Произведение |
|
Объем: 54 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 19. 1/4 финала. Пара 1. |
А Бегство А здесь на тридевять земель – Старинная тоска И медленно плывут (к зиме?) По небу облака. Подкинуть грошик и решить – Куда, зачем, когда. Вой поездов и визг машин, Посёлки, города, А по ночам – гори-гори, Звезда на всех одна. Под дубом клад, под ёлкой гриб, За полем – бузина. На новый лад иной мотив. Звучит военный марш. А ты – беги, плыви, лети, Ведь впереди зима. Дрожат стаканы на столе, Мелькают фонари, А на земле – любой земле – Твой ад всегда внутри. --------------------------------- Б Ручки В новогоднем лесу дремучем, На развалах пеньков корявых Раскопал я сундук без ручки, Думал – клад, в нем – цветочек алый. Я готовлю, стираю, глажу, Трепыхаюсь в труда пучине, Ты за хлебом не сходишь даже – Вдруг задавят тебя машиной? Ладу нет мне давно с тобою, Не цветок, а свечи огарок. Я сундук на замок закрою, И оставлю в ближайшем парке… …Ты меня за собою тянешь, И ползешь в лабиринте ада По осколкам какой-то дряни, Хрипло шепчешь: «Держись… я рядом… Ухватись за меня покрепче, Я не сдам, я смогу, поверь мне…» И качается время цепью, И разбитой на щепки дверью. «Ты же легче меня в два раза!» «Я могу, ты не думай, милый, Медсестре бог отсыпал сразу Много тонн нереальной силы». Перебит позвоночник взрывом… Вот такой выпал в жизни случай. Мы с любимой – в раю счастливом. Кто из нас – чемодан без ручки? -------------------------------- |
|
|
Дата публикации: 30.11.2024 19:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Добрый день! Рыцарь А Степень соответствия заданию: 9 Думаю, здесь под найденным кладом можно понять саму ситуацию, воспринимаемую ЛГ как сказочную – то есть сказка раскрывается, как клад, диковина. По факту же получается, что клад – это каждый человек, но это я уже подумал после прочтения. Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8 Думаю, что стихотворение удалось как самодостаточное произведение, даже без привязки к заданию. Это всегда самое важное в таких конкурсах: не продемонстрировать мастерство, а уйти с пачкой новых работ. Легкое, философское стихотворение на вечную тему постоянной дороги, круговорота и простора жизни, поиска смысла. Есть общие места (старинная тоска, мелькают фонари), но больше их модификаций в форме аллюзий (гори, звезда, на тридевять земель), что делает работу и близкой каждому, и нетривиальной. В заголовке сделан намек, а в открытом финале раскрывается экзистенциальная подоплека зарождающегося конфликта. Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8 Из технических находок – замечательные вставки («к зиме?», «любой земле»), делающие и так живой поток разговорной речи еще более естественным. Эмоциональный резонанс: 8 Итого: 9-8-8-8 Рыцарь Б Степень соответствия заданию: 9 Своеобразно, конечно, но ок. Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 6 Здесь есть оригинальность, но раскрытие темы крайне неудачное. Как будто два разных стихотворения склеили в одно, без каких-то подводок, промежуточных этапов. И если первая часть как-то интригует, то вторая – клише из любого военного фильма, где медсестра тащит раненого, с пафосным нереальным диалогом. Мотивы преображения героини из неженки в стойкого бойца не понятны. Переход «Перебит позвоночник взрывом… // Вот такой выпал в жизни случай» выглядит абсурдно – как будто это обычный вторник ЛГ. Сундук в финале таким же невероятным образом превращается в чемодан. Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 5 Рифмы «пучине-машиной», «корявых-алый» и некоторые другие – очень вольные, даже если это попытка в ассонансы или что-то подобное. «Счастливый рай» – тавтология. Эмоциональный резонанс: 4 Апофеоз надрывный и трагичный, но из-за очевидной клишированности, а также из-за нераскрытости образов он не вызывает тех эмоций, которые должен был. Итого: 9-6-5-4 Победил Рыцарь А Судья Блинов А. В. | | А Тема раскрыта нетривиально, но точно. Действительно, смысл собственной жизни – клад, который надо не просто найти, но и уметь применить. Заданные слова умело вплетены в ткань текста. Всё стихотворение построено на движении – медленное, вплоть до остановки, сменяется стремительным, и наоборот. Где движение – там и пространство, путь, замыкающийся в композиционное кольцо: «на тридевять земель» / «на земле – любой земле», «(к зиме?) / «ведь впереди зима»). И сама выбранная метрическая схема (сочетание 4-х и 3- х стопного ямба) поддерживает ритм шагов. Единственное, что немного выбило из заданного темпа – рифма «марш – зима». И дело не в том, что она неточная (в тексте неточные рифмы есть, и они вполне уместны), а в том, что она выведена на позицию, завершающую условное четверостишие (если бы она связывала 1 и 3 строки, не был бы так заметен диссонанс). Отлично проработаны смысловые ряды, связанные с динамикой/ статичностью. Концовка, может, и не претендует на оригинальность, но органично вписывается в текст. Б Тема раскрыта (есть с сундук, и чемодан, и клад, и лад, и ад), но… Сказочно-ироничное начало настраивает на соответствующий лад, поэтому внезапная перемена интонации вызывает не шок и катарсис, на что, вероятно, был расчёт, а недоумение – «а что это сейчас такое было?». Словно перебит позвоночник не у лирического героя, а у самого стихотворения – точнее, его разорвало пополам. Образный ряд тоже вызывает вопросы. Сундук без ручки? У сундуков обычно две ручки по бокам, но ладно, пусть будет аллюзия на чемодан (который таки появляется в последней строке). Превращение алого цветочка в свечной огарок (?) выглядит странно. «И качается время цепью, И разбитой на щепки дверью» - дверь разбита не щепки, как же она может качаться? Сила измеряется не в тоннах… впрочем, это уже не так и важно. «В раю счастливом» - наверное, имелось в виду, что герои счастливы в раю? Рыцарь А 9,8,8,8 = 33 Рыцарь Б 9, 5, 4, 4 = 22 Победитель в паре – рыцарь А Судья Смарагда | | А А вот я темы Задания не увидел… Клад чисто для галочки (простите, Галина), метафорического или иносказательного значения слова «клад» я тоже не нашёл. Есть не очень внятная идея о метаниях человеческой души, о не сумевшем найти своё место под солнцем ЛГ. Ну, я так понял (как сумел). Но в основном пустое, несвязное (тоска, поезда, города, звезда, в огороде бузина – кстати, последнее хорошо), общефилософское. Слова красивые, образы красивые, а мысль простая, чуть ли не детская. Ну, я так увидел. Однако удивительно, что настроение получилось. Технически хорошо (вряд ли в четвертьфинале следует ожидать слабые работы), даже вроде бы пустое «к зиме?» работает на настроение. 5, 7, 8, 6 (итого 26). Б Просится «сундук без ручек» - и рифма будет лучше звучать, но автор выбрал не очень чёткую параллель с «чемоданом без ручки» в финале. Идея понятна – противопоставление. Задание выполнено, причём в первой половине – клад найден, показаны последствия этого, и благополучно выброшен. Может, кому ещё повезёт. После этого начинается другое стихотворение. Банальное. Клад здесь в переносном смысле. И это неинтересно. Интересно только противопоставление, но и оно давным- давно избито до синяков («Золушка», «Морозко» и пр.). Технически хорошо, особенно мне понравились рифмы. Жаль только, что ради интересной рифмы «поверь мне – дверью» пришлось вписать целую пустую и невнятную строчку. Также неудачно про тонны силы и про счастливый рай. Ну и вообще не все образы уместны. 9, 5, 7, 4 (итого 25). Победитель в паре – рыцарь А. Судья Игорь Колесников | | Рыцарь А Порадовало подобное начало нового конкурсного тура – такая тонкая и глубокая работа. С одной стороны, автор точно следует конкурсному заданию, с другой стороны, демонстрирует свою творческую независимость от него. И очевидно, что «клад» находится не под дубом, а внутри ЛГ, так же, как и его внутренний ад. На мой взгляд, здесь очень важны для реализации авторской задумки строки: «На новый лад иной мотив. / Звучит военный марш.» Именно они дают информацию о том, где и когда разворачивается действие... В то же время, это актуально всегда и везде – вне места и времени, как и ощущение движения, которое автор передал через метафору идущего поезда. Здесь вообще много слов, передающих движение: «плывут, дрожат, мелькают… беги, плыви, лети…» В техническом плане стихотворение выстроено умело и лаконично, нет в нём ничего лишнего, все образы работают на авторскую идею. Эмоциональный отклик - на высоком уровне. Автор, спасибо! Степень соответствия заданию: 9 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9 Эмоциональный резонанс: 9 Рыцарь Б Насколько я понимаю, здесь повествование ведётся поочередно от лица двух героев – мужчины и женщины. Сначала – «Раскопал я сундук без ручки, / Думал – клад, в нем – цветочек алый», далее – «Я готовлю, стираю, глажу…» Такое чередование можно видеть на протяжении всего стихотворения. В то же время, всё это как-то не склеилось в органичное целое, есть ощущение, что произведение разваливается. Сама по себе задумка – интересная, однако, на мой взгляд, текст требует доработки. Осталось впечатление, что концовка стихотворения и в смысловом, и в интонационном плане не стыкуется с его началом. Конкурсное задание выполнено. Эмоциональный резонанс – на среднем уровне. Степень соответствия заданию: 9 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 6 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 6 Эмоциональный резонанс: 6 Рыцарь А: 9, 8, 9, 9 (сумма 35). Рыцарь Б: 9, 6, 6, 6 (сумма 27). Победа в паре – Рыцарь А. Судья Елена Копытова | | Рыцарь А Зима близко… Но от себя не убежишь, не спрячешься. «Твой ад всегда внутри». Мысль не нова, но очень оригинально обыграна. Отзывается каждая аллюзия, каждый образ укладывается в отведённую ему нишу в смысловом ряду. И грошик (ломаный?), и звезда, одна на всех (что может быть важнее любви), и бузина, как грамотная подводка к военному маршу. И любая земля, которая всё равно не принесёт спасения, ибо твой «клад» всегда с тобой, где бы ты ни был. А зима всё равно близко. Классная работа, и не скажешь, что конкурсная – очень она самодостаточная, цельная, глубокая. Мастерски исполнена: без натужных фраз и рифм, льётся легко и гладко, оставляя при этом мощное смысловое послевкусие. Рыцаря можно поздравить с состоявшимся стихотворением. Рыцарь Б Не сразу осознаёшь противопоставление клада иллюзорного и клада настоящего. «Алый цветочек» на поверку оказывается пустышкой, а обычная фронтовая сестра – живой драгоценностью. Хороша мысль, но требует более внятного воплощения. Сундук без ручки в начале – ок, интриги не ждём, клад кладом не станет. Но чемодан без ручки в финале вызывает даже некоторую оторопь. Тащить тяжело, а бросить жалко… но помилуйте, это же спасение, переросшее впоследствии в обоюдное счастье, нет? Тем более, девушка оказалась истинным кладом, полюбила спасённого, с перебитым позвоночником, человека, и теперь они оба «в раю». К чему и о ком финальный вопрос, загубивший, я считаю, неплохую идею? Ирония? Но она не совсем уместна в данном случае. Жаль. Финал здесь просится быть пронзительным, способным тронуть читателя, а не ироничным, тогда и ответная эмоция будет соответствующей. Очень много инверсий, очень. Текст из инверсий – это такая задумка, что ли? Не скажу что я в восторге от рифм, как и от некоторых фраз. Бог отсыпал много тонн силы – ну очень неудачно звучит. Ньютоны, конечно, сюда не впихнёшь, но тонны выглядят по меньшей мере странно. Непонятна роль разбитой на щепки двери – неужели ради рифмы (очень приличной)? И если уж использовано это выражение, то неплохо бы поддержать его смыслово. В общем, стихотворение требует доработки, на мой взгляд. Рыцарь А 9 8 8 8 // 33 Рыцарь Б 9 7 5 5 // 26 Победитель в паре – Рыцарь А Судья Людмила Царюк | | Рыцарь Октябрь – Рыцарь Герцогсперцем ~ 5 : 0 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |