Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Игорь Дорогобед
Объем: 9064 [ символов ]
Одной душой две нации обняв...
Портрет художника на фоне его родословной
 
 
Судьба человека отчасти задана его родословной. Как жаль, что большинство из нас не ведают рода своего далее дедов-прадедов. Знай мы больше, многое в нас самих стало бы понятней.
Несколько слов о родословной художника. Его предок, как и множество его соотечественников переехал в Россию из Германии во времена Екатерины II. Знакомая история? Не спешите. Ибо в отличие иных сородичей, призванных на службу государству Российскому, поселился он в самой столице, общался в основном с русскими, и уже ближайшие потомки его утратили родной язык, обрели новую православную веру. И осталось у них лишь родное имя, напоминавшее о земле уже незнакомой, да знание родословной. Много это или мало? Кто смеет судить?
После революции семья, утратившая прежний образ жизни, пыталась все же освоиться в новых условиях существования. Однако утвердившая власть последовательно оторгала ее: Редлихи принадлежали к «бывшим» и этого было достаточно.
История исхода евреев из нацистской Германии общеизвестна: за возможность покинуть страну расплачивались всем, что имели. Нечто подобное практиковалось в 30-е годы и в советской России по отношению к желающим покинуть ее навсегда. Выездная виза стоила огромных денег. Семью выкупил родственник, живший в независимой Прибалтике, положив на это все свое состояние.
Молодой Роман Редлих, отец художника, оказался в Германии изучал философию и позднее, во время войны, познакомился с дочерью белогвардейского офицера. Девушка, в отличие от молодого философа Россию не видела совсем, поскольку была ребенком гражданской войны, рожденным на чужбине.
Собственная биография художника начинается в след за победными залпами второй мировой. В Касселе в русской семье, носящей немецкое имя родился мальчик Андрей. Первым четко произносимым словом, которое он с упорством, свойственным совсем юным душам, повторял в течение дня было бу-ма-га. Мать, художница, приветствовала эту родственную по духу страсть, отец воспринял ее философски.
Послевоенное германское детство подарило Андрею два года жизни в экзотическом, с точки зрения европейца, краю – на острове Тайвань. Пока взрослые занимались своими серьезными делами (их заботы тоже не минуют его), Андрей посещал американсую школу и брал у местного художника уроки классической китайской живописи. От того периода, впрочем не оказавшего особого влияния на его творчество, осталась лишь одна картина «Водяные лилии», исполненная по всем канонам изучаемого искусства. А еще в свободное время он с истинно мальчишеским энтузиазмом изготовил пращу и учился метать камни. И праща выстрелила. Позже...
Первые значительные творческие шаги неизбежно задевают близких творца. Поэты посвящают любимым стихи, прозаики излагают автобиографические сюжеты, а художники изображают родственников и друзей. Андрей Редлих написал портрет своей бабушки и эту работу он и сейчас считает значимой в собственной творческой судьбе.
На какой-то момент будущее показалось вполне предсказуемым: впереди серьезная учеба и творчество. Однако Франкфуртская Академия Художеств, куда обратился молодой человек, не приняла его. В ту пору повсеместно правило бал абстрактное искусство, и стремление Редлиха к реалистической точности, выписанности деталей, представлялось избыточным, чрезмерным. «Слишком много нот», - как сказал бы один из персонажей известного фильма «Амадей».
Вместо живописи Андрей начал изучать философию в университете, но это продлилось недолго, поскольку преподавание оказалось излишне политизированным. Философию сменила этнография, но и туда проникли жесткие идеологические установки, препятствующие чистому научному познанию. И тут-то выстрелила тайваньская праща. Знакомый студент обратился с просьбой перевести русский текст с описанием этого старинного оружия. В ответ Андрей неосторожно признался, что может даже изготовить пращу. Начались «полевые» испытания, из которых незаметно вызрела диссертация на тему «Неолит в Центральной Азии».
Однако абсолютно неполитизированный неолит не мог заслонить собой современной жизни. А она, казалось, превратилось в сплошной митинг протеста. Молодые люди охотно и громко обличали империализм, колониализм и прочие политические измы, кроме одного: того, что царствовал к востоку от Германии и саму Германию разорвал на две неравные части. Многочисленные демонстрации шумно защищали жителей далекой Африки и не желали ничего знать о восточно-германских беженцах, убитых при попытке перейти границу. Лишь немногие думали иначе, и Андрей Редлих присоединился к ним, основателям международного общества защиты прав человека. «В начале объединение начитывало дюжину молодых людей», - вспоминал он позднее. – «А теперь это солидная организация».
А тем временем Андрея настигли заботы его родителей. Вернее сказать, он принял их всем собой, как прежде принял собственное стремление к творчеству. Впрочем, «настигли» – не точное слово, они всегда были рядом. Например, на Тайване, где его родители, члены НТС (Народно-Трудовой Союз) работали на радиостации, вещающей на Сибирь. Но тогда его время еще не пришло, а теперь... «Есть профессии, где дети часто следуют путем родителей, например, врачи или священники. Это твой огород, его бросить нельзя». Таков сегодняшний оценивающий взгляд в прошлое. А тогда все выглядело проще: «Дел было много, людей не хватало. Я не захотел остаться в стороне».
Итак он вступил в НТС и активно включился в работу издательства «Посев». Новая деятельность была связана с длительными поездками по Европе. Но что делать в долгой дороге? Дремать, следуя благоразумному примеру попутчиков? Нет, рисовать! Но как? Андрей Редлих нашел способ. Если нельзя в дрожащем вагоне провести на бумаге линию, то можно поставить точку. Так возникла серия «точечных» рисунков, в основном портретов.
На пару лет он прочно осел в Англии, занимаясь подготовкой людей, желающих помогать «Посеву». Нужно было объяснить им, зачастую не знающим русского языка, как вести себя в советской России, предупредить об ожидающих их неприятностях. А как же творчество? «Иногда рисовал прохожих на улицах Лондона. Наверное, неплохо получалось. Хотел бы сейчас взглянуть на эти работы, но ничего у меня не осталось: все продано».
Но, кочуя по Европе, жаждал увидеть ту страну, для освобождения которой работал все эти годы. И как только такая возможность представилась, поехал в Россию. Нет, не после распада Союза и не в качестве любознательного пришельца. В первую свою встречу с Россией Андрей Редлих сопровождал машины с гуманитарной помощью. «Моему отцу повезло больше. Он впервые приехал в Россию как раз в канун ГКЧП и попал в самую гущу событий».
Падение власти, с которой НТС так долго боролась, стало знаком перемены в судьбе участников этой борьбы. Многие потянулись в Россию. Одни увлеклись страстями многопартийный баталий, другие – в связи с перездом в Москву издательства «Посев», третьих просто манила земля, которую они, рожденные вдалеке все равно ощущали своей родиной. Андрей Редлих остался в Германии.
«Я хотел бы жить в России, там я чувствую себя уютнее. Но не могу бросить все то, во что я глубоко пророс корнями. Здесь мои старенькие родители, им легче жить в Германии, мои друзья-единомышленники, наше общее дело».
Общее дело, принявшее облик Общества русско-немецкого взаимопонимания требовало внимания к своим заботам. Но возник и другой вполне прозаический вопрос: как зарабатывать на жизнь. И опять возникло обстоятельство, которое верней всего именовать неслучайной случайностью. Благотворительной католической организации, оказывающей поддержку церквям в неблагополучных странах (Kirche in Not) для восточно-европейского отдела потребовался сотрудник, православный со знанием русского языка. И теперь служебные дела вели его в Россию, а в картинах появились новые русские сюжеты.
А потом художник обрел своих учеников. Идея русской воскресной школы возникла спонтанно, в начале объединяя всего несколько семей, где старшие хотели дать младшим то, чего они не могли бы получить в любой самой лучшей немецкой школе. То есть сохранить в них русское культурное начало. Потом к начинанию присоединились знакомые, знакомые знакомых и вовсе незнакомые, случайно услышавшие об этом люди. В школе преподавали русский язык, литературу, историю, закон божий. И уж само собой получилось, что «дядя Андрей, который умеет рисовать» будет заниматься с детьми.
«Это было совсем не просто, не имея ни художественного, ни педагогического образования, начинать преподавать искусство». Однако ему удалось. А из первых опытов сложился стройный учебный курс от карандашного рисунка к масляным краскам. И случалось, что увлечинием детей заражались и их родители, начтная ртсовать вместе с ними. Со временем группа разрослась, ее разделили на старших и младших и малышей взяла в свои другая преподавательница. А совсем недавно он оставив преподавательскую деятельность. Что поделаешь, обстоятельства жизни...
Так и живет в маленьком городке около Франкфурта-на-Майне художник русский немец, немецкий руссак, объединяя в себе и собой два разных мира – Россию и Германию.
 
Игорь Дорогобед
Дата публикации: 09.12.2004 20:59
Предыдущее: Восхищение нежизньюСледующее: Одной душой две нации обняв...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Nataly Velyeva[ 21.01.2005 ]
   !!!
Роман Литван[ 08.08.2005 ]
   Хороший очерк!
   Интересно было читать его.
   С уважением.
   Р.Литван
Юрий Иванов[ 13.09.2005 ]
   Хороший очерк. По поводу "земляка" я, кажется, ошибся?
 
Игорь Дорогобед[ 14.09.2005 ]
   Никакой ошибки, Юрий. Я из Азова.Только теперь живу далече...
Юрий Иванов[ 14.09.2005 ]
   Игорь, думаю, я вас помню. В то веселое время перестройки мы обитали или в редакции "Нашего времени", или в Танаисе с Геной Жуковым, Калашом, Бондарем, само собой Брунько. Недавно с Геной и Игорем Бондаревским мы встречались на похоронах поэта Валеры Рюмина. Кстати, на литобъединении у Кудрявцева, где я был замом по прозе, вы тоже бывали. Так?
Игорь Дорогобед[ 14.09.2005 ]
   Бывал, конечно. Брунько последний раз видел в прошлый приезд в Ростов, летом 2000-го. Тогда же мельком встретил Бондаревского. В последний раз весной этого года не видел никого.
Юрий Иванов[ 14.09.2005 ]
   Я бывал в Германии. Проездом через Берлин во Францию и проездом через Дрезден, и возвращением через Нюрнберг, в Италию. Чистая, красивая страна. Приезжайте, поговорим. Ребята еще держатся. Кто на чем и кто как. Желаю вам удачи во всем. Искренне.
Игорь Дорогобед[ 15.09.2005 ]
   Это не так просто. Я человек работающий в смысле зарабатывающий на жизнь трудом отнюдь нелитературным, и свобода моя ограничена. А еще... как-то я отвык от России...
Юрий Иванов[ 15.09.2005 ]
   Хорошо сказали. Сам бы умотал!
ljiv1[ 13.09.2005 ]
   Это не просто хороший очерк, а классически написанный, именно с той долей лиризма и трагизма, который роднит его с хорошим рассказом.
   Прочитайте у Игоря еще "Дорогу к храму"(кажется так, о Кельнском Соборе), не пожалеете!
 
Юрий Иванов[ 14.09.2005 ]
   С удовольствием последую Вашей подсказке, уважаемая Валентина.
Тамара Москалёва[ 01.12.2005 ]
   -Хорошо... о хорошем человеке. Познавательно. Мастерски.
   Спасибо.
   С уважением - Тамара
 
Игорь Дорогобед[ 01.12.2005 ]
   Спасибо и Вам, Тамара. А таких людях, как Андрей Романович просто необходимо рассказывать, спокойно, последовательно и как бы незаметно делающих свое дело.
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 24.03.2006 ]
   Читая, слышишь Голос, декламирующий эту историю...
   Великолепно написано: умно, легко, проникновенно, душевно...
   
   Спасибо!

Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта