это маленький зверек, в час Крысы прогрызший деревянную стену в доме спящего странника. Это – крыса. В японской мистической традиции людей, нарушающих законы кармы, как возмездие, преследуют крысы до тех пор, пока не загрызают насмерть виновных. Но нашей крысе не дано нарушить покой спящего странника. Сама Судьба, приняв образ черного незнакомца, играющего на флейте, – образ Крысолова – уводит крысу от спящего человека за собой. Это реальная канва новеллы. В сновидении странника Судьба выступает в трех образах европейской мифологии: Смерти, Чумы, Крысолова. Бредет Крысолов от города к городу, наигрывая на флейте, ведет за собой одинокое очарованное существо – чумную крысу. Приносит она болезнь в очередной город живых, в результате мертвый город остается на карте эпидемии чумы. Таков инструментарий судьбы. Единственный свидетель – странник. Ему слепо улыбается Судьба в образе черного незнакомца, оставляет его в живых – для свидетельства и назидания… Полуночный мир – конец и начало – полуночный час Крысы – Судьбы… Путешествие-сновидение странника по мирам часов началось… |